Автор: Ярославская Ольга Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Челябинской области
Наименование материала: Консультация
Тема: Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Ребенок познает мир - путем подражания
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих
предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на
вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное
назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой
копают песок, книжку читают, а ка-рандашом рисуют.
Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу,
строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за
взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает
новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более
самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании
взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на
объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать
элементы игры и обучения
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская
непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения
с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а
что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей
возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции
ребенка. Такого эмо-ционального подъема можно достичь только в игре.
Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем
дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто
отвернется или уйдет.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально
организованные игры.Чтобы новый навык закрепился, необходимо
повторение.
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.)
снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо
большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени
и количества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и
занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более
комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в
ходе знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо
многократное повторение пройденного.
Содержание материала должно соответствовать детскому оп ыту
Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать
таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.
Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой —
дети видели машины на улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и
гладили кошку.
Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать
ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами».
Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о
домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят
— или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом
начинайте играть. Основные темы занятий — быт человека, животные и
птицы, растения, сезонные изменения и погода и т.д. Одни и те же сюжеты
закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное
использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне
оправданно и полезно.
Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и
вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада
«Ознакомление с окружающим миром»).
Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала
Уровень сложности материала для занятий с детьми ран
ую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и
предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что
взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А
ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более
для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.
Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная
для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш
попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет
интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в
следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного
задания.
Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение
одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию
(реализация принципа «от простого к сложному»).
Необходимо контролировать длительность занятия
Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и
кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким
образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к
занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует
учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно
быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и
расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные
игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность
игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
Необходима четкая структура занятия
Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая
структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют
начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень
непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики
педагога). Продолжение игры включает
основное содержание предлагаемого материала. При варьировании
длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае
короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и
заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.
Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и
цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам пришли курочка и цыплята»,
или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания
игры — «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят),
«Курочка и цыплята прощаются — до свидания!» и т.п. А вот продолжение
может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от
поставленных задач.
Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.
Необходима смена видов деятельности
Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр,
позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить
продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные
игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов
деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить
работоспособность и у старших детей, и у взрослых.
Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр,
сменяющих одна другую.
Гибкость
Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста
детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на
отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях
следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты
развития игры, ее сюжета.
Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его
проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить,
что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапла-
нированный ранее, элемент.
Перенос знаний
Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения,
которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как
на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать
близких в курсе событий — они должны знать о новых достижениях ребенка.
Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают
о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным
способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок
действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее
закрепится.
Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их
использовать в самых разных ситуациях.
Малышам необходима положительная оценка их деятельности
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого,
положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому
старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В
случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например:
«Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится»,
«Ты старался, — молодец!».
Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее,