Авторы: Дмитриева Галина Васильевна, Ляшинская Любовь Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи""
Населённый пункт: г. Семилуки
Наименование материала: статья
Тема: Необходимость разработки самоанализа для деятельности воспитателя
Раздел: среднее образование
Самоанализ
педагогической деятельности
воспитателя КООУ ВО
«
-
»
Семилукская санаторная школа интернат
Ляшинской Любы Григориевны
Я,
Ляшинская
Люба
Григориевна
,
работаю
в
КООУ
ВО
«Семилукская санаторная школа-интернат» воспитателем с 1995 года.,
стаж педагогической деятельности – 31 год.
В своей работе опираюсь на нормативные документы:
-
Конвенция
воспитательной
деятельности
образовательных
учреждений Воронежской области;
- Устав Семилукской санаторной школы-интерната;
-
Конвенция
социального
воспитания
и
дополнительного
образования детей и молодежи Воронежской области (2012-2016гг.).
Процесс
образования
и
воспитания
неразрывно
связаны
и
составляют часть общего развития ребенка. Чтобы успешно решать свои
задачи я планирую свою работу согласно перспективному плану работы
школы-интерната,
чтобы
дети
не
оказались
лишены
участия
в
общешкольных мероприятиях, в работе кружков и секций.
При планировании работы в школе - интернате руководствуюсь
следующими педагогическими принципами:
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений
- Ориентированно-личностный подход к ребенку
- Единство обучения и воспитания
Для того чтобы объединить содержание воспитательной работы с
жизнью всей страны, своей области, своего района, своего города,
использую разнообразные формы и методы работы, привлекаю к работе
родителей и учителей.
Приступая
к
составлению
планов
воспитательной
работы,
я
анализирую деятельность коллектива воспитанников школы-интерната,
оцениваю эффективность проведенных мероприятий за прошедший год,
полугодие или четверть, задумываюсь над тем, какое влияние было
оказано на формирование коллектива и отдельных воспитанников. Такой
анализ дает возможность при определении
воспитательных задач
акцентировать свое внимание именно на тех, которые являются наиболее
актуальными.
Задачи, над реализацией которых работает малый педагогический
коллектив школы-интерната и я, как воспитатель:
1.
Проводить работу, направленную на негативное отношение к
ПАВ, умению противостоять пагубным привычкам.
2.
Поддерживать доброжелательный микроклимат в коллективе
на
основе
сотрудничества,
совместной
коллективной
деятельности, взаимопомощи, дружбе, умению правильно
2
строить взаимоотношения, адекватно оценивать себя и свои
поступки, понять и принять окружающих.
3.
Формировать
мировоззрение
подростков
на
основе
принципов гуманного отношения, толерантности.
4.
Формировать
бережное
отношение
к
материальным
ценностям в школе и семье, культуре внешнего вида.
5.
Проводить работу по предупреждению беспризорности,
преступности, обеспечению безопасности и охраны жизни и
здоровья детей, подготовить воспитанников к опасностям
окружающего мира.
Реализуя план воспитательной работы, я стремлюсь обеспечить
преемственность
в
воспитательной
работе,
то
есть
учитываю
непрерывно обогащающиеся традиции и опыт коллектива, ранее
приобретенные воспитанниками знания, умения и навыки. Обращаю
внимание на то, что формы и виды деятельности даже для одного и того
же возраста далеко не равнозначны по степени сложности, своему
объекту, направленности, не говоря уже о разновозрастном коллективе.
Во
всей
воспитательной
работе
и,
особенно
в
выработке
нравственных привычек, создании оптимальных внутри коллективных
взаимоотношений, особое внимание уделяю организации и работе
детского самоуправления, направляю работу так, что в классе все дети
имеют свои обязанности и выполняют временные поручения.
В плане своей работы
особое внимание уделяю вопросам
воспитания, прилежного отношения к учебе, пробуждению интереса,
чувства ответственности к своим обязанностям у каждого воспитанника.
При составлении плана воспитательной работы я не выпускаю из
вида и основные направления воспитания, такие как: нравственное,
патриотическое, эстетическое, физическое и трудовое.
