Автор: Федотовская Елена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОО ЦРР - детский сад № 17
Населённый пункт: г.о.Лобня
Наименование материала: Статья
Тема: Сказкотерапия как она есть
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия как она есть
Одним
из
самых
популярных
методов
решения
наших
проблем
в
современной практической психологии (и психотерапии) является метод
сказкотерапии.
С древних времён (до психотерапии) люди рассказывали друг другу сказки у
костра или у очага, для того, чтобы каждый член данного сообщества
(особенно юный) мог успешно выжить и не погибнуть раньше времени.
Рассказывание
сказок
было
древнейшей
психотерапией,
древнейшей
практической психологией.
Но с развитием цивилизации подлинная роль сказок была забыта.
Психотерапия, Сказкотерапия и другие звери...
Но вот пришла вторая половина ХХ века... А поскольку 20 век (его вторая
половина) это эпоха возрождения всего прочно забытого в предыдущие века
- века торжества узко понятого рационализма и узко понятой «науки» - то
пришёл черёд и сказок, пришёл их черёд напомнить людям, зачем они
существуют. (Понимайте в обоих смыслах - «зачем существуют люди» или
«зачем существуют сказки»).
Сказкотерапия началась с того, что молодая наукапсихология (а точнее, её
младшая сестра - психотерапия) обратились к сказочному наследию,
собранному писателями-романтиками 19 века, и попытались увидеть в
хорошо знакомых нам детских сказках ответы на волнующие их серьёзные
«недетские» вопросы.
С тех пор, одно из уважаемых направлений в сказкотерапии - это вдумчивая
работа с уже существующими, «литературными» сказками.
Вот это направление сказкотерапии, в основном, поддерживает юнгианская
психология, хотя сказкотерапия вся целиком вообще тесно связана с
юнгианством.
Ведь именно в сказках собраны и сохранены все основные Жизненные Роли,
которые мы, люди, передаём друг другу из поколения в поколение. Именно в
сказках можно встретить все маски нашей личности и познакомиться со
всеми аспектами своей души, со всеми её возможностями.
В жизни мы играем от силы только одну-две рольки... Но ведь душа наша
способна сыграть весь репертуар мирового «театра»! Если не выпускать её на
сцену в разных ролях, она захиреет и начнёт болеть. Но как узнать, на какие
роли вообще может претендовать наша душа? Кем мы можем себя ощущать?
Кем можем быть? Ответы на эти вопросы содержатся в сказках... А
сказкотерапия только суммирует опыт и предлагает ещё и «практические
упражнения». А это уже куда интересней, не так ли?!
Психология
юнгианства
(и
сказкотерапия,
на
ней
базирующаяся)
подробнейшим образом разбирают каждую сказку. Ведь любая сказка - это
карта внутреннего мира каждого человека, считает эта самая психология
юнгианства.
Сказкотерапия как арт-терапия
Но есть и ещё один способ работы со сказками в сказкотерапии. Это
сочинение своих собственных незамысловатых историй-сказок.
Это занятие, этот метод сказкотерапии имеет две цели:
1. диагностическую
2. терапевтическую.
С одной стороны, написанная Вами своя сказка, помогает (если знать метод)
увидеть, что с Вами не так, с точки зрения психологии.
А с другой стороны, каждая написанная Вами сказка на один шаг
приближает
Вас
к
самоисцелению.
Верный
признак
прогресса
в
сказкотерапии - это переживание состояния психотерапевтического инсайта,
который в психотерапии называется ещё по-другому: «Ага-эффект!». Это
момент, когда в тёмной комнате зажигается свет и Вы, наконец, видите то,
что искали.
И именно при написании собственных сказок, в процессе сказкотерапии, нас
чаще всего посещают подобные «ага-эффекты».
Сказкотерапия
вскрывает
неправильные
(неработающие)
жизненные
сценарии, которым мы с упорством почему-то следуем. Метод сказкотерапии
позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказко-
терапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше - во всей
практической психологии нет метода, который бы лучше справлялся с этой
задачей.
«Сказкотерапия
для
детей»
это
чтение
детям
настоящих
сказок,
неадаптированных в викторианскую эпоху.
Ведь смотрите, что получается. Знаменитая викторианская эпоха (которая
породила эпидемию неврозов и женской истерии в Европе) давно осуждена
как время, которое максимально закрепощало человека, не позволяя ему
ничего человеческого. Весь двадцатый век это своеобразный «нюрнбергский
процесс» над преступлениями викторианства. Преступлениями тихими и
совершавшимися зачастую «в белых перчатках».
Отношение к женщине, к детству - мы уже давно пересмотрели. Отношение к
сексу - и подавно заменено с викторианского, на более современный подход.
«Вопросы» образования давно уже нашли свои новые, отнюдь не вик-
торианские «ответы».
А сказки? Про сказки-то мы и забыли... А ведь они тоже нуждаются в
модернизации и «рестайлинге». Поменяв круто всю свою жизнь, похоронив
викторианство с его удушливой атмосферой, мы ... всё ещё пользуемся
именно викторианскими сказками, точнее их викторианскими адаптациями!
В
Англии
издавался
«Шекспир
для
девственниц».
Считалось,
что
неадаптированные тексты Шекспира непозволительно читать приличным
девочкам из приличных семей - слишком они грубы и непристойны.
Эту проблему (только на материале русских сказок) освещает материал на
нашем сайте, который называется «Скромное обаяние неадаптированных
сказок».
Там объясняется, почему детям нужны сказки, истории про смерть, насилие и
прочие «Недетские Ужасы» и что бывает с детьми, которых искусственно от
этого ограждают...
В статье «Что такое «Образ успеха»? (Сказкотерапия для родителей и
педагогов)», Вы узнаете, как, читая психотерапевтическую сказку, можно
вычленять уникальную информацию о системе ценностей человека, об
Образе его Цели, для того чтобы не мешать развиваться ему в его же
направлении, не выступать фактором дополнительного стресса для человека.
Это сказкотерапия для детей и сказкотерапия для взрослых.
В статье «Сказкотерапия» (базовой статье этого цикла) Вы узнаете
подробней об этом методе практической психологии и научитесь связывать
сказкотерапию с психодрамой. Вы узнаете, как связаны между собой сказко-
терапия и арт-терапия.
В статье «Игры со сказками: как развить воображение ребёнка с помощью
сказкотерапии» рассматривается сказкотерапия для детей. В этой статье
также приводятся четыре (4) замечательнейших упражнения из копилки
практической сказкотерапии как для индивидуальных занятий, так и для
занятий в группе.
Начиная работу со сказками, Вы не только работаете со своей собственной
психологией, превращая её из психологии невротика в психологию здорового
человека. Вы ещё и развиваете в себе Автора, пробуждаете дремавшие
способности к творчеству. Вы пробуждает в себе Внутреннего Ребёнка,
который один только и способен испытывать это странное ощущение бытия,
которое мы называем «счастьем».