Автор: Хусейнова Муяссара Зауровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №19
Населённый пункт: г.о.Подольск
Наименование материала: Конспект мастер-класса для педагогов ДОО в соответствии ФГОС
Тема: : Сенсорная развивающая книга «Познавай-ка».
Раздел: дошкольное образование
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 19 «Золушка»
Городское методическое объединение
воспитателей групп раннего развития
южной территориальной зоны
Конспект
практикума для педагогов ДОУ
сенсорная развивающая книга «Познавай-ка».
Подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ ЦРР - детского сада № 19 «Золушка»
Хусейнова Майя Зауровна
февраля 2020 г.
Конспект мастер-класса для педагогов ДОО
Мастер класс: сенсорная развивающая книга «Познавай-ка».
Цель:
Повысить компетентность педагогов по вопросу сенсорного развития у детей
раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Расширять
представления
педагогов
о
способах
сенсорного
развития
воспитанников раннего возраста;
Совершенствовать
уровень
накопленных
практических
навыков
через
продуктивную деятельность;
Формировать умение подбирать соответствующий материал для заготовок;
Способствовать проявлению интереса к созданию собственных сенсорных книжек
– малышек.
Перечень необходимых материалов и инструментов для мастер-класса: ( пропишем
позже)
1.
Вводная часть
Добрый
день,
уважаемые
коллеги!
Тема
сегодняшней
нашей
встречи
«
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ и их роль в развитии детей дошкольного
возраста
».
Нетрадиционных
техник
рисования
огромное
множество.
Подобные
занятия
не только интересны для детей в саду, но и несут большую пользу.
Они экспериментируют
с различными материалами, используют разные методы рисования и самовыражения.
Занятия
проходят весело, эмоционально и креативно. Результат такого творчества получается
красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных навыков.
Сегодня мы будем создавать
интересное многофункциональное пособие –
сенсорная развивающая книга «Познавай-ка».
Отличие нашей сенсорной книги, точнее книжки – малышки
от традиционных
сенсорных тактильных книг заключается в том, что она сделана самим ребенком в тесном
сотрудничестве
с
воспитателем
во
время
совместной
деятельности.
Благодаря
интересным и увлекательным заданиям, малыш очень активно включается в деятельность,
а использование нетрадиционных техник рисования делает этот процесс эффективным,
увлекательным, разнообразным и продуктивным.
В дальнейшем эта книга
используется детьми как дидактическое пособие,
помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, способствует развитию
художественных навыков, тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, внимания,
памяти, усидчивости и аккуратности.
Тематика сенсорной книжки – малышки может быть самая разнообразная. Я
основываюсь на сезонности. Для детей раннего
возраста лучше выбирать хорошо
знакомые предметы: животные, деревья и т.д. Эти темы всегда актуальны, и они
выполнимы практически любой техникой рисования.
Основная часть
Для начала необходимо придумать название книжки - малышки. Я придумала,
«Новый год к нам идет!».
У каждой книги есть титульный лист. Так как книжка – малышка посвящена
зимней тематике, на титульном листе мы изобразим снеговика, который сделаем с
использованием техники нетрадиционного рисования – пластилинография.
Но перед этим, предлагаю провести небольшой эксперимент. У вас на столах
лежат комочки пластилина большой, поменьше и маленький. Какого размера комочки у
вас на столах? А теперь скажите мне, какие комочки на ощупь твердые или мягкие? Как
сделать их мягкими? Я предлагаю опустить пластилин в теплую воду и посмотрим, что с
ним произойдет. Итак, что произошло с пластилином? (Данный эксперимент уместно
будет провести с подгруппой детей, или в индивидуальной работе во время
образовательной деятельности в режимных моментах). А сейчас из этих комочков мы
сделаем диски, уже сейчас понятно, что они будут разного размера. Почему? Затем, на
заранее приготовленный силуэт снеговика выкладываем полученные диски, согласно
размеру, и
фиксируем их, размазывая пластилин по контуру. Дополнив снеговика
дополнительными аксессуарами (ведро, руки – ветки сделаны из цветной самоклеющейся
бумаги; нос, глаза, рот из пластилина), приготовленными мною заранее, мы изготовили
титульный лист.
В процессе этой работы мы закрепили с детьми понятия величины: большой,
поменьше, маленький.
Следующая страница нашей книги будет посвящена цвету.
Зеленую елочку мы изобразим, используя «метод тычка».
Данный способ
напоминает пальцеграфию, однако здесь используется альтернативный инструмент для
отпечатка— жесткая клеевая кисть. След от неё получается, как бы пушистый и елочка
получается очень красивая.
Желтое солнышко мы изобразим с помощью поролона. Для данной техники
понадобится кусочек поролона или губки для мытья посуды. Поролон не нужно мочить в
воде, его следует сразу обмакивать в краску.
Чтобы не испачкаться, я предусмотрительно
вставила поролон в сломавшийся фломастер.
В изображении красивых красных бус, нам помогут пробки. С помощью пробок
из пробкового дерева хорошо получается делать круглые отпечатки на бумаге.
Новогодний шар мы изобразим способом нетрадиционной техники — рисование
воздушные шарики. Все очень просто и, в то же время, очень любопытно и интересно
для детей. Надуваем обычный воздушный шарик до размера необходимого отпечатка.
Предварительно подготовили краску, это может быть или гуашь или пальчиковые краски.
Удобнее всего вылить краску на одноразовую тарелку. Затем ставим шарик на бумагу
перпендикулярно и с разной силой надавливаем на него сверху – получается оттиск
круглой формы. Затем макаем шарик в краску и делаем отпечаток.
В процессе этой работы мы закрепляем цвета: зеленый, желтый, красный, синий.
Следующие страницы нашей книжки – малышки будет посвящена форме.
Здесь на помощь придет окрашенная манная крупа: круг – желтый (ассоциация с
солнцем), треугольник – зеленый (ассоциации с елкой), квадрат – синий ( придумайте
свою). Из опыта работы я знаю, часто ассоциация с ранее нарисованным предметом и
цветом помогает ребенку, лучше запомнить форму.
В нашей книжке – малышке будет присутствовать страничка, посвященная
такому понятию, как количество. Изучая это понятие, ребенок учиться
различать
количество предметов: много – один.
В данном случае мы применим трафарет, на котором изображена одна большая
снежинка и несколько маленьких. В этот раз я предлагаю вам выбор уже знакомых
приемов нетрадиционного рисования: поролон, кисть, воздушный шарик.
Заключительная часть:
В дальнейшем наше дидактическое пособие - книжка-малышка, будет иметь 20
страниц (демонстрируется готовый экземпляр), крепление страниц может быть разным,
которое вам доступно. После каждого выполненного задания, в книгу вставляется
страничка с аналогичным заданием, но еще невыполненным. Такая необычная подача
материала привлекает внимание ребёнка и мотивирует его на дальнейшее творчество. У
всех детей есть возможность выполнить задание еще раз, а лучше, если вы предложите
малышу выполнить тоже задание, используя другую технику нетрадиционного рисования.
В очередной раз, возвращаясь к книжке, ребенок заново получает положительные эмоции
и повторяет пройденный материал.