Напоминание

"Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения"


Автор: Максимова Екатерина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУСО РБ Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Населённый пункт: с. Баргузин, Баргузинский район, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения"
Дата публикации: 05.02.2021
Раздел: высшее образование





Назад




Профилактика асоциального поведения подрастающего поколения

На современном этапе, проблема здоровья подрастающего поколения является одной из

самых актуальных для современного общества. Здоровье складывается из нескольких

компонентов: психическое, физическое, социальное, нравственное.

Асоциальное

поведение

- поведение,

противоречащее

общественным

нормам

и

принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В

условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных

установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому

проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более

значимой.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и

других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи должно создавать

комфортные, адекватные условия для развития школьников.

Нормальное «здоровое» поведение у подростка подразумевает под собой взаимодействие

подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его

возможность гармоничной социализации в обществе. Под нормой принято понимать

явление,

носящее групповой

характер.

Такие

нормы

позволяют уравновешивать

поведения

людей,

приводить

или

хотя

бы

стремиться

к

гармонизации

между

взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество

норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д.

Как

правило,

подросток,

характеризующийся

асоциальным

поведением,

имеет

определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к

межличностным

конфликтам;

упрямство;

нежелание

подчиняться

общепринятым

правилам поведения; трудности социальной адаптации.

Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального

поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту

подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных,

школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться,

демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может

сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с

жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а

также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к

изнасилованию).

- В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый

стереотип поведения у подростка, влекущее нарушение общественного порядка. Такое

поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной

опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще

всего психологи замечают проявления в таком поведение в виде оскорблений, побоев,

поджогах, вымогательстве, мелких кражах.

Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих

проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия,

анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры),

бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.

Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него

социальные факторы, например,: трудности в общении со сверстниками, принадлежность

к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка,

неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.

Статистически выведено психолагами, что чаще всего такое поведение возникает у

подростков в семьях которых:

имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после

болезней;

пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;

во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу,

враждебность к детям, невнимание;

нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;

имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная

опека над подростком.

Профилактические мероприятия в учебных заведениях:

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся, по вопросам асоциального поведения,

является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и

учебной

работе,

обеспечивающим

успешную

профилактику

правонарушений.

По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу

профилактики

правонарушений.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом,

художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений

воспитательной

деятельности,

способствующее

развитию

творческой

инициативы

ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного

поведения.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их

естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные

дети испытывают:

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих

будущих детей, так и здоровья всей России;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и

продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек

надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов,

спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой

своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой

программы.

Создавать

волонтерские

группы,

участвующие

в

этой

работе.

В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:

беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами

учащиеся;

беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного

руководителя самими учениками;

встречи

с

«интересными

людьми»,

общение

с

которыми

продемонстрируют

преимущества здорового образа жизни;

«уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей

телепередач.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции,

гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

милосердие, доброта и здоровье;

природа и здоровье;

любовь и здоровье;

здоровье и успешная карьера;

мода и здоровье;

фигура и здоровье;

спорт и здоровье;

компьютерные игры и здоровье;

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных

представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального

поведения.

Проведение

бесед

на

классных

часах,

родительских

собраниях,

разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные

поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует

информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за

вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию,

особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб,

причиненный

их

детьми..

6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить

работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать

усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской

общественностью.

Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть

представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося

в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности

конкретного школьника с девиантным поведением.

Понаблюдайте за поведением своего ребенка, и если есть первичные признаки для

беспокойства, обратитесь к специалисту-психологу. Не стоит запускать ситуацию!



В раздел образования