Автор: Отинова Татьяна Аврамовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ С(К)ОШ г. Нытва
Населённый пункт: г. Нытва, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка группового проекта
Тема: Дидактические пособия по развитию мелкой моторики для обучающихся с умеренной умственной отсталостью"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная
школа
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья» г.Нытва
Групповой проект
«Дидактические пособия
по развитию мелкой моторики
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью»
Выполнили: учащиеся 7, 9 классов
Руководитель: учитель технологии
Отинова Т.А.
г. Нытва,2021
Содержание
1.
Обоснование возникшей проблемы и потребностей - 2
2.
Цель и задачи проекта - 2
3.
Актуальность проекта - 2
4.
Разработка идей - 3
5.
Инструмент и материалы – 3
6.
Значение развития мелкой моторики рук в раннем и школьном
возрасте
7.
Технологическая последовательность - 4-6
8.
Техника безопасности - 3-4
9.
Экономическое обоснование - 6
10.Экологическое обоснование - 6
11. Контроль качества - 6
12. Реклама - 6
13. Самооценка - 7
1.
Обоснование возникшей проблемы и потребностей
Известный физиолог И.П.Павлов считал, что «Руки учат голову, затем
поумневшая голова учит руки, а умные руки снова способствуют развитию
мозга».
Главная цель дидактического пособия -
обеспечение
творческой
активности у обучающихся на уроках. Пособие способствует не только
освоить и закрепить основные теоретические сведения программного
материала, но и проявить самостоятельность и творческий подход к
изучению новых тем.
Проект:
«Дидактические пособия для развития мелкой
моторики».
Проблема проекта: выполнить дидактические пособия для развития
мелкой моторики для обучающихся с УУО.
На уроках профильного труда (швейное дело) мы научились выполнять
ручные и машинные работы и сможем изготовить такие пособия.
2.
Цель и задачи
Цель: изготовление дидактических пособий по развитию мелкой
моторики для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Задачи:
изучить по интернету дидактические пособия по развитию моторики;
изучить технологию изготовления дидактических пособий;
изготовить нетрадиционные дидактические пособия по развитию
тактильного восприятия и мелкой моторики, внимания, ловкости рук,
координации движений, глазомер;
развивать и совершенствовать практические навыков выполнения
ручных и машинных операций;
Развивать мелкую моторику, внимание, ловкость рук, координацию
движений, глазомер;
оценить свою работу.
3.
Актуальность
Актуальность: используя на уроках профильного труда дидактические
игры и пособия убедилась в том, что при выполнении действии, требующих
точность, уверенность и синхронность движений (что-то брать, вставлять,
завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать) многие
обучающиеся испытывают трудности.
Таким
образом,
возникла
идея
выполнить
групповой
проект
«Дидактические пособия для развития мелкой моторики».
Продукт проекта: дидактические пособия
Предмет проекта: спланированная трудовая и творческая деятельность
обучающихся.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Тип проекта: творческий, практический.
Доминирующая деятельность: трудовая. Проект имеет внутренние и
внешние контакты.
Участники проекта: учитель технологии и обучающиеся 7, 9 классов
МБОУ С(К)ОШ г. Нытва
Успешность выполнения проекта обеспечивается следующими
условиями:
Составление плана работы;
Наличие и подбор необходимых материалов (продукты, посуда,
инвентарь);
Стремление и желание участников проекта.
Поскольку эти дидактические пособия будут использованы в учебном
процессе для обучающихся, то требования к ним будут особенные.
1. Дидактические пособия должна быть сделана из экологических
материалов.
2. Все ткани должны быть приятны на ощупь.
3. Детали не должны иметь острых, колющих, режущих краев.
4. Дидактические пособия должны способствовать физическому,
умственному развитию и укреплять нервную систему, развивать
органы чувств, творческие способности.
5. Дидактические пособия должны быть прочными, надежными в
использовании и применении.
4. Разработка идей
№
Идея
Иллюстрации
1
«Клоун»
2.
«Фруктовые деревья»
3.
«Волшебный круг»
4.
