Авторы: Лютых Наталья Николаевна, Мангушев Никита Евгеньевич
Должность: педагог-библиотекарь, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ
Населённый пункт: г.Ангарск
Наименование материала: статья
Тема: Сайт школьной библиотеки как новая форма работы
Раздел: среднее образование
МБОУ «СОШ №40» Ангарский городской округ.
«Сайт школьной библиотеки как новая форма работы с читателями»
2019-2022 гг
Педагог-библиотекарь первой квалификационной категории – Лютых Н.Н.
Педагог дополнительного образования – Мангушев Н.Е.
г.Ангарск
2021
1
Актуальность проекта.
В Стандартах нового поколения полноправным участником образовательного процесса,
влияющим на его результат и качество, декларируется школьная библиотека – современный
библиотечно-информационный центр(ШИБЦ).
Школа и школьная библиотека, будучи базовыми элементами образовательной системы,
должна достаточно гибко адаптироваться
к новому вектору развития, вовлекая в этот
процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам.
В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств,
приобретенных в процессе саморазвития.
Современные задачи образования направлены на формирование будущих успешно-активных
и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Школа и
школьная библиотека, будучи элементами системы образования, должны адаптироваться к
новому вектору развития, обеспечивая комплексное удовлетворение образовательных
потребностей каждого обучающегося с учетом его психического развития и индивидуальных
возможностей. Таким образом, на современном этапе к образовательному учреждению
предъявляются новые требования в создании условий, способствующих совершенствованию
образовательного процесса, повышению качества обучения на основе применения ИКТ,
интерактивных технологий в системе обучения и воспитания.
Замысел
проекта состоит
в
создании
сайта
школьной
библиотеки,
включающего
необходимый
перечень
функций,
обеспечивающих
современные
запросы
субъектов
образовательного учреждения.
В соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» библиотека выполняет
функции информационного, образовательного и культурного учреждения
1.Обеспечение информационными и методическими ресурсами учебно-воспитательного
процесса.
2.Пропаганда литературы и привлечение детей к чтению.
3.Развитие информационной культуры пользователей.
4.Воспитание
культурного
и
гражданского
самосознания,
помощь
в
социализации
обучающегося, развитие его творческого потенциала.
Сайт школьной библиотеки должен выполнять те же функции.
Цель проекта: создание сайта школьной библиотеки с целью активизации читательской
активности и повышению интереса читателей к школьной библиотеке.
Задачи:
2
1.Обеспечить учебно-воспитательный процесс путем информационно-библиографического
обслуживания пользователей. Обеспечение свободного доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям всем участникам образовательного процесса школы
посредством использования ресурсов, а также основных и "виртуальных" фондов
информационно-библиотечного центра школы
2.Активизация познавательной деятельности и читательской активности учащихся.
Формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3. Повышение уровня информационной культуры личности обучающихся.
4.Повышение эффективности услуг, предоставляемых школьным информационно-
библиотечным центром, за счёт освоения и внедрения в деятельность
новых информационно-коммуникативных технологий.
Сроки реализации проекта
2019-2022 г.
1 этап (2019-2020 год) – разработка программы, создание сайта школьной библиотеки.
2 этап (2020-2021гг.) - Этап реализации – реализация и корректировка сайта, освоение и
адаптация новых технологий информационного обслуживания, организация и проведение
мероприятий и мониторингаэффективности деятельности.
3 этап (2021-2022 гг) - Рефлексивно-обобщающий – анализ результатов, выделение проблем,
перспективный план развития.
Ожидаемые результаты:
1.
Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания
учащихся и учителей.
2.
Обеспечение широкого доступа учащихся, педагогов и родителей к информационным
ресурсам.
3.
Повышение читательской компетенции детей.
4.
Повышение ИКТ компетентности библиотекаря.
5.
Создание сайта школьной библиотеки и педагога-библиотекаря в социальных сетях.
Ресурсы
Кадровые
Материально-технические
Методические
3
Информационные
Организационные
Контроль исполнения программы
- Предварительный
- Текущий
- Поэтапный
- Итоговый
Контроль исполнения программы в целом осуществляет администрация образовательного
учреждения.
Ход реализации проекта.
1 этап. 2019-2020
На первом этапе прошел анализ интернет платформ для создания сайта. Мы остановили
свой выбор на Google.
Чтобы не отделять школу и школьную библиотеку был создан сайт школы №40 с
различными вкладками (Приложение №1)
Раздел «Школьная библиотека» было решено разделить согласно возрастным особенностям
детей : начальная и старшая школы. (Приложение №2)
Разделы для старшей школы:
Это интересно…
Конкурсы.
Библиотечные уроки.
Отдыхаем. Развиваемся.
В помощь школьной программе. (Приложение №3
Свои коррективы в нашу работу внесла ситуация во всем мире и карантин. И, как оказалось,
наш проект с сайтом «Школьная библиотека» оказался очень своевременным.
В разделе «Это интересно» для детей представлены различные интересные факты о событиях
и знаменательных датах в эти дни. (Приложение №4)
В разделе «Отдыхаем.Развиваемся.» посетителям предлагаются виртуальные прогулки по
городам и музеям Иркутска и Иркутской области. . (Приложение №5)
В разделе «В помощь школьной программе» посетителям представлены сайты для
самостоятельной подготовки к урокам и экзаменам. (Приложение №6)
Самая сложная работа предстояла в разделе «Библиотечные уроки» .
Была проделана огромная работа по «сжатию» и трансформации материала в дистанционную
форму. Цель работы- заинтересовать детей в прочтении, просмотре материала и итоговом
4
прохождении теста. Прохождение теста - это обратная связь с посетителями. Выявление
проблемных моментов в восприятии материала для дельнейшей отработки. Как оказалось,
эта форма работы современным детям очень близка и интересна. Она получила достаточно
хороший отклик. (Приложение №7)
Но самым востребованным оказался раздел «Конкурсы» .
Нашим читателям были предложены различные конкурсы :
«Селфи с любимой книгой»,
«Конкурс чтецов» к 75-летию Великой победы.
Конкур рисунков «Рисуем победу» (Приложение №8)
Наша работа в этом разделе оказалась самой востребованной и интенсивной. Материалы
принимались через различные мессенджеры, ВК, электронную почту. Родителям и
участникам конкурса предоставлен результат работы в итоговом видеоролике.
Заключение.
Первая стадия решения задач проекта (создание сайта и привлечение читателей)
реализованы с учетом первоначальных планов.
Созданный
информационный
ресурс
–
Web-сайт
школьной
библиотеки
соответствует главной идее проекта (предоставление новых информационных услуг).
Дальнейшее развитие проекта предполагается в двух направлениях:
1.Поддержка
жизнеспособности
сайта
путем
обновления
и
расширения
содержательной части.
2. Продолжения работы будет требовать раздел «Фотогалерея», полезные ссылки в
соответствующем разделе дополнятся новыми.
3. Повышен уровень информационной культуры.
4. Через библиотечные уроки
5. Через библиотечные уроки учащиеся освоили новые формы поиска информации.
5
Приложение №1
6
Приложение №2
7
Приложение №3
8
Приложение №4
9
Приложение №5
10
Приложение №6
11
Приложение №7
12
Приложение №8
13