Напоминание

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования


Автор: Золотайко Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с

использованием нестандартного оборудования

В работе с детьми младшего дошкольного возраста столкнулась со

следующей проблемой: поступающие в детский сад дети младшего возраста

имеют низкий уровень речевого развития, он не соответствует возрастным

показателям. Сложившаяся ситуация, вызвана рядом причин:

-пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития детей

именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают отставание

своего

ребенка

в

речевом

развитии,

связывая

это

с

индивидуальными

особенностями малыша.

- основная часть родителей недостаточно осведомлена с возрастными

показателями речевого развития детей младшего возраста.

- очень часто родители используют для речевого развития сложный и

непонятный детям игровой и дидактический материал.

А

ведь

младший

возраст-это

период

активного

усвоения

ребенком

разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,

лексической, грамматической. Если же в первые три года речи ребенка не

было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы

наверстать упущенное. М.М Кольцова в работе «Ребенок учится говорить»

указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются

под влиянием импульсов от пальцев рук». Это значит, чем больше ребенок

умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.

На

протяжении

всего

раннего

детства

четко

выступает

эта

зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие

речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Основной целью представленных игр является развитие координации

движений мелкой моторики рук и речи через нетрадиционное использование

различных предметов.

Задачи коррекционно-образовательные:

1.

Формирование

познавательной

активности

и

творческого

воображения детей.

2.Закрепление

проговаривания

стихов

одновременно

с

движениями

пальцев рук.

Задачи коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие

зрительного,

слухового

восприятия,

творческого

воображения.

Развитие тактильной чувствительности рук.

Развитие психических процессов:

воображения, внимания, памяти,

мышления.

Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.

Упражнение

в

умении

выражать

свое

эмоциональное

состояние,

используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

Совершенствование двигательной памяти.

Развитие речемыслительной деятельности.

Развитие мимической мускулатуры.

Развитие просодической стороны речи: чувство темпа, ритма, силы

голоса, дикции, выразительности речи.

Задачи коррекционно-воспитательные:

Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания

праздника,

создание

у

детей

эмоционально-

приподнятого

настроения,

увлечение детей сказочным сюжетом.

Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.

Формирование дружеских взаимоотношений.

Воспитание внимания к обращенной речи.

Развитие чувства уверенности к себе.

Формирование положительной мотивации на занятие.

Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.

Формирование умения радоваться, достигать цели.

Формирование коммуникативных навыков.

Для достижения мною поставленных целей и задач была проведена

следующая работа по таким направлениям:

-работа с родителями

-создание развивающей среды в группе

-работа с детьми.

В работе с родителями использовались следующие формы работы:

-родительское собрание на тему: «Игры для развития речи детей

младшего

дошкольного

возраста

с

использованием

нестандартного

оборудования». Родителям были розданы анкеты, которые помогли больше

узнать

о

детях,

чем

они

занимаются

в

семье,

играют

ли,

развивают

ли

родители

мелкую

моторику

ребенка,

какой

нетрадиционный

материал

используют в работе со своими детьми.

-день открытых дверей. Родители в группе были

ознакомлены с

детским центром «Мы играем», играми с нестандартным оборудованием и

материалы к ним (деревянные палочки, бигуди, массажные мячики, щетки,

прищепки, грецкие орехи, фасоль, горох и т.д. Родители имели возможность

поиграть в эти игры со своими детьми.

-консультации для родителей на темы:

1. «Использование нестандартного игрового оборудования в развитии

речи детей младшего дошкольного возраста»

2.Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с

помощью игры»

-семинар-практикум для родителей: выступала психолог на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

-выступала

логопед: на

тему:

«Развитие

речи

детей

младшего

дошкольного возраста»

-мастер-класс с родителями и детьми:

Изготовление из ниток игры: «Курочка с цыплятами» (Приложение 2)

Изготовление из соленого теста «Аквариум с рыбками» (Приложение 2)

Изготовление украшений из соленого теста «Игрушки для елочки»

-

«круглый

стол»

на

тему:

«Передача

семейного

опыта»

Выступление

членов

семьи

Миши

Ерофеева

(мама,

дочка

и

сын)

Они

рассказали и показали. Что они дома лепят из глины (приложение 3)

-Выставка методической литературы для родителей:

-Индивидуальная работа по данной теме с родителями, в форме

«записочек». Родитель мог на бумаге написать, какой вопрос его интересует

по данной теме.

