Напоминание

Особенности неречевых предпосылок овладения навыком письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Автор: Сидорова Людмила Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ ЦСПР "Роза ветров"
Населённый пункт: г.МОСКВА
Наименование материала: статья
Тема: Особенности неречевых предпосылок овладения навыком письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Особенности неречевых предпосылок овладения навыком письма у

детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Слайд 1 Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной

экзаменационной комиссии! Вашему вниманию предоставляется выпускная

квалификационная работа на тему «Особенности неречевых предпосылок

овладения навыком письма у детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи».

Актуальность

исследования

обусловлена

значимостью

неречевых

психических

функций

для

овладения

навыком

письма;

необходимостью

осуществления коррекционно-развивающей работы по развитию неречевых

предпосылок в рамках профилактической работы по предупреждению появления

дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

и наличием дискуссионных вопросов в психолого-педагогических исследованиях

об использовании комплексных коррекционных стратегий для проведения

коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи уже

на этапе дошкольного образования.

Исследователи, занимающиеся изучением дисграфии у детей с речевой

патологией, подчёркивают, что у данной категории детей школьного возраста

отмечаются недостатки неречевой сферы (Русецкая Маргарита Николаевна,

Корнев Александр Николаевич, Лалаева Раиса Ивановна, Иншакова Ольга

Борисовна.). Однако, исследований, направленных на изучение неречевых

предпосылок овладения навыком письма детьми старшего дошкольного возраста

недостаточно

для

того,

чтобы

логопеды

в

своей

деятельности

могли

дифференцированно подойти к педагогическому воздействию по профилактике

дисграфии.

Таким образом, значимость изменения существующего положения в

обозначенной сфере предопределила специфику нашей работы и даёт основание

считать исследование вопроса изучения особенностей неречевых предпосылок

овладения навыком письма в целях проведения профилактики дисграфии у

дошкольников с общим недоразвитием речи актуальным.

Цель нашей работы – выявление особенностей неречевых предпосылок

овладения навыком письма у детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи и разработка методических рекомендаций к коррекционно-

развивающей работе с детьми названной категории в целях предупреждения

возникновения у них дисграфии.

Слайд 2. Объект и предмет нашей работы представлены на данном слайде.

Слайд 3. Гипотеза исследования заключалась в том, что:

1. у детей с общим недоразвитием речи неречевые предпосылки овладения

навыком письма имеют отличительные особенности и своеобразие;

2. разработка методических рекомендаций по развитию вышеназванных

предпосылок у дошкольников с речевой патологией может оказать значительную

эффективную

помощь

в

коррекционно-развивающей

работе

в

рамках

профилактического направления предупреждения дисграфии у детей данной

категории во время школьного обучения.

Слайд 4. Для достижения поставленной цели, решались ряд задач, которые

вы можете видеть на данном слайде.

Анализ научной литературы по проблеме дал возможность рассмотреть

современные взгляды на процесс письма, рассмотреть основные компоненты

функциональной системы письма в условиях онтогенеза, выделить основные

этапы процесса письма, а также охарактеризовать психофизиологию письма.

Рассмотрены исследования, в которых даны описания нарушений письма у детей,

уточнены терминологический аппарат исследования, причины возникновения

дисграфии, их место в современных классификациях речевых расстройств,

современные взгляды на классификацию дисграфии. Рассмотрены исследования,

касающиеся характеристики особенностей овладения навыком письма детьми с

общим недоразвитием речи, уточнен термин «общее недоразвитие речи»,

неречевые компоненты функциональной системы письма у этих детей.

Слайд 5.

Для проверки выдвинутой гипотезы, нами был проведен

констатирующий эксперимент. Цель и база экспериментального исследования

представлена на этом слайде.

Слайд 6. Констатирующий эксперимент состоял из шести серий заданий,

различных по целям. Совокупность всех заданий направлена на изучение

особенностей неречевых компонентов функциональной системы письма. Серии

заданий и их цели представлены на слайде.

В экспериментальную группу (ЭГ) вошли 12 дошкольников в возрасте 5-6

лет, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии о наличии

у них «общего недоразвития речи III уровня».

Каждый дошкольник выполнил по 13 заданий. Полученные ответы и

результаты

практических

работ

были

качественно

и

количественно

проанализированы.

Слайд 7.

Общее количество баллов по заданиям шести серий детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи вы можете видеть

на этом слайде.

Слайд 8. На основе результатов изучения неречевых предпосылок процесса

овладения навыком письма у детей старшего дошкольного возраста с общим

недоразвитием речи все испытуемые были разделены на пять групп по уровню

сформированности

вышеназванных

компонентов

функциональной

системы

письма.

Слайд

9.

Результаты

нашего

экспериментального

исследования

подтвердили, что у дошкольников с общим недоразвитием речи имеются разной

степени выраженности недостатки развития неречевых предпосылок овладения

навыком письма.

Слайд 10. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях в

логопедической работе необходимо решать профилактические задачи

Слайд 11. При формировании неречевых предпосылок овладения навыком

письма у дошкольников с общим недоразвитием речи важно определить основные

задачи и технологические приемы коррекционной работы. Основные задачи

представлены на слайде.

Мы предлагаем данную работу проводить на всём протяжении пребывания

детей с речевыми нарушениями в дошкольном учреждении, а не только на

последнем году в подготовительной группе. Соответственно и содержание

профилактической работы будет разным, доступным для детей в зависимости от их

возраста.

Работа по развитию неречевых компонентов письменной речи должна

проводиться с детьми регулярно.

При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание

ребенком цели занятия. Следует поддерживать у ребенка интерес к развитию

неречевых компонентов письма, воздействовать на его эмоциональную сферу.

Слайд 12. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у

детей с общим недоразвитие речи обусловливает необходимость тесной связи

работы логопеда, психолога, воспитателя и родителей. Нужно так организовать

коррекционно-педагогическое воздействие, чтобы не только на логопедических

занятиях, но и в группе, и в режимные моменты осуществлялось закрепление не

только правильных речевых навыков, но также тех психических процессов,

которые являются базовыми для формирования навыков письма.

Логопед

должен проводить работу в

тесной

связи

с

медицинским

персоналом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к

устранению речевых и неречевых нарушений и проводить коррекцию на

благоприятном фоне.

Таким

образом,

опираясь

на

современные

исследования

в

области

коррекционной педагогики, логопедии и практический опыт специалистов,

работающих с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, мы

придерживаемся положения, что у вышеназванной категории детей в условиях

дизонтогенеза

при

наличии

адекватной

и

своевременной

коррекционно-

развивающей помощи, при включении в коррекционно-развивающее обучение

современных пособий и игр могут быть сформированы на высоком уровне

неречевые предпосылки овладения навыком письма.



В раздел образования