Напоминание

Развитие пересказа у детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Бойназарова Гульнора Саиджоновна, Новикова Наталья Александровна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МКОУ Сокурская СОШ структурное подразделение
Населённый пункт: НСО Мошковский район село Сокур
Наименование материала: статья
Тема: Развитие пересказа у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК 373.2

Г. С. Бойназарова

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПЕРЕСКАЗА У ДЕТЕЙ

5-6 ЛЕТ»

Аннотация. В представленной статье рассматривается вопрос нарушений пересказа у

дошкольников.

Представлены этапы работы над развитием пересказа,

которое закладывает

успешное дальнейшее обучение в школе.

Пересказ является организованным видом речи,

поэтому требует специального воспитания.

Ключевые слова: связная речь,

монологическая речь,

типы текстов,

средство связи,

языковые представления, общее недоразвитие речи.

Важнейшим условием успешности обучения ребенка

в школе является

развитие

пересказа.

Ведь

на

сложные

вопросы

школьной

программы

необходимо давать развернутые ответы, воспроизводить содержание текстов из

учебников,

только

обладая

хорошо

развитым пересказом ребенок

сможет

справляться с данными задачами.

Формирование пересказа у детей 5-6 лет – изначально сложный процесс,

который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи.

Существует

ряд методик,

методических разработок,

научных трудов,

статей по развитию пересказа у детей 5-6 лет

(В. В. Воробьёва,

В. П. Глухов,

Л. Н. Ефименкова, И. Тихеева, Т. А. Ткаченко и др.).

Под пересказом подразумевается вид работы ребенка,

средство развития

речи на

основе

образца.

Оно состоит

в

изложении ребенком содержания

прочитанного текста как художественного,

так и научного,

в усвоении его

логики, композиции, лексики, синтаксиса, образных средств.

Традиционные виды пересказа для детей 5-6 лет: подробный, или близкий

к

тексту;

краткий

или

сжатый;

выборочный;

с

перестройкой

текста;

с

творческими дополнениями.

Цель развития пересказа у детей 5-6 лет

– обогатить и разнообразить

речь, приучить к последовательности и точности изложения.

Требования к пересказам :

1.

Осмысленность,

то есть,

полное понимание текста,

является главным в

обучении.

2.

Полнота

передачи

произведения,

то

есть

отсутствие

существенных

пропусков, нарушающих логику изложения.

3.

Последовательность и связность пересказа.

4.

Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена

некоторых слов синонимами.

5.

Плавность пересказа, отсутствие длительных ненужных пауз.

6.

Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения

во время пересказа.

Дети 5-6 лет затрудняются в построении конструкции пересказа.

При

рассказывании они не умеют последовательно и достаточно полно излагать

свои мысли, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Творческий пересказ

детям старшего дошкольного возраста

дается

с

большим трудом,

испытывают серьезные затруднения в определении замысла

рассказа,

в

изложении

последовательного

развития

сюжета.

Нередко

выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Также в пересказе возникают пропуски,

искажения, перестановки материала и

пересказ не соответствует содержанию и структуре оригинала.

Основные направления работы по формированию пересказа у детей 5-6

лет.

1этап – подготовительный.

Цель:

формирование и развитие

лексико-

грамматических

строя

речи,

построение

развернутой

фразы и

простых

предложений.

Систематичность

обеспечивается

ежедневным

проведением

разнообразных игр: на прогулке, перед завтраком, второй половине дня, а также

на занятиях, построенных в игровой форме.

Систематическое

проведение

игр

помогает

в

решении

вопросов

умственного развития детей,

так как,

совершенствуется такое ценное качество

памяти,

как

припоминание.

Речь

у детей старшего дошкольного возраста

становится более четкой, правильной, выразительной.

2 этап – основной.

Цель второго этапа:

повысить речевую активность и

произвольность

внимания,

то

есть

развивать

навыки

звукового

анализа,

сократить количество лексико-грамматических ошибок.

3

этап

заключительный.

Цель

третьего

этапа

работы

состоит

непосредственно из проведения игр и упражнений, которые помогут закрепить

полученные знания и навыки у детей 5- 6 лет.

Очень важно то,

как взрослый слушает рассказы ребёнка.

Каким бы

«слабосюжетным» и «малозанимательным» ни казался этот

рассказ,

всегда

необходимо с большим вниманием и заинтересованностью прослушать его до

конца.



В раздел образования