Автор: Головлева Светлана Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Магнитогорска
Наименование материала: Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей дошкольного возраста
Тема: Картотека дидактических игр
Раздел: дошкольное образование
Картотека дидактических игр по здоровьесбережению для детей
дошкольного возраста
Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна.
Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и
укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше
внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в
дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных
привычек,
которые
в
сочетании
с
обучением
дошкольников
здоровьесберегающим
технологиям
сохранения
и
укрепления
здоровья
приведут
к
положительным
результатам.
Что
же
это
такое?
Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы
оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду
- это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения;
процесс,
направленный
на
обеспечение физического, психического и социального благополучия детей.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации
педагогического процесса.
«Угадай на вкус»
Цель: уточнить
названия
фруктов,
овощей,
формировать
умения
определять их на вкус, называть и описывать.
Материал: тарелка с нарезанными овощами или фруктами
Ход игры. Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами или
фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща или фрукта и
задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»
Примечание: для маленьких детей лучше использовать плоды одного
вида (только фрукты или только овощи) с ярко выраженным вкусом.
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным,
бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание,
память.
Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и
позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.
Ход игры:
1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная
или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и
сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое
плохо»
2-ой вариант.
Показ
картинок можно сопровождать двигательной
активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют
прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.
Дидактическая игра
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным,
бережным
отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.
Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и
позити
вная картинка,
картинки с различными ситуациями.
Ход игры:
1ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная
или позитивная
картинка. Детям
предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия
объяснениями «что такое хорошо и что такое плохо»
2ой вариант.
Показ
картинок можно сопровождать двигательной активностью детей.
Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при
показе негативной
картинке садятся на пол.
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты»
Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных
продуктах,
упражнять
в
умении
их
дифференцировать,
формировать
потребность заботиться о своём здоровье
Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча
Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться.
Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.
Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч
дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй –
продукты, которые вредны для здоровья.
«Чем мы слушаем»
Цель: формировать
представления
о
помощнике
человека
(уши),
развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа
чувств, развивать логическое мышление.
Материал: музыкальные инструменты.
Ход игры. Воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных
инструментах, дети угадывают их.
- Что помогло вам услышать разные звуки?
- Давайте проверим.
Можно проверить так, по очереди закрывать глаза, нос, рот и уши и
опытным путём прийти к тому, что уши помогают нам слышать.
Дидактическая игра «Таня простудилась»
Цель: способствовать
формированию
навыка
пользования
носовым
платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать
рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Материал: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются
вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
Дидактическая игра «О чем говорит светофор»
Цель:
закреплять знания о значении цветов светофора и правила
поведения на улице.
Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные),
макет светофора.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного
цвета.
Последовательно
«переключают»
светофор,
а
дети
показывают
соответствующие
кружки
и
объясняют,
что
означает
каждый
сигнал.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении
цветов.
Дидактическая игра «Если кто-то заболел»
Цель: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо
вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в
вызове врача
Материал: телефон
Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы
вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер
телефона и называем по порядку:
фамилия, имя — адрес — возраст — жалобы
Дидактическая игра «Источники опасности»
Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами
возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов
по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода,
призы (фишки или картинки)
Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять
на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут
быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются
призами.
Дидактическая игра «Что где растёт»
Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
Материал: мяч
Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
- Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
- Где растёт ромашка? и т.д.
Дидактическая игра «По грибы»
Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение
различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал: картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов
Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям
предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.