Автор: Дышленок Марина Юрьевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ № 281 филиал № 5
Населённый пункт: поселок Нижний Ингаш
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: "Использование проблемной ситуации на занятиях учебной практики"
Раздел: среднее профессиональное
ФИЛИАЛ № 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ № 281
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
обобщение педагогического опыта
Использование проблемной ситуации на
занятиях учебной практики
Дышленок Марина Юрьевна, мастер производственного обучения
п. Нижний Ингаш
2020 год
Одной из наиболее часто применяемых технологий в профессиональном
образовании
является
проблемное
обучение,
которое
стимулирует
самореализацию обучающегося через мыслительную и познавательную
деятельность, направленную на решение реальной проблемы в процессе
обучения.
Необходимость в продуктивном, творческом мышлении возникает,
когда в жизни, на практике, в учебе учащиеся сталкиваются с новыми для
себя проблемами или возникают новые обстоятельства, условия и т. д.,
требуются новые, нестандартные средства и способы деятельности, так как
старые, прежние в этих новых условиях уже недостаточны, хотя и
необходимы. Такие ситуации называются проблемными.
Проблемная ситуация – непременное условие, своеобразный пусковой
механизм творческого мышления. Как только возникла проблемная ситуация,
оно
«включается»,
помогая
уяснить
смысл
возникшего
затруднения,
противоречия.
Проблемная
ситуация
в
этом
случае
переходит
в
осознаваемую мыслительную задачу, проблему. На этой основе строится
технология
проблемного
обучения,
сущность
которого
состоит
в
столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и
постановки их в положение «первооткрывателей», «исследователей».
Иными словами,
проблемная ситуация – это такая ситуация, при
которой обучающихся хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но
ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемное задание – это учебное задание, составляемое
мастером в
форме проблемной задачи или проблемного вопроса
в
целях
постановки
обучаемых в проблемную ситуацию, для решения которой обучающемуся
необходимо использовать знания, приёмы, способы решения никогда им
ранее не применяемые.
Наиболее
актуальным
является
метод
проблемного
обучения
в
образовательных учреждениях, в которых осуществляется обучение лиц,
находящихся в местах лишения свободы, где предусмотрена их ускоренная
профессиональная подготовка для обязательного трудоустройства.
Поэтому перед педагогами стоит задача такой организации учебного
процесса,
который
предусматривал
бы
формирование,
прежде
всего
качественных профессиональных знаний, умений и навыков. Наряду с этим,
мастер производственного обучения должен уделять особое внимание и
развитию у обучающихся из числа осужденных таких личностных качеств,
которые характеризовали их как профессиональных работников, способных
адаптироваться на рынке труда после освобождения.
На занятиях учебной практики я стараюсь использовать проблемную
ситуацию в обучении, не даю знания в готовом виде, а ставлю перед
обучающимися поисковую задачу, заинтересовываю их, пробуждаю желание
найти способ решения проблемы.
Например, при изучении темы «Заправка швейного оборудования»
занятие можно построить с использованием проблемной ситуации. Создавая
проблемную ситуацию, я заправляю швейную машинку неправильно,
учитывая, что перед началом работы обучающиеся должны проверить
исправность
оборудования.
Поэтому,
столкнувшись
с
неправильной
заправкой, то есть столкнувшись с проблемой, учащиеся пытаются её
решить, применяя теоретические знания.
Увидев попытку решить проблему, я прошу ее озвучить, а также
определить
способ её решения, предлагаю самостоятельно исправить
неполадки. Учащиеся регулируют натяжение верхней и нижней нитей,
проверяют правильность установка иглы, и т.д. Путем проб и ошибок
учащиеся находят главную причину, и озвучивают ее.
Если учащиеся
испытывает затруднения в решении проблемы, можно предложить более
сильному учащемуся помочь решить проблему, предложить свои варианты
решения. Таким образом, знания, полученные самостоятельно при решении
проблемной ситуации, более интересны, запоминаются надолго.
При изучении темы «Обработка мелких деталей» я предлагаю
обучающимся, разделив их на пары самостоятельно выполнить раскладку
выкройки на ткань, где им необходимо при выполнении задания соблюдать
лицевую и изнаночную сторону ткани, определять направление долевой
нити, при раскладке учитывать сгиб ткани и экономно расходуя ткань.
Учащиеся по очереди пробуют разложить детали, ошибаются, обсуждают,
оценивают работу друг друга, то есть коллективно стараются решить эту
проблему. Такая работа способствует включению всех обучающихся в
активную деятельность, они учатся анализировать ситуацию.
При изучении темы «Обработка юбки», на водном инструктаже я
озвучиваю, что основа последовательности обработки юбки может меняться
в зависимости от изготавливаемой модели. Предлагаю учащимся, используя
раздаточный материал (журнал мод), составить технологическую карту
последовательности обработки выбранной модели. Обучающиеся сами
пробуют
составить
порядок
выполнения
обработки
моделей
юбки
индивидуально или малыми группами. Правильное решение может быть
найдено в результате коллективного обсуждения этого проблемного задания.
Учитывая контингент обучающихся, я на своих занятиях стараюсь
дать более расширенные знания по профессии, не ограничиваясь рамками
учебной
программы.
Например,
при
изучении
темы
«Окончательная
обработка халата», для того чтобы заинтересовать обучающихся, с помощью
манекена проводим примерку халата, в ходе которой обучающиеся учатся
проверять баланс изделия, находить контрольные точки, находить дефекты
изделий,
используя
таблицу
дефектов
(например:
полочки
изделия
расходятся внизу, спинки отстает и не прилегает к фигуре и т.д.). Учащиеся
предлагают пути исправления этих дефектов, а я сначала активизирую их
мыслительную деятельность наводящими вопросами, и далее показываю на
примерке изделия места, где могут образоваться дефекты, демонстрирую
методы их устранения. Эти знания пригодятся учащимся в дальнейшем при
самостоятельной работе по своей профессии.
Таким образом, проблемная ситуация и ее последующее решение
помогает учить учащихся быть внимательными, учит их анализировать,
развивает их творческое мышление, и как результат – повышает качество их
профессиональной подготовки.
Литература:
1.
Щербаков А. На занятии - проблемные ситуации // Учитель. - 2010. - N
6. - С. 82-83.
2.
Дородникова И. М. Проблемный метод обучения как средство развития
творческих способностей студентов // Известия Волгоградского
государственного технического университета. - 2009. - Т. 10. - № 6. - С.
45-47.
3.
Интернет-ресурсы.