Напоминание

"Подготовка волонтеров"


Автор: Акиньшина Мария Владимировна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: ГБОУ
Населённый пункт: Г. Москва
Наименование материала: Программа
Тема: "Подготовка волонтеров"
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Решить проблему асоциального поведения детей только силами специалистов

практически невозможно.

Необходимо привлекать к этой работе широкие слои

общественности, в том числе и самих подростков.

Когда человек делает осознанный выбор, он устанавливает собственные внутренние

границы. Наша задача – предоставить ему возможность сделать этот выбор.

Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны,

и стремлением к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа

сверстников становится для подростков местом реализации основных потребностей этого

периода: потребности в общении, самореализации и уважении. И часто именно

авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для

подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, чьим жизненными

ценностями являются здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка

других людей. Таким человеком может стать подросток – волонтёр. Организуя работу с

позиции «на равных», подросток – волонтёр помогает принять участнику занятий на себя

ответственность за свои решения и выбор.

Но подростки – волонтеры не обладают достаточными знаниями для пропаганды

здорового образа жизни, поэтому необходима организация специальных занятий, которые

призваны научить основным приемам работы в группе подростков.

Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме. Интерактивные

методы обучения позволяют через общение более глубоко осознать истинные мотивы

обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с

людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия, конгруэнтность.

В основе программы лежит установка на изменение отношения к употреблению

алкоголя и табакокурению. Развитие подросткового добровольчества послужит толчком

для изменения устаревших стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми и

создаст условия для развития ответственных партнерских отношений.

Цель: создание и поддержка молодежного движения с целью формирования адекватного

отношения к употреблению алкоголя и табакокурения среди сверстников.

Задачи:

- формирование положительного настроя на работу;

- подготовка молодежных лидеров для работы в среде сверстников;

- возрождение идеи лидерства как средства распространения идеологии движения;

- отработка навыков уверенного поведения;

- отработка стилей поведения в конфликтной ситуации.

Целевая группа: учащиеся 9 класса МАОУ «СОШ №25»

Форма проведения: групповая

Методы и техники используемые в занятиях:

1. Мини – лекции.

2. Дискуссии.

3. Отработка навыков.

4. Психологические игры.

5. Мозговой штурм.

6. Активные формы работы.

7. Медитация.

8. Ролевые игры.

Длительность занятий: 1 час 20 минут.

Ожидаемые результаты: увеличение числа подростков – добровольцев, работающих по

программе первичной профилактики зависимости.

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы,

упражнения

ЗАНЯТИЕ 1

Ведение, ожидания

участников.

Скорректировать объем,

уровень сложности стиль

подачи материала и

информационном блоке.

Определение понятия

зависимость.

Приветствие, принятие

правил работы.

Ожидания участников.

Выявления уровня

знаний. Информационный

блок. Мозговой штурм.

Практические навыки.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 2

Виды зависимости

Определить виды

зависимости. Отработка

навыков уверенного

поведения.

Приветствие.

Тематические

психологические игры.

Отработка навыков.

Дискуссии.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 3

Определение мотивов

Приветствие.

Мотивы к употреблению

ПАВ

употребления ПАВ. Виды

мотивов.

Психологические игры.

Мини-лекция.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 4

Стили поведения в

конфликтной ситуации

Отработка стилей поведения

в конфликтной ситуации.

Приветствие.

Медитация.

Мини-лекция.

Упражнения.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 5

Против курения.

Воспитать негативное

отношение к курению.

Приветствие.

Информационный блок.

Мозговой штурм.

Приветствие.

Упражнение «Прокуришь ли

деньги».

Упражнение «Почему

сверстники начинают

курить».

Упражнение «Поделись

теплом».

Информационный блок.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 6

Алкоголь

Обсудить различные

варианты отношения к

своему здоровью и

возможные пути его

сохранения.

Приветствие.

Мозговой штурм ( работа в

группах) « Перечислите

причины, по которым люди

пьют и не пьют пиво»

Упражнение «Круг

знакомств».

Упражнение «Аргументы».

Упражнение «Кто Я?».

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 7

Выработать правильное

поведение в конфликтной

ситуации, дать понятие

Приветствие.

Упражнение «Говорим

Конфликты

компромиссного поведения.

гадости».

