Автор: Кобзарева Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Дюймовочка".
Населённый пункт: Шарыпово
Наименование материала: Рабочая программа воспитателя с учётом ФГОС ДОО
Тема: "Рабочая программа 2 мл. группа."
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Детский сад
№ 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию детей»
Рассмотрена
на заседании
педагогического совета
протокол №___
«______»_________2015г
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
Детский сад №2 «Дюймовочка»
____________Миндруль Е.В.
.
Рабочая программа воспитателя группы «Колобок»
с учётом ФГОС ДОО
(вторая младшая группа, 3-4 лет)
Составлена на основе образовательной программы ДОУ,
примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От
рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Воспитатель:
Кобзарева Н.В.
г. Шарыпово
СОДЕРЖАНИЕ:
Целевой раздел
Пояснительная записка………………………………………………………………... 3
Сетка-расписание комплексного планирования организованных видов
детской деятельности …..………………………………………………………………..5
Содержательный раздел
Принципы и подходы к формированию Программы …………………………………..5
Возрастные особенности развития детей четвёртого года жизни.……..……………6
Индивидуальные особенности контингента детей. Дети с ОНР …………………… 7
Основная часть
Организация жизни и воспитания детей.
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении…………….8
Организация режима дня по сезонам …………………….……………………..……….8
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности….. …….10
Целевые ориентиры на этапе завершения программы для детей 3-4 лет……..……....11
Построение Воспитательно-образовательной программы по ОО (с программным и
методическим обеспечением)………………………………… ………..……………… 12
Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации Программы……………….. …………………………………………………17
Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик ……………...…………………….... .......................................... 18
Способы и направления поддержки детской инициативы …...……………….............20
Национально-региональный компонент в образовательной деятельности детей….....21
План работы по сохранению и укреплению здоровья детей …….….…………………21
Перспективный план работы с родителями………………... …………………………..24
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса...
………………………………………………………………………………….25
Планирование кружковой работы ……………………………… ………………………46
Приложения
Планирование воспитательно-образовательной работы (прил. №1)
Паспорт группы «Колобок» (прил. №2)
Список литературы……………………………………………………...
2
Пояснительная записка
Настоящая
Рабочая
программа
(далее
Программа)
разработана
на
основе
«Программы воспитания и обучения в детском саду» /Под ред. М. А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т. С.Комаровой, Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования и
СанПиН 2.4.1.3049 – 13 .
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой
культуры
личности,
всестороннее
развитие
психических
и
физических
качеств
в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в
современном
обществе,
к
обучению
в
школе,
обеспечение
бе зопасно сти
жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов
детской
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-
исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Задачи:
1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через
организацию
игровой,
коммуникативной,
познавательно-исследовательской,
трудовой,
двигательной,
чтению
художественной
литературы,
музыкально-художественной,
продуктивной деятельности;
2.
обеспечить
психолого-педагогическое
сопровождение
работы
по
освоению
образовательных областей;
3.
Реализовать
формы
организации
совместной
взросло-детской
(партнерской
деятельности)
в
ходе
непосредственной
образовательной
деятельности
(НОД),
самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
•
забота
о
здоровье,
эмоциональном
благополучии
и
своевременном
всестороннем
развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем вос-
питанникам,
что
позволяет
растить
их
общительными,
добрыми,
любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция
в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
•
вариативность
использования
образовательного
материала,
позволяющая
развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учре -
ждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей
умственные
и
физические
перегрузки
в
содержании
образования
детей
дошкольного
возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с
использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
3
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная
область
«Физическое
развитие»
включает
в
себя
направления:
здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями
социально – коммуникативной области.
Образовательная
область
«Социально
–
коммуникативное
развитие»
имеет
направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с
образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование
элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает развитие детской речи в
большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная
область
«Художественно
–
эстетическое
развитие»
состоит
из
направлений
–
музыка,
изобразительная
деятельность,
художественное
творчество
и
интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Содержание рабочей программы завершают «Целевые ориентиры возможных достижений
детей»,
что
соответствует
требованиям
Федеральных
Государственных
стандартов
дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования
и науки РФ).
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание детской деятельности
распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один
учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа) и рассчитана
на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию,
изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
4
Сетка-расписание комплексного планирования организованных видов детской деятельности
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Познавательное
развитие -
формирование
целостной картины
мира. (ФЦКМ)
Физическая
культура
(физическое
развитие на улице )
Музыка
(худ. эстетическое
развитие).
Речевое
развитие.
Физическая
культура
(физическое
развитие)
Познавательное
развитие -
(ФЭМП)
формирование
элементарных
математических
представлений /
конструирование
Художественное
творчество (лепка,
аппликация).
Музыка
(худ. эстетическое
развитие).
Художественное
творчество
(рисование)
Физическая
культура
(физическое
развитие)
Принципы и подходы к формированию Программы.
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы построения и реализации Программы:
-научной обоснованности и практической применимости;
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей
дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки,
которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-интеграции
образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной
деятельности
детей
не
только
в
рамках
непосредственно
образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образовании.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной,
художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
5
. Возрастные особенности детей второй младшей группы (3-4 лет).
Социально - коммуникативное развитие:
В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение
становится
внеситуативным.
Основным
содержанием
игры
младших
дошкольников
являются
действия с игрушками и предметами-заместителями. Взаимоотношения детей ярко проявляются в
игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако
уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые, избирательные взаимоотношения. Конфликты
возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников
во
многом определяется мнением воспитателя. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-
двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только
начинают формироваться.
В познавательном развитии
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6
названий
предметов.
К
концу
младшего
дошкольного
возраста
они
способны
запомнить
значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное
мышление,
персептивная
деятельность.
К
концу
младшего
дошкольного
возраста
дети
могут
воспринимать
до
пяти
и
более
форм
предметов
и
до
семи
и
более
цветов,
способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а
при
определённой
организации
образовательного
процесса
и
в
помещении
всего
дошкольного
учреждения.
Дошкольники
способны
установить
некоторые
скрытые
связи
и
отношения
между
предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно
наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Конструктивная
деятельность
в
младшем
дошкольном
возрасте
ограничена возведением
несложных построек по образцу и по замыслу.
Речевое развитие
Важнейшим
условием
речевого
развития
ребенка
является
подражание
воспитателю,
носителю
речевой культуры и литературного языка. К четырем годам ребенок
осваивает основные формы
грамматической
системы
языка,
речь
становится
для
него
полноценным
средством
общения.
Одновременно наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов
в предложении отсутствие некоторых грамматических категорий.
Художественно- эстетическое развитие
Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом
возрасте
они
только
начинают
формироваться.
Графические
образы
бедны.
У
одних
детей
в
изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже
могут использовать цвет.
Восприятие музыки становится более эмоциональным и дифференцированным. Известно, что
аппликация оказывает положительное влияние на развитие
восприятия.
В
этом
возрасте
детям
доступны простейшие виды аппликации.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны
под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Физическое развитие
Ребенок
этого
возраста
уже
способен
обращать
внимание
на
качество
выполнения
движения,
главным образом при ходьбе и беге; на согласованность движений рук и ног.
6
Индивидуальные особенности контингента детей. Дети с ОНР
Речевое направление Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным
интеллектом
представляет
собой
специфическое
проявление
речевой
аномалии,
при
которой
нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики,
грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной
сторонах
речи.
Звукопроизношение
детей
с
ОНР
не
соответствует
возрастной
норме:
они
не
различают
на
слух
и
в
произношении
близкие
звуки,
искажают
звуковую
структуру
и
звуконаполняемость
слов.
Нарушается
развитие
связной
речи,
которое
проявляется
в
ошибках
словоупотребления,
неправильном
построении
предложений,
нарушении
последовательности
изложения мыслей
Познавательное
развитие
У
детей
данной
категории
отмечается
недостаточность
различных
видов
восприятия
и
в
первую
очередь
слухового,
зрительного,
пространственного.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память,
страдает
продуктивность
запоминания.
Они
забывают
сложные
инструкции,
элементы
и
пос -
ледовательность заданий.
У
наиболее
слабых
детей
низкая
активность
припоминания
может
сочетаться
с
ограниченными
возможностями
развития
познавательной
деятельности.
Обладая
в
целом
полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту,
дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом
овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Социально- коммуникативное развитие
В
дошкольном
возрасте
дети
с
общим
недоразвитием
речи
отличаются
повышенной
возбудимостью или, наоборот, заторможенностью, часто у них отмечается лёгкое отставание в общем
развитии. Они менее активны в коллективе, стесняются своего недостатка. Их речь может вызвать
насмешки у сверстников и критические замечания у взрослых - это ещё более подавляет их и
приводит
к
вторичным
изменениям
в
характере.
У
таких
детей
рано
может
развиваться
раздражительность, плаксивость, обидчивость. Они сами не могут справиться с плохой речью и,
страдая от этого, реагируют непослушанием, агрессивным поведением. В связи с этим у детей
снижена
потребность
в
общении,
наблюдается
несформированность
способов
коммуникации
(диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте,
неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
Физическое развитие
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в
воспроизведении
двигательного
задания
по
пространственно-временным
параметрам,
нарушают
последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание
мяча
с
руки
на
руку,
передача
его
с
небольшого
расстояния,
удары
об
пол
с
поперемен ным
чередованием; прыжки на правой и левой ноге,ритмические движения под музыку. Их двигательная
расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на
занятиях, встают, ходят, не реагируют на замечания. Обнаруживается замедленность, застревание на
одной позе.
Художественно- эстетическое развитие
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
7
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
Р е ж и м учитывает
возрастные
психофизиологические
возможности
детей,
их
интересы
и
потребности. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется
дважды). В отличие от зимнего, в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания
детей
на
прогулке. При
температуре
воздуха
ниже
-15°С
и
скорости
ветра
более
7
м/с
продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже
-20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические
упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение
ДОУ.
Дневному
сну
отводится 2-
2.20
часа.На
самостоятельную
деятельность
(игры,
подготовка
к
образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня отводится не менее 3 - 4 часов.
Режим дня
Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиН
(_2.4.12660-10). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет
отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение.
Занятия
с
детьми,
в
основе
которых
доминирует
игровая
деятельность,
в
зависимости
от
программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально.
Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум
внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим
формированию познавательной, социальной сфере развития.
Для
гарантированной
реализации
государственного
образовательного
стандарта
в
четко
определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета
первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины апреля и трех летних месяцев.
Оценка
эффективности
образовательной
деятельности
осуществляется
с
помощью
мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка
путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.
Режим дня составлен с расчетом на 12 часового пребывания детей в детском саду.
Режим дня на холодный период года
Режимные моменты
2 младшая группа
Дома
Подъем, утренний туалет
7.00-7.30
В дошкольном учреждении
Прием, осмотр, измерение температуры,
игровая деятельность, утренняя гимнастика,
7.00 – 8.05
Подготовка к завтраку, завтрак
8.00 – 8.30
Самостоятельная деятельность
8.35 -8.50
9.00-9.30
(по подгруппам)
Подготовка к образовательной деятельности
8.50 – 9.00
Организованная образовательная
деятельность
9.00 – 9.15
9.15-9.30
8
(по подгруппам)
Игровая деятельность, индивидуальная
работа с детьми
9.30 – 9.45
Подготовка ко второму завтраку, второй
завтрак
9.55–10.05
Подготовка к прогулке,
Прогулка (учитываются метеоусловия)
10.10– 11.30
Возвращение с прогулки, самостоятельная
деятельность, подготовка к обеду
11.30 –11.55
Обед
11.55- 12.15
Подготовка к дневному сну, дневной сон
12.10–15.10
Постепенный подъем, оздоровительная
гимнастика, воздушные и водные процедуры
15.00 – 15.15
Подготовка к образовательной деятельности,
образовательная деятельность. (в
соответствии с расписанием)
15.20 – 15.45
(по подгруппам)
Чтение художественной литературы,
кружковая деятельность (по подгруппам 2
раза в неделю) свободные игры
15.20 – 16.00
Подготовка к уплотненному полднику,
уплотненный полдник
15.55 -16.20
Подготовка к прогулке, прогулка
16.25 – 17.30
Игровая деятельность, индивидуальная
работа с детьми, совместная деятельность
Уход детей домой
17.45 – 19.00
Дома
Прогулка
18.30 – 19.30
Возвращение домой, ужин, спокойные игры,
гигиенические процедуры.
19.30 – 20.30
Укладывание, ночной сон.
20.30 – 7.00
Режим дня на летний оздоровительный период
Режимные моменты
2 младшая группа
Подъем, утренний туалет
7.00-7.30
В дошкольном учреждении
Прием, осмотр, измерение температуры,
игровая деятельность, утренняя гимнастика,
7.00 – 8.05
Подготовка к завтраку, завтрак
8.05 – 8.35
Игры, подготовка к прогулке
8.30 – 8.50
Прогулка
(совме стная
д е я т е л ь н о с т ь
воспитателя
и
детей,
игры,
наблюдения,
8.50 – 11.30
9
воздушные и солнечные процедуры)
Возвращение с прогулки, водные процедуры
11.30 – 11.50
Подготовка к обеду
11.50 – 12.00
Обед
12.00 – 12.20
Подготовка ко сну, дневной сон
12.20 – 15.30
П о с т е п е н н ы й
п о д ъ е м , оздоровительная
гимнастика, воздушные и водные процедуры
15.30 – 15.45
Полдник
15.45 – 16.00
Игровая деятельность детей
16.00 – 16.50
Подготовка к ужину
16.50 – 17.00
Ужин
17.00 -17.10
Подготовка к прогулке
17.10 – 17.20
Прогулка, уход детей домой
17.20 – 19.00
Прогулка
19.00 – 20.15
Возвращение с прогулки, спокойные игры,
гигиенические процедуры
20.15 – 20.45
Укладывание, ночной сон
20.45 – 6.30
Организация образовательной деятельности.
Согласно СанПиН 2.4.1.3049 – 13 образовательная деятельность, требующая повышенной
познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня.
Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки
не
превышает
30
минут.
В
середине
времени,
отведенного
на
непрерывную
образовательную
деятельность,
проводятся
физкультурные
минутки. Продолжительность
непосредственной
образовательной
деятельности
составляет не более 15 минут.
№ п/п
Виды организованной
образовательной деятельности
Кол-во
1
Познавательное развитие:
- конструирование /
1
развитие элементарных математических представлений
2
Коммуникативная деятельность:
- развитие речи
- чтение художественной литературы
1
в свободной
деятельности
3
Изобразительная деятельность:
- рисование
- лепка/ аппликация
1
1
4
Двигательная деятельность (физкультура)
3
5
Музыкальная деятельность
2
6
Познавательное развитие:
-ФЦКМ / познавательно-исследовательская деятельность
1
10
7
Объем недельной образовательной нагрузки
10
8
Продолжительность НОД
15 мин.
Дополнительное образование(по выбору родителей)
9.
Ритмика
1
10.
Кружок: «Цветные ладошки»
1
развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой
моторики пальцев рук и организацию совместного
изобразительного творчества детей и взрослых.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых
предметов
(ложки,
расчески,
карандаша
и
пр.)
