Автор: Бенькивская Наталья Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №47 имени М.П.Ситко
Населённый пункт: г.Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: «Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации дистанционного обучения географии».
Раздел: среднее образование
«
Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации
дистанционного обучения географии».
Учитель географии ГБОУ СОШ № 47
имени М.П.Ситко г.Севастополя
Михина Наталья Владимировна
С самых древних времен люди мечтали перемещаться в пространстве, а
с появлением компьютеров и развитием сети Интернет эта мечта становится
реальностью. Коммуникационные технологии предоставляют возможности
общения в реальном времени, с различными людьми, преодолевая барьеры
огромных расстояний и языка общения. Однако помимо общения человеку
также необходимо удовлетворять потребности в культурном, физическом,
познавательном и духовном развитии. Среди множества сетевых ресурсов,
объединяющих
образовательный
процесс
с
реальной
жизнью
и
обеспечивающих
учащимся
через
их
непосредственные
наблюдения,
знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, служат
виртуальные интерактивные экскурсии.
Виртуальные экскурсии понятие новое, в методическом плане – это
инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия
1
рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие,
перенесенное
в
соответствии
с
определенной
образовательной
или
воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. На
основании
данного
определения
виртуальную
экскурсию
можно
рассматривать как организационную форму обучения, отличающуюся от
реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих
объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора
необходимых фактов и т.д. Виртуальную экскурсию можно сопроводить
дополнительно аудио файлами.
Проведение
занятия
в
такой
форме,
может
являться
вполне
обоснованной формой обучения. Практически в каждой учебной дисциплине
может быть использована данная форма обучения (литература, история,
математика, биология, география, экономика и т.д.).
Виды, способы создания виртуальной экскурсии
В
методической
литературе
приводятся
различные
классификации
экскурсий.
По
содержанию
можно
выделить
следующие
виды
виртуальных
экскурсий:
1)
обзорные,
где
собраны
элементы
нескольких
экскурсий,
объединенных
общей темой;
2) тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные
темы;
2
3) биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией
выдающихся людей.
На практике же деление экскурсий на чётко определённые группы
носит условный характер.
С точки зрения использования информационных технологий можно
рассматривать классификацию по способу создания виртуальной
экскурсии.
Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:
1) использование технологий создания презентации;
2) использование инструментов сайтостроения (создание графических
карт, гиперссылок);
3) использование геоинформационных систем (yandex,google и др.);
4) 3D-моделирование (создание модели отдельного объекта);
5) использование панорамных композиций (создание горячих точек и
переходов).
Создавая виртуальную экскурсию по той или иной теме, педагог
углубляют знания, полученные в процессе самообразования, расширяют
навыки
поиска
необходимой
информации,
используя
при
этом
все
возможные пути - традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов.
Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной
экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам
добиться успешного результата.
Географическое
образование
–
важная
составляющая
общеобразовательной области. Особенность географии обусловлена тем, что
она рассматривает процессы, объекты и явления природного и социального
происхождения. Сегодня важно создать условия для развития представления
о сложности взаимодействия элементов природной среды, развивать
самостоятельность в процессе добывания знаний.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовательном процессе породило огромное количество новых форм и
методов работы. Одной из форм использования ИКТ являются виртуальные
3
путешествия, которые помогают сформировать пространственные образы у
учащихся.
Дети всегда любят путешествовать, в путешествии развивается
кругозор, ребенок получает новые впечатления, знания об окружающем
мире, его душевный и интеллектуальный багаж обогащается. Но в наше
время возможность совершить путешествие есть далеко не у всех.
Виртуальное путешествие является одним из самых зрелищных и доступных
способов
визуализации,
что
позволяет
совершать
увлекательные
виртуальные экскурсии и создает у учащихся иллюзию присутствия.
На сегодняшний день обычная фотография не может так полноценно и
привлекательно презентовать окружающее пространство, как это можно
сделать виртуальным путем. Виртуальную экскурсию можно создать в виде
презентации, сайта, фильма или компьютерной программы. Наиболее
приемлемым способом является создание презентации и фильма.
Виртуальные путешествия создаются из панорамных фотографий.
Панорамная фотография – изображение, позволяющее рассмотреть большой
угол обзора, демонстрирует вид местности из одной точки. На основе
панорамных
фотографий
составляется
виртуальное
путешествие.
Виртуальное путешествие – это определенная комбинация виртуальных
экскурсий в соответствии с данной темой. Виртуальные путешествия
позволяют ознакомить учащихся с объектом посещения в условиях,
приблиенных к реальным. Виртуальные путешествия можно сопроводить
дополнительно
аудиофайлами.
Учащиеся
совершают
настоящее
4
путешествие, перемещаясь из одной панорамы в другую. Виртуальные
путешествия позволяют практически «вживую» ознакомить учащихся с
данным географическим явлением или объектом.
Основные элементы создания виртуального путешествия:
–карта виртуального путешествия;
–выбор панорамных фотографий;
–всплывающие окна с текстом, видео;
–звуковое сопровождение.
При создании виртуальных путешествий желательно использовать
именно
панорамные
фотографии,
которые
помогают
управлять
пространством. С их помощью можно оглядеться вокруг, посмотреть в
любую сторону, увеличить изучаемый объект и рассмотреть пейзаж более
детально.
На начальной стадии изучения географии мы с учащимися пятых
классов совершаем виртуальное кругосветное путешествие в теме
«Географические открытия». При изучении темы «План местности»
проводится виртуальное путешествие по различным изображениям земной
поверхности.