Упражнение «Тихая

дискуссия».

Упражнение «Нет».

Упражнение

«Альтернативная реклама».

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 8

Способы борьбы со

стрессом

Формирование личной

включенности в работу

группы, выявление

основных стрессовых

ситуаций в подростковом

возрасте, почему возможны

различные точки зрения.

Приветствие.

Упражнение «Путаница».

Мозговой штурм «Причины

стресса».

Упражнение «Хвастовство».

Упражнение «Снежинки».

Мозговой штурм «Борьба со

стрессом».

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ 9

Осознание личной

ответственности в

ситуациях, связанных с

принятием решения,

осознание смысло-

ценностных ориентиров.

Заключение.

Осознание личной

ответственности в

ситуациях, связанных с

принятием решения,

осознание смысло-

ценностных ориентиров.

Приветствие.

Упражнение «Я говорю».

Мозговой штурм

«Ассоциации на слово

«никотин».

Упражнение «Мои

проблемы».

Упражнение «Ценности

жизни».

Упражнение «Дом».

Рефлексия.

Занятие №1

Ведение, ожидания участников.

Задачи:

- создание групповой сплоченности;

- формирование положительного настроя на работу;

- скорректировать объем, уровень сложности стиль подачи материала и информационном

блоке. Определение понятия зависимость.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Я педагог – психолог Новгородского областного

психологического центра. Вместе с вами мы будем готовится стать волонтерами и

попробуем

сформировать

адекватное

отношения

к

употреблению

алкоголя

и

табакокурения среди ваших сверстников.Но для начала давайте с вами познакомимся.

Знакомиться мы будем не обычно, а так:

1. Упражнение «Приветствие». Каждый участник называет своё имя и приветствует

других любой фразой или жестом, остальные – повторяют слова приветствия или

копируют жест, возвращая тем самым приветствие его владельцу.

2. Правила работы группы

Групповые правила:

1.

Постоянство.

Каждый участник работает от начала и до конца работы группы и не опаздывает.

Распорядок групповых занятий.

2.

Конфиденциальность.

Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

3.

Активность.

Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет

стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.

4.

Искренность в общении и право сказать «нет».

Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет».

Участники по возможности открыто выражают свои мысли и чувства. Если сообщаются

сведения, то достоверные. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той

или иной ситуации, и если он не готов говорить или действовать, то имеет право скачать

«нет», но это должно быть сказано открыто.

5.

Обращение по имени.

В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в

третьем лице.

6.

Персонификация высказываний.

Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении

скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Больше говорить от себя

лично: «Я считаю, что…» вместо « Некоторые думают…»

7.

Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего следует оценивать не самих участников, а их действия

(за исключением специально организованных процедур). Не «Ты мне не нравишься…», а

« Мне не нравится, когда ты говоришь… или поступаешь…»

Ведущий:

Молодцы!!! А давайте теперь поразмышляем, как можно поднять себе

настроение?

Ребята: поесть, поиграть за компьютером, в соц. сети войти, выпить пивас друзьями.

Ведущий: Вот как раз об этом сегодня мы и поговорим. Точнее о последствиях. Как вы

думаете, какие могут быть последствия?

Ребята: Стать алкоголиком, курильщиком…

Ведущий: Да, мы поговорим о том, как люди становятся зависимыми от пищи, алкоголя,

табака, наркотиков, компьютера и телевизора…

Ожидания участников

Цель: скорректировать объем, уровень сложности и стиль подачи материала в

информационном блоке.

Материалы: лист ватмана, маркер.

1. Как вы думаете для каких целей вас пригласили на это занятие?

2. Что мы будем здесь делать?

3. Что бы вы хотели получить в ходе занятия?

Ответы записываются на ватмане

Ожидания

Выполнено

Оценка уровня информированности

Упражнение «Что такое зависимость»

Цель: выявить уровень знаний участников; выявить как участники определяют понятия

«зависимость»; дать определение зависимости.

Материалы: листы бумаги, ручки, лист ватмана, маркер.

Ведущий делит участников на 4 группы. Каждой группе выдается лист бумаги, маркер

предлагает записать все ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово

«зависимость».

После чего представители групп по кругу говорят записанные ими ассоциации, а ведущий

на листе ватмана записывает их так, чтобы они не повторялись.

