Автор: Людмила Алексеевна Аалто
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №121
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: статья
Тема: "Этика общения в семье"
Раздел: дошкольное образование
Этика общения. Воспитание ребенка в
семье.
Дети являются гордостью своих родителей. В них всё
им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только
в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий
ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его
манеры. Случается, что даже хорошо образованные люди не
всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе
элементарных норм культуры поведения. Быть культурным,
воспитанным не является достоянием избранного круга
людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно
вести себя в любой обстановке - право и обязанность
каждого человека.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье.
Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт
ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах
нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье
складываются жизненные планы и идеалы человека.
Конечно, нельзя отрицать, что в формировании
личности ребёнка также принимают активное участие и
школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни.
Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов
ребёнка.
А
поэтому
уровень
нравственной
культуры
родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт
социального
общения,
семейные
традиции
и
нормы
поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее
значение в воспитании ребёнка.
Под
термином “культура
поведения” мы
понимаем совокупность
полезных
для
общества
устойчивых форм повседневного поведения в быту, в
общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения выражает, с одной стороны,
нравственные требования общества, с другой - усвоение
положений,
направляющих,
регулирующих
и
контролирующих
поступки
и
действия
учащихся.
Усвоенные
человеком
правила
превращаются
в
воспитанность
личности.
В
культуре
поведения
органически слиты культура общения, культура внешности,
культура деятельности, культура речи.
В соответствии с этими компонентами можно выделить
следующие задачи воспитания культуры поведения у детей,
которые стоят перед родителями:
Формирование культуры деятельности.
Она проявляется в поведении ребенка на уроках, во время
перемен, в выполнении трудовых поручений дома и в
школе, в привычке доводить до конца начатое дело, в
отношении детей к общественному имуществу, как к своим
личным вещам, в умении дорожить временем, регулировать
свою деятельность и отдых, в воспитании уважения к
людям и результатам их труда.
Формирование культуры общения.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком
норм и правил общения с взрослыми и сверстниками,
основанных
на
уважении
и
доброжелательности,
с
использованием соответствующего словарного запаса и
форм
обращения,
а
также
вежливое
поведение
в
общественных
местах,
в
быту.
Культура
общения
предполагает
умение
не
только
действовать
нужным
образом, но и воздерживаться от неуместных в данной
обстановке действий, слов, жестикуляции.
Формирование культуры речи.
Подразумевает наличие достаточного запаса слов, умение
говорить, выражать свои мысли, сохраняя спокойный тон.
Культура
чтения.
В
речи
человека,
как
в
зеркале,
отражается его культура, воспитанность. Эстетика речи
состоит в ее нормированности, то есть в подчинении
определенным нормам (правилам) произношения, ударения,
построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности,
эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в
отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости,
образности, выразительности. Большое значение имеют
темп речи, интонация, владение мимикой и жестами,
которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл
сказанного.
Формирование навыков личной и общественной гигиены.
Ребенок должен уметь следовать элементарным правилам
личной гигиены, следить за чистотой и опрятностью своих
вещей и это касается не только одежды, но и школьных
принадлежностей. Опрятность должна быть во всем.
Решение всех задач по формированию культуры
поведения помогает общению ребенка с окружающими,
обеспечивает
ему
эмоциональное
благополучие
и
комфортное
самочувствие.
Культура
поведения
тесно
связана с внутренней культурой человека, требованиями
эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями.
Внутренняя
культура во
многом определяет
внешнее
поведения человека, но и внешняя сторона поведения
влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть
выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой.
Небрежность
во
внешнем
виде,
грубость,
невнимательность, бестактность постепенно формируют
соответствующие негативные качества личности. Поэтому с
раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями
правил
культурного
поведения,
привычками
их
выполнения.
Успешное формирование этих правил начинается в
семье и только посредством личного примера родителей.
Поведение родителей определяет поведение детей. Очень
важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось
конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых
теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок
видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят
ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают
от этого правила, все воспитание может пойти насмарку) .
О важности роли личного примера родителей известно
давно.
Я
хочу
процитировать
Л.Н.Толстой,
который
определил роль личного примера следующим образом:
"Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы
воспитываем.
Воздействовать
же
на
сердце
можно
заразительностью
примера.
Ребенок
увидит,
что
я
раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других
делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей
жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу
только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим
положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то,
что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не
верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков
обратных:
кротости,
смирения,
трудолюбия,
самопожертвования,
воздержания,
правдивости,-
и
заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми
красноречивыми и разумными поучениями".
Если мы учим ребенка честности и при этом ведем
себя не всегда честно (неважно, по отношению к ребенку
или по отношению к другим людям), то скорее всего он
заметит
(сознательно
или
же
подсознательно)
несоответствие
между
нашими
словами
и
делом.
Требовать от ребенка быть честным могут лишь те
родители, которые честны сами. В данном случае личный
пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений
морали. В психологии есть такой термин: "незаметное
воспитание" - это и есть воздействие на ребенка обстановки
в семье, поведения родителей в той или иной ситуации, их
отношения к ребенку, их эмоциональных и энергетических
состояний. Подмечено, что "незаметное воспитание" влияет
на ребенка больше, чем "заметное» - психологи заявляют:
"Слова
не
воспитывают, дети становятся такими, как их родители,
только еще хуже".
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит. (Себастьян Брандт)