Автор: Сигаева Елена Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Большеуковский д/с №1"
Населённый пункт: Омская область Большеуковский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание экологической культуры у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
«Воспитание экологической культуры у дошкольников»
Экологическое воспитание детей является ключевым фактором развития
Российской Федерации, как страны с развитым экологическим сознанием у
населения.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным
аспектом будущего здоровья россиян. Уже не секрет, что человечество плохо
справляется с миссией по защите природы. Из-за плохой экологии
ухудшается
здоровье
взрослых и детей.
В магазинах
нам продают
некачественную еду, мы пьем загрязненную воду и дышим выхлопами и
продуктами переработки промышленных предприятий. Нельзя сказать, что
плохая экология только в России. Весь мир задыхается от перенаселения и
промышленности.
2017 год в России был объявлен годом экологии. Президент России В.В.
Путин в своем указе в качестве цели проведения экологических мероприятий
ставил следующие задачи: "привлечение внимания общества к вопросам
экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического
разнообразия и обеспечения экологической безопасности". Из рекомендаций
Парламентских
слушаний
«Проблемы
экологического
воспитания
и
образования в России» от 22.09.2017г.: «Считать экологическое воспитание
детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного
экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития
страны, развития и совершенствование обеспечения преемственности между
всеми сферами социального становления личности (семья – детский сад –
школа – ВУЗ – профессиональная деятельность)»
Итак, проблема экологического воспитания и образования – одна из самых
актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо
закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в
экологически чистой окружающей среде. Ведь именно этот возраст является
одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной
ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное
отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям.
Проблемами
экологического
воспитания
и развития
у дошкольников
целесообразного поведения в природе занимались А.И. Иванова, Н.В.
Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих работах данные ученые раскрывают
цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.
Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания
детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н.
Николаевой, Н.Ф. Ярышевой.
Все
эти
аспекты
и
повлияли
на
выбор
моей
темы «Воспитание
экологической культуры у дошкольников».
Поставила перед собой следующую цель:
- создание условий для развития экологического образования и воспитания
дошкольников,
- воспитание гуманного отношения к природе.
Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
- формировать элементарные экологические представления о природе, о
связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом,
- развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к
соблюдению норм поведения в природе,
-
формировать
познавательные,
практические
и
творческие
умения
экологического характера, навыков природоохранной деятельности,
- пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к
вопросам экологического воспитания детей в семье.
Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический
педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная
личность.
В начале своей работы провела диагностику экологической воспитанности
детей, включающую изучение характера отношения дошкольников к
природе,
особенностей
их
экологических
представлений
и
умений
осуществления
деятельности
с
природными
объектами.
На
основе
полученных
данных
мною
была
выстроена
система
работы
по
экологическому воспитанию детей, и составлен план работы для достижения
поставленной цели.
Для решения поставленных задач создала предметно-развивающую среду,
которая способствовала:
- познавательному развитию детей;
- эколого – эстетическому развитию;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически – грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
Предметно – развивающая среда включает в себя:
-
Уголок природы,
где дети знакомятся с растениями и условиями,
необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
В уголке собраны разные виды растений: светолюбивые и тенелюбивые,
влаголюбивые и засухоустойчивые – для формирования представлений о
потребностях растений в условиях среды (свете, воздухе, благоприятной
температуре), приобретают навыки ухода за живой природой и воспитание
бережного и заботливого отношения к ней.
В
уголке
ведется
календарь
наблюдений,
где
учила
дошкольников
самостоятельно заполнять страницы календаря, правильно пользоваться
символикой. Большое значение имеет то, что эта деятельность протекает в
течение
всего
учебного
года.
Отношение,
возникающее
у
старших
дошкольников к наблюдению и моделированию его результатов – это
познавательное отношение к природе и интерес к учебной деятельности, а
это очень важно для развития личности ребенка.
- Сад – огород на окне, для того, чтобы у детей закреплялись практические
навыки по уходу за растениями, когда в весенний период времени
выращиваем рассаду цветов: бархатцы, астры, а потом пересаживаем на
клумбы.
- Мини – лаборатория, в которой собраны: стаканчики и баночки разных
размеров, магниты, воронки, песок, глина, коллекция перьев, ракушек,
шишек, различных семян растений и фруктов. В ней дети занимаются
опытно – экспериментальной деятельностью, как с педагогом, так и
самостоятельно, в ходе которой у них обогащаются представления о
свойствах
и
значении
различных
материалов,
предметов,
явлений.
