Автор: Ильина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №33
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пернатые обитатели Крайнего Севера"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие по познавательному развитию
в старшей группе
:
№33 «
»
.
.,
.
Разработал воспитатель МАДОУ
Росинка Ильина Е В г Великий
Новгород
:
Тема
«
».
Пернатые обитатели Крайнего Севера
:
Цель
,
углубить и систематизировать представления детей о птицах
,
обитающих на Крайнем Севере по
знакомить с
,
птицами занесёнными в
.
Красную книгу
:
Задачи
1.
.
Познавательное развитие
Формировать первоначальные представления
,
об особенностях природы Арктики её животном мире и
;
приспособленностью птиц к обитанию в условиях Крайнего Севера
познакомить с маршрутом путешествия древних Новгородцев на Крайний
;
Север по
знакомить с
,
;
птицами занесёнными в Красную книгу формировать
-
;
умение устанавливать причинно следственные связи воспитывать бережное
.
отношение к природе
2.
.
Математическое развитие
10;
Закрепить счёт в пределах
формировать
;
«
-
умение ориентироваться в пространстве формировать понятие равенство
»;
,
.
не равенство
развивать способность анализировать делать выводы
3.
.
Речевое развитие
,
,
Развивать лексический грамматический строй речи
;
диалогическую речь
;
расширять объём словаря поощрять высказывания
,
.
детей желание поддерживать беседу
4.
-
.
Социально коммуникативное развитие
Воспитывать бережное
;
отношение к природе способствовать развитию умения договариваться
;
,
,
между собой воспитывать навыки взаимодействия сотрудничества
,
,
.
активности инициативности самостоятельности
5.
-
.
Художественно эстетическое
Развивать навыки сотрудничества в
.
коллективном творчестве
:
Оборудование
- «
»,
,
Игрушка
Сова
конверт с загадками мультимедийная
(
,
,
),
(
техника экран проектор компьютер карточки с заданиями
«
Найди птице
»,
её тень
«
», «
?», «
,
?»
Четвёртый лишний
Кто чем питается
Что с начала что потом
,
«
?
?
Сколько чаек летит вверх Сколько чаек летит вниз
Сколько чаек смотрит
?
?», «
влево Сколь чаек смотрит вправо
Сколько и каких птиц находится над
?
водой
Сколько и
каких птиц находится под
?
?», «
,
водой Сколько всего птиц
Назови животных которые спрятались за
», «
?»,
снежной горой
Каких животных равное количество нарисовал художник
«
?»
Что напутал художник
, «
»),
Разрезные картинки
«
»,
,
,
раскраски Птицы Крайнего Севера
цветные карандаши восковые мелки
,
,
фломастеры ножницы
,
клеящие карандаши рисунок скалы и моря внизу на
2.
формате А
:
Ход образовательной деятельности
:
,
,
,
:
Воспитатель Дети послушайте пожалуйста загадку
,
,
Постарайся угадай
:
Этот не обычный край
-
,
Всё кругом белым бело
,
Снегом белым замело
,
Валит снег из низкой тучи
,
День и ночь мороз трескучий
,
,
Ветра свист метелей вой
,
! (
)
Край холодный ледяной
Арктика
:
.
Дети Высказывают свои предположения
:
.
–
.
Воспитатель Совершенно верно Это Крайний Север
Арктика
(
Слайд
№2).
:
Воспитатель Этот суровый край был знаком нашим предкам в стародавние
.
времена
Ещё в конце
XII
.
в Новгородцы ходили на ладьях через Студёное
.
море налаживать торговые отношения с народами Севера Тогда этот край
,
-
.
называли Югрой а Студёным морем Северный Ледовитый океан
Новгородцы были удивлены разнообразием животного мира и обилием птиц
.
на прибрежных территориях О чём сохранились записи в летописях того
времени
. (
№3).
Слайд
:
,
,
!
Воспитатель Ребята посмотрите кто к нам в гости пожаловал Вы узнали эту
?
птицу
:
.
.
Дети Да Это белая сова
:
,
?
?!
,
Воспитатель
А вы слышали как она прилетела Нет
А всё потому что
.
,
полярные совы летают бесшумно А как вы думаете откуда она к нам
?
прилетела
:
.
Дети С Северного полюса
:
.
,
Воспитатель Правильно Ребята а вы хотите отправиться на экскурсию по
?
Северному полюсу
:
.
Дети Да
:
.
-
.
