Автор: Шумская Дарья Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №75 "Лебедушка"
Населённый пункт: Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игротерапия как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья".
Раздел: дошкольное образование
«Методическая разработка НОД в соответствии с требованиями
ФГОС по теме: «Игротерапия как средство социализации детей с
особыми возможностями здоровья».
Выполнила:
Шумская Дарья Валентиновна,
Воспитатель: МБДОУ №75 «Лебёдушка»
Сургут, 2017.
Пояснительная записка:
Одним
из
основных
средств
реабилитации
детей-инвалидов
является
игротерапия.
Через
игротерапию
осуществляется
интенсивная
эмоциональная
регуляция
психологического
самочувствия и общения, снятия проблем, неврозов, замкнутости.
Общение и занятия по игротерапии способствуют диагностике
ранних
психологических
затруднений
и
их
болезненной
коррекции.
Целесообразность
использования
игротерапии
в
организации
восстановительного периода по улучшению самочувствия детей
со
сходными
медико-психологическими
п оказан и ями
обусловлена
тем,
что
игра
остается
наиболее
освоенным
и
органичным
видом
деятельности
и
общения,
существует
единство психологической природы игры и общения и в игре
ребенок может свободно выражать себя.
Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и
психического развития ребенка, открывая ему возможность для
вступления в личную связь с взрослым – психологом, педагогом,
родителями,
опекуном.
Игровая
деятельность
активизирует
формирование
произвольности
психических
процессов,
способствует развитию умственной деятельности и воображения,
переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию
функций
речи,
совершенствованию
опорно-двигательной
и
волевой
активности.
При
определении
функций
игротерапии
следует исходить из того, что она необходима для коррекционно-
развивающего взаимодействия взрослого наставника с детьми и
помогает формированию доверительных отношений психологов,
психотерапевтов,
педагогов
с
родителями.
В
связи
с
этим
и
осуществляется разработка и внедрение специфических методов
игротерапии,
направленных
на
установление
позитивно-
эмоционального
отношения
ребенка
к
взрослому,
развитие
контактов
и
взаимоотношений
детей
между
собой
для
преодоления замкнутости, низкой самооценки, необщительности
и фо-бических реакций.Игротерапия способствует установлению
тесного
терапевтического
контакта
взрослых
наставников
с
родителями каждого ребенка в самых различных формах – от
просвещения
и
консультирования
до
тренинга
родительских
групп.
В условных обстоятельствах игра моделирует действительность,
дает возможность ребенку переживать ощущение удачи, успеха,
помогает
раскрыть
свои
физиче ские,
умственные
и
интелектуальные способности. В обстановке игры проявляется
личность
ребенка.
Наиболее
удачным
видом
игровой
терапии
является
куклотерапия.
Ее
образность,
наглядность
и
материальность позволяют ребенку глубже вливаться в игровую
ситуацию.
Перед началом игры проводится беседа с ребенком, родителями,
выслушиваются жалобы и выясняются особенности характера
ребенка,
условия
жизни.
Затем
готовится
сценарий
игры
с
участием кукол. Форма участия может быть разной: ребенок-
зритель, ребенок-участник, свободная игра детей без направлений
и
подсказки,
педагоги
и
воспитатели
как
партнеры
в
игре,
придумывание детьми собственных игр.
Игровая
психотерапия
направлена
на
ре абилит ацию,
разностороннее
развитие
и
обогащение
личности
ребенка.
Наличие куклы в игре создает особую ситуацию для развития
фантазии
ребенка.
Применение
куклотерапии
позволяет
соединять
игровую
деятельность
с
решением
взрослых
межличностных
проблем,
переоценкой
сложившейся
системы
ценностей. Использование кукол, игровых подходов позволяет
произвести
регрессию
возраста
и
избавится
от
отклонений
в
развитии.
В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с
игрушками
кроется
определенный
символический
смысл,
где
ребенок
свободно
может
выражать
свой
социальный
опыт
подавленный
или
ограниченный
социальным
контролем.
Игра
является
единственным
видом
деятельности,
где
ребенок
оказывается свободным от принуждения и давления со стороны
враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются
широкие
возможности
выражения
влечений,
чувств
и
переживаний,
которые
не
могут
быть
приняты
и
поняты
в
реальных отношениях ребенка с миром.
Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то
можно выделить функции игротерапии:
По функциям взрослого в игре различают
недирективную игротерапию;
директивную игротерапию.
По форме организации деятельности различают:
индивидуальную игротерапию;
групповую игротерапию.
По структуре используемого в игротерапии материала:
игротерапию с неструктурированным материалом;
игротерапию со структурированным материалом.
Почему возникла идея создания игротеки?
1.
Информационный
голод
при
использовании
игрового
материала.
2. Не богатый выбор и дороговизна игр и игрового материала.
