Автор: Золотайко Валентина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с
использованием нестандартного оборудования
В работе с детьми младшего дошкольного возраста столкнулась со
следующей проблемой: поступающие в детский сад дети младшего возраста
имеют низкий уровень речевого развития, он не соответствует возрастным
показателям. Сложившаяся ситуация, вызвана рядом причин:
-пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития детей
именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают отставание
своего
ребенка
в
речевом
развитии,
связывая
это
с
индивидуальными
особенностями малыша.
- основная часть родителей недостаточно осведомлена с возрастными
показателями речевого развития детей младшего возраста.
- очень часто родители используют для речевого развития сложный и
непонятный детям игровой и дидактический материал.
А
ведь
младший
возраст-это
период
активного
усвоения
ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической. Если же в первые три года речи ребенка не
было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы
наверстать упущенное. М.М Кольцова в работе «Ребенок учится говорить»
указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются
под влиянием импульсов от пальцев рук». Это значит, чем больше ребенок
умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.
На
протяжении
всего
раннего
детства
четко
выступает
эта
зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие
речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.
Основной целью представленных игр является развитие координации
движений мелкой моторики рук и речи через нетрадиционное использование
различных предметов.
Задачи коррекционно-образовательные:
1.
Формирование
познавательной
активности
и
творческого
воображения детей.
2.Закрепление
проговаривания
стихов
одновременно
с
движениями
пальцев рук.
Задачи коррекционно-развивающие:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Развитие
зрительного,
слухового
восприятия,
творческого
воображения.
Развитие тактильной чувствительности рук.
Развитие психических процессов:
воображения, внимания, памяти,
мышления.
Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
Упражнение
в
умении
выражать
свое
эмоциональное
состояние,
используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
Совершенствование двигательной памяти.
Развитие речемыслительной деятельности.
Развитие мимической мускулатуры.
Развитие просодической стороны речи: чувство темпа, ритма, силы
голоса, дикции, выразительности речи.
Задачи коррекционно-воспитательные:
Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания
праздника,
создание
у
детей
эмоционально-
приподнятого
настроения,
увлечение детей сказочным сюжетом.
Воспитание усидчивости, умение доводить начатое дело до конца.
Формирование дружеских взаимоотношений.
Воспитание внимания к обращенной речи.
Развитие чувства уверенности к себе.
Формирование положительной мотивации на занятие.
Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.
Формирование умения радоваться, достигать цели.
Формирование коммуникативных навыков.
Для достижения мною поставленных целей и задач была проведена
следующая работа по таким направлениям:
-работа с родителями
-создание развивающей среды в группе
-работа с детьми.
В работе с родителями использовались следующие формы работы:
-родительское собрание на тему: «Игры для развития речи детей
младшего
дошкольного
возраста
с
использованием
нестандартного
оборудования». Родителям были розданы анкеты, которые помогли больше
узнать
о
детях,
чем
они
занимаются
в
семье,
играют
ли,
развивают
ли
родители
мелкую
моторику
ребенка,
какой
нетрадиционный
материал
используют в работе со своими детьми.
-день открытых дверей. Родители в группе были
ознакомлены с
детским центром «Мы играем», играми с нестандартным оборудованием и
материалы к ним (деревянные палочки, бигуди, массажные мячики, щетки,
прищепки, грецкие орехи, фасоль, горох и т.д. Родители имели возможность
поиграть в эти игры со своими детьми.
-консультации для родителей на темы:
1. «Использование нестандартного игрового оборудования в развитии
речи детей младшего дошкольного возраста»
2.Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с
помощью игры»
-семинар-практикум для родителей: выступала психолог на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
-выступала
логопед: на
тему:
«Развитие
речи
детей
младшего
дошкольного возраста»
-мастер-класс с родителями и детьми:
Изготовление из ниток игры: «Курочка с цыплятами» (Приложение 2)
Изготовление из соленого теста «Аквариум с рыбками» (Приложение 2)
Изготовление украшений из соленого теста «Игрушки для елочки»
-
«круглый
стол»
на
тему:
«Передача
семейного
опыта»
Выступление
членов
семьи
Миши
Ерофеева
(мама,
дочка
и
сын)
Они
рассказали и показали. Что они дома лепят из глины (приложение 3)
-Выставка методической литературы для родителей:
-Индивидуальная работа по данной теме с родителями, в форме
«записочек». Родитель мог на бумаге написать, какой вопрос его интересует
по данной теме.
