Напоминание

"Воспитание экологической культуры у дошкольников"


Автор: Сигаева Елена Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Большеуковский д/с №1"
Населённый пункт: Омская область Большеуковский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание экологической культуры у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

«Воспитание экологической культуры у дошкольников»

Экологическое воспитание детей является ключевым фактором развития

Российской Федерации, как страны с развитым экологическим сознанием у

населения.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным

аспектом будущего здоровья россиян. Уже не секрет, что человечество плохо

справляется с миссией по защите природы. Из-за плохой экологии

ухудшается

здоровье

взрослых и детей.

В магазинах

нам продают

некачественную еду, мы пьем загрязненную воду и дышим выхлопами и

продуктами переработки промышленных предприятий. Нельзя сказать, что

плохая экология только в России. Весь мир задыхается от перенаселения и

промышленности.

2017 год в России был объявлен годом экологии. Президент России В.В.

Путин в своем указе в качестве цели проведения экологических мероприятий

ставил следующие задачи: "привлечение внимания общества к вопросам

экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического

разнообразия и обеспечения экологической безопасности". Из рекомендаций

Парламентских

слушаний

«Проблемы

экологического

воспитания

и

образования в России» от 22.09.2017г.: «Считать экологическое воспитание

детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного

экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития

страны, развития и совершенствование обеспечения преемственности между

всеми сферами социального становления личности (семья – детский сад –

школа – ВУЗ – профессиональная деятельность)»

Итак, проблема экологического воспитания и образования – одна из самых

актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо

закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в

экологически чистой окружающей среде. Ведь именно этот возраст является

одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной

ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное

отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.

Проблемами

экологического

воспитания

и развития

у дошкольников

целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В.

Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих работах данные ученые раскрывают

цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.

Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания

детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н.

Николаевой, Н.Ф. Ярышевой.

Все

эти

аспекты

и

повлияли

на

выбор

моей

темы «Воспитание

экологической культуры у дошкольников».

Поставила перед собой следующую цель:

- создание условий для развития экологического образования и воспитания

дошкольников,

- воспитание гуманного отношения к природе.

Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:

- формировать элементарные экологические представления о природе, о

связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом,

- развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к

соблюдению норм поведения в природе,

-

формировать

познавательные,

практические

и

творческие

умения

экологического характера, навыков природоохранной деятельности,

- пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к

вопросам экологического воспитания детей в семье.

Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический

педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная

личность.

В начале своей работы провела диагностику экологической воспитанности

детей, включающую изучение характера отношения дошкольников к

природе,

особенностей

их

экологических

представлений

и

умений

осуществления

деятельности

с

природными

объектами.

На

основе

полученных

данных

мною

была

выстроена

система

работы

по

экологическому воспитанию детей, и составлен план работы для достижения

поставленной цели.

Для решения поставленных задач создала предметно-развивающую среду,

которая способствовала:

- познавательному развитию детей;

- эколого – эстетическому развитию;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически – грамотного поведения;

- экологизации различных видов детской деятельности.

Предметно – развивающая среда включает в себя:

-

Уголок природы,

где дети знакомятся с растениями и условиями,

необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

В уголке собраны разные виды растений: светолюбивые и тенелюбивые,

влаголюбивые и засухоустойчивые – для формирования представлений о

потребностях растений в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной

температуре), приобретают навыки ухода за живой природой и воспитание

бережного и заботливого отношения к ней.

В

уголке

ведется

календарь

наблюдений,

где

учила

дошкольников

самостоятельно заполнять страницы календаря, правильно пользоваться

символикой. Большое значение имеет то, что эта деятельность протекает в

течение

всего

учебного

года.

Отношение,

возникающее

у

старших

дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов – это

познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, а

это очень важно для развития личности ребенка.

- Сад – огород на окне, для того, чтобы у детей закреплялись практические

навыки по уходу за растениями, когда в весенний период времени

выращиваем рассаду цветов: бархатцы, астры, а потом пересаживаем на

клумбы.

- Мини – лаборатория, в которой собраны: стаканчики и баночки разных

размеров, магниты, воронки, песок, глина, коллекция перьев, ракушек,

шишек, различных семян растений и фруктов. В ней дети занимаются

опытно – экспериментальной деятельностью, как с педагогом, так и

самостоятельно, в ходе которой у них обогащаются представления о

свойствах

и

значении

различных

материалов,

предметов,

явлений.

Проводятся опыты: «Фильтрация воды», «В какую почву лучше посадить

растение», «Какой бывает вода» и т. д.

- огород,

где мы с детьми выращиваем различные овощи: картофель,

морковь, свеклу, укроп т. д. Дети ухаживают за растениями огорода:

поливают, рыхлят почву. Осенью собираем урожай, дети видят результаты

своего труда.

- цветочные клумбы, разбитые вместе с детьми и педагогами. Родители и

дети принесли различные виды цветов, которые подобрали так, чтобы наши

клумбы радовали нас цветами с мая по октябрь (тюльпаны, георгины,

бархатцы и т.д.)

Создав условия для экологического воспитания детей, подобрала те методы и

приемы, которые наиболее эффективны для экологического воспитания

детей дошкольного возраста.

Основная роль в формировании экологического воспитания детей отвожу

занятиям.

Непосредственно образовательную деятельность

выстраиваю с учетом

наглядно-действенного

и

наглядно-образного

восприятия

ребенком

окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний

(знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой

природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к

природным явлениям и объектам.

В своей работе использую такие типы занятий:

Занятия

первично-ознакомительного

типа. Занятия

посвящаются

ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и

обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и

не могут быть познаны через наблюдения.

Занятия

углубленно-познавательного

типа. Содержание

занятий

направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными

и внешней средой, в которой они нуждаются.

Занятия обобщающего типа. На занятиях обобщающего типа ставлю цель

выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для

группы знакомых объектов и на их основе формирую обобщенное

представление.

Все темы занятий связаны между собой логически и вместе представляют

целостную картину. Например, «Зимующие птицы» (провожу занятия,

беседы, продуктивную деятельность и т д.), «Шаги весны» (занятие, беседы о

весне, о том, как мы готовимся к встрече птиц).

Все мы с вами знаем, что дети дошкольного возраста имеют специфические

возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно –

действенного

мышления,

повышенную

двигательную

активность,

стремление

к

игровой

деятельности.

Поэтому

я

часто

провожу

нетрадиционные занятия: путешествие, занятие – сказка, викторину, игру,

интегрированные занятия, занятия с использованием ИКТ.

Детям также интересны занятия с участием героев, в гости приходит

Незнайка,

доктор

Айболит

или

прилетает

воробушек.

Дети

им

с

удовольствием рассказывают о животных, растениях, о правилах поведения в

лесу, на реке.

Часто на занятиях или в свободное время я использую художественную

литературу – следующий метод экологического воспитания дошкольников

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства

детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой

детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу

в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень

приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь

о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не

замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей

смысл произведения.

Следующий важный метод экологического воспитания – словесный, его

использую в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет

беседа – это последовательная цепочка вопросов, помогающих понять

причинно – следственные связи, сделать обобщения, выводы. Учебный

диалог способствует выработке осознанно – правильного отношения к

природе. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его

отношениях с животными, растениями, людьми.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств

экологического воспитания считаю дидактические игры с природным

материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их

всестороннему

развитию.

В

процессе

игр

формируются

знания

об

окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к

природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-

целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей,

создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со

свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают

способы установления этих свойств.

Дидактические игры экологического содержания - способствуют уточнению,

расширению и закреплению знаний о растениях и животных, позволяют в

игровой форме запомнить название растений, животных, птиц. В группе

большое

количество

настольно-печатных

игр,

направленных

на

экологическое воспитание, развитие связной речи, памяти, внимания: «Кто

где живет», «Экологическое лото», «Почемучка», «Букашки» (по мотивам В.

Бианки «Муравьишка спешит домой»), «Занимательная зоология» и т.д.

Особое место в экологическом воспитании детей старшего дошкольного

возраста отвожу развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с

природными объектами. Формирую у детей представления о том, что

животные, растения в детском саду, дома, т.е. вне природных условий, не

могут жить без помощи человека; формирую ответственное и бережное

отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать

птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке,

выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

Труд в природе

способствует

развитию

у детей эмпатии, позволяет ребенку увидеть

результат

своей

помощи

живому,

почувствовать

радость

дружеских

контактов с природой.