3. Граммотное и профессиональное консультирование родителей
и детей при подборе игр соответствующих возрастному развитию
детей.
В игротеке собрано большое количество удачных( с точки зрения
развития ребенка) и уникальных игр, привезенных из разных
уголков россии.
Многие игры привлекают интерес ребенка только первое время,
есть так называемый момент насыщения, после чего ребенок
больше не возвращается к игре, и игра только занимает место в
Вашем доме.
Постоянная
возможность
обновления
игровых
впечатлений
у
ребенка
будит
его
интерес
и
желание
к
овладению
новыми
знаниями, умениями и навыками.
Несколько взятых напрокат игр в игротеке замечательно заменят
ребенку
купленную
новую
игру
в
магазине
и
всегда
будет
интересна ему.
В игротеке представлены следующие игровые направления:
Это – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, театр кукол,
кукольный кружок, агрессивные. Строительные и познавательные
игры,
конкурсы,
игры
для
детей
раннего
возраста
(1-3),
развивающие
игры,
досуговые
игры,-
настольные
игры,
познавательные игры, викторины, игры на развитие кругозора,
детское творчество, спортивные игры
турниры, игры - арттерапии, игры-танцы, игры-театрализации.
Особое
место
занимают
приемы
телесно-ориентированной
психотехники, органично сочетающей в себе подвижные игры и
упражнения и три эмоциональных компонента – музыку, слово и
импровизацию.
В
результате
создается
эмоционально-
положительная среда для релаксации детей.
Отправная
точка
начала
игротерапии
–
это
полное
принятие
индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте
его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость.
Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за
его самочувствием.
Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на вашу
семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные
конфликты
и
неблагополучное
состояние
самих
родителей
–
главный
фактор,
препятствующий
решению
психологических
проблем у детей.
Практические приемы игротерапии
Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных
на
улучшение
общего
психологического
самочувствия.
Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:
- обеспечить эмоциональную разрядку;
- снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и
взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
-
уменьшить
страх
неожиданного
воздействия,
нападения,
наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
-
улучшить
гибкость
в
поведении
и
способность
быстро
принимать решения;
- освоить групповые правила поведения;
- наладить контакт между родителями и детьми;
- развить ловкость и координацию движений.
Существует множество разных методик психологической помощи
детям:
игротерапия,
сказкотерапия,
арт
–
терапия,
песочная
терапия и другие, эффективность уже давно доказана и сегодня
мы предлагаем их родителям
Возможно,
детский
психолог
проведёт
игротерапию
более
профессионально, но польза от занятий, которые проводят сами
родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только
ребёнок; меняются родители, меняются отношения между детьми
и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как
будто
попадают
в
своё
дет ство,
ст ановя т ся
б о л е е
непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих
детей.
Игра
имеет
исключительное
значение
для
профилактики
и
коррекции
неконструктивного
поведения
детей
старшего
дошкольного и младшего школьного возраста благодаря тому, что
игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет
на процессы становления личности ребенка, сильнее затрагивает
его
глубинные
эмоциональные
переживания.
Успешность
игрового
коррекционного
воздействия
заложена
в
диалоге
общения
взрослого
и
ребенка
через
принятие,
отражение
и
пониманию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в
игре,
а
потом
и
в
реальной
жизни
для
ребенка
становится
доступным:
- определение конкретных целей своих поступков;
- выбор из множества вариантов адекватных средств достижения
целей;
- предвидение конечного результата своих действий и поступков;
-
принятие
на
себя
ответственности
за
свое
поведение
и
поступки;
- отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные
состояния
других
людей,
на
события
и
явления
окружающей
действительности.
В
этом
и
состоят
основные
признаки
произвольности
поведения
и
формирование
ребенка
как
личности.
Актуальность данной темы:
Имеется достаточно большая группа детей
с ограниченными
возможностями здоровья и особыми потребностями в развитии,
которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные
программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития
или
расстройств
поведения,
приводящих
к
социальной
дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например,
нарушение
общения
в
сочетании
с
умственной
отсталостью,
церебральный паралич с сенсорным или умственным дефектом,
выраженные
эмоциональные
и
поведенческие
расстройства,
слепота, тяжелые посттравматические расстройства, различные
варианты сложных нарушений
у детей с генетическими или
нейрохирургическими
заболеваниями
и
т.д.
Дети
указанных
категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном
подходе,
включающем
поддержку
их
личностного
развития,
оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление
психогенных нарушений. А осуществление игровых программ,
ориентированных на эту категорию детей и подростков является
важной
со ставной
частью
программ
по
с о ц и а л ь н о -
педагогической
реабилитации
детей-инвалидов.