и
умеет
пользоваться
ими.
Владеет
простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться
под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,
лазанье, перешагивание и пр.).
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное
развитие;
11
-познавательное развитие ;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие;
с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного
образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
Социально-коммуникативное
развитие
ЦЕЛЬ:
позитивная социализация детей дошкольного возраста,
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства
Задачи:
-усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье
и
к
сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Программное
обеспечение
Методическое обеспечение
1.
«.Я-ТЫ-МЫ»
/
О.Л.Князева,
Р.Б.
С т е р к и н а
М :
Просвещение, 2008.
Г р у п п у
п о
патриотическому
в о с п и т а н и ю
г.
Шарыпово
Красноярского
края
методические
рекомендации
Методические пособия
1.Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до
5 лет. Конспекты занятий М.: «Айрис-пресс» 2009.
2.Михайленко
И.Я.,
Короткова
Н.А.
Игра
с
правилами
в
дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.
3. Буре Р.С. Социально- нравственное воспитание дошкольников 3-7
лет, Мозаика-Синтез, 2012.
4. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с
детьми 3- 7лет, Мозаика-Синтез, 2012.
5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа,
Мозаика-Синтез, 2012.
6. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняяя группа,
Мозаика-Синтез, 2012.
6. Губанова Н.Ф Игровая деятельность в детском саду: Для занятий
с детьми 3- 7лет, Мозаика-Синтез, 2012.
7.Коноваленко С.В.,М.И. Кременецкая Развитие коммуникативных
способностей
и
социализация
детей
старшего
дошкольного
возраста, С.-П, Детство-Пресс, 2011г.
8.
Белая
К.Ю.
Формирование
о снов
бе зопасно сти
у
дошкольников(3-7лет), Мозаика-Синтез, 2012
12
9.Зеленова Н.Г. Я - ребенок, и я имею право М.: Скрипторий, 2010.
10..Шорыгина Т.А Беседы о правах ребенка. Методическое пособие
для занятий с детьми 5-10 лет М.: ТЦ «Сфера», 2010.
11. Зацепина М.Б. Дни воинской славы Мозаика-Синтез, 2008
12. Микляева Н.В. Социально- нравственное воспитание детей 5-
7лет ????? Вишенка.
13. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры, С.-П.., Творческий
центр, 2011г.
Наглядно- дидактические пособия
Серия «Мир в картинках»: «Государственные символы России»,
«День Победы»
Серия
«Рассказы
по
картинкам»:
«ВОВ
в
произведениях
художников», «Если ты дома один»
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Презентации:
«Мой город, мой район», «Виртуальная экскурсия в театр»,
«Безопасность в картинах художников», «Как жили люди на Руси»,
«Заповедные места Красноярского края», «Шарыпово-край голубых
озер» и др.
Познавательное развитие
ЦЕЛЬ:
развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно
подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие
Задачи:
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие
воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме,
темпе,
количестве,
числе,
части
и
целом,
пространстве
и
времени,
движении
и
покое,
причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Программное
обеспечение
Методическое обеспечение
«
О с н о в ы
безопасности
д е т е й
дошкольного
возраста»
Авдеева
Н.Н.,
Князева О.Л,
Стеркина
Р.Б.,
С . -
П . ,
« Д е т с т в о
-
Пресс»
« Р а з в и т и е
у
детей
представлений
об
истории
и
культуре»
Л.И.
1.Веракса Н.Е., А.Н.Веракса Проектная деятельность дошкольников,
Москва, Мозаика-Синтез, 2008.
2.
Веракса
Н.Е.,Галимов
О.Р.
Познавательно-
исследовательская
деятельность дошкольников (4-7лет) Москва, Мозаика-Синтез, 2012.
3Крашенинников
Е.Е.,
Холодова
О.Л.
Развитие
познавательных
способностей дошкольников, Москва, Мозаика-Синтез, 2012.
4.
Дыбина
О.В.
Ознакомление
с
предметным
и
социальным
окружением: Подготовительная к школе группа (6-7лет)
5. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке О.Л.
6. Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет С.-П..,
Творческий центр, 2013г.
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом,
М., Творческий центр, 2013г.
8.Тугушева Г.П.,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для
детей среднего и старшего дошкольного возраста С.-П, Детство-Пресс,
2011г
13
Галигузова,
С.Ю.
Мещерякова
9. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности М.: ТЦ
«Сфера», 2010.
10.Паникова Е.А. Беседы о космосе. Методическое пособие
М.: ТЦ
«Сфера», 2010.
11.Куцакова
Л.В.
Конструирование
и
ручной
труд
в
детском
саду:
Программа и конспекты занятий. М.,2007
12.Куцакова
Л.В.
Занятия
по
конструированию
из
строительного
материала. М.2006.
13.
Помораева
И.А.,
Позина
В.А.
Формирование
элементарных
математических
представлений.
Младшая
группа(3-4
года)
М.,
Мозаика-Синтез, 2012.
14.
Помораева
И.А.,
Позина
В.А.
Формирование
элементарных
математических представлений. Средняя группа(4-5лет) М., Мозаика-
Синтез, 2012.
15.
.
Помораева
И.А.,
Позина
В.А.
Формирование
элементарных
математических представлений. Старшая группа(5- 6лет) М., Мозаика-
Синтез, 2012.
16
.
Помораева
И.А.,
Позина
В.А.
Формирование
элементарных
математических представлений. Подготовительная к школе группа(6-
7лет) М., Мозаика-Синтез, 2012.
17. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.
Вторая группа раннего возраста(2-3года) М., Мозаика-Синтез, 2012.
17. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.
Младшая группа(3 -4года) М., Мозаика-Синтез, 2012.
17. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.
Средняя группа(4 –5лет) М., Мозаика-Синтез, 2012.
Наглядно- дидактические пособия
Серия
«Мир
в
картинках»:
«Авиация»,
«Транспорт»,
«Космос»,
«Офисная техника и оборудование», «Посуда» и др.
Серия «Рассказы по картинкам» «Семья» , «В деревне», «Животные в
лесу», «На лугу» , «Профессии», «Времена годва» и др.
Плакаты
«Счет
до
10»,
«Форма»,
«Цвет»,
«Домашние
животные»,
«Овощи,фрукты», «Деревья» и др.
Картины
для
рассматривания
«Мы
играем»,
«Откуда
хлеб
на
стол
пришел»,
«Комнатные растения» и др.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Презентации:
«Дорожные
знаки»,
«Ко смо с»,
« » М а ш и н ы - п ом о щ н и к и » ,
«Первоцветы», «Бытовая
техника», « Птицы и животные зимой»,
«Военные профессии», «Мебель», «Фрукты», «Дни недели», «Части
суток» и др.
Речевое развитие
ЦЕЛЬ:
Ф о р м и р о в а н и е
у с т н о й
р е ч и
и
н а в ы ко в
р е ч е в о г о
о б щ е н и я
с
о к р у ж а ю щ и м и
на основе овладения литературным языком своего народа
Задачи:
- владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
14
-развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
-знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы;
-формирование
звуковой
аналитико-синтетической
аналитико-синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
Программное
обеспечение
Методическое обеспечение
1.Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии /
Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.
2. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.:
Просвещение, 1991.
3. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада /
В.А.
Петровский,
А.М.
Виноградова,
Л.М.
Кларина
и
др.
–
М.:
Просвещение, 1993.
4.
Сидорчук
Т.А.
Составление
детьми
творческих
рассказов
по
сюжетной картине. Технология ТРИЗ М.: «Аркти» 2010.
Сидорчук
Т.А.
Обучение
дошкольников
составлению
логических
рассказов по серии картинок. Технология ТРИЗ М.: «Аркти» 2010.
5. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду: Младшая группа(3-4 года)
Мозаика-Синтез, 2012.
6. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Средняя группа(4 -5лет)
Мозаика-Синтез, 2012.
7. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Старшая группа(5 - 6лет)
Мозаика-Синтез, 2012.
8. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду Подготовительная к школе
группа( 6 - 7лет) Мозаика-Синтез, 2012.
Наглядно- дидактические пособия
Серия
рассказы
по
картинкам: по
сказкам
«Теремок»,
«Колобок»,
«Заюшкина избушка» и др.
Плакаты :«Алфавит», «Звучащее слово»
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Презентации:
«Найди
два
предмета
с
одного
звука»,
«Обучение
грамоте
дошкольников: Знакомство со звуками»
Физическое направление
Цель:
•
гармоничное физическое развитие
•
формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой
•
формирование основ здорового образа жизни
Задачи:
Оздоровительные
•
охрана
жизни
и
укрепление
здоровья,
обеспечение
нормального
функционирования
всех
органов и систем организма;
•
всестороннее физическое совершенствование функций организма;
•
повышени работоспособности и закаливание;
Образовательные
15
•
формирование двигате льных умений и навыков;
•
развитие физических качеств;
•
о в л а д е н и е
р е б е н к о м
э л е м е н т а р н ы м и
з н а н и я м и
о
с в о е м
о р г а н и з м е ,
р о л и
ф и з и ч е с к и х
у п р а ж н е н и й
в
е г о
ж и з н и , с п о с о б а х
у к р е п л е н и я
собственного здоровья;
Воспитательные
•
ф о р м и р о в а н и е
и н т е р е с а
и
п о т р е б н о с т и
в
з а н я т и я х
ф и з и ч е с к и м и
упражнениями;
•
разно стороннее
гармоничное
развитие
ребенка
(не
только
ф и з и ч е с ко е ,
но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое;
Программное
обеспечение
Методическое обеспечение
1.Астанина
М.П.
Фольклорно-
физкультурные
занятия
и
досуги
с
детьми 3-7 лет, В., «Учитель», 2013г.
2.
Подольская
Е.И.
Физическое
развитие
детей
2-7лет.
Сюжетно-
ролевые занятия, В., «Учитель», 2013г.
3.
Сидорова
Т.Б.
Познавательные
физкультурные
занятия.
Полдготовительная группа В., «Учитель», 2011г.
4.Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду, М., Айрис-
Пресс,2009г.
5.Алимова Т.Г. Физическое воспитание детей 2-7 лет. В., «Учитель»,
2011г.
6.Музыка О.В. Физкультурно - оздоровительная работа. Комплексное
планирование, В., «Учитель», 2011г.
7. Шебеко В.Н. Вариативные физкльтурные занятия в детском саду, В.,
«Учитель», 2011г.
8.Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду М.
Просвещение, 2012г.
Художественно – эстетическое направление
Цель:
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
Задачи:
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Реализация
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
Программное
обеспечение
Методическое обеспечение
« И г р а е м
в
о р к е с т р е
п о
слуху »
М.А.
Трубникова
1.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с
детьми 2-7лет, М., Мозаика-Синтез, 2011.
2.Комарова
Т.С.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Младшая группа(3-4 года), М., Мозаика-Синтез, 2011
3.
Комарова
Т.С.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
16
Средняя группа(4-5лет), М., Мозаика-Синтез, 2011
4.
Комарова
Т.С.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Старшая группа(5- 6 лет), М., Мозаика-Синтез, 2011
5.
Комарова
Т.С.
Изобразительная
деятельность
в
детском
саду.
Подготовительная к школе группе (5- 6 лет), М., Мозаика-Синтез,
2011
6.Комарова
Т.С.,
Зацепина
М.Б.
Интеграция
в
воспитательно-
образовательной работе детского сада., М., Мозаика-Синтез, 2012
7.Куцакова
Л.В.
Занятия
по
конструированию
из
строительног
материала, (3-7лет), М., Мозаика-Синтез, 2011
8. Зацепина М.Б. Культурно- досуговая деятельность в детском саду,
М., Мозаика-Синтез, 2011
9.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду,
М.,
Мозаика-Синтез, 2011
10. Гербова В.В.
Приобщение детей к художественной литературе,
М., Мозаика-Синтез, 2011
11. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду,
М., Мозаика-Синтез, 2011
12.Маханева
М.Д.
Театрализованные
занятия
в
детском
саду,
М.Сфера, 2010
13.Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи М., Просвещение
14.
Арсенина
Е.Н.
Музыкальные
занятия.
Старшая
группа,
Волгоград, Учитель, 2012
15.Соломенникова
О.А.
Радость
творчества(ознакомление
детей
с
народным искусством, М., Мозаика-Синтез, 2008
16. Книги для чтения в детском саду и дома от 2-7лет(по возрастам)
М., Оникс, 2011г.
Наглядно- дидактические пособия
Серия
«Искусство
-
детям» «Городецкая
роспись»,
«Дымковская
игрушка»,
«Сказочная
гжель»,
«Филимоновская
игрушка»,
«Хохломская роспись», «Тайны бумажного листа»
Серия
«Мир
искусства» «Натюрморт»(4-7лет),
«Пейзаж»(4-7лет),
«Детский портрет»(5-9лет)
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
Презентации:
«В
мире
музыки»,
«Симфонический
оркестр»,
«Путешествие
в
театр», «Какие бывают театры?», «Музыкальный театр», «Сказочная
гжель», «Зимние пейзажи. Картины русских художников», «Русские
народные промыслы», «В гостях у кукольника» и др.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов.
Возраст
Ведущий
вид
деятельност
Формы, способы, методы и средства реализации
17
и
дошкольный
возраст
(3-8 лет)
игровая
Сюжетно- ролевая
игра, игра с правилами и другие виды
игры,
коммуникативная
(общение
и
взаимодействие
со
в з р о с л ы м и
и
с в е р с т н и к а м и ) ,
п о з н а в а т е л ь н о -
исследовательская
(исследования
объектов
окружающего
мира и экспериментирования с ними), а также восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание
и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование
из
разного
материала,
включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная
(рисование,
лепка,
аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений,
пение,
музыкально-ритмические
движения,
игра на детских музыкальных инструментах) и двигательная
(овладение
основными
движениями)
формы
активности
ребенка.
Умственное
экспериментирование
(поиск
ответов
на
поставленные
вопросы,
решение
проблемных
ситуаций),
проектная
деятельность,
беседы,
загадки,
разговор,
рассказывание, ситуативный разговор, наблюдение.
Методы: объяснение, показ, личный пример, беседа, чтение,
обсуждение, задание, поручение, соревнования, дискуссия,
игра, образовательные ситуации, метод проектов
Средства:
демонстрационные,
раздаточные,
визуальные,
аудийные, удивизуальные.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Виды
д е т с ко й
деятельности
Формы организации 3-4 года
Игровая
Сюжетно- ролевая
- Игры-забавы;
Игры-развлечения
Режиссерская игра
-сенсомоторные игры
Индивидуальные
Сюжетно- дидактические
Подвижные
Игры- эксперементирования
двигательная
Формы:
Индивидуальные
Подгрупповая
Групповая
18
Физкультурные занятия
Закаливающие процедуры
Утренняя гимнастика
Гимнастика пробуждения
Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры
Музыкальные занятия
Самостоятельная двигательно- игровая деятельность детей
Физкультминутки
Ритмика
Физические упражнения на прогулке
Физкультурные досуги и развлечения
Игровые упражнения
продуктивная
Творческая
мастерская,
выставки,
досуги,
проектная
деятельность, кружковая работа, моделирование, изостудия,
выставки,
конкурсы,
опытно-экспериментальная деятельность
коммуникативная
этические
беседы,
ситуации
общения,
игры
на
развитие
коммуникативных навыков, гуманного отношения к сверстнику.