Проводятся опыты: «Фильтрация воды», «В какую почву лучше посадить
растение», «Какой бывает вода» и т. д.
- огород,
где мы с детьми выращиваем различные овощи: картофель,
морковь, свеклу, укроп т. д. Дети ухаживают за растениями огорода:
поливают, рыхлят почву. Осенью собираем урожай, дети видят результаты
своего труда.
- цветочные клумбы, разбитые вместе с детьми и педагогами. Родители и
дети принесли различные виды цветов, которые подобрали так, чтобы наши
клумбы радовали нас цветами с мая по октябрь (тюльпаны, георгины,
бархатцы и т.д.)
Создав условия для экологического воспитания детей, подобрала те методы и
приемы, которые наиболее эффективны для экологического воспитания
детей дошкольного возраста.
Основная роль в формировании экологического воспитания детей отвожу
занятиям.
Непосредственно образовательную деятельность
выстраиваю с учетом
наглядно-действенного
и
наглядно-образного
восприятия
ребенком
окружающего мира и направлена на формирование экологических знаний
(знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой
природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к
природным явлениям и объектам.
В своей работе использую такие типы занятий:
Занятия
первично-ознакомительного
типа. Занятия
посвящаются
ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и
обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и
не могут быть познаны через наблюдения.
Занятия
углубленно-познавательного
типа. Содержание
занятий
направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными
и внешней средой, в которой они нуждаются.
Занятия обобщающего типа. На занятиях обобщающего типа ставлю цель
выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для
группы знакомых объектов и на их основе формирую обобщенное
представление.
Все темы занятий связаны между собой логически и вместе представляют
целостную картину. Например, «Зимующие птицы» (провожу занятия,
беседы, продуктивную деятельность и т д.), «Шаги весны» (занятие, беседы о
весне, о том, как мы готовимся к встрече птиц).
Все мы с вами знаем, что дети дошкольного возраста имеют специфические
возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно –
действенного
мышления,
повышенную
двигательную
активность,
стремление
к
игровой
деятельности.
Поэтому
я
часто
провожу
нетрадиционные занятия: путешествие, занятие – сказка, викторину, игру,
интегрированные занятия, занятия с использованием ИКТ.
Детям также интересны занятия с участием героев, в гости приходит
Незнайка,
доктор
Айболит
или
прилетает
воробушек.
Дети
им
с
удовольствием рассказывают о животных, растениях, о правилах поведения в
лесу, на реке.
Часто на занятиях или в свободное время я использую художественную
литературу – следующий метод экологического воспитания дошкольников
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства
детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой
детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу
в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень
приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь
о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не
замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей
смысл произведения.
Следующий важный метод экологического воспитания – словесный, его
использую в разных формах работы с детьми. Наибольшее значение имеет
беседа – это последовательная цепочка вопросов, помогающих понять
причинно – следственные связи, сделать обобщения, выводы. Учебный
диалог способствует выработке осознанно – правильного отношения к
природе. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его
отношениях с животными, растениями, людьми.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств
экологического воспитания считаю дидактические игры с природным
материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их
всестороннему
развитию.
В
процессе
игр
формируются
знания
об
окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к
природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-
целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей,
создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со
свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают
способы установления этих свойств.
Дидактические игры экологического содержания - способствуют уточнению,
расширению и закреплению знаний о растениях и животных, позволяют в
игровой форме запомнить название растений, животных, птиц. В группе
большое
количество
настольно-печатных
игр,
направленных
на
экологическое воспитание, развитие связной речи, памяти, внимания: «Кто
где живет», «Экологическое лото», «Почемучка», «Букашки» (по мотивам В.
Бианки «Муравьишка спешит домой»), «Занимательная зоология» и т.д.
Особое место в экологическом воспитании детей старшего дошкольного
возраста отвожу развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с
природными объектами. Формирую у детей представления о том, что
животные, растения в детском саду, дома, т.е. вне природных условий, не
могут жить без помощи человека; формирую ответственное и бережное
отношение к окружающему, организуя конкретные действия (подкармливать
птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке,
выполнять индивидуальные и коллективные поручения.
Труд в природе
способствует
развитию
у детей эмпатии, позволяет ребенку увидеть
результат
своей
помощи
живому,
почувствовать
радость
дружеских
контактов с природой.
