Напоминание

"Этика общения в семье"


Автор: Людмила Алексеевна Аалто
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №121
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: статья
Тема: "Этика общения в семье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Этика общения. Воспитание ребенка в

семье.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё

им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только

в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий

ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его

манеры. Случается, что даже хорошо образованные люди не

всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе

элементарных норм культуры поведения. Быть культурным,

воспитанным не является достоянием избранного круга

людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно

вести себя в любой обстановке - право и обязанность

каждого человека.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье.

Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт

ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах

нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье

складываются жизненные планы и идеалы человека.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании

личности ребёнка также принимают активное участие и

школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни.

Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов

ребёнка.

А

поэтому

уровень

нравственной

культуры

родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт

социального

общения,

семейные

традиции

и

нормы

поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее

значение в воспитании ребёнка.

Под

термином “культура

поведения” мы

понимаем совокупность

полезных

для

общества

устойчивых форм повседневного поведения в быту, в

общении, в различных видах деятельности.

Культура поведения выражает, с одной стороны,

нравственные требования общества, с другой - усвоение

положений,

направляющих,

регулирующих

и

контролирующих

поступки

и

действия

учащихся.

Усвоенные

человеком

правила

превращаются

в

воспитанность

личности.

В

культуре

поведения

органически слиты культура общения, культура внешности,

культура деятельности, культура речи.

В соответствии с этими компонентами можно выделить

следующие задачи воспитания культуры поведения у детей,

которые стоят перед родителями:

Формирование культуры деятельности.

Она проявляется в поведении ребенка на уроках, во время

перемен, в выполнении трудовых поручений дома и в

школе, в привычке доводить до конца начатое дело, в

отношении детей к общественному имуществу, как к своим

личным вещам, в умении дорожить временем, регулировать

свою деятельность и отдых, в воспитании уважения к

людям и результатам их труда.

Формирование культуры общения.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком

норм и правил общения с взрослыми и сверстниками,

основанных

на

уважении

и

доброжелательности,

с

использованием соответствующего словарного запаса и

форм

обращения,

а

также

вежливое

поведение

в

общественных

местах,

в

быту.

Культура

общения

предполагает

умение

не

только

действовать

нужным

образом, но и воздерживаться от неуместных в данной

обстановке действий, слов, жестикуляции.

Формирование культуры речи.

Подразумевает наличие достаточного запаса слов, умение

говорить, выражать свои мысли, сохраняя спокойный тон.

Культура

чтения.

В

речи

человека,

как

в

зеркале,

отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи

состоит в ее нормированности, то есть в подчинении

определенным нормам (правилам) произношения, ударения,

построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности,

эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в

отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости,

образности, выразительности. Большое значение имеют

темп речи, интонация, владение мимикой и жестами,

которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл

сказанного.

Формирование навыков личной и общественной гигиены.

Ребенок должен уметь следовать элементарным правилам

личной гигиены, следить за чистотой и опрятностью своих

вещей и это касается не только одежды, но и школьных

принадлежностей. Опрятность должна быть во всем.

Решение всех задач по формированию культуры

поведения помогает общению ребенка с окружающими,

обеспечивает

ему

эмоциональное

благополучие

и

комфортное

самочувствие.

Культура

поведения

тесно

связана с внутренней культурой человека, требованиями

эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями.

Внутренняя

культура во

многом определяет

внешнее

поведения человека, но и внешняя сторона поведения

влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть

выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой.

Небрежность

во

внешнем

виде,

грубость,

невнимательность, бестактность постепенно формируют

соответствующие негативные качества личности. Поэтому с

раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями

правил

культурного

поведения,

привычками

их

выполнения.

Успешное формирование этих правил начинается в

семье и только посредством личного примера родителей.

Поведение родителей определяет поведение детей. Очень

важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось

конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых

теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок

видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят

ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают

от этого правила, все воспитание может пойти насмарку) .

О важности роли личного примера родителей известно

давно.

Я

хочу

процитировать

Л.Н.Толстой,

который

определил роль личного примера следующим образом:

"Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы

воспитываем.

Воздействовать

же

на

сердце

можно

заразительностью

примера.

Ребенок

увидит,

что

я

раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других

делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей

жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу

только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим

положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то,

что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не

верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков

обратных:

кротости,

смирения,

трудолюбия,

самопожертвования,

воздержания,

правдивости,-

и

заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми

красноречивыми и разумными поучениями".

Если мы учим ребенка честности и при этом ведем

себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку

или по отношению к другим людям), то скорее всего он

заметит

(сознательно

или

же

подсознательно)

несоответствие

между

нашими

словами

и

делом.

Требовать от ребенка быть честным могут лишь те

родители, которые честны сами. В данном случае личный

пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений

морали. В психологии есть такой термин: "незаметное

воспитание" - это и есть воздействие на ребенка обстановки

в семье, поведения родителей в той или иной ситуации, их

отношения к ребенку, их эмоциональных и энергетических

состояний. Подмечено, что "незаметное воспитание" влияет

на ребенка больше, чем "заметное» - психологи заявляют:

"Слова

не

воспитывают, дети становятся такими, как их родители,

только еще хуже".

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители – пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит. (Себастьян Брандт)



В раздел образования