Напоминание

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста


Автор: Ярославская Ольга Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Челябинской области
Наименование материала: Консультация
Тема: Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ребенок познает мир - путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих

предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на

вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное

назначение предметов нашего быта — что ложкой едят суп, а лопаткой

копают песок, книжку читают, а ка-рандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу,

строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за

взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает

новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более

самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании

взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на

объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать

элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская

непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения

с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а

что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей

возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции

ребенка. Такого эмо-ционального подъема можно достичь только в игре.

Сознательное отношение к обучению появится позже — в старшем

дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто

отвернется или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально

организованные игры.Чтобы новый навык закрепился, необходимо

повторение.

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.)

снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо

большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени

и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и

занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более

комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в

ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо

многократное повторение пройденного.

Содержание материала должно соответствовать детскому оп ыту

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать

таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.

Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой —

дети видели машины на улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и

гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать

ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами».

Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о

домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят

— или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом

начинайте играть. Основные темы занятий — быт человека, животные и

птицы, растения, сезонные изменения и погода и т.д. Одни и те же сюжеты

закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное

использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне

оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и

вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада

«Ознакомление с окружающим миром»).

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

Уровень сложности материала для занятий с детьми ран

ую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и

предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что

взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А

ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более

для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная

для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш

попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет

интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в

следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного

задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение

одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию

(реализация принципа «от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и

кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким

образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к

занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует

учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно

быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и

расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные

игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность

игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Необходима четкая структура занятия

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая

структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют

начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень

непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики

педагога). Продолжение игры включает

основное содержание предлагаемого материала. При варьировании

длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае

короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и

заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.

Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и

цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам пришли курочка и цыплята»,

или «Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания

игры — «Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят),

«Курочка и цыплята прощаются — до свидания!» и т.п. А вот продолжение

может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от

поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр,

позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить

продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные

игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов

деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить

работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр,

сменяющих одна другую.

Гибкость

Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста

детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на

отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях

следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты

развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его

проведения — отдельные части занятия можно сократить или расширить,

что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапла-

нированный ранее, элемент.

Перенос знаний

Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения,

которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как

на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать

близких в курсе событий — они должны знать о новых достижениях ребенка.

Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают

о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным

способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок

действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее

закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их

использовать в самых разных ситуациях.

Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого,

положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому

старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В

случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например:

«Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится»,

«Ты старался, — молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее,



В раздел образования