Единство
развивающих возможностей игры для формирования личности
ребёнка-инвалида
осуществляется,
во-первых,
средствами
разумной
организации
разносторонней
игровой
деятельности,
доступной
каждому
ребёнку
с
учётом
степени
и
вида
его
инвалидности,
во-вторых,
путём
осуществления
специальных
игровых
программ,
имеющих
как
общеразвивающий,
так
и
специализированный характер ИГРОТЕРАПИИ.
Предусмотрено также проведение открытых досугово – игровых
программ и театрализованных праздников, которые специально
ориентированы
на
организацию
игрового
поведения
детей-
инвалидов.
ПРИНЦИПЫ ИГРОТЕРАПИИ:
Стимуляция и поддержка игровой деятельности.
Осознавая
важность
игры,
необходимо
не
только
специально
создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками,
но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые
действия
взрослого
при
этом
должны
быть
выразительными,
мягкими, адекватными возможностям ребенка.
Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком.
Признавая
добровольность
главным
условием
вовлечения
ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого
требуется
воздерживаться
от
любых
форм
навязывания
и
принуждения к игровой деятельности.
Желательно придерживаться ролей организатора игровой среды,
демонстратора,
наблюдателя,
активного
и
эмпатического
слушателя,
собеседника,
приглашенного
партнера,
если
необходимо - генератора идей.
Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку.
Малыш
может
выбирать
"глупую",
"примитивную"
с
точки
зрения взрослого игру. Но это выбор ребенка, на который он
имеет право. Ребенок вряд ли будет играть в то, что не имеет для
него
никакого
смысла.
В
этой
ситуации
взрослый
должен
постараться поддержать эту игру, стать ее участником, только
после
установления
партнерских
отношений
показать
возможности ее модификации (если игра действительно слишком
бедна и монотонна).
Необходимо
быть
чрезвычайно
чувствительным
к
сигналам
ребенка,
показывающим
его
отношение
к
игре
и
игрушкам.
Особенно
недопустимы
проявления
критики
к
действиям
малыша, необоснованное прерывание детской игры. Не менее
опасно для развития ребенка безразличие к его игре.
Адекватность
игр
и
игрушек
уровню
и
особенностям
развития ребенка.
Каждый ребенок рождается со своими задатками. Генетические
причины,
заболевания
и
среда
определяют
направление
его
индивидуального развития. Особенности темперамента малыша,
сильные и слабые стороны психики проявляются постепенно в
процессе его взаимодействия с окружением. Умение замечать и
осознавать характерные черты поведения ребенка может помочь
взрослым
удержаться
от
непроизвольного
и
формального
подталкивания его к неинтересным играм (в силу их сложности и
малой привлекательности).
Мнение специалиста может оказаться полезным на этапе оценки
функциональной компетентности ребенка и первичного подбора
необходимых
игрушек.
После
этого
желательно
проведение
игрового эксперимента, во время которого может быть получена
важная
информация
об
игровых
потребностях
ребенка,
его
игровом
стиле,
игровых
навыках
и
игровых
стереотипах
родителей.
На
основе
полученной
информации
возможно
проектирование адекватной игровой деятельности и разумного
выбора игрушек.
Оптимальная организация игровой среды.
Необходимость
оборудования
игровой
среды
для
ребенка
с
особенностями развития. Оборудование игрового пространства
должно
быть
тщательно
спланировано
в
зависимости
от
характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда
разделена
на
зоны:
социально-эмоциональная;
познавательная;
театрализованная;
зона
сюжетно-ролевой
игры,
так
что
бы
облегчить
приспособление
к
ней
ребенка
и
приучить
его
к
порядку.
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют
игры,
в
которые
мы
играли
в
детстве.
Почему
именно
с
песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство?
Оказывается
это
самый
лучший
путь
к
нашей
психической
устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М.
Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения,
при
котором
дети
развивают
свои
способности,
учатся
преодолевать
конфликты
и
неурядицы.
Начиналось
все
с
рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом
символически высказывает то, что пока ему не удается выразить
словами
–
свои
ст рахи,
эмоционально е
с о с т о я н и е ,
психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому
решению
проблемы
–
назвать
ее.
Пока
ребенок
не
умеет
определять
объективно
весь
мир,
он
отражает
в
своих
безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения
общаться
с
другими
детьми.
До
сих
пор
рисунок
является
неплохим
тестовым
контролем
детского
эмоционального
настроения и одним из занятий игротерапии.
С п е кт р
п р и м е н е н и я
и г р от е р ап и и
в е с ь ма
ш и р о к
и
предусматривает
возможно сть
работы
с
с и н д р ом ом
посттравматического
стресса,
при
хронификации
печали,
с
объюзной
тематикой,
с
ранними
детскими
травмами
с
амнестическим компонентом.
Метод игротерапии помогает решать не только личностные, но и
как следствие этого профессиональные трудности. В рекордно
короткие сроки инструмент игротерапии позволяет добиваться
конкретных и ощутимых результатов в сфере бизнеса:
в стратегическом и креативном подборе, управлении персоналом;
в увеличении производительности труда каждого работника;
в повышении эффективности деятельности компании в целом.
Такой подход дает Игротерапии ряд интересных возможностей и,
в
некоторых
случаях,
специфических
преимуществ
перед
другими психотерапевтическими методами.
Психолог
и
разработчик
методов
иготерапии
М
Панфилова
сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей
правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять
из гиперактивность и агрессию. Автор предлагает примерные
планы
игровой
терапии
с
детьми
и
родителями,
описывает
терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и
методами
взаимодействия
взрослых
с
гиперактивными,
тревожными,
агрессивными
детьми.
С
помощью
игротерапии
Панфиловой
сейчас
проводят
занятия
на
расслабление
(«Снеговик
тает»),
выход
негативных
эмоций
(«Ругаться
овощами»).
Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией
считается ролевая, а проще говоря – игра в куклы. Все наши
детки любят давать куклам имена реальных людей, которые их
окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит,
что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только
опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит
ребенка, что ему нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно
ходят
за
ручку
–
эмоциональная
обстановка
в
семье
благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними
дружить
–
уже
наличие
конфликта.
Строя
свой
собственный
домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в
реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.
Мало выяснить проблему – с помощью игровой терапии можно
подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную
ситуацию
или
даже
вылечить
только
зарождающуюся
психотравму.
Ведь
с
возрастом
наши
«ужастики
детства»
принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться
от них реально до 4-х лет от роду.
Уже в два года дети с удовольствием играют в прятки, жмурки, в
добрых
и
злых
героев
и
пятнашки.
Для
чего?
Во-первых,
физическое движение, а во-вторых, избавление от страхов. Дети
по
очереди
оказываются
«пойманными»
своими
страхами,
а
потом
и
«ловящими»
свой
страх.
Если
«зайчик»
убегает
от
кровожадной «совы», он выплескивает свою боязнь в игре, а
потом, становясь «совой», побеждает ее окончательно. В науке
роль зайчика называется снятием эмоционального накала, а роль
совы – коррекцией внутренних страхов. В то же время в таких
занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии,
которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые
«гуси-лебеди»,
«казаки-разбойники»
или
«стрелялки»
дают
возможность
выхода
негатива.
Ребенок
оказывается
в
роли
доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать
оппонента. Во-вторых, участвуя в активных событиях, малыш
учится с помощью игротерапии общению. Это начало умения
общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой
объективный мир (М. Панфилова «Игротерапия общения»).
Врачами
и
психоаналитиками
создаются
специальные
игры,
направленные на выявление проблемных ситуаций в сознании
ребенка. Есть недирективная игротерапия для деток с отсталым
умственным
развитием
или
аутизмом.
В
ней
терапевт
играет
пассивную роль наблюдателя в свободной игре малыша, только
спрашивая мотивацию его игровых действий.
Термин
«игровая
терапия»
был
предложен
именно
Мелани
Кляйн.
Игротерапию одной из первых стала применять Анна Фрейд в
работе
с
детьми,
пережившими
бомбежки
Лондона
во
время
второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить
в
игре
свои
переживания,
то
он
освобождался
от
страха,
и
пережитое не развивалось в психологическую травму.
А.
Фрейд
обнаружила,
что
игра
является
важным
фактором
становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем
средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.
Вслед за З. Фрейдом Термина Гуг-Гельмут стала одним из первых
терапевтов,
утверждающих,
что
игра
является
наиболее
ответственным
моментом
в
психоанализе
ребенка,
и
предложившая
детям,
с
которыми
проводилась
игротерапия,
игрушки
для
того,
чтобы
они
могли
выразить
себя.
Хотя
хронологически ее работа предшествует работам А. Фрейд и М.
Кляйн,
она
не
сформулировала
какого-либо
определенного
подхода
и
использовала
игровые
материалы
только
с
детьми
старше 6 лет. Тем не менее она привлекла внимание к тому, как
трудно применять методы, используемые в терапии со взрослыми
в работе с детьми.
О с н о в н ы е
ц е л и
к о р р е к ц и о н н о г о
в о з д е й с т в и я
в
психоаналитической игротерапии
1.
Установление
аналитической
связи,
эмоционально
позитивного
контакта
между
ребенком
и
в з р о с л ы м ,
позволяющего
игротерапевту
о суще ствлять
функции
интерпретаций и трансляций ребенку символического значения
детской
игры;
принимать
участие
в
игре
ребенка
и
организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых
для ребенка конфликтов.
2.
Катарсис
-
форма
эмоционального
реагирования,
приводящая
к
преодолению
негативных
эмоциональных
переживаний и освобождению от них.
3.
Игра
предоставляет
две
возможности
для
катарсиса,
свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация
чувств.
