Автор: Малярова Алёна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Г. Назарово, Красноярский край
Наименование материала: Здоровьесберегающий проект
Тема: "Чистота-залог здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
г. Назарово Красноярского края
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА
ТЕМУ: «ЧИСТОТА-ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»
Участники проекта: воспитатель, дети, родители средней группы общеразвивающей направленности №4 «Одуванчик»
Срок реализации проекта: 2-3 недели апреля 2017 года (10.04-23.04)
Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Малярова А.В.
2017 год
1
Содержание:
№
страницы
1
Введение
3
2
Актуальность проекта, постановка проблемы
4
3
Цели, задачи проекта
4
4
Ожидаемый результат (Какие конкретные результаты предполагается достичь в итоге? Что
должно конкретно измениться в результате выполнения проекта? Практическая значимость
результатов); продукты проекта;
5
5
Этапы реализации проекта;
5
6
План мероприятий с указанием сроков проведения, участников;
6-8
7
Ресурсы;
8
8
Риски и пути преодоления рисков;
9
9
Вывод
9
10
Литература
10
Введение:
2
Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. На здоровье
человека влияют: чистота тела, одежда и жилище, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения,
занятия физической культурой, закаливание и психологический комфорт.
Средний дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются
прочные основы физического здоровья. С самого раннего детства мы формируем представление детей об образе жизни
человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге, о
психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.
Начинаем, казалось бы, с самого простого: воспитания культурно-гигиенических навыков. Воспитание навыков
самообслуживания процесс довольно длительный. Формирование почти всех навыков осуществляется постоянно и
практически одновременно. Приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам практически
неизменны, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробными объяснениями
действий, подробное словесное объяснение, частичный показ указания, напоминания с указаниями действий, общее
напоминание, проверка выполнения действий, оценка.
В дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально
направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу
и творчество.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают
переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Актуальность и постановка проблемы: Дошкольное учреждение должно сформировать у детей основы по
сохранению и укреплению здоровья. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение
разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья.
3
Проанализировав результаты педагогической диагностики по физическому развитию детей нашей группы, а
также, исходя из постоянных наблюдений за детьми, воспитатель пришел к выводу, что не все дети имеют
представления о необходимости соблюдать правила личной гигиены. А те дети, которые в теории знают правила
соблюдения культурно-гигиенических норм, на практике забывают и не всегда их соблюдают. В связи с этими
негативными явлениями воспитателем был сделан вывод о необходимости разработки и реализации данного проекта с
привлечением родителей дошкольников.
Цель:
Формирование культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к
здоровому образу жизни
Задачи:
Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды,
умывания;
Формировать привычку следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки,
лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым
платком;
Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить
хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что
чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;
Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Ожидаемый результат:
У детей повысился уровень освоения культурно-гигиенических навыков;
4
Родители приняли участие в совместных мероприятиях организуемых воспитателями, поделились личным
опытом по организации соблюдения детьми культурно-гигиенических норм дома.
Укрепились связи между детским садом и семьёй, родители соблюдают рекомендации по формированию у
детей гигиенических навыков.
Практическая значимость проекта:
Организована фотовыставка «Чистота-залог здоровья»
Оформлен альбом с рисунками «Правила гигиены»
Созданы исследовательские проекты: «Зачем нужно чистить зубы?», «Для чего необходимо мыть руки с
мылом?»
Оформлена выставка в мини-музее «Предметы личной гигиены»
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
Составление плана работы, разработка содержания проекта
2. Основной
Выполнение плана работы, совместная деятельность с детьми и родителями для решения поставленных задач
3. Заключительный
Подведение итогов работы над проектом, итоговое мероприятие.
План мероприятий проекта
Этап
Мероприятия
Сроки
Участники
5
Подготовительный
Анкетирование родителей на тему: «Культурно-гигиенические
навыки вашего ребенка»
1 неделя
апреля
Воспитатель
Родители и
дети
Обсуждение цели и задач с детьми, родителями
Подготовка необходимого материала для реализации проекта:
изучение необходимой литературы, подборка художественных
произведений, наглядных пособий, дидактических игр.