«Осенние деревья»
4.
Инструменты и материалы
№
Инструменты и
материалы
Описание
Иллюстрации
1
Ситцевая ткань
нескольких видов
расцветки
Лёгкая
хлопчатобумажная
гладкокрашеная или
набивная ткань
полотняного
переплетения
2
Фланелевая ткань
хлопчатобумажная,
шерстяная или
полушерстяная
ткань полотняного
или саржевого
переплетения
3
Портновские
булавки, иглы для
ручной работы и
иглы для
швейной машины
Портновские
булавка - для
закалывания кусков
мягких тканей и
прочих мягких
материалов.
Игла ручные и
швейные.
4
Нити разных
цветов
Швейные нити,
мулине - для
ручных и
машинных работ
5
Швейная машина
техническое
устройство для
соединения и
отделки материалов
методом шитья.
6
Крючки для
платья, пуговицы,
кнопки и колечки
Застежки
7
Мелки
портновские
Предназначен для
контурных линий на
ткани.
8
Ножницы
портновские
Инструмент для
разрезания, который
предназначен
только для тканей.
9
Бисер и пайетки
Маленькие
декоративные
объекты с
отверстием для
нанизывания на
нитку
10
Липучка
Застёжка,
действующая по
принципу
репейника
11
Гладкая пряжа
нить, скрученная из
продольно и
последовательно
расположенных
волокон.
5.
Значение развития мелкой моторики рук в дошкольном и
школьном возрасте.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего
физического и психического развития ребенка на протяжении всего
дошкольного детства и в школьном возрасте. Именно мелкие мышцы рук,
подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и
функцию речи.
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев
рук.
Она
тесно
связана
с
развитием
внимания,
глазо-двигательной
координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка
начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной
точности. Именно несовершенство тонкой двигательной координации кистей
и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим
важным в учебном процессе трудовым навыкам.
6.
Технологическая последовательность
6.1 «Клоун»
№
Операция
Картинка
1.
Подготовка
ткани
к
раскрою,
раскрой,
подготовка кроя к пошиву
2.
Обработка срезов мелких
деталей
(голова,
глаза)
петельными стежками
3.
Обработка
срезов
рубашки
и
основной
детали
петельными
стежками
5.
Разметка и выметывание
петель
на
рубашке
и
глазах
6.
Разметка и пришивание
пуговиц
на
голове
и
рубашке
7.
Оформление
носа
рта,
волос
8.
Сборка
клоуна
и
соединение
с
основной
деталью
по
контуру
головы
и
плеча
петельными или прямыи
стежками
9.
ВТО готового изделия
10
.
Оформление корзинки с
шарами и соединение с
основной
деталью
на
липучки
6.2 «Фруктовые» и «Осенние деревья»
Дидактические пособия «Фруктовые» и «Осенние деревья» выполнены
аналогично дидактическому пособию «Клоун», мелкие детали и срезы
основных деталей обработаны петельными стежками.
Крепление мелких деталей:
- яблоки, груши – крючки, петли;
- птицы, корзинка и карман – кнопки;
- листья – липучка.
Карман и корзинка - предназначены для хранения мелких деталей.
6.3
6.4
Дидактическое пособие «Волшебный
круг»
Дидактическое пособие «Волшебный круг»
выполнен по аналогии дидактического пособия
«Клоун». По контурным срезам мелкие детали
обработаны (6 сегментов) петельными стежками. С
лицевой стороны каждого сегмента пришиты пуговицы по возрастающей: 1,
2, 3, 4, 5, 6 (всего 21 пуговица разные по цвету и диаметру). Каждый сегмент
крепится к кругу на кнопки. Для хранения сегментов круг обработан по
внешней стороне т-молнией, образуя внутренний карман. Сам карман из
внутри обработан подкладочной тканью.
7.
Техника безопасности
1.
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть освещено с
левой стороны или спереди.
Выполняемая работа должна лежать на
столе, на расстоянии 30-35 см от глаз
работающего.
Рабочее
место
всегда
содержать
в
порядке.
