Авторы: Бойназарова Гульнора Саиджоновна, Новикова Наталья Александровна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МКОУ Сокурская СОШ структурное подразделение
Населённый пункт: НСО Мошковский район село Сокур
Наименование материала: статья
Тема: Развитие пересказа у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
УДК 373.2
Г. С. Бойназарова
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ
5-6 ЛЕТ»
Аннотация. В представленной статье рассматривается вопрос нарушений пересказа у
дошкольников.
Представлены этапы работы над развитием пересказа,
которое закладывает
успешное дальнейшее обучение в школе.
Пересказ является организованным видом речи,
поэтому требует специального воспитания.
Ключевые слова: связная речь,
монологическая речь,
типы текстов,
средство связи,
языковые представления, общее недоразвитие речи.
Важнейшим условием успешности обучения ребенка
в школе является
развитие
пересказа.
Ведь
на
сложные
вопросы
школьной
программы
необходимо давать развернутые ответы, воспроизводить содержание текстов из
учебников,
только
обладая
хорошо
развитым пересказом ребенок
сможет
справляться с данными задачами.
Формирование пересказа у детей 5-6 лет – изначально сложный процесс,
который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.
Существует
ряд методик,
методических разработок,
научных трудов,
статей по развитию пересказа у детей 5-6 лет
(В. В. Воробьёва,
В. П. Глухов,
Л. Н. Ефименкова, И. Тихеева, Т. А. Ткаченко и др.).
Под пересказом подразумевается вид работы ребенка,
средство развития
речи на
основе
образца.
Оно состоит
в
изложении ребенком содержания
прочитанного текста как художественного,
так и научного,
в усвоении его
логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.
Традиционные виды пересказа для детей 5-6 лет: подробный, или близкий
к
тексту;
краткий
или
сжатый;
выборочный;
с
перестройкой
текста;
с
творческими дополнениями.
Цель развития пересказа у детей 5-6 лет
– обогатить и разнообразить
речь, приучить к последовательности и точности изложения.
Требования к пересказам :
1.
Осмысленность,
то есть,
полное понимание текста,
является главным в
обучении.
2.
Полнота
передачи
произведения,
то
есть
отсутствие
существенных
пропусков, нарушающих логику изложения.
3.
Последовательность и связность пересказа.
4.
Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена
некоторых слов синонимами.
5.
Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.
6.
Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения
во время пересказа.
Дети 5-6 лет затрудняются в построении конструкции пересказа.
При
рассказывании они не умеют последовательно и достаточно полно излагать
свои мысли, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Творческий пересказ
детям старшего дошкольного возраста
дается
с
большим трудом,
испытывают серьезные затруднения в определении замысла
рассказа,
в
изложении
последовательного
развития
сюжета.
Нередко
выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.
Также в пересказе возникают пропуски,
искажения, перестановки материала и
пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала.
Основные направления работы по формированию пересказа у детей 5-6
лет.
1этап – подготовительный.
Цель:
формирование и развитие
лексико-
грамматических
строя
речи,
построение
развернутой
фразы и
простых
предложений.
Систематичность
обеспечивается
ежедневным
проведением
разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также
на занятиях, построенных в игровой форме.
Систематическое
проведение
игр
помогает
в
решении
вопросов
умственного развития детей,
так как,
совершенствуется такое ценное качество
памяти,
как
припоминание.
Речь
у детей старшего дошкольного возраста
становится более четкой, правильной, выразительной.
2 этап – основной.
Цель второго этапа:
повысить речевую активность и
произвольность
внимания,
то
есть
развивать
навыки
звукового
анализа,
сократить количество лексико-грамматических ошибок.
3
этап
–
заключительный.
Цель
третьего
этапа
работы
состоит
непосредственно из проведения игр и упражнений, которые помогут закрепить
полученные знания и навыки у детей 5- 6 лет.
Очень важно то,
как взрослый слушает рассказы ребёнка.
Каким бы
«слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался этот
рассказ,
всегда
необходимо с большим вниманием и заинтересованностью прослушать его до
конца.