Авторы: Ляшинская Любовь Григорьевна, Дмитриева Галина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: Разработка программы по внедрению здорового образа жизни в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Раздел: среднее образование
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и
социальной помощи»
Разработка программы по внедрению здорового образа жизни в условиях
Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Ляшинская Любовь Григорьевна – воспитатель
Дмитриева Галина Васильевна – воспитатель
Здоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)
Основания для разработки программы:
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция ООН о правах ребенка.
"Конституция
Российской
Федерации"
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993);
Федеральная Целевая Программа «Развитие физической культуры и спорта
в
Российской
федерации
на
2006 - 2015
годы»
(утверждена
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 г.
№7);
Закон
РФ
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120.
Участники реализации программы:
Учащиеся, педагоги образовательного учреждения и родители.
Сроки реализации программы:
2020 – 2024 гг.
Этапы реализации:
Информационно-аналитический – анализ работы по пропаганде здорового образа
жизни детей и подростков, выявление проблемных вопросов и определение
возможных путей их решения.
Организационно-деятельностный
–
обеспечение
системы
организационной
работы, направленной на реализацию основного содержания программы.
Этап педагогического последействия – систематизация полученных результатов.
Актуальность проблемы
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из
наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только
незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми,
поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость.
У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (увлечение азартными
играми, хулиганство, курение, употребление алкоголя, наркотиков), которые
негативно сказываются на их здоровье. Известно, что пьянство и алкоголизм,
наркомания – социально опасные явления. они не только подрывают здоровье
человека, но и приводят к невосполнимым потерям в обществе, к изменению
демографической ситуации в стране, средней продолжительности жизни, а также
заболеваемости.
Из всех нехимических зависимостей наиболее распространенными являются
склонность к азартным играм и Интернет-зависимость. Основными аспектами
здорового образа жизни являются пропорциональное
соотношение
между
физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом,
рациональное
питание,
гармонические
взаимоотношения
между
людьми,
негативное отношение к вредным привычкам. Одной из серьезных предпосылок
здорового образа жизни служит правильная организация свободного времени и
досуга.
В последнее время значение физкультуры особенно возросло. Известно, что
движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма
человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют
защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из
наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма
школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у
компьютера, отдых возле телевизора, чтение книг, поездка в транспорте – все эти
виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях. Учеными
установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и
их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез
биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно
влияют
на
настроения
детей,
повышают
их
умственную
и
физическую
работоспособность.
Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у
взрослых
людей
(нарушения
деятельности
опорно-двигательного
аппарата,
сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.
Активная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье,
к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям
личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и
привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.
Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и
закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность
движений.
В конкурсно-игровых программах могут участвовать как отдельные желающие,
так и команды, что сближает детей. В основе их лежат идеи праздника, радости,
улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным,
счастливым. Эти качества детей ведут к более здоровому образу жизни, отвлекают
от безнравственных поступков и черт характера. Участие в конкурсно-игровых
программах позволяет реализовать находчивость, развивает ловкость, быстроту и
пр. создание непринужденной обстановки позволяет участникам чувствовать себя
комфортно и безопасно.
В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними
алкоголя, наркотических и других психически активных веществ превратилось в
проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике,
социальной сфере и правопорядку.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает
необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой
является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок
на неприятие наркотических веществ, алкоголя, никотина.
Для решения данной проблемы создана программа по пропаганде здорового
образа жизни среди детей и подростков «Наш выбор – здоровье!», которая
составлена на основе учета психолого-физиологических особенностей детей.
Цель:
Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни среди детей и
подростков.
Задачи:
- способствовать формированию знаний о здоровом образе жизни и факторах, его
укрепляющих;
- способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью;
- раскрыть закономерности развития организма в тесной связи с окружающей
средой;
- раскрыть принципы здорового образа жизни;
- сформировать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни;
- способствовать усвоению знаний о и методах укрепления и сохранения здоровья,
путях создания резервов здоровья;
- дать представление об отрицательном воздействии на организм человека и
негативных
последствиях
игромании,
употребления
наркотических
и
психотропных
веществ,
о
причинах
заболеваний
и
путях
возможного
выздоровления.
Содержание программы и формы ее реализации:
Познавательно – игровые программы;
Тематические беседы;
Видеолектории;
Профилактические занятия;
Развлекательные программы;
Конкурсные программы;
Викторины;
Акции;
Различные
мероприятия
с
родителями
(консультации,
родительские
собрания, индивидуальные беседы и др.).
Ожидаемые результаты:
Закрепление теоретического материала по организации и ведению здорового
образа жизни человека на практике.
Предупреждение табакокурения и употребления алкоголя в молодежной
среде.
Ответственность детей перед законом.
Умение
противостоять
негативному
давлению
среды
и
принятию
собственного позитивного решения.
Умение предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их
возникновения.
Ответственное отношение к своему здоровью.
Разрешение конфликтов без насилия.
План основных мероприятий программы «Наш выбор – здоровье!»
№
п/п
Дата
проведения
Мероприятие
1.
Сентябрь
«Быть здоровым – жить в радости». Мероприятие.
2.
Октябрь
Беседа со школьным врачом о состоянии здоровья
обучающихся.
Беседа по проведению физкультминуток, составление
режима дня.
3.
Ноябрь
Классный час «Безвредного табака не бывает».
4.
Декабрь
Интегрированное мероприятие «Вредным привычкам –
нет!»
5.
Январь
Классный час по пропаганде здорового образа жизни «Я
выбираю здоровый образ жизни».
6.
Февраль
«Говорим здоровью – Да!» - видеолекторий о вреде
никотина и наркотиков.
7.
Март
Классный час «Алкоголизм и здоровье нации».
8.
Апрель
Проект буклета «Курить в ХХI веке - это не модно, или
что
вы
знаете
о
табаке».
Занятие
по
пропаганде
негативного отношения к курению.
9.
Май
Беседа о влиянии научно-технического прогресса на
здоровье человека.
Родительское собрание «Родительский авторитет».
№
п/п
Дата
проведения
Мероприятие
1.
Сентябрь
Беседа
с
мед.работником
о
состоянии
здоровья
обучающихся.
«Соблюдение режима дня и правил приготовления
уроков». Беседа.
2.
Октябрь
Беседа по проведению физкультминуток.
Интеллектуальная
игра
по
профилактике
вредных
привычек «Слабое звено» между 6-7 классами.
3.
Ноябрь
Разработка буклета «Скажи наркотикам «НЕТ!».
4.
Декабрь
Заочная экскурсия на выставку «На грани…» 6-7классы.
5.
Январь
Мероприятие по здоровому образу жизни на тему
«Здоровое питание и вредные привычки».
6.
Февраль
Анкетирование учащихся и родителей по проблеме
курения.
7.
Март
Родительское собрание «Курение и статистика».
8.
Апрель
Классный час ко дню здоровья «Здоровый образ жизни».
9.
Май
Акция «Здоровье – это здорово». Выступление на
конференции по теме «Мы выбираем жизнь».