Напоминание

размещение информации на образовательных сайтах


Автор: Пак Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья "Индивидуально-типологические особенности детей"
Тема: размещение информации на образовательных сайтах
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИНДИВИДУАЛЬНО - ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением.

Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. От

чего зависят эти и другие индивидуальные особенности детей?

Многое решает воспитание. Ребёнок не рождается добрым или жадным, послушным или

капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно под

влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребёнка. Если

малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, капризным.

Но немало случаев, когда дети растут и воспитываются в относительно одинаковых условиях,

одинаково здоровы, а ведут себя по - разному. Это объясняется тем, что с самого рождения дети

отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на

некоторые стороны поведения ребёнка. Даже в одной семье могут быть дети с разными особен-

ностями нервной системы, или, другими словами, с разными типами высшей нервной деятельнос-

ти. Поэтому было бы неправильным полностью переносить опыт воспитания одного ребёнка на

другого, так как это не привело бы к желаемым результатам.

Типологические особенности нервной системы сказываются на общей подвижности малыша,

быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они

сильны. Один ребёнок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет, а,

радуясь, заливается смехом, хлопает в ладоши. Другой при подобных же обстоятельствах лишь

тихонько хнычет или добродушно улыбается.

Следует внимательно наблюдать за ребёнком. Замечать, быстро ли он засыпает, глубоко ли

спит, как переходит от сна к бодрствованию, как относится к изменениям в режиме дня, к новой

пище, к незнакомым людям. Ценные наблюдения можно сделать, когда малыш играет: какие игры

и занятия он предпочитает, спокойные или подвижные, продолжительно играет одной игрушкой

или часто меняет их и т. п. Постоянное изучение ребёнка позволит узнать, каковы типологические

особенности его нервной системы, сделать выводы относительно особенностей его воспитания.

Дети с любыми типологическими особенностями могут правильно развиваться во всех

отношениях, приобретать необходимые умения, навыки, привычки, но родители должны

постоянно помнить об индивидуальных особенностях. В противном случае они не смогут

добиться гармонического развития своего ребёнка, так как у него стихийно будут складываться те

черты, образованию которых благоприятствует своеобразие того или иного типа высшей нервной

деятельности. Так, например, чтобы воспитать выдержку у медлительного ребёнка, потребуется

меньше усилий, чем при воспитании этой черты характера у очень подвижного, шустрого ребёнка

Но и у последнего, безусловно, можно сформировать умение сдерживаться, подождать, если

родители специально ставят такую цель. Стихийно она у такого ребёнка не сложится.

Игнорирование особенностей нервной системы, непосильные требования могут привести к

упрямству, негативизму, замкнутости и даже к нервным срывам.

Типологические особенности высшей нервной деятельности устойчивы и мало поддаются

коренным изменениям (да к этому и не стоит стремиться!). Поэтому тщетными были бы старания

перевоспитать медлительного «мямлика» в торопливого «шустрика» или наоборот. Однако в

процессе направленного воспитания могут быть внесены коррективы в поведение ребёнка:

медлительный, например, может стать более подвижным, расторопным, жизнедеятельным; можно

также приучить ребёнка сдерживать, где это требуется, бурные проявления чувств и т. д.



В раздел образования