В
современной
отечественной
науке
технологии
использования
элементов
игротерапии
представлены
в
исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г.
А. Широковой, Л. Костиной.
Итак,
игротерапия
является
ведущим
средством
профилактики и коррекции неконструктивного поведения детей
младшего
школьного
возраста
с
нарушениями
интеллекта
благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового
типа,
активнее
влияет
на
процессы
становления
личности
ребенка младшего школьного возраста, сильнее затрагивает его
глубинные
эмоциональные
переживания.
Игротерапия
-
метод
лечебно-педагогического
воздействия
на
детей,
страдающих
эмоциональными
нарушениями.
В
основе
различных
методик
лежит признание игры важным фактором развития личности.
Термин
«игротерапия»
предполагает
наличие
некоторой
деятельности, которую можно считать игрой.
Игротерапия выполняет следующие функции:
1.
коммуникативную
-
установление
эмоционального
контакта,
объединение учащихся в коллектив;
2.
релаксационную
-
снятие
эмоционального
напряжения,
вызванного нагрузкой на нервную систему;
3.
воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений
личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
4.
развивающую
-
развитие
психических
процессов
и
функций
(памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;
5.
обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Д л я
д е т е й
с
О В З
х а р а к т е р н ы
н е д о с т а т о ч н а я
дифференцированность
ощущений,
нарушенное
различение
цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия,
сужение
объема
зрительно
воспринимаемого
материала,
нарушение
памяти
и
мышления.
Нарушенное
чувственное
познание (ощущение, восприятие) не позволяет ребенку получить
полноценные представления об окружающих его предметах и
явлениях.
Детей
с
нарушением
интеллекта
отличает
низкая
эмоциональная
и
мотивационная
зрелость,
отсутствие
чувства
долга и ответственности н т.д. Большинство детей приходит в
дошкольное учреждение из социально неблагополучных семей с
низким
образовательным
цензом,
где,
как
правило,
никакого
развития не получают. Кроме того, дети приходят в дошкольное
учреждение
со
слабым
физическим
здоровьем.
Зачастую
нарушена
координация
движений,
плохо
развита
мелкая
моторика, повышена утомляемость. Как же помочь ребенку с
нарушением
интеллекта
успешно
адаптироваться
и
активно
включиться
в
учебно-воспитательный
процесс?
Необходимо
укреплять психику ребенка, развивать его эмоционально-волевую
сферу,
произвольные
процессы
(умение
контролировать
себя,
быть внимательным, способным на волевые и интеллектуальные
усилия),
развивать
мышление,
память,
нейтрализовать
эмоционально-отрицательные
переживания.
Со
всем
этим
и
помогает справиться игра, включение ее в учебную деятельность.
Игры
стимулируют
психическую
и
физическую
активность
пассивных
детей,
организуют
возбудимых,
содействуют
повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают
благоприятные условия для развития речи, сообразительности,
п
а
м
я
т
и
,
в
о
о
б
р
а
ж
е
н
и
я
.
В
совместных
играх
у
детей
с
нарушением
интеллекта
воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же
нормы нравственного поведения. Детей с нарушением интеллекта
надо
учить
производить
игровые
действия,
предварительно
расчленив
их
на
отдельные
этапы.
Каждый
этап
необходимо
объяснить,
помочь
ребенку
выполнить
сначала
каждый
этап
отдельно, а затем и все игровое действие. Это обучение игре
осуществляется ради умственного, нравственного и физического
развития
этих
детей.
Успешность
игрового
коррекционного
воздействия
заложена
в
диалогическом
общении
взрослого
и
ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно
выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной
жизни
для
ребенка
становится
доступным:
определение
конкретных
целей
своих
поступков;
выбор
из
множества
вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение
конечного результата своих действий и поступков; принятие на
себя
ответственности
за
свое
поведение
и
поступки;
отклик
адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния
других
людей,
на
события
и
явления
о к ружа юще й
действительности.
В
этом
и
состоят
основные
признаки
произвольности поведения.
Подвижные
игры
служат
средством
коррекции
моторных
нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные
нарушения.
Дидактические игры - одно из средств развития познавательной
деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети
знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами
взаимодействия
с
ними,
уточняют
сведения
об
окружающем
мире,
развивают
наблюдательность,
внимание,
память,
мышление, речь.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя
р о л е й
в о с п р о и з в од я т
ж и з н ь
в з р о с л ы х
л юд е й ,
и х
взаимоотношения, их деятельность. При этом они действуют с
различными
предметами:
сравнивают
их,
сопоставляют,
отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие,
используют одни предметы в качестве других. Это способствует
совершенствованию
ощущения
и
восприятия,
развитию
мышления,
воображения.
Дети
берут
на
себя
роли
(т.е.