Игры
и
игровые
ситуации
(сюжетные,
с
правилами,
театрализованные)
Этюды и постановки.
Чтение
(восприятие
художественной
литературы)
Чтение, обсуждение
заучивание, рассказывание.
Беседа
Театрализованная деятельность
Самостоятельная художественная речевая деятельность
Вопросы и ответы
Выставки в книжном уголке
19
музыкальная
деятельность
Занятие,
развлечение,
праздник,
слушание музыки,
музыкально-дидактическая. игра,
шумовой оркестр,
разучивание музыкальных игр и танцев,
совместное пение
беседа интегративного характера,
интегративная деятельность,
совместное музыкальное исполнение,
музыкальное упражнение,
попевка,
распевка,
двигательный пластический танцевальный этюд,
творческое задание,
танец музыкальная сюжетная игра
трудовая
деятельность
Виды:
труд в природе,
труд по самообслуживанию
Формы: поручения, коллективный труд.
мастерская,
Способы и направления поддержки детской инициативы.
3-4 года
Приоритетная сфера инициативы - продуктивная деятельность
Условия:
1.
Создавать
условия
для
реализации
собственных
планов
и
замыслов
каждого ребенка
2.Рассказывать детям об их реальных, возможных и будущих достижениях
3. Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей
4. Поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу
5. Помогать ребенку найти способы реализации его собственных целей.
Поддерживать
стремление
научиться
делать
что-то
и
поддерживать
радостное ощущения возрастной умелости
6.В ходе занятий и повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям
ребенка. Позволять ему действовать в своем темпе.
7.Не
критиковать
результаты
деятельности
детей,
а
также
их
самих.
Учитывать
индивидуальные
особенности
детей:
застенчивые,
не
решительные, конфликтные, не популярные
8.
Уважать
и
ценить
каждого
ребенка
независимо
от
его
достижений,
достоинств и недостатков.
9. Создавать положительный психологический микроклимат в равной мере
проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече,
использовать ласковые и теплые слова для выражения своего отношения.
Проявлять деликатность и тактичность.
20
Национально-региональный компонент в образовательной деятельности детей.
Цель: Ознакомление детей с родным городом, его природой, достопримечательностями; воспитание
любви к малой Родине.
.
Месяц
Формы работы с детьми
Сентябрь
1.Беседа «Наш детский сад»
2. Экскурсия на детскую площадку, игры.
Октябрь
1. Беседа «Мой родной город».
2.Рассматривание фотографий о нашем городе.
Ноябрь
1.Виртуальная экскурсия по городу.
Декабрь
1. Чем богат наш край.
Январь
1. «День рождения детского сада».
2. «Украсим детский сад»
Февраль
1. Рассматривание альбома «Животные нашего края»
2. Рассматривание национального русского костюма.
Март
1.Рассматривание фотографий о природе родного края, «Край голубых озёр»
2.Рассматривание гербария »Растения нашего края»
Апрель
1. Путешествие по экологической тропе.
2.» Не рубите берёзку»
Май
1.Тематический праздник «День победы».
2.День взаимопомощи с родителями по озеленению.
Перспективный план физкультурно- оздоровительной работы во второй младшей
группе.
Списочный состав группы: 23 ребёнка
1 группа здоровья - 11 детей;
2 группа здоровья – 12 детей.
№
п/
п
Содержание
Периодичность
выполнения
Рекоменд
ации с
учетом гр.
здоровья
Ответственные
Время
1
Организация двигательного режима
21
Физкультурные
занятия
3 раза в неделю
1, 2
Инструктор по
физическому
воспитанию,
воспитатели
В течении года
Утренняя
гимнастика
Ежедневно
1,2
Инструктор по
физическому
воспитанию,
воспитатели
В течении года
Гимнастика
после дневного
сна
Ежедневно
1, 2
Воспитатели,
контроль
медсестры
В течении года
Динамическая
пауза
Ежедневно
1,2
Воспитатели
В течении года
Прогулки с
включением
подвижных
игровых
упражнений
Ежедневно
1, 2
Воспитатели
В течении года
Музыкально-
ритмические
занятия
2 раза в неделю
1, 2
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
В течении года
Спортивный
досуг
1 раз в месяц
1, 2
Инструктор по
физическому
воспитанию,
воспитатели
В течении года
Гимнастика для
глаз
Во время занятий
на
физкультминутках
1, 2
Воспитатели,
медсестра
В течении года
Пальчиковая
гимнастика
3-4 раза в день
1, 2
Воспитатель
В течении года
Оздоровительн
ый бег
Ежедневно во
время прогулок
1, 2
Воспитатели
Апрель-Ноябрь на улице. Декабрь -Март в помещении
2
Охрана психического здоровья
Использование
приемов
музыкотерапии
Ежедневно
несколько раз в
день
1, 2
Воспитатели,
специалисты
В течении года
Сказкотерапия
Ежедневно перед
сном
1, 2
Воспитатель
В течении года
3
Профилактика заболеваемости
Дыхательная
гимнастика по
методу А.М.
Стрельниковой
3 раза в день во
время утренней
зарядки, после сна
1, 2
Воспитатели,
контроль
медсестры
В течении года
Массаж стоп
На физкультурных
занятиях
1, 2
Инструктор по
физкультуре,
воспитатель
В течении года
Использование
в пищу
фитонцидов
Перед обедом
1, 2
Воспитатели,
младший
воспитатель
Октябрь – апрель
22
(лук, чеснок)
Обработка
помещения
группы
бактерицидной
лампой
В течении дня
ежедневно
1, 2
Младший
воспитатель,
контроль
медсестры
Октябрь – апрель
4
Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка
Воздушные
ванны
(облегченная
одежда,
одежда
соответствует
времени года)
Ежедневно
1, 2
Воспитатели
В течении года
Прогулки на
воздухе
Ежедневно
1,2
Воспитатели
В течении года
Хождение
босиком по
«дорожкам
здоровья»
Ежедневно после
дневного сна
1, 2
Воспитатели
В течении года
Хождение
босиком по
траве
Ежедневно
1, 2
Воспитатели
Июнь – Август
Игры с водой
Во время прогулок
1,2
Воспитатели
Июнь - август
5
Совместная физкультурно- оздоровительная работа детского сада и семьи
Участие
родителей
физкультурно-
оздоровительн
ых, массовых
мероприятиях
детского сада
Во время подготовки
и проведения
праздников,
развлечений, дней
здоровья, походов,
посещений открытых
занятий
1, 2
Воспитатели
В течении года
6
Лечебно – оздоровительная работа
Витаминотерапия
«Поливитамины»
По одному разу в
течении 10 дней
1, 2
Медсестра
Декабрь –
февраль
Витаминизация
третьего блюда
ежедневно
1,2
Медсестра
В течении года
23
Взаимодействие с родителями.
Цель: Повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и развития
Перспективный план работы с родителями гр. «Колобок» на 2015-2016 уч.год.
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
1.Консультация
для
родителей
« Ч т о
т а к о е
Ф Г О С
в
детском
саду?».
2.Папка-
передвижка
«Значение
режима
дня
в
воспитании
детей».
3. Творческая
выставка
«Осенний
вернисаж».
1.Родительское
собрание
на
тему: «Давайте
познакомимся
» .
2.
Консультация
для
родителей
«Воспитание
самостоятельн
ости
у
детей
младшего
возраста».
3. Папка-
передвижка
«Как не
заболеть в
детском саду?
Кое - что об
иммунитете».
1.
«Педагогическая
гостиная для
родителей –
капризы и
упрямство:
кризис 3 лет».
