Напоминание

"Природа - источник творчества.Из опыта работы".


Автор: Пискунова Нина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Сараевская СОШ
Населённый пункт: р.п.Сараи
Наименование материала: статья
Тема: "Природа - источник творчества.Из опыта работы".
Раздел: начальное образование





Назад




Год Экологии.

Природа – источник творчества.

(

Из опыта работы).

Общение с детьми на уроках, экскурсиях и пр. позволяет мне построить работу так ,

чтобы само состояние природы являлось источником красоты, радости и эмоциональной

отзывчивости. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится

возможным и желанным выразить свое личное переживание в создаваемых им образах.

Уже на первых уроках обучения грамоте почувствовала детскую пытливость,

любознательность и поставила целью научить детей не просто говорить, но и грамотно и

красиво выражать свои мысли, развивать наблюдательность и фантазию. Та составляя

рассказы по картинкам на страницах «Азбуки», всегда обращала внимание на то, что

рассказ должен состоять из трех частей:

1.

Вступление, где дети должны подчеркнуть в зависимости от иллюстрации время

или место действия.

2.

Основной части, где дети последовательно описывают события, раскрывая

содержание увиденного.

3.

Заключения, где дети высказывают свое отношение к раскрываемым событиям.

Я не боялась потерять много времен на уроке на составление рассказов. Мы

анализировали каждое высказывание, и в итоге я предлагала свой вариант рассказа. Так из

урока в урок наблюдала, что дети не просто составляют предложения по увиденному, а ,

подражая друг другу и мне, уверенно составляют связные небольшие рассказы.

Дети большие любители и знатоки сказок. Окружающий мир они познают через сказку.

Даже сны им порой снятся сказочные. Учитывая это, мы всех талантливых людей, с чьим

творчеством приходилось сталкиваться, называли волшебниками. Волшебство слова и

звука творят поэты и музыканты, танцоры и художники.

У Валентина Берестова есть такие строчки:

Как нарисовать портрет ребенка?

Раз! – и убежит домой девчонка,

И сидеть мальчишке надоест.

Но художник, кисть макая в краски,

Малышам рассказывает сказки,

И они не трогаются с мест.

Слова Г. Рыленкова стали для нас эпиграфом в познании окружающего мира:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Всю работу над развитием речи своих детей направляю на то, чтобы они широко

открытыми глазами смотрели на окружающий мир, где каждый предмет и каждое событие

подобны чуду. Об этом чуде природы можно сказать словами Ф. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужна кропотливая работа с каждым

учеником, системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

Решению этих задач способствуют не только уроки русского языка, но и чтения,

рисования, труда, окружающего мира.

Развивая в детях жажду творчества, мы стараемся черпать большой материал на

экскурсиях и прогулках, где учащиеся фиксируют внимание на своих ощущениях –

неповторяющиеся цвета и узоры, шелест и шуршание листьев и мн. др. на экскурсиях дети

бессознательно начинают ощущать себя частью природы. А окружающий мир

воспринимают как живой, близкий и родной.

Учу детей активизировать свой словарный запас с помощью глаголов и прилагательных.

Солнце – светит, греет, восходит, садится, плывет по небу, играет своими лучами,

плещется в водяной глади, освещает, улыбается, прячется за тучки, сверкает, яркое,

лучистое.

Ветер – дует, воет, гудит, шелестит листвой, играет, шевелит, шалит, сушит землю, легкий,

сильный, теплый, озорной.

Дождь – идет, льет, моросит, мочит землю, капает, питает, наполняет реки, стучит,

барабанит, шумит, серебрится в лучах солнца, наводит грусть, грибной .сильный,

быстрый, осенний, грозовой.

Трава – растет, зеленеет, поднимается, тянется к свету, стелется ковром, колышется,

пестреет цветами, блестит каплями росы, зеленая, мягкая, пушистая, славная,

шелковистая.

Листья – растут, появляются, зеленеют, шепчутся, колышутся на ветру, опадают, летят,

шумят, грустят, мокнут, покрывают землю, краснеют, желтеют, разноцветные, падающие,

летящие и др.

В зависимости от темы, мы подбираем наиболее подходящие слова, фразы, образы,

делимся впечатлениями от увиденного, прочитанного. После такой подготовительной

работы дети приступают к творчеству, составляют устные рассказы. На первых

родительских собраниях я говорила о необходимости самостоятельности таких работ, так

как порой чувствовала в них ход мыслей взрослых, старалась еще раз поработать с такими

детьми в классе. И чувствовала, как ребята постепенно входили во вкус работы и были

очень горды тем, что они могут обходиться без посторонней помощи. Выслушивая

детские высказывания, неоднократно напоминала: чтобы сочинение получилось хорошим,

необходимо добиваться правильного построения предложений, грамотного их написания,

красочности описания. Вот некоторые интересные на мой взгляд работы:

«Еще очень тепло. А в наши края уже пришла осень. Ловко работает она каждый день

своей волшебной кисточкой. Много дел у нее. Каждый листик подкрасит, каждый кустик

заденет. А мы любуемся ее красотой и ждем новых чудес».