представляют
себя
другим
лицом),
совершают
действия,
диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие
ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в
результате
чего
дети
приобретают
навыки
произвольного
поведения
и
совместной
деятельности.
В
процессе
сюжетно-
ролевой игры могут быть созданы такие ситуации, которые не
возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно
обогащать знания детей, их речевой запас. В ходе игры ребенок
познает
мир
и
усваивает
общественный
опыт,
у
него
воспитывается стремление к учению, к различным видам труда,
умение
и
желание
трудиться,
а
также
моральные
чувства
и
качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения,
овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.
Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых
игр,
однако,
они
развиваются
по
заранее
подготовленному
сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти
игры
требуют
от
педагога
режиссирования,
а
от
ребенка
-
проговаривания
реплик.
Тут
необходимы
и
выразительные
и н т о н а ц и и ,
т и п и ч н ы е
д л я
о п р е д е л е н н о го
о б р а з а ,
характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая
м
и
м
и
к
а
,
дополняющая игру голоса. Для детей с нарушением интеллекта
конструктивные
игры
служат
средством
развития
восприятия
формы, объема, размеров различных предметов.
В
хо д е
к о н с т р у к т и в н ы х игр
у
ребя т
р а з в и в а е т с я
пространственная ориентация, а так же мелкая моторика.
Практические приемы игротерапии
Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных
на
улучшение
общего
психологического
самочувствия.
Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:
обеспечить
эмоциональную
разрядку
–
снять
накопившееся
нервное
напряжение
и
зарядить
детей
и
взрослых
очередной
порцией жизнерадостности и оптимизма;
уменьшить
страх
неожиданного
воздействия,
нападения,
наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать
решения;
освоить групповые правила поведения;
наладить контакт между родителями и детьми;
развить ловкость и координацию движений.
Игры, направленные на коррекцию страхов
«Смелые мыши»
Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и
пищит.
Кот
просыпается
и
догоняет
мышь.
Мышь
может
спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.
«Привидение»
На ведущего надевается простыня, он становится привидением,
бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками:
«У – у – у...» Тот, кого он поймал, становится ведущим.
«Злые - добрые кошки»
По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые
кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки
ласкаются и мурчат.
«Ругаемся овощами, фруктами, ягодами»
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с
сердитыми интонациями: «Ты – капуста». В ответ : «А ты –
редиска» или «А ты – слива» и т.д. Игра останавливается, если
слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая
агрессия.
Затем
участники
называют
друг
друга
цветами
с
соответствующей
интонацией:
«Ты
-
колокольчик»,
«А
ты
–
розочка».
«Капризная лошадка»
Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии.
Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребёнком
они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране
жила
лошадка
по
имени
Лу.
Она
очень
любила
брыкаться
и
капризничать.
Мама
говорила
ей:
«Покушай
свежей
травки,
доченька» «Не хочу, не буду», - говорила Лу. Она капризничала и
цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь
набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она
весело скакала и ржала: «Иго – го!»
Заключение
Существует множество разных методик психологической помощи
детям:
игротерапия,
сказкотерапия,
арт
–
терапия,
песочная
терапия и другие. Их эффективность уже давно доказана. Сегодня
мы предлагаем родителям освоить некоторые простые игровые
техники.
Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в
своё детство, становятся более непосредственными в общении,
начинают лучше понимать своих детей.
Игра имеет исключительное значение для психического развития
ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое
здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к
взрослой
жизни.
Игра
помогает
ребёнку
приобре сти
определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и
в
общении,
усвоить
социальные
нормы
поведения,
повышает
жизненный
тонус,
улучшает
эмоциональное
и
физическое
состояние.
Игра
обладает
лечебным
действием,
избавляет
от
психотравмы,
позволяя
пережить
травмирующие
жизненные
обстоятельства в облегчённой форме.
Отправная
точка
начала
игротерапии
–
это
полное
принятие
индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте
его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость.
Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за
его самочувствием.
Перед тем как заняться игротерапией, обратите внимание на вашу
семейную ситуацию и взаимоотношения с ребёнком. Серьёзные
конфликты
и
неблагополучное
состояние
самих
родителей
–
главный
фактор,
препятствующий
решению
психологических
проблем у детей.
Конспект НОД с детьми с ОВЗ.
Тема: Весна.
Образовательные
области:
речевое
развитие,
познавательное
развитие.
Группа: старшая.
Цель:
обеспечение
коррекции
нарушений
развития
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
оказание
им
квалифицированной
помощи
в
освоении
Программы;
их
разностороннее развитие с учѐтом возрастных и индивидуальных
особенностей
и
особых
образовательных
потребностей,
социальной адаптации.