2.
Консультация
«Артикуляционн
ая гимнастика».
3. Папка-
передвижка
«Здоровье
сберегающие
условия
пребывания
детей в детском
саду».
1.
Консультация
для
родителей
«
Театральная
деятельность
в
д е т с к о м
саду
».
2. Папка-
передвижка
«От
Рождества до
святого
Крещения…»
(христианские
праздники
для детей).
3.Выставка
новогодней
и г р у ш к и
–
совместное
творчество
д е т е й
и
родителей.
1
Родительское
собрание
на
т е м у : «Речь
р е б ё н ка
н а
кончиках
пальцев.».
(знакомство
с
проектом
«Театр».)
2.Папка-
передвижка
«Что
значит
быть
хорошим
отцом?».
1. 2. Папка-
пердвижка
«
Слышит ли
рука глаз?
».
2.
Консультация
для
родителей
«Авторитет
родителей-
необходимое
условие для
правильного
воспитания
детей.»
3.
Фотовыставка
«в детском
садике своём
очень весело
живём».
1. «Мама,
мама,
мамочка, я
тебя люблю»
(Выставка
семейных
газет о мамах
и бабушках)
2. Празднич
ное
чаепитие.
3. Проект
«Моя семья в
истории
страны».
(генеалогичес
кое древо
семьи).
1.
Организация
творческой
выставки
«Моё
творчество».
(кружок
«Цветные
ладошки»)
2.
Консультация
для
родителей
«
"Что
должен
знать ребёнок
4-х лет?
».
1.
Родительское
с о б р а н и е
н а
тему:
«Вот и стали мы
н а
г о д
взрослей…»
2 .
П а п к а -
передвижка
«Оздоровление
в
л е т н и й
период».
24
Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей.
Перио
д
Тема
Проект
ы
Организация развивающей
среды для
самостоятельной
деятельности детей
Формы организации
совместной
деятельности
педагогов с детьми
Взаимодейств
ие с семьёй
Мероприя
тия
Праздники
Традиции
Сентябрь
I
«Жили – были
сто ребят, все
ходили в детский
сад»
«Наш
детский
сад»
Фотоальбомы,
маршруты экскурсий,
опытно- экспериментальная
деятельность с детьми на
ОД, ситуационные
беседы, экскурсии,
виртуальные экскурсии,
сюжетно-ролевая игра,
Сбор
природного
материала,
Путешестви
е в Страну
знаний
Спортивный праздни
к «Путешествие в Спортландию»
Выпуск литературной газеты
II
Осень кисточку
достала, все
вокруг
разрисовала
Осень
золотая
Тематическая подборка
альбомов, картинок, детская
художественная литература о
времени года «осень», дарах
осени(сад,огород) подбор
средств изобразительной
деятельности и ручного
труда
ОД,
ситуационные беседы,
экскурсии,
виртуальные экскурсии,
музыкально-
художественная,
игровая деятельность
Изготовление
поделок из
овощей и
фруктов, даров
леса и поля
Выставка - конкурс
« Осеннее разноцветие»
III
Путешествие в
страну красок и
карандашей
(Живопись,
графика)
25
IV
Этот жужжащий
мир
« Как
стрекоч
ут
кузнечи
-
ки?
Тематическая подборка
альбомов. Иллюстрации с
различными
архитектурными
постройками. Макеты.
Образцы сульптуры малых
форм. Картины художников.
ОД, ситуавные беседы,
экскурсии, просмотр
видеофильмов,
презентаций, игровая
деятельность,
конструктивная, лепка,
викторины, проектная
деятельность
Изготовление
макетов,
помощь в
организации
групповых
выставок
Экскурсия в городской – музейно- выставочный комплекс.
Октябрь
I
Мир застывшей
музыки
(Архитектура.
скульптура )
Осенний праздник
II
Животный мир
Земли
Дикие и
домашние
животные
Мир
природ
ы
Тематическая подборка
альбомов, картинок,
плакатов,художественной
литературы, энциклопедий,
средства изобразительной
деятельности, ручного труда
НОД, ситуационные
беседы, экскурсии,
просмотр
видеофильмов,
презентаций,
создание альбомов,
опытно-
Изготовление
костюмов,
участие в
выставке
поделок
Парад животных, птиц
III
Птицы (проект)
Пернатые соседи
Пернат
ые
соседи
26
экспериментальная
деятельность
IV
Сезонные
изменения в
природе и жизни
человека
(проект)
Как засыпает
природа?
Времен
а года
Совместное
разучивание
стихотворений,
помощь в
пошиве
костюмов,изгот
овлении
атрибутов
ноябрь
I
Столовый
этикет
Спартакиада
День открытых дверей.
II
Дом, в котором
я живу (проект)
Моя
Родина
Тематическая подборка
альбомов, картинок, детской
художественной литературы,
средства изобразительной
деятельности, куклы в
национальных костюмах,
макеты жилища, природных
зон
Проектная
деятельность,
продуктивная,
музыкально-игровая,
сюжетные игры, чтение
художественной
литературы
Пошив
национальных
костюмов для
кукол
27
Праздник народного единства. Музыкально- литературная композиция «Моя Россия»
III
Осень поздняя
пришла, все
наденем для
тепла
Подборка
энциклопедической
литературы, тематическая
подборка альбомов,
дидактических игр, куклы в
сезонной одежде,
оборудование для
экспериментирования,
средства изобразительной
деятельности
НОД, наблюдения,
экспериментирование,
Просмотр презентаций с
последующим
обсуждением,
составление и
отгадывание загадок
Круглый стол
«Как
предупредить
заболеваемость
ребёнка в
межсезонье»
IV
В мире искусства
В мире
искусст
Детские музыкальные
инструменты, атрибуты для
НОД, Виртуальные
экскурсии, посещение
Изготовление
костюмов,
Посе
щен
ие
Теат
рали
День
здор
28
Декабрь
III
Пришли
морозные
деньки, достали
лыжи и коньки
Зимние забавы и
развлечения.
Веселится
детвора, Новый
год встречать
пора
Подготовка к
новогоднему
празднику
Атрибуты, маски,
альбомы,
энциклопедическая
литература, картины
русских художников,
подбор средств
изобразительной
деятельности и
ручного труда,
, набор новогодних
игрушек, подбор
детской литературы,
подбор новогодних
открыток,
НОД, просмотр
презентаций с
последующим
обсуждением,
ситуативный разговор,
разучивание народных
игр с правилами,
чтение художественных
произведений,
спортивные игры,
соревнования, игры со
снегом, украшение
участка
Заучивание стихов,
песен, хороводов,
продуктивная
деятельность,
подготовка группы к
празднику, просмотр
презентаций.
Изготовление
снежных фигур
Изготовление
ёлочных
игрушек,
детских
костюмов,
сооружение
построек на
участках для
прогулок
Конкурс зимних построек на участке «Зима - волшебница»
Новогодние утренники
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки
IV
V
29
Декабрь
I
Покормите птиц
зимой
Зима. Зимующие
птицы
Декабрь год
кончает, зиму
начинает.
Народный
месяцеслов
Тематическая
подборка альбомов,
картинок, детской
художественной
литературы, картин
русских художников о
зиме, дидактических
игр, подбор средств
изобразительной
деятельности и
ручного труда,
НОД, наблюдения,
просмотр презентаций с
последующим
обсуждением,
ситуативный разговор,
составление и
отгадывание загадок,
заучивание поговорок,
потешек, стихов, песен,
чтение художественных
произведений,
экспериментирование,
продуктивная
деятельность
Изготовление
кормушек
День народных подвижных игр
Физкультурный праздник «Зимние забавы»
II
Зимовье зверей
Зима.
Животные
зимой.
