Напоминание

Формирующее оценивание в условиях ФГОС


Автор: Толмачева Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ гимназия №9
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Статья"Инструментарий при переходе от традиционного оценивания к формирующему оцениванию"
Тема: Формирующее оценивание в условиях ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Инструментарий при переходе от традиционного оценивания к

формирующему оцениванию

Толмачева Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории МАОУ гимназии №9 г. Березники

«От оценивания обучения к оцениванию для обучения»

Проблема оценивания знаний и стремления учащихся к знаниям всегда

была актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда радикальные

перемены охватили все общество. Для меня данная проблема была актуальна

еще в прошлом веке, в условиях существования

традиционной системы

оценивания. Используя на уроках разнообразные формы и методы работы, я

делала первые шаги к формирующему оцениванию. Я смело оценивала

учащихся на этапе урока «Постановка цели», когда они собственным путем, с

максимальной научностью решали поставленную задачу. В итоге к концу

учебного года все учащиеся справлялись с данным заданием. Организуя

групповую работу, я четко планировала роль каждого ученика в группе, на

разных уроках роли менялись и каждый знал, что его труд будет оценен им

самим, членами группы и учителем. Вызывала восторг у учащихся, оценка

работы в парах, когда им выпадал жетон «доверие». Это означало, что я

доверяю и оценка, полученная в парной работе, будет выставлена в журнал.

Тогда далеко не каждый коллега поддерживал меня, как и сейчас не все готовы

принять формирующее оценивание.

Поэтому продуктивное формирование

формирующего оценивания, развитие оценочных умений в современной школе

невозможно без глубокого и всестороннего анализа степени разработанности

данного вопроса в педагогической теории.

Прежде чем перейти к вопросу об инструментариях

формирующего

оценивания обучающихся

на уроках, остановлюсь лишь на некоторых

понятиях темы, без понимания которых переход к новому виду оценивания

практически не возможен. Обратимся к определению понятий « оценивание» и

«формирующее оценивание».

Оценивание (традиционная школа) - это способ текущего контроля учебных

достижений

учащегося.

Оно

проводилось

учителем

и

предполагало

систематическую проверку, а также оценку письменных работ и устных

ответов ученика. По данным международного сравнительного исследования

PIRLS 2006 для отечественных учителей основной целью оценивания в классе

было собственно выставление отметок и информирование родителей об

успехах ученика. 99% российских учителей, участвовавших в международном

исследовании, именно так ответили на вопрос о том, для чего они оценивают

результаты учеников. Значительно реже данная информация использовалась

учителем для корректировки преподавания или определения индивидуальных

потребностей учеников, организации учебных групп и дифференциации

учебных задач. Менее всего оценивание в классе являлось источником данных

для местных или региональных мониторингов качества обучения.

В современной педагогической науке есть множество определений данного

понятия.

Оценивание -

процесс соотношения полученных результатов и

запланированных целей, процесс, формализованный или экспертный, который

завершается оценкой. Оценивание - комплексный процесс:

по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и

воспитания,

по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых

важных решений конечного обучения.

Формирующее (внутреннее) оценивание – оценивание, которое нацелено на

определение

индивидуальных

достижений

каждого

учащегося

и

не

предполагает, как сравнение результатов, продемонстрированных разными

учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка

ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении

учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с

максимальной

эффективностью.

Именно

в

процессе

такой

оценочной

деятельности педагог может четко и доходчиво формулировать цели изучения

предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную

картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя

учащихся на достижение максимально возможного уровня. Обучающие

осваивают

принципы

самооценки

и

способы

улучшения

собственных

результатов,

разделяют

с

учителем

ответственность

за

собственное

образование.

Цель формирующего оценивания - способствовать улучшению

результатов каждого отдельно взятого ученика.

