Автор: Пак Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: Участие в работе экспертных комиссий, жюри конкурсов, олимпиад
Тема: конкурс лучшую методическую разработку
Раздел: дошкольное образование
ИГРЫ ДЕТЕЙ
Взрослые знают, что дети любят играть, стараются покупать им игрушки. Но не всегда
представляют, какое значение имеют игры в воспитании детей.
В отличие от взрослых, для которых игра является одним из средств развлечения, отдыха, для
ребёнка она является средством познания окружающего мира, сначала самого близкого,
связанного с семьёй, с детским садом.
Игра как самостоятельная детская деятельность не появляется сама собой. Формирование её
идёт постепенно, по мере роста и развития ребёнка, приобретения им самостоятельности,
игрового опыта, расширения знаний об окружающем. У них мал жизненный опыт, слабо развито
воображение, игры одиночные, непродолжительные.
В играх с куклой девочка выполняет ряд последовательных «трудовых» действий такого же
типа, что проделывает с ней мать: кормит, одевает, раздевает, укладывает спать. Эти действия она
повторяет неоднократно. Мальчик возит купленную машину взад – вперёд по полу, перевозит
игрушки, гудит.
Небольшой жизненный опыт ребёнка быстро истощается в его незамысловатых действиях с
игрушкой. Имеющиеся у него знания он не умеет ещё самостоятельно применять в играх. Опыт
использования их в игре малыши приобретают в совместных игровых действиях со взрослыми,
которые показывают, как применить одну и ту же игрушку по-разному, в различных играх.
Например, мишка может быть «сыном» в игре в «дочки-матери», «зрителем» в игре в «театр»,
пассажиром в игре в «транспорт», покупателем в игре в «магазин» и т. д. Фантазия взрослых
должна помочь детям в использовании различных игрушек, в комбинировании их в играх.
Развитие самостоятельности в игре зависит от того, как взрослые организуют условия для
детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают реализовать его в
игре, предоставляют место и время для игр детей. ( На конкретных примерах семей своей группы
педагог рассказывает, как создать условия для игр детей, как руководить играми. Особое
внимание нужно обратить на то, что можно вместе играть, не затрачивая на это дополнительное
время: в процессе прогулки, сервировки стола, уборки квартиры.)
Игрушка побуждает малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает
новые впечатления, обогащает чувственный опыт, даёт представление о предметах реальной
жизни. Поэтому особенно важно покупать ребёнку игрушки по возрасту.
Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для ребёнка.
При покупке их важно руководствоваться не только новизной и привлекательностью игрушки, но
и её педагогической ценностью. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребёнку дороже
красивой электрифицированной игрушки, так как в играх её можно использовать по-разному:
устроить в ней комнату для куклы, сделать из неё машину, пароход и т. д.
Это не значит, что у ребёнка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит
детской игры, наоборот, приучает ребёнка играть без инициативы, без увлечения, небрежно
обращаться с игрушками. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам, и девочкам.
Если девочки играют только в куклы и не имеют строительных, конструктивных,
двигательных, моторных игрушек, родители лишают их радости такой игры, в которой
развиваются воображение, конструктивные способности (малыш строит, комбинирует и т. п.)
Игры мальчиков только с машинами, игрушечным оружием обедняют игровой замысел,
перевозбуждают ещё не окрепшую нервную систему детей. Не имея опыта игры с образными
игрушками, мальчики в детском саду играют больше с мальчиками. С девочками они не находят
общей темы для игры. Это затрудняет их включение в игровой коллектив, сужает круг друзей.
У детей, особенно посещающих детский сад, появляется потребность играть вместе. Первый
опыт общения они приобретают в совместных играх со взрослыми, которые показывают, как
можно играть с куклой, мишкой, любой образной игрушкой.
В семье, особенно если ребёнок растёт один, опыт общения со взрослыми он закрепляет в играх
с образными игрушками, которые выступают его своеобразными партнерами: он разговаривает с
мишкой, сам за него отвечает, советуется с ним, обучает тому, что узнаёт сам.
Нередко дети особенно привязываются к той или иной игрушке, обычно образной.
Привязанность к игрушке возникает, если взрослые поддерживают игровой интерес детей,
показывают, как можно играть, воспитывают бережное отношение к игрушкам. Такие игрушки
имеют обычно своё имя, постоянное место в игровом хозяйстве (кукла Машенька, Мишутка,
Чебурашка). Игры с образными игрушками способствуют формированию у детей доброты,
отзывчивости к окружающим взрослым и детям.