Январь
I
II
1 – 11
КАНИКУЛЫ
Новый год
пришел,ура!
Отдыхает
детвора
В гостях у
сказки
Тематическая
подборка литературы,
дисков, иллюстраций,
дидактических игр,
театрализованных
костюмов, атрибутов,
декораций,
средства
изобразительной
деятельности
НОД, сюжетные игры,
чтение художественной
литературы, сочинение
сказок, игры-
драматизации, просмотр
сказочных кинофильмов
и презентаций,
викторина по сказкам.
Изготовление
книжек-
малышек по
сюжетам сказок
Викторина «В гостях у сказки»
Праздничный концерт «В гостях у Дюймовочки»
День открытых дверей
III
Сказка вгости к
нам идет, чудеса
с собой несет.
4 неделя
День рождения
детского сада
К нам гости
пришли
Атрибуты для
сюжетной игры,
подбор альбомов о
жизни детского сада,
средства для
изобразительной
деятельности
Просмотр видеороликов
и презентаций из жизни
ДОУ, продуктивная
деятельность, беседа,
ситуативный разговор,
встречи с выпускниками
ДОУ
Организация
чаепитий
Помощь в
изготовлении
костюмов,
атрибутов
30
V
Предметы
домашнего
обихода.
До чего дошел
прогресс.
Наши
помощники
Тематическая
подборка альбомов,
дидактического
материала, атрибутов
к сюжетным играм,
детской
художественной
литературы,
энциклопедий,
дидактических игр
НОД
экспериментирование,
исследовательская и
проектная деятельность,
ситуативный разговор,
беседы, отгадывание
загадок, сюжетные
игры, экскурсия в мини-
музей, чтение и
обсуждение
Пополнение
коллекции
мини-музея
предметами
домашнего
обихода, подбор
картинок для
альбома «Что
сначала – что
потом»
Изготовление альбомов «Что
сначала, что потом»
февраль
I
Что из чего и для
чего?
31
(с учётом других
культур)
художественной
литературы, просмотр
презентации
«Четвёртый лишний»
Оформление экспозиции «Защитники- Отечества» , оформление групповых газет. День здоровья
II
Транспорт
(проект)
В небесах, на
земле и на море
32
февраль
1
Профессии
Инструменты
Чем пахнут
ремесла?
Профессии
важные и
нужные
Атрибуты к
сюжетным играм,
игрушки, альбомы,
дидактические игры,
наглядный и
НОД,
просмотр презентаций с
последующим
обсуждением,
Беседа с детьми
о своих
профессиях,
подбор
картинок о
23 февраля
-День
защитника
Отечества»,
Изготовление подарков
для пап, дедушек
IV
Литература.
Художники-
иллюстраторы
Детская
художественная и
научно-популярная,
энциклопедическая
литература, портреты
НОД, просмотр
презентаций с
последующим
обсуждением,
виртуальная
Изготовление
макетов, подбор
картинок для
альбомов
Тематически
е выставки в
книжных
уголках
«Художники
детской
Март
I
Леди и
джентельмены ??
?7
Мамы разные
нужны, мамы
разные важны
Альбомы о
профессиях, атрибуты
к сюжетным играм,
дидактические игры,
наглядный
НОД, чтение
художественной
литературы,
разучивание стихов и
песен, мастерская по
Привлечение
пап к
изготовлению
подарков для
мам
Утренники
Выставка
детского
II
Цветы на
подоконнике
Цветы на
подоконнике
Альбомы о
комнатных растениях,
оборудование для
ухода за растениями,
календарь
Проектная и
исследовательская
деятельность,
наблюдения, беседа,
ситуативный разговор,
Выращивание
комнатного
растения для
группы
Конкурс
рисунков
«Комнатные
растения»
Масленица
Смотр
уголков
Март
III
Край родной,
навек любимый
Жизнь в
водоёмах
Край голубых
озер
Альбомы об
обитателях водоёмов,
детская литература,
научно-популярная и
энциклопедическая
НОД, рассматривание
альбомов, виртуальная
экскурсия, просмотр
презентаций с
последующим
Совместное
творчество с
детьми
Конкурс
рисунков
«Край, в
котором я
живу»
«День Земли»»(4 неделя,
20 марта)
IV
Наши истоки
«Сороки»,
«Пасха»,
«Вербное
воскресенье»
Тематическая
подборка альбомов,
картинок, наглядного
и дидактического
материала,
НОД, экскурсия в мини-
музей ДОУ, городской
музей, виртуальная
экскурсия по городу,
знакомство с
Роспись
предметов
русского быта
Выставка
декоративно
–
прикладного
творчества
(ст. возраст)
Апрель
I
Я расту
здоровым
Моя любимая
книжка
Тематическая
подборка в книжный
уголок (по формату и
жанру) средства
изобразительной
НОД, виртуальная
экскурсия в
типографию, экскурсия
в библиотеку, магазин
«Книги», чтение,
Изготовление
книжек-
малышек,
реставрация
книг
Выставка
книжек-
малышек
33
II
Глубины
Вселенной
Наша
Вселенная
Герои космоса
Жители
Тематическая
подборка альбомов,
картинок, детской
художественной
литературы,
НОД, наблюдения,
просмотр презентаций с
последующим
обсуждением,
ситуативный разговор,
Совместная
продуктивная
деятельность
Интегрирова
нное занятие
«Наша
Вселенная»
ыставка
поделок с
III
К нам весна
шагает,
быстрыми
Весна - красна
Летят
перелетные
птицы
Тематическая
подборка альбомов,
картинок, детской
художественной
литературы, картин
НОД, наблюдения,
просмотр презентаций с
последующим
обсуждением,
ситуативный разговор,
Совместная
продуктивная
деятельность
Выставка
детского
творчества с
использован
ием
День
здоровья
IV
«Огонь друг-
огонь враг»»
Тематическая
подборка альбомов,
картинок, детской
художественной
литературы,
НОД, наблюдения,
просмотр презентаций с
последующим
обсуждением,
ситуативный разговор,
Совместная
продуктивная
деятельность
Развлечения
«В весеннем
лесу»
Май
I
II
Ликуй,
Победная Весна!
Страницы
незабытой
войны
Солдаты мая,
Тематическая
подборка альбомов,
картинок, детской
художественной
литературы, картин
русских художников о
зиме, дидактических
игр, подбор средств
изобразительной
НОД,
просмотр
художественного
фильма «Девочка ищет
Обрезка
деревьев и
кустарников на
участке
Изготовлени
е макета
«Мемориал
славы»
Концерт ко
Дню Победы
I
Весенний день –
год кормит
Что посеешь –
то пожнёшь
НОД, рассматривание
альбомов, просмотр
презентаций с
последующим
обсуждением, труд на
Совместная
деятельность на
участке
Выставка
детских
рисунков
Май
III
«Береги себя
сам»
«Ребенок и
природа»
Тематическая
подборка плакатов,
альбомов, игры по
ПДД, дидактические
игры по
НОД, беседы, решение
проблемных ситуаций,
просмотр видеороликов
«Как вести себя на
улице», « По дороге в
Диспут
«Как
предупредить
детский
Сюжетно-
ролевая игра
«едем в
автобусе»
Обновление стенда
«Азбука
IV
Нам на улице не
страшно
« Правила
движения-
знай без
исключения»
Тематическая
подборка альбомов,
картинок, детской
художественной
литературы,
НОД, рассматривание
альбомов, просмотр
презентаций с
последующим
обсуждением, труд на
Совместная
деятельность на
участке по
разбивке клумб,
огородов
Выставка
детских
рисунков
«Весна –
красна» с
исп.
