Автор: Грунина Ирина Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: с.Тёплово г.о.г.Кулебаки Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/ с№ 36
Отчёт
по экологическому воспитанию
в средней группе
Воспитатель: Грунина Ирина Васильевна
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ
экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической
культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством
взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями,
животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из
материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка
при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня,
необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Поэтому перед собой мы поставили цель: формирование экологической
культуры детей дошкольного возраста.
Отсюда вытекает ряд задач:
-научить детей видеть и понимать красоту родной природы;
-научить бережно относиться ко всему животному миру;
- учить использовать полученные знания в повседневной жизни;
-уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях,
животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
-формировать представления о причинно-следственных связей внутри
природного комплекса.
-развивать интерес и активность в процессе познавательно -
исследовательской деятельности, обогащать опыт исследовательских
действий, удовлетворять детскую пытливость.
- развивать осознанное отношение к себе как к активному субъекту
окружающего мира.
-воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего
двора, участка детского сада, группы, города.
-формировать предметно - развивающую среду;
- взаимодействовать и сотрудничать с родителями по вопросам
экологического воспитания детей.
Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания
специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного
планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, в работе
использована образовательная программа дошкольного образования от
рождения до школы, под редакцией Васильевой.
Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась по
следующим образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие».
Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей
работе использовала следующие средства воспитания:
- игра;
- трудовая деятельность;
- объекты природы;
- предметный мир.
Формы работы:
- занятия;
- экскурсии;
- работа с родителями;
- самостоятельная деятельность детей.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического
воспитания является организация предметно-развивающей среды. В
нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она
способствовала развитию ребенка, создавала условия для формирования у
ребенка элементов экологической культуры. Процесс обучения стараюсь
строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали
наглядным методом. Для этого подобраны тематические картинки
соответствующие временам года, картинки домашних и диких животных и
многое другое. Уголок природы в группе служит местом для саморазвития
детей, там есть календарь погоды со схемами изображений погодных
явлений. Дети учатся работать с календарём, определять время года, наличие
ветра и осадков. Подобрана картотека экологических игр.
Так же с детьми учимся ухаживать за растениями: поливать их, рыхлить
землю, опрыскивать и протирать листочки. Организуя деятельность по уходу
за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи
им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а
для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.
С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят
простейшие опыты и ведут наблюдения. Уголок природы в группе служит не
только украшением, но и местом для саморазвития детей. В нем помещен
материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп,
песочные часы, шишки, желуди, каштаны, морские камешки и др.).
Так же с детьми учимся
ухаживать за растениями:
поливать
их, рыхлить землю,
опрыскивать и протирать
листочки.
Организуя деятельность по
уходу за
растениями, мы делаем
акцент на
необходимость заботы о них,
помощи
им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а
для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.
В группе был проведён мини-проект «Огород на подоконнике».
Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями
в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное
отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное
отношение к своему труду. Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за
ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи:
растения - земля, растения - вода, растения - человек. Дети ухаживают за
растениями (полив, рыхление)
С детьми ведется наблюдение за ростом лука, огурца, гороха и отмечается на
схеме стадии его развития.В течении года ведется уход за комнатными
растениями и обитателями живого уголка.
Собирали гербарий
Так же в режимных моментах проводятся дидактические игры, такие как :
«Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что
где растёт?».
Дидактические игры с природным материалом
Основные же знания о природе, дети получают на занятиях. Занятия
строятся на принципах развивающего обучения и направлены на развитие
личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные
наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы
Так же в режимных моментах проводятся дидактические игры, такие как :
«Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что
где растёт?».
С детьми проводятся беседы на экологические темы, например, «Помоги
птицам зимой», «Дикие животные», «Перелётные птицы» и другие.
Так же проводятся наблюдения на прогулке, за птицами, небом, деревьями и
т.д. Проводятся экскурсии, где дети наблюдают за сезонными изменениями в
природе
.
Летом мы с детьми ухаживали за огородом и
цветником.
Цель: учить детей устанавливать связь между состоянием растения и
условиями в которых оно находится, о том ,что одним из необходимых
условий ухода за растениями является рыхление почвы и полив уточнить
знания о растениях сада и огорода, продолжать обучать детей описанию
растения, отмечая изменения в его внешнем виде. Активизировать речевое
развитие. Воспитывать трудовые навыки и качества.
Экспериментальная деятельность летом на участке.
Эксперименты с песком и водой.
ЦЕЛЬ: Познакомить детей со свойствами воды, ее значением в нашей жизни,
для кого она нужна и для чего. Выявить свойства воды (прозрачная, без
запаха, льется, может принимать цвет, имеет вес. Продолжать знакомить со
свойствами песка (сухой песок –сыпучий, из влажного можно лепить.)
Экскурсия на водоем
Задачи: 1.продолжать учить детей замечать те изменения, которые
произошли на водоеме осенью Формировать у детей представления о
водоеме, как о сообществе водных и наземных растений и животных.
2.Рассказать о типичных представителях фауны пруда.
3.Формироватьэстетическое восприятие- учить детей видеть красоту
водоема( много воды, вода блестит на солнце, по берегам растут травы и
цветы).
