Напоминание

"Пернатые обитатели Крайнего Севера"


Автор: Ильина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №33
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пернатые обитатели Крайнего Севера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интегрированное занятие по познавательному развитию

в старшей группе

:

№33 «

»

.

.,

.

Разработал воспитатель МАДОУ

Росинка Ильина Е В г Великий

Новгород

:

Тема

«

».

Пернатые обитатели Крайнего Севера

:

Цель

,

углубить и систематизировать представления детей о птицах

,

обитающих на Крайнем Севере по

знакомить с

,

птицами занесёнными в

.

Красную книгу

:

Задачи

1.

.

Познавательное развитие

Формировать первоначальные представления

,

об особенностях природы Арктики её животном мире и

;

приспособленностью птиц к обитанию в условиях Крайнего Севера

познакомить с маршрутом путешествия древних Новгородцев на Крайний

;

Север по

знакомить с

,

;

птицами занесёнными в Красную книгу формировать

-

;

умение устанавливать причинно следственные связи воспитывать бережное

.

отношение к природе

2.

.

Математическое развитие

10;

Закрепить счёт в пределах

формировать

;

«

-

умение ориентироваться в пространстве формировать понятие равенство

»;

,

.

не равенство

развивать способность анализировать делать выводы

3.

.

Речевое развитие

,

,

Развивать лексический грамматический строй речи

;

диалогическую речь

;

расширять объём словаря поощрять высказывания

,

.

детей желание поддерживать беседу

4.

-

.

Социально коммуникативное развитие

Воспитывать бережное

;

отношение к природе способствовать развитию умения договариваться

;

,

,

между собой воспитывать навыки взаимодействия сотрудничества

,

,

.

активности инициативности самостоятельности

5.

-

.

Художественно эстетическое

Развивать навыки сотрудничества в

.

коллективном творчестве

:

Оборудование

- «

»,

,

Игрушка

Сова

конверт с загадками мультимедийная

(

,

,

),

(

техника экран проектор компьютер карточки с заданиями

«

Найди птице

»,

её тень

«

», «

?», «

,

Четвёртый лишний

Кто чем питается

Что с начала что потом

,

«

?

?

Сколько чаек летит вверх Сколько чаек летит вниз

Сколько чаек смотрит

?

?», «

влево Сколь чаек смотрит вправо

Сколько и каких птиц находится над

?

водой

Сколько и

каких птиц находится под

?

?», «

,

водой Сколько всего птиц

Назови животных которые спрятались за

», «

?»,

снежной горой

Каких животных равное количество нарисовал художник

«

Что напутал художник

, «

»),

Разрезные картинки

«

»,

,

,

раскраски Птицы Крайнего Севера

цветные карандаши восковые мелки

,

,

фломастеры ножницы

,

клеящие карандаши рисунок скалы и моря внизу на

2.

формате А

:

Ход образовательной деятельности

:

,

,

,

:

Воспитатель Дети послушайте пожалуйста загадку

,

,

Постарайся угадай

:

Этот не обычный край

-

,

Всё кругом белым бело

,

Снегом белым замело

,

Валит снег из низкой тучи

,

День и ночь мороз трескучий

,

,

Ветра свист метелей вой

,

! (

)

Край холодный ледяной

Арктика

:

.

Дети Высказывают свои предположения

:

.

.

Воспитатель Совершенно верно Это Крайний Север

Арктика

(

Слайд

№2).

:

Воспитатель Этот суровый край был знаком нашим предкам в стародавние

.

времена

Ещё в конце

XII

.

в Новгородцы ходили на ладьях через Студёное

.

море налаживать торговые отношения с народами Севера Тогда этот край

,

-

.

называли Югрой а Студёным морем Северный Ледовитый океан

Новгородцы были удивлены разнообразием животного мира и обилием птиц

.

на прибрежных территориях О чём сохранились записи в летописях того

времени

. (

№3).

Слайд

:

,

,

!

Воспитатель Ребята посмотрите кто к нам в гости пожаловал Вы узнали эту

?

птицу

:

.

.

Дети Да Это белая сова

:

,

?

?!

,

Воспитатель

А вы слышали как она прилетела Нет

А всё потому что

.

,

полярные совы летают бесшумно А как вы думаете откуда она к нам

?

прилетела

:

.

Дети С Северного полюса

:

.

,

Воспитатель Правильно Ребята а вы хотите отправиться на экскурсию по

?