Праздник
«До
34
Июнь
I
Ребёнок в мире
людей
«Разноцветный
мир»
Атрибуты к
сюжетным играм,
подбор детской
литературы, плакаты,
открытки, наглядный
Беседы, презентации с
последующим
обсуждением, чтение
детской литературы,
составление рассказов с
Круглый стол
«Права
ребёнка»
Рисунки на
асфальте
День защиты
детей
Выставка детских рисунков
II
Неделя русской
берёзки
«В гости к
берёзке»
Тематический подбор
иллюстраций,
альбомов, детской
художественной
литературы;
Чтение художественной
литературы, знакомство
с поэтическими
шедеврами по теме
«Русская берёзка»,
Оформление
фотоальбома
«Берёза, белая
подруга»
Вечер поэзии
III
Лето. Насекомые
Земля
цветущая
Тематическая
подборка альбомов,
картинок, наглядного
и дидактического
материала,
дидактических игр,
художественной и
энциклопедической
Чтение художественной
литературы,
наблюдения,
виртуальные экскурсии,
труд на экологической
тропе, рассматривание
альбомов, беседы,
ситуативный разговор,
Изготовление
шапочек
насекомых
Викторина «Все о
лете»
IV
Лето. Цветы
полевые
Оформление
гербария
Июль
I
Лето. Цветы
садовые
Земля
цветущая
Тематическая
подборка альбомов,
картинок, наглядного
и дидактического
материала,
Чтение художественной
литературы,
наблюдения, экскурсия
по территории ДОУ,
труд на клумбах,
Изготовление
шапочек цветов
Выставка
букетов
полевых
цветов
Карнавал
цветов
II
Экологическая
неделя
Не обижайте
муравья
Тематическая
подборка альбомов,
картинок,
фотоальбомов,
гербариев,
Чтение художественной
литературы,
наблюдения, экскурсия
по территории ДОУ,
труд на клумбах,
Поделки из
природного
материала
Драматизаци
я авторских
сказок
35
36
Планирование кружковой работы во второй младшей группе «Цветные
ладошки».
Пояснительная записка.
Цель: Формировать интерес к
рисованию, в том числе нетрадиционному. Развивать фантазию,
воображение,
обогащать
сенсорный
опыт.
Помочь
ребенку
проявить
свои
художественные
способности.
Основные задачи:
Обучающие:
- учить пользоваться, карандашом, фломастером, кисточкой;
- закреплять название цветов.
Развивающие:
- развивать внимание, память, пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к рисованию;
- называть свою работу, обогащать словарь
- следить за осанкой детей, рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги;
Ожидаемый результат: умеют различать цвета. Умеет правильно держать карандаш. Знает, что
можно рисовать не только карандашом и кисточкой, но и пальцем по мокрой бумаге, восковой
свечкой и т.д. Умеет ориентироваться на листе бумаги.
Итогом в реализуемой кружковой работе является выставка детских работ в детском саду; дни
презентации детских работ родителям, детям
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей
собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы
другого человека.
План
работы
кружка
по
ручному
труду
«Цветные
ладошки»
№
Название темы
Количество занятий
1.
Нетрадиционное рисование (пальцем)
3
37
2.
Рисование красками, закрепление цвета
10
3.
Рисование
различными
материалом
(свеча,
палочки, набрызгом)
3
Итого в год
16
Кружковая работа проводится с детьми один раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий – 15 минут.
Перспективное
планирование
работы
кружка
«Цветные
ладошки»
во
второй
младшей
группе
«Колобок»
На
2015-2016
учебный
год
.
Месяц
Название занятия
Программное содержание
октябрь
« Знакомство с карандашом и
бумагой»
«Поможем жучкам спрятаться в
траве»
( р и с о в а н и е
к а р а н д а ш о м ,
дорисовывание деталей)
Выявить
уровень
владения
карандашом;
познакомить
с
бумагой;
познакомить
с
правилами способов действия с карандашом и
держать,
тремя
пальчиками
не
сжимать,
слишком сильно; использовать разные цвета;
формировать
интерес
и
положительные
отношения к рисованию
Учить детей правильно держать карандаш
рисовать прямые и вертикальные линии;
закреплять знания цветов готового образца.
ноябрь
«Уж небо осенью дышало»
Раскрашивание
шаблона
листка
дерева
пальцем по мокрой бумаге.
Продолжать
знакомство
с
гуашевым и
красками;
учить
различать
клиновые
листья;
формировать
интерес
и
положительные
отношения к рисованию
38
«Дождик, дождик пуще»
(рисование кисточкой;
дорисовывание деталей)
Учить
детей
наносить
кисточкой
ритмичные
мазки
под
слове сное
с о п р о в ож д е н и е ;
продолжать
учить
детей
правильно
держать
кисточку;
пользоваться
краской;
убирать
лишнюю краску о край баночки; продолжать
знакомить, с синим цветом.
декабрь
«Еловая веточка»
( р и с о в а н и е
п а л ь ч и к а м и ;
дорисовывание деталей)
«Снег идёт»
(рисование ватными палочками)
Учить
детей
рисовать
пальчиками;
набирать
краску;
радоваться
полученному
результату;
закреплять знания основных цветов; развивать
интерес
и
положительные
отношения
к
рисованию
Закреплять
навыки
рисования
красками,
использовать
ватные
палочки;
уточнить
закреплять
знания
цветов;
р а з в и в ат ь
эстетическое восприятие, желание рисовать.
январь
«Волшебный узор»
( р и с о в а н и е
в о с к о в ы м и
карандашами)
«Ёлочка зелёная иголочка»
(рисование фломастерами)
Продолжать
учить
детей
правильно
держать
восковой
карандаш;
закреплять
р а н е е
приобретенный опыт в рисовании; закреплять
знание
цветов
синий,
белый;
развивать
эстетическое воспитание
Упражнять детей в рисовании хвои штрихами,
и с п оль зо ват ь
флома с т е р ы ,
п о о щ р я т ь
самостоятельность,
инициативу
д е т е й ;
закреплять знания основных цветов, вызывать
желание
общаться
по
поводу
рисунка
с
воспитателями и детьми.
февраль
«Полосатые коврики»
( р и с о в а н и е
к и с т о ч к о й ) ;
дорисовывание деталей
Учить
детей
рисовать
линии
слева
направо
вести кисть неотрывно; развивать восприятие
цвета
39
«Зайчик зимой»
(рисование кисточкой)
Продолжать учить детей ритмично проводить
линии на листе бумаги; двигать кисть по ворсу,
учить ориентироваться на листе бумаги;
развивать интерес к рисованию.
март
«Подснежники для мамы»
«Цветные горошины на платье»
(рисование фломастером)
Воспитывать
у
детей
нежное
заботливое
отношение к маме; закреплять умение рисовать
слитные
круги,
круговыми
движениями
не
отрывая
карандаша
от
бумаги
правильно
держать его
Продолжать учить детей правильно держать в
руках
фломастер,
рисовать,
им
не
делая,
сильного нажима
апрель
«Пестрые бабочки»
«Трава на лужайке»
(рисование кисточкой)
Продолжать
учить
детей
рисовать
красками,
умение
заполнять
узором
готовый
силуэт,
ритмично наносить, закреплять знание цветов,
развивать желание рисовать
Уп р а ж н я т ь
д е т е й
в
б ы с т р о м
р и т м е
изобразительных
действий,
кистью,
учить
рисовать
вертикальные
линии
( т р а ву ) ,
воспитывать любовь к живой природе
май
«Солнце светит всем на свете»
( р и с о в а н и е
к и с т о ч к а м и ,
дорисовывание деталей)
Выставка творческих работ.
Продолжать
учить
детей
рисовать
предметы
округлой
формы;
рисовать
прямые
линии
(лучики)
аккуратно
работать
к и с т ь ю ,
закреплять
знания
геометрической
формы
(круг); понятия «один», «много»
40
41