Автор: Пак Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья "Индивидуально-типологические особенности детей"
Тема: размещение информации на образовательных сайтах
Раздел: дошкольное образование
ИНДИВИДУАЛЬНО - ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением.
Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. От
чего зависят эти и другие индивидуальные особенности детей?
Многое решает воспитание. Ребёнок не рождается добрым или жадным, послушным или
капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно под
влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребёнка. Если
малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, капризным.
Но немало случаев, когда дети растут и воспитываются в относительно одинаковых условиях,
одинаково здоровы, а ведут себя по - разному. Это объясняется тем, что с самого рождения дети
отличаются друг от друга особенностями нервной системы, накладывающими отпечаток на
некоторые стороны поведения ребёнка. Даже в одной семье могут быть дети с разными особен-
ностями нервной системы, или, другими словами, с разными типами высшей нервной деятельнос-
ти. Поэтому было бы неправильным полностью переносить опыт воспитания одного ребёнка на
другого, так как это не привело бы к желаемым результатам.
Типологические особенности нервной системы сказываются на общей подвижности малыша,
быстроте движений, темпе речи, на том, как скоро и легко возникают чувства и насколько они
сильны. Один ребёнок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет, а,
радуясь, заливается смехом, хлопает в ладоши. Другой при подобных же обстоятельствах лишь
тихонько хнычет или добродушно улыбается.
Следует внимательно наблюдать за ребёнком. Замечать, быстро ли он засыпает, глубоко ли
спит, как переходит от сна к бодрствованию, как относится к изменениям в режиме дня, к новой
пище, к незнакомым людям. Ценные наблюдения можно сделать, когда малыш играет: какие игры
и занятия он предпочитает, спокойные или подвижные, продолжительно играет одной игрушкой
или часто меняет их и т. п. Постоянное изучение ребёнка позволит узнать, каковы типологические
особенности его нервной системы, сделать выводы относительно особенностей его воспитания.
Дети с любыми типологическими особенностями могут правильно развиваться во всех
отношениях, приобретать необходимые умения, навыки, привычки, но родители должны
постоянно помнить об индивидуальных особенностях. В противном случае они не смогут
добиться гармонического развития своего ребёнка, так как у него стихийно будут складываться те
черты, образованию которых благоприятствует своеобразие того или иного типа высшей нервной
деятельности. Так, например, чтобы воспитать выдержку у медлительного ребёнка, потребуется
меньше усилий, чем при воспитании этой черты характера у очень подвижного, шустрого ребёнка
Но и у последнего, безусловно, можно сформировать умение сдерживаться, подождать, если
родители специально ставят такую цель. Стихийно она у такого ребёнка не сложится.
Игнорирование особенностей нервной системы, непосильные требования могут привести к
упрямству, негативизму, замкнутости и даже к нервным срывам.
Типологические особенности высшей нервной деятельности устойчивы и мало поддаются
коренным изменениям (да к этому и не стоит стремиться!). Поэтому тщетными были бы старания
перевоспитать медлительного «мямлика» в торопливого «шустрика» или наоборот. Однако в
процессе направленного воспитания могут быть внесены коррективы в поведение ребёнка:
медлительный, например, может стать более подвижным, расторопным, жизнедеятельным; можно
также приучить ребёнка сдерживать, где это требуется, бурные проявления чувств и т. д.