Презентация проекта родителям, мотивируя их на совместную
деятельность с детьми
Основной
Совместная деятельность воспитателя и детей
2-3 недели
апреля
Воспитатель
и дети
Беседы: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
«Как нужно ухаживать за собой», «Правила гигиены», «Как Маша
и Миша учились мыть руки»,
«Как мы наводим порядок в шкафу
для одежды», «Правила поведения за столом во время еды»
Чтение
художественной
литературы:
Чуковский
К.
И.
«Айболит», «Мойдодыр», В. Бондаренко «Язык и уши», Г. Зайцев
«Крепкие, крепкие зубы», «Дружи с водой», «Сказка про злую
волшебницу, правительницу страны Нерях», «Сказка про больные
зубы», «Сказка про ногти»
Изобразительная деятельность:
Рисование: « Наши помощники», «Рисуем Витаминку и Микроб»
Лепка: « Зубная щетка и расческа», Творческая работа в технике
пластилинографии «Микробы на руках»
6
Аппликация: «Мочалочка для хрюши», «Украсим полотенце для
Катюши»
Д/игры:
«Чудесный мешочек», «Наши помощники», « Найди
лишний предмет», «Умею-не умею», «Да-нет», «Что делает?»
С/Р
игры: «Дочки-матери»,
«Магазин»,
«Купаем
малыша»,
«Детский сад», «Семья»
Пальчиковые игры: «Моем руки», «Вытираем руки», «Зайка серый
умывается»
Самостоятельная деятельность детей
2-3 недели
апреля
Дети
Рассматривание иллюстраций «Правила поведения за столом»,
«Готовимся к обеду в детском саду», «Чистота-залог здоровья»
Ежедневное выполнение гигиенических процедур
Конструирование «Кукольный домик», «Наша ванная комната»
Совместная деятельность с детьми и родителями
2-3 недели
апреля
Воспитатель,
дети и
родители
Оформление фото-выставки «Чистота – залог здоровья»
Альбом с рисунками «Правила гигиены»
Исследовательские проекты: «Зачем нужно чистить зубы?», «Для
чего необходимо мыть руки с мылом?»
Выставка в мини-музее «Предметы личной гигиены»
7
Выставка рисунков «Здоровая улыбка»
Наглядная информация в уголок для родителей
2-3 недели
апреля
Родители
Консультация
«Как
правильно
привить
ребенку
культурно-
гигиенические навыки»
Памятка «Как научить ребенка чистить зубы играя»
Консультация «Гигиенические требования к одежде ребенка»
Заключительный
Газета «Предметы личной гигиены»
3 неделя
апреля
Воспитатель,
дети и
родители
Развлечение «В гостях у Чистюли»
Презентация проекта
Ресурсы:
Разработка плана проекта;
Подбор методической и художественной литературы;
Разработка сценария развлечения, дидактических игр и бесед;
ИКТ
Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
Подготовка разного вида изобразительного материала для изобразительной деятельности и атрибутов для
сюжетно-ролевых игр.
8
Риски:
Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта
Отсутствие интереса у детей темой проекта
Пути преодоления рисков:
Провести с родителями беседу и попросить их принять активное участие в данных мероприятиях, так как только в
тандеме «родители + педагоги» мы сможем получить положительный результат;
Заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя различные средства, методы и приёмы.
Вывод:
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в
дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети
могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и
правильно выполнять.
Реализация проекта будет удачной, если дети будут заинтересованы темой и родители примут активное участие в
совместной деятельности. В процессе повседневной работы с детьми мы продолжим стремиться к тому, чтобы
выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно
совершенствовались.
Литература:
1. «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников»
Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края
9
2. Боицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. - М. – 20074
3. Бондаренко А.К. Дидактиеские игры в детском саду. – М.: Просвещение,1991.
4. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.:Просвещение,1991
10