Зависимость – это потребность в повторяющихся приемах ПАВ и других веществ, для

того чтобы получить приятные ощущения и избавится от неприятных ощущений.

Мозговой штурм «Причины и последствия появления зависимостей».

Материалы: карточки с типами зависимостей.

«Табачная и алкогольная зависимость»,

«Наркотическая зависимость»,

«Компьютерная зависимость»,

«Пищевая зависимость»,

«Игровая зависимость»,

«Магазинная - зависимость».

Участники делятся 6 групп. Ведущий приглашает к себе по представителю от группы и

предлагает выбрать карточку с типом зависимости. Учащимся предлагается обсудить и

записать в таблицу на плакате причины и последствия различных типов зависимостей.

Причины

Последствия

Во время выступлений групп ведущий обобщает причины и последствия всех видов

зависимостей и записывает их на отдельный лист.

Вывод: практически во всех случаях человек сам выбирает становится ему зависимым

или нет, тот, кто выбирает любой вид зависимости, косвенно выбирает и последствия.

Мозговой штурм «Плюсы и минусы отказа от зависимости»

Материалы: карточки с типами зависимостей.

«Табачная и алкогольная зависимость»,

«Наркотическая зависимость»,

«Компьютерная зависимость»,

«Пищевая зависимость»,

«Игровая зависимость»,

«Магазинная - зависимость».

Маркер, ватман.

+

-

Сохранение здоровья,

Отстаивание своей точки зрения,

Повышение самооценки,

Сохранение генофонда нации,

Возможность остаться независимым,

Экономия денег.

Можно потерять расположение компании,

Рискует выглядеть «белой вороной»,

Не

попробует

чего

то

нового

и

неизвестного.

По окончанию работы группы по очереди дополняют друг друга.

Приобретение практических навыков

Упражнение «Отказ»

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения.

Группа делится на 3 подгруппы, каждой группе предлагается одна ситуация:

1. Одноклассник (друг, сосед) просит разрешения приготовить наркотик у вас дома,

2. Одноклассник (друг, сосед) просит оставить какие-то вещи,

3. Одноклассник (друг, сосед) просит солгать его родителям, что какая – то вещь лежит у

тебя.

Завершение работы

Подведение итогов проведенной работы (обобщение информации по теме, анализ

таблицы «Наши ожидания»)

О чем заставил вас задуматься наш тренинг, что вы получили для себя?

ЗАНЯТИЕ №2

Виды зависимости

Игра «Давайте поздороваемся»

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три часть: «европейцев»,

«африканцев» и «японцев». Каждый участник идет по кругу и здоровается со всеми

“своим” способом: «европейцы» - пожимают руку, «японцы» - кланяются, «африканцы» -

трясут носами.

Синдром

физической

зависимости

синдром,

возникающий

при

длительном

употреблении некоторых лекарственных средств, для которого характерны возрастание

толерантности к этим веществам.

Психологическая зависимость – зависимость от наркотиков (опьяняющих веществ).

Опьяняющее средство может выступать как заместитель недостающего источника

определенных эмоций.

Быстрый круг “Что заставляет ребят пробовать наркотики?” Поощряются все

ответы, особенно акцентируется внимание на ответах типа “ неудобно отказаться в

компании”, “друзья уговаривают” и т.п.

Игра «Поменяйтесь местами».

Я приглашаю двух желающих. Возьмите два стула, садитесь. Первый участник должен

уговорить второго поменяться местами. Время ограничено, вам дается 2 минуты. (После

этого вызвать еще одну пару, задание не меняется.)

Замечательно поиграли. Давайте теперь по кругу скажем, к каким способам прибегали те,

кто пытался заставить или уговорить поменяться местами (ответы учащихся).

Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных

причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т.п. называются

давлением.

Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, т.е.

групповому давлению. Ведь человек обычно стремится быть членом какой-то группы и

соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Обсуждение.

Испытывали ли вы когда-нибудь подобные состояния? Когда и со стороны кого вы

испытывали давление? (Ответы учащихся.)

Упражнение "Провокация".

Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит человек и предлагает таблетку для

поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть.

И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Какие это могут быть фразы?

Спасибо, я больше в этом не нуждаюсь.

Спасибо, мне этого не нужно.

Не курю.

Нет, мне не нужны неприятности.