Ключевые характеристики формирующего оценивания:

Встроено в процесс обучения

Предполагает обсуждение учебных целей с учениками

Нацелено на то, чтобы помочь ученикам осознавать учебные стандарты

Вовлекает учеников в самооценивание или партнёрское оценивание

Обеспечивает обратную связь: помогает ученикам наметить следующие шаги в

учении

Укрепляет уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений

Вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных

оценивания

Пять принципов формирующего оценивания:

1.

Учитель регулярно обеспечивает обратную связь;

2.

Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного

обучения;

3.

Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения

результатов обучения учащихся;

4.

Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает

мотивацию и самооценку учащихся;

5.

Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и

способам улучшения собственных результатов.

Главное достоинство формирующего оценивания в том, что вместо

воспроизведения знаний мы оцениваем разные направления деятельности

учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных

практических задач.

Введение «формирующего оценивания», возможно сегодня наряду с

традиционными видами итоговой оценки. Формирующее оценивание по своему

смыслу ближе к диагностическому, оно позволяет педагогу узнать стадию

продвижения каждого конкретного учащегося в определённой познавательной

области, определяя степень уяснения материала учащимся, его иначе можно

назвать – «оценивание для обучения». Кто выставляет оценку при

«формирующем оценивании»? Это может быть:

• Ежедневная самооценка учеников с ориентиром на единые ко всем учащимся

оценочные критерии.

• Получение регулярной оценки учебной деятельности, систематическая связь -

учитель-ученик.

• Партнёрское взаимооценивание результатов работы учащимися по предмету

при групповой работе.

Реализация «формирующего оценивания» происходит через изменение

инструментария – форм и методов оценивания. Инструментарий уровня

обучающегося может содержать: самооценку, критериальную оценку,

рефлексию, действия обучающегося по запросу на экспертную оценку учителя.

Приоритетными в диагностике при формирующем оценивании становятся не

репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные

задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником

в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Это

позволяет обучающимся проявить свои способности в оценке событий,

обозначить свою жизненную позицию, личностные цели.

Отличным инструментом на уроках истории и обществознания (может быть

использован и на других уроках) является оценочный лист. Скучное название

для обучающихся заменено на более привлекательное «Я готовлюсь ко

взрослой жизни». Оценочный лист стабильно имеет указанную ниже форму,

меняется только тема, разделы листа остаются прежними.

«Я готовлюсь к взрослой жизни».

Я

думаю

самооценка

Мы

думаем

(парная

работа)

Оценка

в паре

Оценка

группы

(групповая

работа)

Общее

мнение

группы

по

вопросу

Мне(нам)

помогают

учебник,

литература,

интернет

Данный лист по одной теме может быть выдан от одного до трех раз на

разных уроках. При этом ученики, которые достигли отличного результата с

первого раза, не получают оценочный лист повторно, и назначаются

консультантами при парной и групповой работе. Стоит отметить, что

содержание первой колонки наполняется каждый раз за счет знаний при

работе в последней колонке. В результате цель достигнута - результаты

каждого отдельно взятого ученика максимально приблизились к цели.

Возможно

и

типичная

оценочная

методика

при

формирующем

оценивании:

• Проверка уровня знания – даётся задание на простое применение изученного

правила.

• Проверка уровня понимания – даётся задание, для которого требуется

применение

анализа

и

глубокое

понимание

материала.

• Проверка умения практического применения полученных знаний – учащимся

предлагается

задание,

в

котором

требуется

практическое

применение

изученного материала в знакомой жизненной ситуации.

Таким образом, для реализации «формирующего оценивания» требуются

три условия:

• активное участие самих учащихся в образовательном процессе;

• мгновенная корректировка учителем процесса обучения;

• отсутствие жёсткого внешнего контроля и отчётности, более свободный

педагогический стиль.

Школа, ориентированная лишь на передачу готовых знаний, умений и

навыков, уходит в прошлое. Задача

современной школы – «формирование

человека,

совершенствующего

самого

себя,

способного

самостоятельно

принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е.

творческого в широком смысле этого слова

».



В раздел образования