Использую те коллективные мероприятия, которые способствуют
развитию
у
воспитанников
коллективизма,
товарищеской
взаимопомощи, ответственности за выполнение порученного задания.
Важным аспектом своей профессиональной деятельности считаю
создание комфортных условий для проживания детей в школе-
интернате.
Однако комфортная бытовая среда является лишь одним из условий
полноценного развития личности. Приоритетным же, на мой взгляд,
условием считаю целенаправленное
воспитательное воздействие на
личность ребенка с учетом его проблематики. Внимательное изучение
диагностических данных, представленных психологом, социальным
педагогом,
медиками
школы-интерната,
а
также
анализ
личных
педагогических наблюдений позволяют мне четко обозначить проблемы
3
каждого
воспитанника
в
группе
и
организовать
личностно-
ориентированную работу.
Основываясь
на
данных
развития
воспитанников,
весь
воспитательный процесс я строю по следующим направлениям:
- здоровье,
- нравственное воспитание,
- учебная деятельность,
- трудовое воспитание,
- гражданско-патриотическое воспитание.
Например, изучая личностные карты, я вижу, что у некоторых
учащихся не сформированы коммуникативные навыки, что выражается
в неумении общаться между собой, нежелании соотносить свои действия
с общественными нормами поведения, в проявлении конфликтности и
агрессии по отношению к другим людям. Поэтому я выделяю таких
детей в отдельную группу с условным названием «Дети с проблемами в
общении
».
Для
дальнейшей
работы
с
этой
группой
детей
я
сформулировала
задачи,
при
реализации
которых
должен
быть
достигнут положительный эффект:
•создание условий для позитивного общения в группе;
•обучение воспитанников организации своего общения (развитие
умения слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать
конфликтные ситуации);
•повышение уровня знаний, норм и правил общения;
•формирование потребности в соблюдении этих правил общения.
Особое внимание уделяю работе с «трудными» детьми. Обязательно
поддерживаю
связь
с
родителями.
Встречаюсь
с
родителями
воспитанников для индивидуальных бесед по вопросам учебы и
дисциплины их детей.
Для успешной воспитательной работы я использую такие методы и
формы :
- психогимнастика;
- беседа о нормах и правилах общения;
- тренинги, диспуты;
- анкетирование с последующим анализом и коррекцией выявленных
проблем;
- создание ситуации успеха, обязательная дружеская эмоциональная
связь.
Работая в тесном контакте с учителями, классным руководителем моих
воспитанников, а также с медицинским персоналом школы-интерната, я
4
выделила группу
детей, имеющих
проблемы медико-социального
характера. Это дети, которые курят, пробовали алкоголь, а также дети,
имеющие различные
заболевания. Причина кроется в том, что
проводимая
воспитательная
работа
не
подкрепляется
в
семье
воспитанников, скорее наоборот, так как курят отцы, курят матери,
родители злоупотребляют спиртными напитками. Для того, чтобы
сформировать у учащихся потребность в ведении здорового образа
жизни и укреплении собственного здоровья, я сформулировала такие
воспитательные задачи:
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- организация и проведение мероприятий по формированию здорового
образа жизни;
- развитие морально-волевых качеств воспитанников;
-
формирование
у
воспитанников
культуры
сохранения
и
совершенствования собственного здоровья;
- приобщение учащихся к занятиям спортом.
Для
реализации
поставленных
задач
в
своей
педагогической
деятельности большое внимание уделяю и физическому воспитанию.
Физическое воспитание обеспечивает нормальное физическое развитие,
укрепляет здоровье, и способствует подготовке молодежи к труду и
защите
Родине,
готовит
волевых,
дисциплинированных,
смелых,
инициативных людей.
В рамках реализации школьной программы формирую навыки здорового
образа жизни. Для эффективности воспитательной работы использую
как традиционные формы работы: беседы «Правила безопасного
поведения в ситуациях криминогенного характера», «Потребление
табака
и
его
влияние
на
здоровье»,
«Алкоголь
большое
зло»,
«Наркомания и токсикомания. Их последствия для здоровья», «Чтоб все
в моей жизни было не зря» и др., а также психологические игры,
тренинги, различные конкурсы, встречи с медицинскими работниками и
т.д. Для снятия статического напряжения во время самоподготовки и
повышения
двигательной
активности
провожу
физкультминутки,
коррекционную гимнастику, динамические паузы. Принимаем участие в
общешкольных соревнованиях по различным видам спорта.