Я таких вещей боюсь.

Эта дрянь не для меня.

Я и без этого превосходно себя чувствую.

Нет, спасибо, это опасно для жизни.

Мне не хочется умереть молодым.

Спасибо, мне здоровье дороже!

Кроме этого можно:

1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами,

— это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать,

так почему же они так назойливы?

3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно

и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов; на танцы

или еще что-нибудь придумать).

4. «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...

5. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где

они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак,

алкоголь, наркотики).

6. Испугать

их: описать

какие-нибудь

страшные

последствия,

если

они

будут

употреблять (например, поймают, случится белая горячка, заболеем гепатитом и т.д.).

Можно даже выдумать какие-нибудь “страшные последствия” самому (например, “зубы

посинеют”, “оглохнем” и т.д.).

7. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное

время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.

Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек

уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.

Надеюсь, это поможет вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным

клиентом, заработать на вас много, быстро и любой ценой.

Заключительная часть

Подведение итогов. Участники рассказываю о своих впечатлениях о занятии. Что было

для вас сегодня важно? С чем уходите?

ЗАНЯТИЕ №3

Мотивы к употребления ПАВ

Я предлагаю поиграть в игру. Для этого нам нужно 3 добровольца. Остальные будут

наблюдателями. Суть игры: троим друзьям надо договориться о встрече. Но один из них

немой, другой – слепой, а третий – глухой. Место встречи известно только немому. Он

должен объяснить своим друзьям, куда, когда и зачем им предстоит пойти».

Выходят три добровольца и распределяют между собой роли. «Глухой» и «слепой»

покидают класс на то время, пока волонтер сообщает «немому» место, время и цель

встречи: «Вы встречаетесь 02 февраля в 16.00 в Центральном парке, чтобы вместе купить

подарок учительнице». Задание слышат все участники.

Затем глухой и слепой возвращаются в класс, и волонтер говорит: «Ваш друг хочет

сообщить вам важную информацию, но никто из вас не должен пользоваться ручкой,

бумагой и т. д.

«Немой» не говорит, но слышит и видит.

«Глухой» ничего не слышит, но видит и может говорить.

«Слепой» и говорит, и слышит, но не видит (ему завязывают глаза шарфом или платком).

Остальные участники не должны подсказывать вам. Постарайтесь придерживаться своих

ролей и не хитрить».

После того, как правила будут поняты всеми, по команде волонтера начинается игра. Игра

идет не более 20 минут.

По истечении этого времени волонтер останавливает игру, независимо от её результатов.

Он сообщает «глухому» и «слепому», правильно ли они поняли информацию «немого».

Ведущий:

«Итак, мы увидели, что для достижения общей цели необходимо

взаимопонимание и сотрудничество. В нашей жизни постоянно возникают подобные

ситуации, пусть и не в такой карикатурной форме. Все мы разные, и не всегда то, что

видит один, может увидеть другой. То, что понятно одному, не всегда ясно другому. Но с

любым, даже «слепым» и «глухим», можно и нужно находить общий язык, если вы хотите

что-то сделать вместе».

Мини – лекция.

Любая деятельность

человека

начинается

с

потребностей,

но ее

протекание в

определенном направлении управляется мотивом.

Мотив

— это непосредственный

побудитель к деятельности. Мотив возникает в результате «встречи» с потребностью и

определяется как предмет потребности. Появление мотива меняет тип поведения.

Благодаря мотиву человек становится активным. Обычно действия человека побуждаются

не одним, а несколькими мотивами, но одному из них принадлежит решающая роль,

другим

второстепенные.

Главный

мотив

называется

ведущим,

другие

же,

способствующие стимуляции той или иной деятельности, мотивами-стимулами.

Выделяют три группы мотивов, в основу классификации которых положены разные

основания.

Первая группа — мотивы, связанные с содержанием деятельности или с ее процессом. К

ним относят мотивы, побуждающие ребенка к познавательной деятельности и учению.

Например, мотивы, связанные с желанием узнать новые факты, новые способы действия;

мотивы, относящиеся к самому процессу учения, преодолению трудностей, возникающих

при решении тех или иных задач.

Вторая группа — мотивы, появляющиеся в результате взаимодействия с социальным

окружением. Это мотивы — цели. В их число входят: широкосоциальные мотивы,

узколичностные мотивы, мотивы с отрицательной и положительной направленностью.

Так, к широкосоциальным мотивам обычно относят такие мотивы, как чувство долга и

ответственности перед обществом, семьей, друзьями,"коллективом, учителями; мотивы

самоопределения, проявляющиеся в понимании значения знаний в жизни; мотивы

умственного, физического, эстетического совершенствования.

Узколичностные мотивы

проявляются в стремлении ребенка, например, хорошо

учиться, чтобы не обидеть родителей или близких, получить похвалу, подарок,

утвердиться в группе.

Отрицательные мотивы

могут проявляться в стремлении избежать неприятностей:

наказания, порицания.

Третья группа — мотивы, характеризующиеся осознанием личностью своих побуждений.

Мотивы этой группы делятся на осознаваемые и неосознаваемые. К осознаваемым

мотивам относят убеждения, идеалы, цели, ценностные ориентации, формирующиеся на

основе мировоззрения человека, а также интересы, стремления и др.

Упражнение «Хлопки»

Участникам предлагают поиграть в необычную считалку. Участники по очереди называют

числа натурального ряда, тот, которому предстоит назвать число содержащее в себе

цифру 4, необходимо хлопнуть в ладоши и тем самым пропустить ход. Если кто-то

ошибается, то он выбывает из игры.

Заключительная часть

Подведение итогов. Участники рассказываю о своих впечатлениях о занятии. Что было

для вас сегодня важно? С чем уходите?

ЗАНЯТИЕ №4

Стили поведения в конфликтной ситуации

Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое,

сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все

любуются вами, восхищаются. Вдруг, откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и

говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и

запишите свой ответ.

Теоретическое обоснование конфликта

Теперь я расскажу вам о конфликтах и способах их решений. Слово "конфликт" в

переводе с латинского означает "столкновение". Как правило, о негативных последствиях

конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья,

и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные

функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности,

стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчер-

кивают

необходимость

создания

механизмов

психологического

регулирования

и

разрешения конфликтных ситуаций.

Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информиро-

ванность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура

поведения и др.

Выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

1.Возникновение конфликта (появление противоречия);

2.Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

3. Конфликтное поведение;

4. Исход конфликта.

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Существует 5 способов выхода из конфликтной ситуации: конкуренция, уклонение,

приспособление, компромисс, сотрудничество.

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное

игнорирование интересов партнера.

Избегание

характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к

интересам партнера.

Компромисс — достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в

ущерб собственным.

Стиль

Сущность

стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление

добиться своего в

ущерб другому.

Заинтересованность в

победе. Обладание

определенной властью.

Необходимость

срочного разрешения

конфликта

Испытывание чувства не

удовлетворенности при

поражении и чувства

вины при победе. Большая

вероятность испортить

отношения

Уклонение

Уход от

ответственности за

принятие решений

Исход не очень важен.

Отсутствие власти.

Желание выиграть

время

Большая вероятность

перехода конфликта в

скрытую форму

Приспособление

Сглаживание

Предмет разногласия

Нерешенность конфликта

разногласий за счет

ущемления

собственных

интересов

более важен для

другого участника

конфликта. Желание

сохранить мир.

Осознание собственной

неправоты. Отсутствие

власти

Компромисс

Поиск решений за

счет взаимных

уступок

Одинаковая власть.

Наличие

взаимоисключающих

интересов.

Необходимость

срочного разрешения

конфликта. Не-

эффективность других

стилей

Получение только

половины ожидаемого,

Лишь частичное

устранение причин

конфликта

Сотрудничество

Поиск решения,

удовлетворяющего

всех участников

Наличие времени,

необходимого для

разрешения конфликта.

Заинтересованность

обеих сторон. Четкое

понимание точки зре-

ния противника.

Желание обеих сторон

сохранить отношения

Временные и

энергетические затраты.

Негарантированность

успеха

Упражнение «Спутанные цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку.

Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут

себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый

держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны

распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах,

разрешается "проворачивание шарниров" – изменение положения кистей без расцепления

рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько

сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Заключительная часть

Подведение итогов. Участники рассказываю о своих впечатлениях о занятии. Что было

для вас сегодня важно? С чем уходите?



В раздел образования