Северному полюсу

:

.

Дети Да

:

.

-

.

Воспитатель Замечательно Тогда наша гостья сова будет экскурсоводом

,

,

.

,

Ребята смотрите сова под крылом держит конверт Давайте посмотрим что

.

лежит в конверте

.

Воспитатель открывает конверт и достаёт листок с загадками

:

,

Воспитатель У нашей гостьи приготовлены для вас загадки видимо она сама

.

?

не смогла с ними справиться Вы любите отгадывать загадки

:

.

Дети Да

:

.

Воспитатель Тогда давайте поможем сове разгадать загадки

:

Загадки

: «

-

Ночью ухает

Ух ух

,

.

Съем любого кто лопух

,

!

Догоню когтями

цап

. (

)

Утащу и съем во льдах

Полярная сова

(

№4)

Слайд

Эти птицы на ночлег

.

В голубой нырнули снег

И до самого рассвета

В этом сказочном снегу

Птицам снилось лето

.

С голубикой на лугу

(

)

Тундровая куропатка

(

№5)

Слайд

В светлой шубке перьевой

И в морозы он герой

,

, —

Скачет на лету резвится

,

? (

)

Не орел а что за птица

Полярный воробей

(

№6)

Слайд

,

,

Птица гордая большая

!

А красивая какая

,

Словно белый пароход

!

По воде она плывёт

(

)

Тундровый лебедь

(

№7)

Слайд

,

Белый белый пароход

.

важно по воде плывёт

Разве можно пароходу

?

С головой нырять под воду

,

Громко грозно гоготать

? (

)

В небе голубом летать

Белый гусь

(

№8)

Слайд

,

С криками вокруг летает

.

Рыбу из волны хватает

,

,

Здесь на воде она хозяйка

? … (

)

Как зовут её все

Чайка

(

№9)

Слайд

Из чаек известен

,

Полярный разбойник

Гнездо разорит

...

Кровожадный

(

)

Поморник

(

№10)

Слайд

(

Изображение ответа к загадке показывается на интерактивной доске с

).

интересными фактами о птице

:

,

?

Воспитатель Ребята а какой цвет преобладает в оперении этих птиц Зачем

?

птицам это нужно

:

.

Дети Высказывают свои варианты ответов

:

,

Воспитатель Вы абсолютно правы чтобы быть не заметнее на снегу для своих

.

врагов

:

Воспитатель

,

Среди всего многообразия птиц обитающих на Крайнем

3

:

Севере можно выделить

типа

(

) -

Осёдлые зимующие

(

№11);

Слайд

-

Кочующие

(

№12);

Слайд

-

Перелётные

(

№13).

Слайд

:

,

Воспитатель Но в связи с тем человек стал осваивать новые пространства

,

-

,

тундры некоторые птицы истреблялись из за необычной окраски оперения

,

места для гнездования резко сократились ухудшилась экологическая

(

)

обстановка загрязнение поверхности океана нефтью и нефтепродуктами

и

как следствие резкое уменьшение численности птиц разных видов которые

.

прилетают на гнездовье только в Арктику Чтобы эти птицы совсем не

,

исчезли они были занесены в Красную книгу и защищены законом от

.

истребления

(

№14).

Слайд

:

,

Воспитатель Ребята давайте с вами вместе превратимся в гусят и немного

.

разомнёмся

«

» (

)

Гусята

физкультминутка

Вышли гусятки

,

руки согнуты в локтях держим на уровне

груди

.

Утром на зарядку

разводим руки в стороны

,

,

Наклонялись приседали

наклоны и приседания

-

,

-

,

Раз два раз два

По тропинке пробежали

бег на месте или по кругу

-

.

Туда сюда

Так они старались

,

проводим рукой по лбу вытирая пот

.

Даже запыхались

,

Загрустили наши гуси

,

.

Видно кушать захотели

,

Поскорее подбегите

.

И гусяток накормите

«

»

щиплем травку

:

,

,

,

,

Воспитатель Ребята скажите пожалуйста а вы знаете что такое птичий

?

базар

:

.

Дети Варианты ответов

:

,

Воспитатель Тогда давайте вместе с совушкой отправимся туда на

.

экскурсию

(

Просмотр документального фильма

«

»)

Птичий базар

:

,

.

,

Воспитатель Детки сова приготовила для вас пёрышки Скажите

,

?

пожалуйста они все одинаковые

.

.

Дети сравнивают разные типы перьев Рассматривают их под лупой

,

.