Задачи:
1.Коррекционно-
образовательные:
-
Закреплять
у
детей
представления
о
весне
и
еѐ
приметах;
о
диких
животных
(повадки). - Уточнять, расширять и активизировать словарьпо
данной
теме
(весна,
капель,
сосульки,
набухание
почек,
подснежники,
проталины,
перелѐтные
птицы,
ручьи,
таяние
снега). - Учить детей творческому рассказыванию по сюжетной
картине.
-
Совершенствовать
умение
составлять
рассказ
с
использованием дополнительно внесѐнного объекта в сюжет. -
Совершенствовать
грамматический
строй
речи
(образование
существительных
с
суффиксом
–
ищ).
-
Автоматизировать
и
дифференцировать звук «с»- «ш» изолированно.
2. Коррекционно- развивающие: - Развать связные формы речи,
умение
согласовывать
числительное
с
существительным.
-
Развивать
речевое
дыхание,
мелкую
и
артикуляционную
моторику, психические процессы внимания, памяти, мышления.
3.
Коррекционно
–
воспитательные:
-
Воспитывать
любвь
к
природе, эстетическое восприятие мира природы.- Формировать
навыки
сотрудничества,
взаимопонимания.
-
Формировать
положительные
качества
личности:
доброжелательность,
уважение к мнению друг друга. Оборудование: картина с зимним
сюжетом,
набор
сменных
изображений
сезонных
изменений
весной и животных(ѐж, лиса, волк, белка, медведь, заяц, кошка),
вырезные
снежинки,
«снежок»
из
бумаги,
индивидуальные
зеркала,
музыка
со
звуками
весны)
Ожидаемый
результат:
система сформированных знаний и представлений о весне.
Проведение НОД:
1.
Организационный
момент.
-
Сегодня
мы
с
вами,
дети,
поговорим о весне. Но, посмотрите, вокруг до сих пор лежит снег.
Давайте, поможем весне прийти. Соберѐм весь снег, скатаем из
него
снежки
и
сложим
из
них
сугроб.
Повторяйте
за
мной
(демонстрация упражнения, контроль проведения).
2.
Упражнение
на
дыхание.
Воспитатель
предлагает
детям
присесть
за
столы.
-
Сейчас
мы
разомнѐм
наши
язычки
и
вспомним, как произносятся звуки «с» и «ш». Вот только зима
засыпала
снежинками
наши
зеркала.
Давайте
подуем
на
снежинки как я (демонстрация резкого выдоха). Надо подуть на
снежинки с такой силой, чтобы они улетели(дети выполняют
упражнение).
-
Вы,
ребята,
очень
хорошо
постарались.
Все
снежинки улетели. Теперь зеркала можно взять в руки.
3. Развитие артикуляции. Выполнение артикуляционных укладов
звуков. Работа над дыханием. Дифференциация звуков «с»- «ш»,
автоматизация
изолированно.
-
Итак,
ребята,
выполняем
упражнения и следим за собою в зеркало. Повторяйте за мной
(дети выполняют артикуляционные уклады звуков, произносят
звуки изолированно, сравнивают их по звучанию, артикуляции,
характеру
воздушной
струи).
-
Теперь
поиграем
с
нашими
звуками(логопед
предлагает
детям
встать
из-
за
стола).-
Посмотрите,
сколько
вокруг
нападало
снежинок!
Надо
их
подмести.
Берѐм
в
руки
воображаемую
метлу.
Хорошо
еѐ
возьмите,
ваши
руки
должны
быть
сильными.
А
теперь
как
следует, размахнѐмся и начнѐм подметать наши снежинки на звук
«с»
(дети
выполняют
упражнения
на
дыхание
с
разворотом
туловища). - Хорошо. А теперь подметаем снежинки на звук «ш»
(упражнение
выполняется
по
аналогии).
-
Следующее
упражнение будет сложнее. Подметаем снежинки то на звук «с»,
то на звук «ш» поочерѐдно. Я буду стараться вас запутать, а вы
будьте внимательнее и мне не поддавайтесь (дифференциация
звуков).
4.
Согласование
числительных
с
существительными.
-
По смотрите-ка,
ребята,
мы
все
снежинки
под м ели?
(выслушиваются ответы детей). Нет, ещѐ не все. Ничего, мы их
сейчас руками соберѐм и посчитаем, кто, сколько собрал (дети
собирают снежинки, считают их, называя числительное вместе с
существительным).
5. Беседа по сюжетной картине. Воспитатель предлагает детям
подойти к картине. - Посмотрите, дети, на картину. Какое на ней
время года? (зима). - Почему вы так решили? (дети называют
приметы зимы по картине). - Хорошо. Теперь представьте, что
картина вдруг ожила и на ней наступила весна. Что бы тогда
изменилось на картине? (дети называют изменения в природе
весной,
постепенно
в
процессе
рассказывания
меняется
и
изображение на картине- в неѐ вносятся отдельные наносные
элементы, и зимний пейзаж становится весенним). - Итак, ребята,
какое время года наступило у нас на картине? (наступила весна).