« Наступила осень. Надели свой чудесный наряд деревья. Как на балу,

стоят они в разноцветных платьях и приветливо машут нам листьями. А утром землю

покрыл легкий морозец. Грустно падают листочки на землю. Все больше и больше

шелестит их под ногами прохожих. Я соберу в букет несколько листочков, чтобы они

напоминали на красоту осенней поры».

«Весенней свежестью наполняется воздух. Оживает природа. Белыми мохнатыми

цветами украсили себя деревья. Зазеленела травка. Все выше поднимают свои желтые

головки одуванчики. Они тянутся к солнышку, к теплу. Возвращаются птицы. Они

заботливо хлопочут у своих домиков. Всюду кипит жизнь».

Часто дети придают своим работам элементы сказочности.

«Осень. Быстро падают на землю листья. Но один листочек никак не хотел покидать

дерево. Сверху ему хорошо видно ,и он любил наблюдать за всеми с высоты. Но не

понравился упрямый листочек ветерку. Он подул еще сильнее. Не удержался листик и

полетел вниз .Под деревом был муравейник. Муравьи пожалели листочек и спрятали его т

ветра в своей куче. Пусть греется там до весны».

Конечно иногда из-за отсутствия опыта, знаний дети неправильно используют в своих

работах обороты речи. Тогда мы вместе ищем точное выражение.

Ведя работу в таком направлении, пришла к мысли: а что если попробовать

стихотворную форму изложения. Готовясь к одному из занятий, подобрала слова близкие

по звучанию к рифме: окно, тепло, майку, лужайку и предложила детям составить

четверостишие, используя эти слова. Артем Ковбаса предложил такой вариант:

Проснулся я сегодня и взглянул в окно.

Как на улице тепло!

Снял я быстро свою майку

И умчался на лужайку.

К такой форме работы возвращаюсь все чаще и чаще. Для сочинений стихов стала

использовать и материал экскурсий. Наблюдая на экскурсии за поведением муравьев,

ребята выразили свои впечатления стихотворными строчками. Дорин Егор увидел такую

картину:

Ползет муравей по дорожке, не спеша,

Усами своими тихонько шевеля.

Лежит на пути чуть живая букашка.

Взвалил ту букашку на спину мурашка

И в гости к себе ее потащил.

Разное настроение у детей в дождливую погоду: Тучка, тучка дождевая,

Всюду капли рассыпая,

Ты земли коснулась

И домой вернулась.

(Алена Голубева)

Дождик, дождик босиком

Шлепает по лужам.

Очень ждут его кругом.

Всей земле он нужен.

(Анастасия Хабарова)

Все эти работы рождаются у меня на глазах. Может быть дети иногда используют фразы

из ранее услышанных стихотворений. Но в основном творят они самостоятельно, после

предварительных бесед, коллективных рассуждений на ту или иную тему.

Многие рассуждения детей свидетельствуют о глубокой наблюдательности. Конечно,

есть дети которые из-за медлительности мышления пассивно проявляют себя на такого

рода занятиях. Ноя верю, что они научатся оформлять свои мысли, а общение с природой

даст со временем свои результаты.

Интересные открытия дарит детям фантазия, направленная на постижение психологии

поведения человека: отношения к окружающим, к труду, к быту, исполнению гражданских

обязанностей. Так на внеурочном занятии при изучении темы «Будь добрым, честным,

смелым» решила спросить детей, что такое счастье в их понимании? Вот некоторые из

этих ответов:

«Люди чувствуют себя счастливыми, когда другим людям нужны, когда приходят на

помощь друг другу».(Лазарева Анна)

«Счастье – это все хорошее для людей, когда тебя и твоих друзей не обижают.

Счастье – это когда тебя понимают». (Байдилдаев Артур)

«Счастье – это когда ярко светит солнце, когда мама веселая и добрая. Я ее очень

люблю». (Погосян Сусанна)

«Что такое счастье? Счастье – это доброта, вежливость, любовь к папе с мамой.

Счастье – это любить школу и своих друзей». (Митрофанова Екатерина)

Пусть эти детские высказывания еще не совершенны, но они очень искренни. Каждый

по –своему воспринимает и постигает картины жизни, пытается увидеть настоящее и

будущее человека, судьбу природы, гуманность и сострадание ближнему.

Надеюсь, что такая работа поможет не только развитию речи детей, обогащению их

словарного запаса, но и развитию сердечной чуткости ко всему живому на нашей земле,

поможет детям прийти к ощущению ценности жизни.



В раздел образования