-приглашение родителей на

наш «Утренний сбор»

Здесь

дети

совместно

с

родителями

участвовали

в

играх

с

нестандартным

оборудованием (с деревянными

палочками, с массажными мячиками, с

грецкими орехами т.д.)

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В группе был создан центр, который называется «Мы играем», где

представлены

различные

игры

с

нестандартным

оборудованием

и

материалы к ним:

Игры: «Взбей пену», «Прикрути колеса машине» (пробки), «Нарисуй

на

крупе…»,

игры

с

пуговицами

(«качели»,

«на

прогулке»,

«снеговик»,

«бабочка»

и

т.д.),

с

прищепками:

«Ежик»,

«Ёлочка»,

«солнышко»,

с

палочками

«Дорожка»,

«домик»

и

т.

д.,

с

баночками

«открой-закрой»,

«Волшебное сито», «собери бусинки пинцетом», «Золушка» - перебирание

фасоли и гороха, «Чудесный мешочек» (на ощупь определить предмет и

назвать его), «Сухой бассейн» - нужно найти мелкие игрушки в фасоли и

горохе и т.д.

В

пополнении

развивающей

среды

активное

участие

принимали

родители.

Этот

центр

мобильный,

игры

постоянно

меняются,

чтобы

в

дальнейшем «подпитывать» детский интерес, желание играть и развиваться.

Также у нас в группе живет мягкая игрушка «Веселая собака» в своем

домике. А для «Утреннего сбора» у нас есть коврик и круглые подушечки

«домики» сшитые родителями. А также у нас есть «Волшебные коробочки»,

которые открываются, когда произнесешь волшебные слова «Крибли-крабли-

бумс»,

а

затем

каждый

ребенок

по

очереди

должен

коснутся

пальчиком

коробочки, чтобы расколдовать её.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Работу

с

детьми

была

организована

так,

чтобы

для

них

все

было

доступно, интересно, они сами хотели поиграть, узнать, с учетом возрастных

особенностей данного возраста детей. Ведь в младшем дошкольном возрасте

дети

очень

любят

манипулировать,

играть

с

предметами-заместителями,

придумывать для них новое применение.

Свою работу с детьми я организовала так:

У нас в группе сложилась следующая традиция: с утра дети приходят,

берут круглые подушечки «домики» и садятся на край коврика на свою

подушечку. И начинается наш «Утренний сбор». К нам приходит мягкая

игрушка «Веселая собака», мы поем песенку:

Шла веселая собака, (стучат руками по коленкам)

Чики - брики, ав-ав-ав, (хлопают в ладоши, на ав-ав-ав – сжимают и

разжимают кулачки)

А за ней шагали гуси, голову задрав, (поднимают голову вверх и шипят)

А за нею поросенок, Чики-брики, хрю-хрю-хрю, (стучат руками по

коленочкам,

на

Чики-брики-хлопают

в

ладоши,

на

хрю-хрю-хрю

-

показывают пальцем нос)

Чики-брики повтори - ка, что я говорю…(на Чики-брики-стучат руками

по коленочкам, потом разводят руки в стороны)

Потом

мы

начинаем

«знакомится

с

помощью

мягкого

мячика»

проводится

игра

«Меня

зовут…»

(Воспитатель

ребенку

катит

мячик

и

говорит: «Меня зовут…,а тебя, как зовут?», ребёнок должен назвать свое имя

и катить мяч воспитателю. Потом мы вместе с детьми «здороваемся» с

помощью пальчиковой игры: «Чики-чики-чички…»(приложение 4)

А

потом

я

в

своей

работе

с

детьми

начинаю

применять

игры

с

нетрадиционным оборудованием (с деревянными палочками, массажными

мячиками, бигуди, прищепками, шишками, грецкими орехами и т.д.)