Прогулки также широко использую для экологического воспитания детей. Я
знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность
дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом людей). На
прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег,
листья, плоды). Для таких игр на участке имеется такое оборудование, как
ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети
знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме
этого
использую
разнообразные
игровые
упражнения
-
«Найди
по
описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки»,
«Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников,
цветов,
животных (по звукам, следам и т. д.). Через игры определяем силу и
направление ветра.
Следующим значимым методом в работе по экологическому воспитанию
считаю наблюдение. Наблюдаем мы с детьми за всем, что нас окружает,
наблюдения планирую как в перспективном плане, так и в ежедневном.
Наблюдения проводятся в уголке природы: за комнатными растениями, за
рыбками, черепахой. На участке провожу наблюдения за сезонными
изменениями, за работой дворника за первыми весенними цветами, за
цветами на клумбах и т.д.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и
явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда
выстраиваю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в
процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина
наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о
свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты
способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе,
развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации
работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и
сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями,
животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует
образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря
экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. На
экскурсиях мы с дети собираем разнообразный природный материал для
последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.
Ещё один метод – это различные конкурсы с экологическим содержанием
- детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Листопад»,
«Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок».
- «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома
привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление
поделок.
Использование разнообразных форм и методов в работе по экологическому
воспитанию с детьми позволило мне расширить кругозор детей, вовлечь их в
природоохранную деятельность, помогло воспитывать в детях чувство
ответственности за состояние родной природы, осознание важности ее
охраны,
формирование
экологической
культуры
и
природоохранного
сознания.
Работа по экологическому воспитанию детей невозможна без участия
родителей.
Ведь именно семья дает первый опыт взаимодействия с
природой, приобщает детей к трудовой деятельности, показывает пример
отношений к объектам растительного и животного мира.
В работе с родителями использую различные формы работы:
1. Анкетирование. По результатам анкетирования увидела, что родители
имеют поверхностные представления об экологии, ответы родителей не
многословны,
но
интерес
к
этой
науке
у
родителей
имеется,
они
поддерживают экологическую работу с детьми в детском саду и могут
оказать помощь в экологическом воспитании детей.
2. Наглядная пропаганда: папки - передвижки «Наедине с природой», «Войди
в
природу
другом»
и
т.д.,
тематические
ширмы
«Берегите
птиц»,
«Использование художественной литературы в экологическом воспитании
дошкольников в семье»
3. Родительское собрание «Экологическое воспитание детей».
4. Беседы и консультации: «Азбука поведения в природе», «Древний секрет
здоровья и долголетия» (о пользе моркови).
5. Акции, праздники: «Встреча птиц» (мастерим скворечники), «Накормите
птиц зимой» (собирали корм), «Цветочная поляна».
Традиционным стало проведение праздников «Осенины», «Встреча птиц»,
где родители так же принимают активное участие в создании костюмов,
принимали участие в викторинах и соревнованиях.
Разработанная система сотрудничества педагога и родителей способствовала
воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям,
окружающему миру, что составляет основу экологического воспитания.
Подводя итоги работы по экологической воспитанности дошкольников я
пришла к выводу, что:
- закладывать основы экологического воспитания необходимо с раннего
детства. Азы экологической воспитанности связаны с познавательным
интересом
к
объектам
и
явлениям
природы,
систематичностью
представлений об окружающем мире, способностью использовать знания для
разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде,
- работу по экологическому воспитанию с детьми необходимо проводить в
системе, которая включает в себя несколько направлений: создание условий
для экологического воспитания детей, работа с детьми, взаимодействие с
родителями,
взаимодействие
с
социумом,
только
тогда
у
детей
сформируются гуманно-ценностное отношение к природе, бережно к ней
относиться.
При проведении промежуточной диагностики с дошкольниками увидела, что
у
детей
повысился
уровень
экологической
воспитанности,
который
выражается прежде всего в качественно новом отношении к природе.
Большинство детей стали понимать последствия поступков и осознавать
важность соблюдения правил и норм поведения в природе, выполнять
самостоятельно трудовые процессы, достигая хороших результатов. У детей
развилась наблюдательность, появился большой познавательный интерес к
окружающему миру, дети любознательны, самостоятельно устанавливают
причинно-следственные связи, выявляют признаки «живого» и «неживого».