,

Наблюдают как они кружатся при падении Проверяют что находится

(

).

,

.

внутри очина пера сделав срез

Взвешивают какое перо легче

:

,

.

Дети делают вывод Перья у птицы полые лёгкие Имеют разную структуру

-

(

,

,

,

).

из за своего назначения маховые контурные рулевые пуховые перья

:

«

-

».

Воспитатель Давайте вместе проведём эксперимент

Тонет

не тонет

.

В миску с водой опускается кусочек шерсти и перо Шерсть намокает и

,

.

:

погружается в воду перо остаётся на поверхности воды Делают вывод

,

значит птицы смачивают свои перья специальным жиром чтобы они не

.

намокали

:

!

,

,

.

Воспитатель Молодцы ребята А сейчас посмотрите пожалуйста на столы

.

Сова приготовила для вас интересные задания на карточках Разделитесь на

,

:

пары и сами выберите кому какое задание понравилось

1. «

»

Найди птице её тень

2. «

»

Четвёртый лишний

3. «

Кто чем питается

4. «

,

Что с начала что потом

5. «

?

?

Сколько чаек летит вверх Сколько чаек летит вниз

?

Сколько чаек смотрит влево Сколь чаек смотрит вправо

6. «

?»,

Сколько и каких птиц находится над водой

«

?», «

Сколько и каких птиц находится под водой

Сколько всего птиц

7. «

,

»

Назови животных которые спрятались за снежной горой

8. «

Каких животных равное количество нарисовал художник

9. «

Что напутал художник

10. «

»

Разрезные картинки

Воспитатель с совой подходит к каждой паре и дети показывают и

,

.

рассказывают сове что у них получилось

:

.

!

,

Воспитатель Совершенно верно Молодцы Ребята я вам предлагаю всем

,

.

вместе повторить какие характерные особенности есть у совы

:

.

,

Воспитатель Абсолютно верно Ребята а вы хотите размять свои пальчики и

?

немного поиграть

:

.

Дети Да

«

-

».

Пальчиковая гимнастика Совушка сова

,

-

Ах ты совушка сова

,

.

Соединить подушечки пальцев друг с другом Пальцы согнуты

образуется

«

»

шар

!

Ты большая голова

Покачать запястьями рук

,

Ты на дереве сидела

,

– «

»

Запястья соединены пальцы растопырены

дерево

Головою всё вертела

.

Соединить подушечки пальцев друг с другом Пальцы согнуты

образуется

«

».

.

шар

Повертеть запястьями рук

,

Со скалы свалилась

!

В яму покатилась

Опустить руки вниз и покрутить кистями рук

:

,

Воспитатель А сейчас ребята на память о нашей экскурсии я предлагаю всем

«

».

желающим принять участие в изготовлении коллажа Птичий базар

Вы

,

выбираете сами изображение любой понравившейся вам птицы аккуратно

.

раскрашиваете и вырезаете её Готовую птичку вы размещаете

(

)

.

приклеиваете на птичьем базаре

:

,

,

Воспитатель Совушка посмотри какие красивые птицы получились у наших

.

.

,

.

детей Как настоящие Сразу видно что они очень старались

:

,

?

Воспитатель Как вы думаете для чего нужны птицы

:

.

.

Дети Они пользу приносят В природе всё связано и без птиц ни как нельзя

:

,

Воспитатель Ребята сегодня мы с вами разговаривали о птицах Крайнего

.

?

?

Севера Что нового вы сегодня узнали Какие виды птиц обитают в Арктике

?

Что вам больше всего понравилось и запомнилось

:

Дети В давние времена новгородцы путешествовали на Север и делали

,

.

,

записи в летописях о том что им запомнилось Мы узнали какие птицы

.

Севера занесены в Красную книгу и почему Мы рассматривали разные

.

.

пёрышки и делали опыт с ними А ещё мы отгадывали загадки Нам

показывали фильм про птичий базар и мы делали задания по карточкам о

.

,

,

птицах Севера А ещё мы птичек раскрашивали вырезали приклеивали и у

.

нас получился тоже птичий базар

:

,

!

.

Воспитатель Молодцы ребята Вы дружно справились со всеми заданиями

Давайте попросим сову остаться у нас и полюбоваться на вашу совместную

.

,

-

,

работу Может быть она там встретит кого то из своих знакомых кого давно

.

не видела и пообщается с ними



В раздел образования