При изучении темы
«Литосфера и
рельеф Земли» –
виртуальное путешествие по строению вулкана, виртуальное путешествие
по основным зонам землетрясений и вулканизма, виртуальное путешествие
на дно Мирового океана.
В курсе «География материков и океанов», важным является
обобщение
и
систематизация
физико-географических
и
экономико-
географических знаний об океанах и материках, странах Австралии,
Африки, Южной и Северной Америки. Ведь если человек знает, что
происходит на больших пространствах, ему легче понимать и оценивать то,
что происходит в природе и обществе, находящихся в непосредственной
близости от него.
При изучении данного курса использую следующие темы:
5
1)«Виртуальное путешествие по Мировому океану», где
рассказывается о том, какое влияние оказывают необозримые вод-
ные пространства на сушу, на климат всей планеты, какие несмет-
ные богатства таят в себе воды и донные отложения океанов, ка-
ковы перспективы дальнейшего освоения их человечеством;
2)«Виртуальное путешествие вокруг Африки», при изучении
темы «Географическое положение материка», с нанесением всех
географических объектов на контурную карту;
3)«Виртуальное путешествие по Тихому океану» и т.д.
В курсе «География материков и стран» главное внимание уделяется
изучению
ключевых
стран.
Учебная
программа
для
этого
класса
предусматривает
детальную
характеристику
природы
при
изучении
материка в целом, а на уровне регионов и стран основное внимание
уделяется изучению общественно-географической процессов и явлений.
Однако в современной географической науке не существует единого
подхода к социально-экономической регионализации мира, а так же
отдельных его частей. Во многом это обусловлено динамичностью
общественной жизни, существенными изменениями, которые постоянно
происходят на политической карте мира. Виртуальные путешествия в этом
курсе призваны содействовать пониманию учащимися географических
процессов и делают текстовый материал более доступным и конкретным.
Именно, при изучении тем, которые вызывают наибольший интерес
учащихся и учителю тяжело выстроить в логической последовательности ту
информацию,
которой
уже
владеют
учащиеся.
Например,
уроки,
6
посвященные изучению отдельных стран: «Германия», «Великобритания и
Франция», «Япония», «Китай», и т.д.
При изучении курса «Географии России» учащиеся могут проводить
краеведческое
исследование
особенностей
природы,
населения
и
хозяйственной деятельности своего города, области, страны.
Использование виртуальных путешествий идет на различных этапах
урока. Все вышеперечисленные темы используются в основном на этапе
изучения нового материала, после чего изученный материал остается в
памяти как яркий образ и помогает стимулировать познавательную
деятельность учащихся. В курсе «География материков и стран» на этапе
рефлексии и подведении итогов работы учащимся предлагается составить
«географический образ страны» (написать 5–10 слов, наиболее полно
отражающих
описание
страны).
В
качестве
актуализации
знаний
виртуальные путешествия составляют учащиеся одиннадцатых классов
самостоятельно. Так как курс «Общая география» является заключительным
и обобщающим курсом в системе школьного географического образования,
на первое место ставится уровень готовности учащегося применять
усвоенные знания, т.е. его компетентность в различных видах деятельности.
Общая география позволяет приблизить учащихся к тем проблемам
человечества, которые им самим в скором времени предстоит решать.
Поэтому на этом этапе учащимся предоставляется возможность с помощью
интернет-ресурсов расширить базу курса и создать презентации по теме
«Глобальные проблемы человечества и роль географии в их решении».
Именно
география
как
мировоззренческий
предмет
должна
помочь
учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с
окружающей средой.
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных
на данный момент способов представления информации, поскольку они
создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия, по
сути, это – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить
7
видео, графику, текст, ссылки. Но в отличие от видео или обычной серии
фотографий, виртуальные экскурсии обладают интерактивностью.
Виртуальная экскурсия, конечно, не заменит личное присутствие, но
позволит получить достаточно полное впечатление об изучаемом объекте.
Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
не покидая учебного кабинета, можно посетить и познакомиться с
объектами, расположенными за пределами города, области и даже страны;
за один урок можно посетить несколько объектов: музеев,
заповедников, природных сообществ;
автоматизация обработки информации об изучаемом объекте
повышает производительность образовательного процесса;
виртуальная
экскурсия
с
помощью
компьютера
помогает
ознакомиться
с
методами
поиска,
систематизации
и
наглядного
представления информации;
преимуществами являются доступность, возможность повторного
просмотра, наглядность и др.;
в ходе экскурсии зрители не только видят объекты, на основе
которых раскрывается тема, они слышат запись, получая об этих объектах
необходимую информацию, но также они овладевают практическими
навыками самостоятельного наблюдения и анализа;
разработка и проведение виртуальных экскурсий способствует
закреплению знаний по современным компьютерным технологиям;
протяженность по времени проведения от одного академического
часа (45 минут) до более длительного времени;
наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);
наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;
наглядность,
зрительное
восприятие,
показ
экскурсионных
объектов на месте их расположения;
передвижение участников экскурсии по заранее составленному
маршруту;
целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы;
8
активная
деятельность
участников
(наблюдение,
изучение,
исследования объектов).
Отсутствие хотя бы одного признака из выше перечисленных лишает
права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Если мы научим обучающихся не только работать, учиться,
преодолевать трудности, но и получать от этого удовольствие – тогда можно
сказать, что основную цель, которая ставится перед образованием, мы
выполняем.
9