Автор: Сударикова Анастасия Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида 47
Населённый пункт: Московская область, город Егорьевск
Наименование материала: «Труд в природе как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста »
Тема: «Труд в природе как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста »
Раздел: дошкольное образование
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его
формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается
самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда
отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием
существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой
жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической
педагогической литературе (Я.А.Коменский, И.Г.Пестолоцци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко,
В.А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова,
В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др.).
Цель всей системы трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая
подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия.
В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также
особенностями их трудовой деятельности.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
I.
Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им
посильную помощь.
2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное
расширение содержания трудовой деятельности.
3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию,
ответственности, заботливости, бережливости,готовности принять участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда – умение
работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно
оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
В младшей группе основной задачей педагога является воспитание самостоятельности и
положительного отношения к труду. В средней группе расширяется содержание труда детей,
большое внимание уделяется умению доводить начатое дело до конца, формированию навыков
совместного труда, чувства ответственности за порученное дело
Труд в природе
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему
развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У
детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к
ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.
Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает
благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети
знакомятся:
1.
Со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;
2.
Усваивают способы установки этих свойств.
Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения
трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его
состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное
представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.
В процессе труда в природе у детей формируются знания:
О растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития,
способы выращивания, сезонные изменения),
Труд в природе способствует развитию у детей: наблюдательности; любознательности;
пытливости; вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека; уважение к людям
труда.
В процессе труда формируются: практические навыки ухода за растениями ; развиваются
интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты; намечать
последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда и т. Д.
Требования к организации труда в природе
Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его
организация и содержание отвечают определённым педагогическим и гигиеническим
требованиям.
Педагогические требования к организации труда в природе.
• Организация разнообразного по содержанию труда:
Выращивание растений в уголке природы,
Труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).
• В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со
знаниями.
• Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и
способов их достижения.
• Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться.
• Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого
ребенка.
Гигиенические требования к организации труда в природе
• Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не
должны вызывать переутомления.
• Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. С этой целью следует чередовать один
вид работы с другим.
• Орудия труда должны быть абсолютно безопасными соответствовать росту и силам ребенка, но
вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был настоящий.
Организацию труда в природе у детей младшего дошкольного возраста мы в нашей группе
«Сударушка» проводим в виде наблюдений, даем для выполнения некоторые поручения
(например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие
игрушечные грузовики и отвезти в указанное место).
С наступление весны вместе с детьми высаживаем лук и сеем крупные семена (по одному) в
заранее приготовленные бороздки. Засыпаем бороздки и поливаем грядку сами, объясняя свои
действия. Дети являются наблюдателями. Прополку, рыхление, подкормку выполняет
воспитатель.
В течение всей зимы дети подкармливают птиц на участке. Это делается не от случая к случаю, а
ежедневно, чтобы дети поняли важность и необходимость данной работы в зимнее время года и
учились бережно относиться к пернатым друзьям.
В течение всего года воспитанники нашей группы выполняют ежедневные поручения
воспитателя, участвуя в уходе за комнатными растениями уголка природы.
Периодически, вместе с детьми осматриваем уголок природы, учим их замечать происходящие
там изменения. Показываем и объясняем детям, сколько нужно растению воды, как рыхлить
землю и т. Д.
Трудовая деятельность в природе у детей младшего дошкольного возраста организуем только в
формах индивидуальных поручений. Данная форма применяется во всех возрастных группах
детского сада, весь процесс труда ребенок выполняет сам.
Хочется отметить, что наши воспитанники хорошо освоили разнообразные поручения и
постоянный круг обязанностей дежурства, а это – основательный фундамент для введения
коллективного труда в старшем дошкольном возрасте.
Содержание труда и методика руководства в группах младшего дошкольного возраста
Младшая группа
Малыши помогают воспитателю ухаживать за растениями в уголке природы и на участке. Фото в
презентации Их следует привлекать к совместному поливу комнатных растений. Он учит детей
правильно поливать растения, обтирать крепкие кожистые листья влажной тряпочкой. Дети
сажают луковицы и крупные семена в землю, подготовленную воспитателем (в ящики,
стаканчики, грунт), поливают посадки. Следует привлекать детей и к сбору урожая овощей.
Дети выполняют индивидуальные поручения, которые включают 1-2 трудовые операции. Труд
этот кратковременный, но воспитатель должен привлекать к нему всех детей поочередно.
Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей, а пример,
посадка лука, фото в презентации крупных цветочных семян, уборка урожая труд этот будет
организован как труд рядом.
Возможен труд подгруппами. Одновременно могут работать две подгруппы, но каждая при этом
выполняет одну и ту же трудовую операцию: вытирают растения, сажают горох на грядке или
поливают клумбу. Эта особенность организации труда связана, во-первых, с большой
подражательностью малышей, а во-вторых, с тем, что воспитателю легче их обучать. Для обучения
навыкам труда в природе в младшей группе характерна дробность показа трудовой операции с
одновременным выполнением заданий детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и
дети сразу поэтапно выполняют трудовой процесс.
Труд детей проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. В ходе его воспитатель
помогает детям, поощряет их, показывает приемы выполнения задания. Оценка всегда
положительная, носит воспитательный характер.
Средняя группа
В средней группе формы организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое
место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети
могут выполнять поручения в течение 2-3 дней. Труд подгруппами также имеет свои особенности.
Одновременно могут работать 2-3 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (не более
двух).
Большое место занимают коллективные формы труда. Их в основном воспитатель использует,
когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способом
посадки семян.
У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых
операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного
трудового процесса.
Все эти особенности развития детей – основа для усложнения методики руководства их трудом.
При обучении новой трудовой операции воспитатель в средней группе уже не дает дробного
показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические
этапы. Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о
последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, пример
других детей при оказании помощи отдельным детям. Теперь не всегда оценка труда может быть
положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку
воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, фото в презентации
если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость
труда.
Заключение
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и детском саду элементарных
представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством
развития психики и нравственных представлений личности.
В процессе трудовой деятельности дошкольник имеет возможность применить на практике свои
знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных
взаимосвязей (растение, животное – и окружающая среда). У него формируются необходимые
навыки ухода, чувство ответственности за живых организмов.
В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных
качеств, т. Е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. П.),
к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. П.), что является показателем
становления и развития его нравственных качеств.
Автор:
Сударикова А.А.
Используемая литература:
Список литературы
1.
Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-
Синтез, 2011.
2.
Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных
чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
3.
Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.
4.
Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5.
Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-
методическое пособие» – М.: Владос, 2005.
6.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7
лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
7.
Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991.
8.
Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед.
Учеб. Заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С.
А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.