6. Пауза на релаксацию. Воспитатель предлагает детям присесть
на стулья. - А теперь, ребята, немного отдохните. Закройте глаза и
представьте
перед
собой
весну
(включается
музыка
на
релаксацию со звуками природы). Представьте, как тает снег,
сначала
медленно,
а
затем
всѐ
быстрее
и
быстрее.
Как
он
журчащими ручейками стекает в реку. Вслушайтесь в музыку.
Может кто-то расслышит весеннюю капель - песенку тающих на
солнце
сосулек.
Представьте,
как
на
деревьях
распускаются
листочки. Зеленеет трава, расцветают подснежники и первоцветы.
Пройдѐт
ещѐ
совсем
немного
времени,
и
весна
полностью
вступит в свои права.- Мне кажется, что на нашей картине кого-то
не хватает. Как вы считаете, кого? (диких животных). - Я вам
загадаю
загадки
о
животных,
а
вы
отгадайте.
Она
любит
охотиться на мышей-полѐвок.Кто это? (лиса). - Она делает запасы
на зиму. Кто это? (белка). - Он точно знает, где пчѐлы прячут мѐд.
Кто это? (медведь). - Он умеет петлять. Кто это? (заяц). - Он лечит
себя от блох яблочным соком. Кто это? (ѐж). - Учѐные считают
его санитаром леса. Кто это? (волк). Дети отгадывают животных
и
одновременно
размещают
их
изображение
на
картине.
-
Скажите, как всех этих животных можно назвать одним словом?
(дикие животные)
7.
Присаживайтесь
на
стульчики.
Зима
разотрем
ладошки
и
погреем наши глазки. Делаем ракушки и прикладываем к глазам.
(Гимнастика для глаз)
8. Творческое рассказывание по картине. Во время паузы логопед
размещает
на
картине
изображение
кошки.
-
Откройте
глаза.
Посмотрите на картину. На ней появилось новое животное. Кто
это? (кошка). - Но ведь кошка- это домашнее животное. Как же
она
очутилась
в
лесу?
(выслушиваются
ответы
детей).
Подытожить ответы детей. - Поняла капризная кошка, что трудно
придѐтся ей в лесу, некому здесь еѐ баловать и кормить. И решила
она жить так, как живут в лесу другие животные. К первому она
решила обратиться к медведю. Как вы думаете, почему? (потому
что он самый сильный) - Она у него спросила: «Как живѐшь ты,
мишка, в лесу? Чем питаешься?» Что медведь ответил кошке, что
он рассказал о себе? (выслушиваются ответы детей). - Что же ему
ответила
кошка?
Согласилась
она
жить
как
медведь?
(выслушиваются ответы детей) - Не понравилось кошке жить как
медведь. Рыбу она ела бы с удовольствием, а вот мѐд и малина не
для неѐ. Да и спать всю зиму в берлоге не хочется. Придумайте
рассказ, к кому из животных обратилась кошка, какая у них
произошла беседа и что решила кошка – останется она жить в
лесу или нет. Ответы детей (во время выступления детей, по мере
необходимости, воспитатель помогает выступающим, а затем, на
основе их выступлений, делает выводы о том, что же решила
кошка – останется она жить в лесу или же отправится к себе
домой). - У вас, ребята получились интересные рассказы.
9. Окончание деятельности. - Вы все хорошо поработали сегодня.
Что
вам
наиболее
запомнилось?
Чем
мы
сегодня
с
вами
занимались? (выслушиваются ответы детей). Совсем скоро весна
окончательно войдѐт в свои права. Но и сегодня у неѐ для вас
сюрприз. Помните наш сугроб? Подойдите и разройте его. У
весны, для каждого из вас, в нѐм приготовлен небольшой подарок
(сюрпризный момент: дети получают в качестве поощрения по
магнитику
–
смайлику).
-Надеюсь,
подарок
от
весны
вам
пригодится. Наше занятие подошло к концу.
Список литературы
1.
Практикум
детской
психокоррекции:
игры,
упражнения,
техники. О.Н. Истратова. – изд.3-е.- Ростов н\Д: Феникс,2009.-
349.
2.
Тренинг
по
сказкотерапии\
Под
ред.
Т.Д.
Зинкевич
–
Евстигнеевой. СПб.: Речь,2010.176.
3.
Творческие
игры,
задания
и
тесты
для
развития
памяти
и
внимания.- Донецк: ООО «ПКФ «БАО», 2009. – 240с.
4.
Развиваем
в
игре
интеллект,
эмоции,
личность
ребенка\
Н.Ф.Круглова. – М.:Эксмо,2010. – 192с.
5. Лечебные игры и упражнения для детей. – А.А. Потапчук,
М.Д.Дибур, С.В. Матвеев. – Санкт- Петербург: Изд- во «Речь» —
2007.- 512 с.