Напоминание

Сказкотерапия как она есть


Автор: Федотовская Елена Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОО ЦРР - детский сад № 17
Населённый пункт: г.о.Лобня
Наименование материала: Статья
Тема: Сказкотерапия как она есть
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия как она есть

Одним

из

самых

популярных

методов

решения

наших

проблем

в

современной практической психологии (и психотерапии) является метод

сказкотерапии.

С древних времён (до психотерапии) люди рассказывали друг другу сказки у

костра или у очага, для того, чтобы каждый член данного сообщества

(особенно юный) мог успешно выжить и не погибнуть раньше времени.

Рассказывание

сказок

было

древнейшей

психотерапией,

древнейшей

практической психологией.

Но с развитием цивилизации подлинная роль сказок была забыта.

Психотерапия, Сказкотерапия и другие звери...

Но вот пришла вторая половина ХХ века... А поскольку 20 век (его вторая

половина) это эпоха возрождения всего прочно забытого в предыдущие века

- века торжества узко понятого рационализма и узко понятой «науки» - то

пришёл черёд и сказок, пришёл их черёд напомнить людям, зачем они

существуют. (Понимайте в обоих смыслах - «зачем существуют люди» или

«зачем существуют сказки»).

Сказкотерапия началась с того, что молодая наукапсихология (а точнее, её

младшая сестра - психотерапия) обратились к сказочному наследию,

собранному писателями-романтиками 19 века, и попытались увидеть в

хорошо знакомых нам детских сказках ответы на волнующие их серьёзные

«недетские» вопросы.

С тех пор, одно из уважаемых направлений в сказкотерапии - это вдумчивая

работа с уже существующими, «литературными» сказками.

Вот это направление сказкотерапии, в основном, поддерживает юнгианская

психология, хотя сказкотерапия вся целиком вообще тесно связана с

юнгианством.

Ведь именно в сказках собраны и сохранены все основные Жизненные Роли,

которые мы, люди, передаём друг другу из поколения в поколение. Именно в

сказках можно встретить все маски нашей личности и познакомиться со

всеми аспектами своей души, со всеми её возможностями.

В жизни мы играем от силы только одну-две рольки... Но ведь душа наша

способна сыграть весь репертуар мирового «театра»! Если не выпускать её на

сцену в разных ролях, она захиреет и начнёт болеть. Но как узнать, на какие

роли вообще может претендовать наша душа? Кем мы можем себя ощущать?

Кем можем быть? Ответы на эти вопросы содержатся в сказках... А

сказкотерапия только суммирует опыт и предлагает ещё и «практические

упражнения». А это уже куда интересней, не так ли?!

Психология

юнгианства

сказкотерапия,

на

ней

базирующаяся)

подробнейшим образом разбирают каждую сказку. Ведь любая сказка - это

карта внутреннего мира каждого человека, считает эта самая психология

юнгианства.

Сказкотерапия как арт-терапия

Но есть и ещё один способ работы со сказками в сказкотерапии. Это

сочинение своих собственных незамысловатых историй-сказок.

Это занятие, этот метод сказкотерапии имеет две цели:

1. диагностическую

2. терапевтическую.

С одной стороны, написанная Вами своя сказка, помогает (если знать метод)

увидеть, что с Вами не так, с точки зрения психологии.

А с другой стороны, каждая написанная Вами сказка на один шаг

приближает

Вас

к

самоисцелению.

Верный

признак

прогресса

в

сказкотерапии - это переживание состояния психотерапевтического инсайта,

который в психотерапии называется ещё по-другому: «Ага-эффект!». Это

момент, когда в тёмной комнате зажигается свет и Вы, наконец, видите то,

что искали.

И именно при написании собственных сказок, в процессе сказкотерапии, нас

чаще всего посещают подобные «ага-эффекты».

Сказкотерапия

вскрывает

неправильные

(неработающие)

жизненные

сценарии, которым мы с упорством почему-то следуем. Метод сказкотерапии

позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказко-

терапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше - во всей

практической психологии нет метода, который бы лучше справлялся с этой

задачей.

«Сказкотерапия

для

детей»

это

чтение

детям

настоящих

сказок,

неадаптированных в викторианскую эпоху.

Ведь смотрите, что получается. Знаменитая викторианская эпоха (которая

породила эпидемию неврозов и женской истерии в Европе) давно осуждена

как время, которое максимально закрепощало человека, не позволяя ему

ничего человеческого. Весь двадцатый век это своеобразный «нюрнбергский

процесс» над преступлениями викторианства. Преступлениями тихими и

совершавшимися зачастую «в белых перчатках».

Отношение к женщине, к детству - мы уже давно пересмотрели. Отношение к

сексу - и подавно заменено с викторианского, на более современный подход.

«Вопросы» образования давно уже нашли свои новые, отнюдь не вик-

торианские «ответы».

А сказки? Про сказки-то мы и забыли... А ведь они тоже нуждаются в

модернизации и «рестайлинге». Поменяв круто всю свою жизнь, похоронив

викторианство с его удушливой атмосферой, мы ... всё ещё пользуемся

именно викторианскими сказками, точнее их викторианскими адаптациями!

В

Англии

издавался

«Шекспир

для

девственниц».

Считалось,

что

неадаптированные тексты Шекспира непозволительно читать приличным

девочкам из приличных семей - слишком они грубы и непристойны.

Эту проблему (только на материале русских сказок) освещает материал на

нашем сайте, который называется «Скромное обаяние неадаптированных

сказок».

Там объясняется, почему детям нужны сказки, истории про смерть, насилие и

прочие «Недетские Ужасы» и что бывает с детьми, которых искусственно от

этого ограждают...

В статье «Что такое «Образ успеха»? (Сказкотерапия для родителей и

педагогов)», Вы узнаете, как, читая психотерапевтическую сказку, можно

вычленять уникальную информацию о системе ценностей человека, об

Образе его Цели, для того чтобы не мешать развиваться ему в его же

направлении, не выступать фактором дополнительного стресса для человека.

Это сказкотерапия для детей и сказкотерапия для взрослых.

В статье «Сказкотерапия» (базовой статье этого цикла) Вы узнаете

подробней об этом методе практической психологии и научитесь связывать

сказкотерапию с психодрамой. Вы узнаете, как связаны между собой сказко-

терапия и арт-терапия.

В статье «Игры со сказками: как развить воображение ребёнка с помощью

сказкотерапии» рассматривается сказкотерапия для детей. В этой статье

также приводятся четыре (4) замечательнейших упражнения из копилки

практической сказкотерапии как для индивидуальных занятий, так и для

занятий в группе.

Начиная работу со сказками, Вы не только работаете со своей собственной

психологией, превращая её из психологии невротика в психологию здорового

человека. Вы ещё и развиваете в себе Автора, пробуждаете дремавшие

способности к творчеству. Вы пробуждает в себе Внутреннего Ребёнка,

который один только и способен испытывать это странное ощущение бытия,

которое мы называем «счастьем».



В раздел образования