Воспитатель Замечательно Тогда наша гостья сова будет экскурсоводом
,
,
.
,
Ребята смотрите сова под крылом держит конверт Давайте посмотрим что
.
лежит в конверте
.
Воспитатель открывает конверт и достаёт листок с загадками
:
,
Воспитатель У нашей гостьи приготовлены для вас загадки видимо она сама
.
?
не смогла с ними справиться Вы любите отгадывать загадки
:
.
Дети Да
:
.
Воспитатель Тогда давайте поможем сове разгадать загадки
:
Загадки
: «
-
!»
Ночью ухает
Ух ух
,
.
Съем любого кто лопух
,
–
!
Догоню когтями
цап
. (
)
Утащу и съем во льдах
Полярная сова
(
№4)
Слайд
Эти птицы на ночлег
.
В голубой нырнули снег
И до самого рассвета
В этом сказочном снегу
Птицам снилось лето
.
С голубикой на лугу
(
)
Тундровая куропатка
(
№5)
Слайд
В светлой шубке перьевой
И в морозы он герой
,
, —
Скачет на лету резвится
,
? (
)
Не орел а что за птица
Полярный воробей
(
№6)
Слайд
,
,
Птица гордая большая
!
А красивая какая
,
Словно белый пароход
!
По воде она плывёт
(
)
Тундровый лебедь
(
№7)
Слайд
,
Белый белый пароход
.
важно по воде плывёт
Разве можно пароходу
?
С головой нырять под воду
,
Громко грозно гоготать
? (
)
В небе голубом летать
Белый гусь
(
№8)
Слайд
,
С криками вокруг летает
.
Рыбу из волны хватает
,
,
…
Здесь на воде она хозяйка
? … (
)
Как зовут её все
Чайка
(
№9)
Слайд
Из чаек известен
,
Полярный разбойник
Гнездо разорит
...
Кровожадный
(
)
Поморник
(
№10)
Слайд
(
Изображение ответа к загадке показывается на интерактивной доске с
).
интересными фактами о птице
:
,
?
Воспитатель Ребята а какой цвет преобладает в оперении этих птиц Зачем
?
птицам это нужно
:
.
Дети Высказывают свои варианты ответов
:
,
Воспитатель Вы абсолютно правы чтобы быть не заметнее на снегу для своих
.
врагов
:
Воспитатель
,
Среди всего многообразия птиц обитающих на Крайнем
3
:
Севере можно выделить
типа
(
) -
Осёдлые зимующие
(
№11);
Слайд
-
Кочующие
(
№12);
Слайд
-
Перелётные
(
№13).
Слайд
:
,
Воспитатель Но в связи с тем человек стал осваивать новые пространства
,
-
,
тундры некоторые птицы истреблялись из за необычной окраски оперения
,
места для гнездования резко сократились ухудшилась экологическая
(
)
обстановка загрязнение поверхности океана нефтью и нефтепродуктами
и
как следствие резкое уменьшение численности птиц разных видов которые
.
прилетают на гнездовье только в Арктику Чтобы эти птицы совсем не
,
исчезли они были занесены в Красную книгу и защищены законом от
.
истребления
(
№14).
Слайд
:
,
Воспитатель Ребята давайте с вами вместе превратимся в гусят и немного
.
разомнёмся
«
» (
)
Гусята
физкультминутка
Вышли гусятки
,
руки согнуты в локтях держим на уровне
груди
.
Утром на зарядку
разводим руки в стороны
,
,
Наклонялись приседали
наклоны и приседания
-
,
-
,
Раз два раз два
По тропинке пробежали
бег на месте или по кругу
-
.
Туда сюда
Так они старались
,
проводим рукой по лбу вытирая пот
.
Даже запыхались
,
Загрустили наши гуси
,
.
Видно кушать захотели
,
Поскорее подбегите
.
И гусяток накормите
«
»
щиплем травку
:
,
,
,
,
Воспитатель Ребята скажите пожалуйста а вы знаете что такое птичий
?
базар
:
.
Дети Варианты ответов
:
,
Воспитатель Тогда давайте вместе с совушкой отправимся туда на
.
экскурсию
(
Просмотр документального фильма
«
»)
Птичий базар
:
,
.
,
Воспитатель Детки сова приготовила для вас пёрышки Скажите
,
?
пожалуйста они все одинаковые
.
.
Дети сравнивают разные типы перьев Рассматривают их под лупой
,
.