2.
Правила поведения в швейной мастерской
Перед началом работы надеть спецодежду
фартук и косынку
Работать только на своем рабочем месте и
только
инструментами,
закрепленными
за
вами.
Хранить свою незаконченную работу в специально отведенном
месте
3.
Правила безопасной работы с электрическим утюгом
Перед началом работы проверить исправность
шнура.
Работать стоя на резиновом коврике, ставить
утюг на подставку.
Включать и выключать утюг сухими руками,
берясь за корпус вилки.
Следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не
касалась шнура.
Следить за правильной установкой указателя
терморегулятора( в соответствии с видом ткани).
По окончанию работы выключить утюг.
4.
Правила ТБ при работе на швейной машине
- Перед работой убрать с машины посторонние
предметы.
- Перед стачиванием изделия проверить,
не остались ли в нем булавки и иголки.
- Не наклоняться близко к движущимся
частям швейной машины.
-
Прошивать
утолщенные
места
на
пониженных оборотах.
Экономическое обоснование
В таблице предоставлен расчет себестоимости фартука.
Расчет себестоимости фартука
№ п/
п
Наименование
используемых
материалов
Цена
руб./м
Расход
материалов,
(м)
Затраты
на
материалы
(руб.)
1.
Х/б цветная ткань
80
0,5
Использовали
лоскутки
2.
Нити
швейные
разных цветов
25
(1 катушка)
1 катушки
25
3.
Фурнитура (набор)
50/набор
1
50
4.
Тесьма – молния
70/ шт.
1
70
5.
Липучка
50
0,5
25
Итого: 170
В
расчет
себестоимости
дидактических
пособий
не
вошли
расходы
эл/энергии и амортизации оборудования (шили на уроках технологии и
домашним заданием). Себестоимости изделий составляет
170 руб.,
следовательно, пошив дидактических пособий обошелся нам дешевле, чем
купить в магазине.
Экологическое обоснование
В наше время одной из актуальных проблем является проблема экологии.
Человек должен использовать экологически чистые продукты и материалы
для безопасности своей жизни. Сейчас известен широкий ассортимент
материалов, используемых при изготовлении одежды.
Для изготовления косынки я выбрала ткань хлопчатобумажную, ситец –
сырьем для получения, которой служат волокна хлопка. Ситец обладает
значительной прочностью и гигроскопичностью, хорошо впитывает влагу и
быстро сохнет, хорошо стирается и легко отутюживается.
Изготовление дидактических пособий выполнено ручными работами и
частично на швейной машине – это экологически чистое производство, так
как:
- не загрязняется атмосфера, выбросов вредных веществ для здоровья
человека нет;
- практически безотходное производство.
Реклама
Вывод: в последнее время развитию мелкой моторики уделяется всё
большее внимание. Дидактические пособия, выполненные нашими руками,
помогут развивать моторику рук, внимание, речь, мышление, координацию,
воображение,
наблюдательность,
зрительную
и
двигательную
память
обучающихся. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в
жизни,
когда
вырастет,
выпускнику
с
ТУО
понадобятся
точные
координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять
различные бытовые и прочие трудовые действия, а также социализироваться
в обществе.
Самооценка
Анализируя свою работу, мы считаем, что поставленная цель
достигнута. Задачи, поставленные перед нами, выполнены. Работая с
материалом из интернета, мы получили много новых теоретических знаний.
Выполняя работу, мы старалась выполнить изделие аккуратно и качественно,
следуя технологической последовательности. В процессе изготовления
изделия мы совершенствовала навыки и приемы ручных и машинных работ.
Результаты работы понравился не только нам, но и родителям, учителю
трудового обучения обучающихся с ТМНР Харламовой Оксане Викторовне.
Выполненной работой мы довольны.
Литература
1. Технология. Швейное дело. 6 класс: учеб.для спец. (коррекц.)
образоват. учреждений VIII вида/ Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая – 5-е
изд. – М.: Просвещение, 2013.
2. Интернет-ресурсы:
картинки с поисковых серверов: YANDEX, GOOGLE