Для формирования активной гражданской позиции и самосознания
гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков
общественной жизни ставлю следующие задачи:
1.
Способствовать развитию чувства уважения к историческому
прошлому Родины, истории города, школы-интерната.
5
2.
Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной
символике, традициям народа, области ,своего города, школы-интерната.
3. Формировать чувство гордости за свою страну, город, школу-
интернат.
4.
Способствовать осознанию воспитанниками своей причастности к
судьбе своей области, своего города, района, школы-интерната.
Для решения этих задач применяю различные формы работы:
- уроки нравственности ( «Не сотвори себе кумира», «Мудрая старость»,
«Что такое идеал и жизненные ценности: мир, доброта, здоровье, семья,
справедливость» и др.);
- уроки патриотизма (« Что такое честь школы. Символы, законы,
традиции школы-интерната», «Что значит быть гражданином своей
Родины. Гражданский долг», «Фашизм не пройдет или почему в России
не должно быть фашизма», «Что такое малая родина. Что значит быть
патриотом своего города» и др.);
- уроки экологии ( « Доходы от расходов», « Земля – наш дом»);
- классные
часы
(« Школьные трудности,
их анализ,
способы
преодоления»,
«Конституция
России-
основной
закон
нашего
государства»);
-часы правовых знаний;
- литературно-музыкальные гостиные («Край родной навек любимый»,
«Это наша с тобой биография»);
- часы чтения.
В
настоящее
время
классный
коллектив
принимает
участие
в
общешкольных
мероприятиях,
районных
и
областных
смотрах-
конкурсах, конкурах рисунков и фотографий, чтецов и мини-спектаклей.
Все дети посещают кружки по интересам ( изобразительного искусства,
декоративно-прикладного
искусства,
экскурсоводов,
православный
кружок «Светлица», спортивные секции).
Участие в мероприятиях и посещение кружков и секций способствуют
развитию интеллекта, реализации индивидуального потенциала, влияют
на эмоционально-волевые сферы, на познавательную деятельность.
В течение учебного года проводилась лечебно-профилактическая работа
медицинским персоналом (профилактика, организация оздоровительных
мероприятий,
соблюдение
санитарно-гигиенического
режима)
и
психологом (снижение агрессивности, снятие стрессов, стабилизация
эмоционально-волевой сферы).
6
Анализ проводимой работы в плане результативности позволяет сделать
вывод
о
положительной
динамике
развития
класса,
творческой
самореализации, социализации воспитанников. В группе нет детей
состоящих на учете в ПДН.
В последующие годы , главную цель своей работы вижу в продолжении
работы по нравственному воспитанию учащихся, т.к. мною разработана
авторская программа по этой теме, активной работы с родителями.
Постоянно
занимаюсь
самообразованием.
Источники
моего
самообразования:
телевидение,
газеты,
журналы,
литература,
(методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная
и др.). Принимаю участие в работе педагогического совета школы-
интерната, методических объединений среднего звена.
Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки
Российской Федерации за значительные успехи и совершенствование
учебного
и
воспитательного
процессов,
формирование
интеллектуального, культурного и нравственного развития личности,
большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и
воспитанников и многолетний плодотворный труд, 2012г.
Награждена Почетной грамотой Главного управления образования
Воронежской области за успешную работу по обучению и воспитанию
учащихся, 2006 г.
7
Департамент образования и молодежной политики
Департамент образования и молодежной политики
Воронежской области
Воронежской области
Казенное Оздоровительное Общеобразовательное
Казенное Оздоровительное Общеобразовательное
Учреждение Воронежской Области «Семилукская
Учреждение Воронежской Области «Семилукская
санаторная школа-интернат»
санаторная школа-интернат»
КООУ ВО «Семилукская санаторная школа-интернат»
КООУ ВО «Семилукская санаторная школа-интернат»
ПОРТФОЛИО
Ляшинская Люба Григориевна
8