Прогулки также широко использую для экологического воспитания детей. Я

знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность

дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом людей). На

прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег,

листья, плоды). Для таких игр на участке имеется такое оборудование, как

ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети

знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме

этого

использую

разнообразные

игровые

упражнения

-

«Найди

по

описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки»,

«Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников,

цветов,

животных (по звукам, следам и т. д.). Через игры определяем силу и

направление ветра.

Следующим значимым методом в работе по экологическому воспитанию

считаю наблюдение. Наблюдаем мы с детьми за всем, что нас окружает,

наблюдения планирую как в перспективном плане, так и в ежедневном.

Наблюдения проводятся в уголке природы: за комнатными растениями, за

рыбками, черепахой. На участке провожу наблюдения за сезонными

изменениями, за работой дворника за первыми весенними цветами, за

цветами на клумбах и т.д.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и

явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда

выстраиваю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в

процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина

наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о

свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты

способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе,

развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации

работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и

сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями,

животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует

образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря

экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. На

экскурсиях мы с дети собираем разнообразный природный материал для

последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

Ещё один метод – это различные конкурсы с экологическим содержанием

- детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Листопад»,

«Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок».

- «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома

привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление

поделок.

Использование разнообразных форм и методов в работе по экологическому

воспитанию с детьми позволило мне расширить кругозор детей, вовлечь их в

природоохранную деятельность, помогло воспитывать в детях чувство

ответственности за состояние родной природы, осознание важности ее

охраны,

формирование

экологической

культуры

и

природоохранного

сознания.

Работа по экологическому воспитанию детей невозможна без участия

родителей.

Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с

природой, приобщает детей к трудовой деятельности, показывает пример

отношений к объектам растительного и животного мира.

В работе с родителями использую различные формы работы:

1. Анкетирование. По результатам анкетирования увидела, что родители

имеют поверхностные представления об экологии, ответы родителей не

многословны,

но

интерес

к

этой

науке

у

родителей

имеется,

они

поддерживают экологическую работу с детьми в детском саду и могут

оказать помощь в экологическом воспитании детей.

2. Наглядная пропаганда: папки - передвижки «Наедине с природой», «Войди

в

природу

другом»

и

т.д.,

тематические

ширмы

«Берегите

птиц»,

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании

дошкольников в семье»

3. Родительское собрание «Экологическое воспитание детей».

4. Беседы и консультации: «Азбука поведения в природе», «Древний секрет

здоровья и долголетия» (о пользе моркови).

5. Акции, праздники: «Встреча птиц» (мастерим скворечники), «Накормите

птиц зимой» (собирали корм), «Цветочная поляна».

Традиционным стало проведение праздников «Осенины», «Встреча птиц»,

где родители так же принимают активное участие в создании костюмов,

принимали участие в викторинах и соревнованиях.

Разработанная система сотрудничества педагога и родителей способствовала

воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям,

окружающему миру, что составляет основу экологического воспитания.

Подводя итоги работы по экологической воспитанности дошкольников я

пришла к выводу, что:

- закладывать основы экологического воспитания необходимо с раннего

детства. Азы экологической воспитанности связаны с познавательным

интересом

к

объектам

и

явлениям

природы,

систематичностью

представлений об окружающем мире, способностью использовать знания для

разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде,

- работу по экологическому воспитанию с детьми необходимо проводить в

системе, которая включает в себя несколько направлений: создание условий

для экологического воспитания детей, работа с детьми, взаимодействие с

родителями,

взаимодействие

с

социумом,

только

тогда

у

детей

сформируются гуманно-ценностное отношение к природе, бережно к ней

относиться.

При проведении промежуточной диагностики с дошкольниками увидела, что

у

детей

повысился

уровень

экологической

воспитанности,

который

выражается прежде всего в качественно новом отношении к природе.

Большинство детей стали понимать последствия поступков и осознавать

важность соблюдения правил и норм поведения в природе, выполнять

самостоятельно трудовые процессы, достигая хороших результатов. У детей

развилась наблюдательность, появился большой познавательный интерес к

окружающему миру, дети любознательны, самостоятельно устанавливают

причинно-следственные связи, выявляют признаки «живого» и «неживого».



В раздел образования