4.Формировать связанную речь, активизировать словарный запас за счет
слов: водомерка, камыш, головастик; пополнить его новыми названиями
растений.
В течении года проводились проекты.
ПРОЕКТ: «ЗИМУШКА ЗИМА».
Цель: Расширять представление детей о зиме. Формировать у детей
представление о зимних природных явлениях, забавах.
Задачи: образовательные
- расширять представления детей о сезонных изменениях в
природе( изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).
-формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время
прогулки.
Развивающие:
-формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года.
-повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные
формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
-развивать речь, память, творческие способности дошкольников.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту
зимней природы;
-воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Практические:
-развивать познавательный интерес;
-повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу.
-показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе
реализации проекта.
-вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Проек
т: « Дикие животные наших лесов».
Цель :Создать условия для развития познавательных и творческих
способностей детей в процессе проекта.
Задачи:
1.Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни,
питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
2.Обоготить словарь за счет имен существительных( дупло ,берлога, логово,
нора),имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый ,злой,
голодный) ,глаголов(прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать).
3.Развивать связанную речь через составление описательного рассказа о
животных.
4.Воспитывать желание оказывать помощь животным.
Проект: «Мы творили Новый год».
Цель пректа:1.Развитие творчества, креативности в ходе создания
собственной новогодней игрушки.
2.Создание особого положительного эмоционального настроя при
изготовлении собственной новогодней игрушки.
ЗАДАЧИ:
1Расширять представление детей о новогоднем празднике. Закреплять в речи
существительные: «хоровод», «карнавал», «гирлянда», «украшение», «Дед
Мороз», «Снегурочка».
2.Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и
оттенках, о свойствах разнообразных материалов.
3.Воспитывать интерес к ручному труду, усложняя его содержание и
расширяя возможности создания разнообразных изображений.
4.Способствовать развитию доброжелательных внутрисемейных отношений.
Проект: «Звенит капель в весенний день».
Цель:дать детям представление о времени года «Весна».Воспитывать
бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным
явлениям.Создавать у детей праздничное настроение посредствам
привлечения к праздничным мероприятиям.
Задачи:
Конкритизировать и углублять представление детей о первых признаках
весны (состояние погоды, неба, растительности, характерных осадках);
особенностях жизни диких животных и птиц в период наступления весны.
Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего
весеннего времи года и поведением животных, состоянием
растительности.Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе
игровой деятельности. Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на
вопросы по прочитанному, вести диалог, развивать познавательную
активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки,
продуктивную деятельность детей, совершенсвовать навыки и умения в
рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности.
Формироватьпотребности в чтении, как источнике новых знаний об
окружающем.Укреплять здоровье детей осуществлением закаливающей
процедуры, приобщать детей к здоровому оброзу жизни.
Прогулка.
Так же проводятся наблюдения на прогулке, за птицами, небом,
деревьями и т.д. Проводятся экскурсии, где дети наблюдают за сезонными
изменениями в природе.
Цель:
Совершенствовать двигательные навыки и умения. Развивать бег, прыжки,
метание. Развивать психофизические качества: ловкость, быстроту, смелость,
выносливость. Ориентировку в пространстве. Стимулировать детей к
включению в процесс двигательной активности. Дать знания о помощи
людей птицам в зимних условиях. Закреплять умение находить, узнавать и
сравнивать следы птиц. Формировать у детей желание заботиться о
зимующих птицах. Закрепить свойства снега, скользить самостоятельно по
ледяной дорожке, скатываться на санках с горки. Расширять словарь детей
(ледяная, скользкая, гладкая, липкий)Создать положительный
эмоциональный комфорт у детей. Воспитывать эстетическое видение
природы.
.
Уровень экологического развития детей во многом определяется
степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное
значение имеет просвещение в области экологии. С этой целью мы
оформляем соответствующие стенды ««Берегите природу». « Помоги
птицам» Родители активно, помогают нам, они отзываются на любые
просьбы. Так, например, приняли участие в изготовлении кормушек для
птиц, которые мы с детьми развешивали в зимний период на территории
детского сада, и в создании «Огорода на подоконнике». С родителями и
детьми проведено открытое мероприятие КВН по экологии «Друзья
природы».
Так же в группе проведены экологические акции «Поделки из бросового
материала» и «Покормите птиц зимой» в которых родители приняли
непосредственное участие. В дальнейшем планируется экологическая акция
«Вторая жизнь пластиковой бутылке» и создание «Экологической тропы» на
территории детского сада.
Планирую на следующий год:
1.
Продолжать работать над экологическим проектом «Огород наш, огород,
все на нем всегда растет!».
2.
Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность,
активность для их дальнейших достижений и успехов.
3.
Продолжать совместную работу с родителями.
Вскоре пойдут в широкий мир мои выпускники, но я все - таки верю, что
зерна доброты, посеянные в их душах, не погибнут. Дети должны сажать
деревья, разводить и ухаживать за цветами, радоваться мохнатой пчелке,
звонким голосам птиц, оберегать и любить все, что просит помощи.
Пусть наполняются детские маленькие сердечки лаской и добром,
щедростью и человечностью. Пусть никогда не жалуется на них искренняя и
богатая матушка - природа. И все же верится: придут времена, когда люди
станут другом и защитником природы.
Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)