-приглашение родителей на
наш «Утренний сбор»
Здесь
дети
совместно
с
родителями
участвовали
в
играх
с
нестандартным
оборудованием (с деревянными
палочками, с массажными мячиками, с
грецкими орехами т.д.)
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В группе был создан центр, который называется «Мы играем», где
представлены
различные
игры
с
нестандартным
оборудованием
и
материалы к ним:
Игры: «Взбей пену», «Прикрути колеса машине» (пробки), «Нарисуй
на
крупе…»,
игры
с
пуговицами
(«качели»,
«на
прогулке»,
«снеговик»,
«бабочка»
и
т.д.),
с
прищепками:
«Ежик»,
«Ёлочка»,
«солнышко»,
с
палочками
«Дорожка»,
«домик»
и
т.
д.,
с
баночками
«открой-закрой»,
«Волшебное сито», «собери бусинки пинцетом», «Золушка» - перебирание
фасоли и гороха, «Чудесный мешочек» (на ощупь определить предмет и
назвать его), «Сухой бассейн» - нужно найти мелкие игрушки в фасоли и
горохе и т.д.
В
пополнении
развивающей
среды
активное
участие
принимали
родители.
Этот
центр
мобильный,
игры
постоянно
меняются,
чтобы
в
дальнейшем «подпитывать» детский интерес, желание играть и развиваться.
Также у нас в группе живет мягкая игрушка «Веселая собака» в своем
домике. А для «Утреннего сбора» у нас есть коврик и круглые подушечки
«домики» сшитые родителями. А также у нас есть «Волшебные коробочки»,
которые открываются, когда произнесешь волшебные слова «Крибли-крабли-
бумс»,
а
затем
каждый
ребенок
по
очереди
должен
коснутся
пальчиком
коробочки, чтобы расколдовать её.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Работу
с
детьми
была
организована
так,
чтобы
для
них
все
было
доступно, интересно, они сами хотели поиграть, узнать, с учетом возрастных
особенностей данного возраста детей. Ведь в младшем дошкольном возрасте
дети
очень
любят
манипулировать,
играть
с
предметами-заместителями,
придумывать для них новое применение.
Свою работу с детьми я организовала так:
У нас в группе сложилась следующая традиция: с утра дети приходят,
берут круглые подушечки «домики» и садятся на край коврика на свою
подушечку. И начинается наш «Утренний сбор». К нам приходит мягкая
игрушка «Веселая собака», мы поем песенку:
Шла веселая собака, (стучат руками по коленкам)
Чики - брики, ав-ав-ав, (хлопают в ладоши, на ав-ав-ав – сжимают и
разжимают кулачки)
А за ней шагали гуси, голову задрав, (поднимают голову вверх и шипят)
А за нею поросенок, Чики-брики, хрю-хрю-хрю, (стучат руками по
коленочкам,
на
Чики-брики-хлопают
в
ладоши,
на
хрю-хрю-хрю
-
показывают пальцем нос)
Чики-брики повтори - ка, что я говорю…(на Чики-брики-стучат руками
по коленочкам, потом разводят руки в стороны)
Потом
мы
начинаем
«знакомится
с
помощью
мягкого
мячика»
проводится
игра
«Меня
зовут…»
(Воспитатель
ребенку
катит
мячик
и
говорит: «Меня зовут…,а тебя, как зовут?», ребёнок должен назвать свое имя
и катить мяч воспитателю. Потом мы вместе с детьми «здороваемся» с
помощью пальчиковой игры: «Чики-чики-чички…»(приложение 4)
А
потом
я
в
своей
работе
с
детьми
начинаю
применять
игры
с
нетрадиционным оборудованием (с деревянными палочками, массажными
мячиками, бигуди, прищепками, шишками, грецкими орехами и т.д.)
Все эти материалы лежат у нас в «волшебных коробочках», поэтому
прежде чем их открыть, надо сказать «волшебные слова» - «Крибли-крабли-
бумс»,
дети
должны
сказать
слова
и
коснуться
пальчиком
коробочки.
