Автор: Депутатова Евгения Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 248 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Конструктор- лучшая игрушка для вашего малыша"
Раздел: дошкольное образование
Депутатова Евгения Леонидовна
Воспитатель Детского сада № 248 ОАО «РЖД»
Частное
дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский
сад
№
248
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Приморский край, город Владивосток
« Конструктор - лучшая игрушка
для
вашего малыша»
Башни,
любые
здания
и
целые
города….
Пожалуй,
трудно
найти
более
простой по форме и
богатый возможностями для игр и развития ребёнка
материал, как кубики или конструктор. Возможности детских конструкторов
поистине безграничны: они развивают мелкую моторику и пространственное
воображение,
стимулируют
логическое
и
образное
мышление,
тренируют
память.
Строить,
разрушать,
восстанавливать
–
замечательная
возможность
научиться владеть ситуацией и принимать решения. И море удовольствия для
вашего ребёнка. Игра с конструктором помогает малышу освоить такие важные
понятия, как «форма», «размер», «цвет».
Знакомство
с
конструктором
нужно
начинать
с
нескольких
кубиков,
кирпичиков,
кружков
разного
цвета.
Малыш
берет
детали
одну
за
другой,
рассматривает и словно взвешивает и измеряет их своими ручками. Затем он
пытается
соединять
детали,
подбирая
одну
под
другую,
ищет
устойчивые
сочетания. Сенсорное удовольствие, получаемое от разнообразия форм и цвета,
помогает
усваивать
игру
на
лету.
Вначале
малыш
строит
наугад,
получает
удовольствие
от
своих
действий
и
новизны
игры.
Но
шаг
за
шагом
его
пространственное
представление
становится
более
совершенным
и
он
приобретает ловкость и силу, необходимую для строительства более сложных
конструкций.
Подбирая
друг
к
другу
и
соединяя
детали,
ребёнок
учится
мысленно манипулировать предметами, сличая их, оценивать их размер и форму.
В
год
малыш
способен
пользоваться
своими
руками
как
щипцами,
противопоставляя
большой
палец
остальным.
Его
координация
развита
настолько, что он может поставить один кубик на другой. С 18 месяцев движения
ребёнка становятся чётче и увереннее. Он может выстроить до четырёх кубиков
в высоту.
Около двух лет малыш обнаруживает в себе способности создавать свой
собственный
мир,
в
котором
ему
дана
власть
над
всеми
элементами.
Его
переполняет гордость от созерцания собственного творения. Он зовет родителей,
выслушивает их похвалу, а затем с азартом разрушает построенное. Игра с
конструктором тем и хороша, что позволяет ребёнку управлять процессами и
созидания и разрушения. В безопасном пространстве игры он познаёт опыт
разрушения и его последствия, переживает связанные с этим чувства и учится
справляться
с
ними,
снова
начиная
строительство.
В
этом
возрасте
он
уже
больше не довольствуется постановкой одного кубика на другой, а способен
выстроить в линию три или четыре, так чтобы получился поезд.
К
трём
годам,
когда
расширяются
возможности
пространственного
воображения, ребёнок начинает реализовывать проекты в трех измерениях. Он
хочет строить дом с башнями, гараж или бассейн. Но часто получается, что
результат
далёк
от
его
планов.
Ему
приходится
признавать,
что
у
его
возможностей есть границы и обратиться за помощью к взрослому. Воспитатель
развивает умение дошкольников различать, называть и использовать в постройке
строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трёхгранные
призмы),
обращать
внимание
на
некоторые
свойства
деталей
(устойчивость,
прочность
постройки,
заменяемость
деталей).
Знакомит
детей
со
способами
расположения кирпичиков вертикально (по кругу, в ряд), плотно друг к другу, на
определённом
расстоянии
(накладывание,
приставление,
прикладывание).
Развивает умение анализировать постройку, строить мебель, горки, грузовые
машины,
дома.
В
игровых
и
практических
ситуациях
подводит
детей
к
пониманию вариативности конструкций (двух-трёх видов: высокие, низкие дома,
шкафы, горки и т.п.)
В процессе игры ребёнок не только развивает своё
воображение,
но
и
приобретает
такие
качества,
как
терпение,
упорство
и
внимание. Он начинает разрабатывать свои собственные проекты, имитацию
того, что малыш видит вокруг.
С четырёх лет ребёнок разделит игру в конструктор со своими друзьями. Они
будут
делиться
опытом,
соревноваться
в
сложности
построек
и
совместно
совершенствовать свои навыки. Ребёнок отдаёт свои таланты строителя во власть
воображения. Теперь он строит для того, чтобы обогатить мир игры. А с шести
лет развивающееся абстрактное мышление даст ему возможность создавать всё
более причудливые и сложные конструкции.
Выбирая конструктор, следите за тем, чтобы он был адаптирован к возрасту
и физическим возможностям вашего ребёнка. Для самых маленьких необходим
конструктор с крупными деталями. Отдайте предпочтение простым кубикам.
Конструкторы, к которым прилагается схема, не годятся для малышей, они
сложны и не дают простора для инициативы. Пополняйте коллекцию новыми
элементами, чтобы обогащать возможности и разнообразить игру.
В дошкольный период детства закладывается основа развития личности и
формируются творческие способности. Способности, проявляющиеся в одном
виде
деятельности,
качественно
влияют
на
развитие
других.
Поэтому
обеспечение
условий
для
творческой
реализации
личности
дошкольника
в
разнообразных видах деятельности, в том числе через конструирование, является
актуальным для всех педагогов.
Список используемой литературы:
1.Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество».
-СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013
2.Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. «Развитие творческих
способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера. 2010
3. Немышева Е. «Конструкторское бюро на дому» статья в журнале «Мой
ребёнок» 2011
4.Богданова Н. «День строителя» статья в журнале «Счастливые родители»
2011