,
Наблюдают как они кружатся при падении Проверяют что находится
(
).
,
.
внутри очина пера сделав срез
Взвешивают какое перо легче
:
,
.
Дети делают вывод Перья у птицы полые лёгкие Имеют разную структуру
-
(
,
,
,
).
из за своего назначения маховые контурные рулевые пуховые перья
:
«
-
».
Воспитатель Давайте вместе проведём эксперимент
Тонет
не тонет
.
В миску с водой опускается кусочек шерсти и перо Шерсть намокает и
,
.
:
погружается в воду перо остаётся на поверхности воды Делают вывод
,
значит птицы смачивают свои перья специальным жиром чтобы они не
.
намокали
:
!
,
,
.
Воспитатель Молодцы ребята А сейчас посмотрите пожалуйста на столы
.
Сова приготовила для вас интересные задания на карточках Разделитесь на
,
:
пары и сами выберите кому какое задание понравилось
1. «
»
Найди птице её тень
2. «
»
Четвёртый лишний
3. «
?»
Кто чем питается
4. «
,
?»
Что с начала что потом
5. «
?
?
Сколько чаек летит вверх Сколько чаек летит вниз
?
?»
Сколько чаек смотрит влево Сколь чаек смотрит вправо
6. «
?»,
Сколько и каких птиц находится над водой
«
?», «
?»
Сколько и каких птиц находится под водой
Сколько всего птиц
7. «
,
»
Назови животных которые спрятались за снежной горой
8. «
?»
Каких животных равное количество нарисовал художник
9. «
?»
Что напутал художник
10. «
»
Разрезные картинки
Воспитатель с совой подходит к каждой паре и дети показывают и
,
.
рассказывают сове что у них получилось
:
.
!
,
Воспитатель Совершенно верно Молодцы Ребята я вам предлагаю всем
,
.
вместе повторить какие характерные особенности есть у совы
:
.
,
Воспитатель Абсолютно верно Ребята а вы хотите размять свои пальчики и
?
немного поиграть
:
.
Дети Да
«
-
».
Пальчиковая гимнастика Совушка сова
,
-
Ах ты совушка сова
,
.
–
Соединить подушечки пальцев друг с другом Пальцы согнуты
образуется
«
»
шар
!
Ты большая голова
Покачать запястьями рук
,
Ты на дереве сидела
,
– «
»
Запястья соединены пальцы растопырены
дерево
–
Головою всё вертела
.
–
Соединить подушечки пальцев друг с другом Пальцы согнуты
образуется
«
».
.
шар
Повертеть запястьями рук
,
Со скалы свалилась
!
В яму покатилась
Опустить руки вниз и покрутить кистями рук
:
,
Воспитатель А сейчас ребята на память о нашей экскурсии я предлагаю всем
«
».
желающим принять участие в изготовлении коллажа Птичий базар
Вы
,
выбираете сами изображение любой понравившейся вам птицы аккуратно
.
раскрашиваете и вырезаете её Готовую птичку вы размещаете
(
)
.
приклеиваете на птичьем базаре
:
,
,
Воспитатель Совушка посмотри какие красивые птицы получились у наших
.
.
,
.
детей Как настоящие Сразу видно что они очень старались
:
,
?
Воспитатель Как вы думаете для чего нужны птицы
:
.
.
Дети Они пользу приносят В природе всё связано и без птиц ни как нельзя
:
,
Воспитатель Ребята сегодня мы с вами разговаривали о птицах Крайнего
.
?
?
Севера Что нового вы сегодня узнали Какие виды птиц обитают в Арктике
?
Что вам больше всего понравилось и запомнилось
:
Дети В давние времена новгородцы путешествовали на Север и делали
,
.
,
записи в летописях о том что им запомнилось Мы узнали какие птицы
.
Севера занесены в Красную книгу и почему Мы рассматривали разные
.
.
пёрышки и делали опыт с ними А ещё мы отгадывали загадки Нам
показывали фильм про птичий базар и мы делали задания по карточкам о
.
,
,
птицах Севера А ещё мы птичек раскрашивали вырезали приклеивали и у
.
нас получился тоже птичий базар
:
,
!
.
Воспитатель Молодцы ребята Вы дружно справились со всеми заданиями
Давайте попросим сову остаться у нас и полюбоваться на вашу совместную
.
,
-
,
работу Может быть она там встретит кого то из своих знакомых кого давно
.
не видела и пообщается с ними