Материалы для каждого занятия выбираются разные. (Например, сегодня мы
играем с деревянными палочками, завтра с грецкими орехами и т.д.).
Все игры с предметами сопровождаются стихотворениями, потешками
- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
А для детей проговаривание стихов и потешек одновременно с движениями
пальцев
рук
обладает
рядом
преимуществ:
речь
как
бы
ритмизуется
движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие
рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов
и потешек в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего
эффекта:
стихи
и
потешки
привлекают
внимание
детей
и
легко
запоминаются.
Также
я
использую
в
играх
с
нетрадиционными
материалами
различные игровые ситуации, чтобы привлечь внимание детей, чтобы их
заинтересовать. (Например, к нам пришла игрушка «козочка» про нее детки
расскажут,
а
она
послушает
и
с
помощью
деревянных
палочек
дети
рассказывают потешку «Коза идет (стучат палочками об коврик), бородой
трясет (стучат палочками друг об друга), травки хочет ме-ме, дайте вкусной
мне (катают палочки по коврику). В конце занятия мы поем песенку нашей
«Веселой собачке» и дети убирают за собой подушечки и расходятся. Игры с
нестандартным
оборудованием
проводятся
согласно
комплексно-
тематическому планированию (приложение)
Рекомендации к играм:
Начинать играть с детьми надо постепенно, нужно запастись терпением
и не ждать мгновенной реакции, что ребенок будет все делать сам и сразу.
Вначале ребенок по моим наблюдениям, будет пассивным слушателем.
В дальнейшем ребенок станет выполнять упражнения сам. Не надо
ставить
перед
ребенком
сразу
несколько
задач
(например,
показывать
движения с предметом и произносить стихотворение или потешку), так как
объём внимания у него ограничен, и сложная задача может отбить интерес к
игре.
Старайтесь
не
замечать,
если
ребенок
поначалу
делает
что-то
неправильно, хвалите за успехи, не занижайте его самооценку, внушайте
малышу уверенность, в том, что у него все получится. Не сравнивайте детей с
друг с другом, а принимайте их такими, какие они есть. Работу нужно
проводить регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным
оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию
внимания,
что
может
быть
использовано
педагогом.
Нужно
соблюдать
временный регламент, чтобы не переутомлять детей. Длительность
игр с
двухлетними малышами -5-10 минут, с детьми 3-4 лет -15 минут.
Также
игры
с
нестандартным
оборудование
можно
включать
в
совместную деятельность, в НОД, в индивидуальную работу с детьми, в
свободную деятельность.
Как уже упоминалось выше, в группе есть специальный центр «Мы
играем», где ребенок может по своему желанию поиграть в игру сам или с
кем-то. Постепенно в группе у нас появилась еще одна традиция: ребёнок
может совместно с родителем сделать дома игру своими руками и принести
ее в группу и презентовать ее вместе со своим близким человеком (мамой,
бабушкой, папой т.д.). Также совместно с детьми мы придумываем новые
игры из различных материалов и делаем их. Таким образом, мы постоянно
пополняем наш центр новыми играми.
Речевое
развитие
детей
младшего
возраста
с
использованием
нетрадиционных
материалов,
помогает
детям
быстрее
адаптироваться
в
условиях детского сада, сплоить родительский коллектив группы, развивать
связную речь детей, мелкую моторику.
Автор статьи: ЗОЛОТАЙКО ВАЛЕНТИНА АНАТОЛЬЕВНА,
воспитатель,
МКДОУ д/с № 451«Теремок
Список использованной литературы
1.
Игры
для
развития
мелкой
моторики
рук
с
использованием
нестандартного оборудования. - Автор - сост.О.А.Зажигина. - СПб..:ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.-96с.
2. Фадеева Ю.А. Пичугина Г.А. Жилина И.И. «Игры с прищепками:
творим и говорим»- М: Т Ц. Сфера, 2012г.
3. Янушко Е.А, Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Методическое пособие воспитателей и родителей - М.,2007г.
4. Бардышева Т.Ю. «Разговорчивые пальчики»- М.,2001г.