Все эти материалы лежат у нас в «волшебных коробочках», поэтому

прежде чем их открыть, надо сказать «волшебные слова» - «Крибли-крабли-

бумс»,

дети

должны

сказать

слова

и

коснуться

пальчиком

коробочки.

Материалы для каждого занятия выбираются разные. (Например, сегодня мы

играем с деревянными палочками, завтра с грецкими орехами и т.д.).

Все игры с предметами сопровождаются стихотворениями, потешками

- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

А для детей проговаривание стихов и потешек одновременно с движениями

пальцев

рук

обладает

рядом

преимуществ:

речь

как

бы

ритмизуется

движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие

рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов

и потешек в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего

эффекта:

стихи

и

потешки

привлекают

внимание

детей

и

легко

запоминаются.

Также

я

использую

в

играх

с

нетрадиционными

материалами

различные игровые ситуации, чтобы привлечь внимание детей, чтобы их

заинтересовать. (Например, к нам пришла игрушка «козочка» про нее детки

расскажут,

а

она

послушает

и

с

помощью

деревянных

палочек

дети

рассказывают потешку «Коза идет (стучат палочками об коврик), бородой

трясет (стучат палочками друг об друга), травки хочет ме-ме, дайте вкусной

мне (катают палочки по коврику). В конце занятия мы поем песенку нашей

«Веселой собачке» и дети убирают за собой подушечки и расходятся. Игры с

нестандартным

оборудованием

проводятся

согласно

комплексно-

тематическому планированию (приложение)

Рекомендации к играм:

Начинать играть с детьми надо постепенно, нужно запастись терпением

и не ждать мгновенной реакции, что ребенок будет все делать сам и сразу.

Вначале ребенок по моим наблюдениям, будет пассивным слушателем.

В дальнейшем ребенок станет выполнять упражнения сам. Не надо

ставить

перед

ребенком

сразу

несколько

задач

(например,

показывать

движения с предметом и произносить стихотворение или потешку), так как

объём внимания у него ограничен, и сложная задача может отбить интерес к

игре.

Старайтесь

не

замечать,

если

ребенок

поначалу

делает

что-то

неправильно, хвалите за успехи, не занижайте его самооценку, внушайте

малышу уверенность, в том, что у него все получится. Не сравнивайте детей с

друг с другом, а принимайте их такими, какие они есть. Работу нужно

проводить регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным

оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию

внимания,

что

может

быть

использовано

педагогом.

Нужно

соблюдать

временный регламент, чтобы не переутомлять детей. Длительность

игр с

двухлетними малышами -5-10 минут, с детьми 3-4 лет -15 минут.

Также

игры

с

нестандартным

оборудование

можно

включать

в

совместную деятельность, в НОД, в индивидуальную работу с детьми, в

свободную деятельность.

Как уже упоминалось выше, в группе есть специальный центр «Мы

играем», где ребенок может по своему желанию поиграть в игру сам или с

кем-то. Постепенно в группе у нас появилась еще одна традиция: ребёнок

может совместно с родителем сделать дома игру своими руками и принести

ее в группу и презентовать ее вместе со своим близким человеком (мамой,

бабушкой, папой т.д.). Также совместно с детьми мы придумываем новые

игры из различных материалов и делаем их. Таким образом, мы постоянно

пополняем наш центр новыми играми.

Речевое

развитие

детей

младшего

возраста

с

использованием

нетрадиционных

материалов,

помогает

детям

быстрее

адаптироваться

в

условиях детского сада, сплоить родительский коллектив группы, развивать

связную речь детей, мелкую моторику.

Автор статьи: ЗОЛОТАЙКО ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА,

воспитатель,

МКДОУ д/с № 451«Теремок

Список использованной литературы

1.

Игры

для

развития

мелкой

моторики

рук

с

использованием

нестандартного оборудования. - Автор - сост.О.А.Зажигина. - СПб..:ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.-96с.

2. Фадеева Ю.А. Пичугина Г.А. Жилина И.И. «Игры с прищепками:

творим и говорим»- М: Т Ц. Сфера, 2012г.

3. Янушко Е.А, Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Методическое пособие воспитателей и родителей - М.,2007г.

4. Бардышева Т.Ю. «Разговорчивые пальчики»- М.,2001г.



В раздел образования