Автор: Червакова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С №123
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Мастер-класс для воспитателей »
Тема: «Использование инновационных технологий в процессе ОД по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для воспитателей
«Использование инновационных технологий в процессе ОД
по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Цель:
- Повышение профессионального уровня педагогов;
- формирования опыта по использованию инновационных технологий в
процессе образовательной деятельности по речевому развитию
дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
1. Обобщение опыта работы по использованию инновационных технологий в
процессе образовательной деятельности по речевому развитию
дошкольников в рамках ФГОС ДО
2. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по
планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической
деятельности с дошкольниками.
3. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому
участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов
деятельности каждого педагога.
Формы работы: подгрупповая, фронтальная.
Добрый день, Уважаемые коллеги! Я рада видеть всех вас на сегодняшнем
мастер -классе. Предлагаю разделиться на две команды и выбрать себе
капитанов.
Капитан команды назовет свое имя и даст себе характеристику одним
словом, которое начинается на первую букву его имени.
Сегодня я хочу показать вам несколько инновационных технологий в
развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения
Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования.
В связи с этим, хочу задать вам вопрос: что согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(ФГОС ДО) включает «речевое развитие»?
Ответы педагогов
Совершенно верно,это:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Теперь, давайте, вместе определим, что же влияет на речевое развитие
дошкольников?
Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная разнообразная
работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и
развивающих технологий в процессе ОД, использование разнообразных
форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной
динамике показателей развития речи дошкольников.
Нам, педагогам дошкольного образования, необходимо уметь не только
свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и
эффективно их внедрять.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко,
можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного
образования:
-игровые технологии,
- технологии проблемного обучения,
- здоровье сберегающие технологии
- альтернативные технологии.
- технологии развивающего обучения,
- компьютерные технологии.
Игровые педагогические технологии
Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и
ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является
основным видом деятельности ребенка, то педагогу необходимо построить
свою деятельность на ее основе. Особенность педагогической игры в том, что
она познавательно направлена и имеет цель, задачи и результат.
К игровым технологиям относят:
- игры на развитие мелкой моторики;
- театрализованные игры;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры.
Инновационные игровые технологии – это технологии, появившиеся
сравнительно недавно.
1. Цель игры «Поезд» (по-другому она называется «Голова – туловище -
хвост») – определение места звука в слове. На доску прикрепляется
нарисованный поезд: голова и 2 вагона, в каждом из которых имеются
кармашки. В соответствии с местом звука картинка помещается в нужный
вагон. Данная игра полезна при подготовке детей к обучению грамоте.
2. Игра «Салат из сказок» помогает развивать не только речь ребенка, но и
память, мышление, фантазию. Смысл игры состоит в том, что можно
сочинить собственную сказку, смешав героев разных сказок.
Давайте, попробуем (картинки с изображением сказок, педагоги пробуют
составить новую сказку).
Здоровьесберегающие технологии: артикуляционная, пальчиковая,
дыхательная, ритмопластика, гимнастика для глаз,
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Синквейн.
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
- первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или
местоимение;
- вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают
свойства темы;
- третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях
темы;
- четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное
отношение автора синквейна к теме;
- пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы;
своего рода резюме.
5. Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники для дошкольников и в настоящее время
остаётся актуальным.
ЦЕЛЬ обучения с её использованием – развитие памяти (разных видов:
слуховой,зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания,
воображения).
Предлагаю вам варианты таблиц, составьте небольшой рассказ.
6. Лингвистические игры
«Назови общие признаки» (тетрадь и пенал, дерево и репа, птица и человек,
дождь и душ и т. д.).
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш, женщина
и кошка.).
«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед
чувства и эмоции)
«Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток, мир и рим и
т. д.).
«Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод –
пища, болезнь- лекарства и т. д.).
Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка –
подсолнухом, ребенок –взрослым и т. д.).
«Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом, курица- цыпленком,
цветок –семенем и т. д.).
«Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье, дерево- дом, полено-
буратино, и т. д.).
«Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть, сейф –хранить,
ручка- писать, книга - информирует и т. д.).
Лингвистическое задание:
Каждое слово нужно заменить противоположным по значению и получить
название сказки
– Пес без шапки, ЩЕЛЧОК - Кот в сапогах
– Красные усы, ЩЕЛЧОК – Синяя борода
– Красивый цыпленок, ЩЕЛЧОК – Гадкий утенок
– Серебряная курочка, ЩЕЛЧОК – Золотой петушок
- Черная туфелька, ЩЕЛЧОК – Красная шапочка
- Чернушка и семь великанов – Белоснежка и семь гномов
- Кастрюля супа – Горшочек каши
- Крестьянка на тыкве- Принцесса на горошине.
Вот некоторые варианты игровых приемов по речевому развитию
дошкольников