Напоминание

"Экологическое воспитание детей в ДОУ"


Автор: Грунина Ирина Васильевна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: с.Тёплово г.о.г.Кулебаки Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/ с№ 36

Отчёт

по экологическому воспитанию

в средней группе

Воспитатель: Грунина Ирина Васильевна

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ

экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической

культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством

взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями,

животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из

материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка

при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня,

необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Поэтому перед собой мы поставили цель: формирование экологической

культуры детей дошкольного возраста.

Отсюда вытекает ряд задач:

-научить детей видеть и понимать красоту родной природы;

-научить бережно относиться ко всему животному миру;

- учить использовать полученные знания в повседневной жизни;

-уточнять, систематизировать и углублять знания детей о растениях,

животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.

-формировать представления о причинно-следственных связей внутри

природного комплекса.

-развивать интерес и активность в процессе познавательно -

исследовательской деятельности, обогащать опыт исследовательских

действий, удовлетворять детскую пытливость.

- развивать осознанное отношение к себе как к активному субъекту

окружающего мира.

-воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего

двора, участка детского сада, группы, города.

-формировать предметно - развивающую среду;

- взаимодействовать и сотрудничать с родителями по вопросам

экологического воспитания детей.

Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания

специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного

планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, в работе

использована образовательная программа дошкольного образования от

рождения до школы, под редакцией Васильевой.

Текущая образовательная деятельность в группе осуществлялась по

следующим образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое

развитие».

Для осуществления качественной работы по данным направлениям в своей

работе использовала следующие средства воспитания:

- игра;

- трудовая деятельность;

- объекты природы;

- предметный мир.

Формы работы:

- занятия;

- экскурсии;

- работа с родителями;

- самостоятельная деятельность детей.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического

воспитания является организация предметно-развивающей среды. В

нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она

способствовала развитию ребенка, создавала условия для формирования у

ребенка элементов экологической культуры. Процесс обучения стараюсь

строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали

наглядным методом. Для этого подобраны тематические картинки

соответствующие временам года, картинки домашних и диких животных и

многое другое. Уголок природы в группе служит местом для саморазвития

детей, там есть календарь погоды со схемами изображений погодных

явлений. Дети учатся работать с календарём, определять время года, наличие

ветра и осадков. Подобрана картотека экологических игр.

Так же с детьми учимся ухаживать за растениями: поливать их, рыхлить

землю, опрыскивать и протирать листочки. Организуя деятельность по уходу

за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи

им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а

для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят

простейшие опыты и ведут наблюдения. Уголок природы в группе служит не

только украшением, но и местом для саморазвития детей. В нем помещен

материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп,

песочные часы, шишки, желуди, каштаны, морские камешки и др.).

Так же с детьми учимся

ухаживать за растениями:

поливать

их, рыхлить землю,

опрыскивать и протирать

листочки.

Организуя деятельность по

уходу за

растениями, мы делаем

акцент на

необходимость заботы о них,

помощи

им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а

для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В группе был проведён мини-проект «Огород на подоконнике».

Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями

в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное

отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное

отношение к своему труду. Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за

ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи:

растения - земля, растения - вода, растения - человек. Дети ухаживают за

растениями (полив, рыхление)

С детьми ведется наблюдение за ростом лука, огурца, гороха и отмечается на

схеме стадии его развития.В течении года ведется уход за комнатными

растениями и обитателями живого уголка.

Собирали гербарий

Так же в режимных моментах проводятся дидактические игры, такие как :

«Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что

где растёт?».

Дидактические игры с природным материалом

Основные же знания о природе, дети получают на занятиях. Занятия

строятся на принципах развивающего обучения и направлены на развитие

личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные

наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы

Так же в режимных моментах проводятся дидактические игры, такие как :

«Чей детеныш?», «Сбор урожая», «Чьи следы?», «Когда это бывает?», «Что

где растёт?».

С детьми проводятся беседы на экологические темы, например, «Помоги

птицам зимой», «Дикие животные», «Перелётные птицы» и другие.

Так же проводятся наблюдения на прогулке, за птицами, небом, деревьями и

т.д. Проводятся экскурсии, где дети наблюдают за сезонными изменениями в

природе

.

Летом мы с детьми ухаживали за огородом и

цветником.

Цель: учить детей устанавливать связь между состоянием растения и

условиями в которых оно находится, о том ,что одним из необходимых

условий ухода за растениями является рыхление почвы и полив уточнить

знания о растениях сада и огорода, продолжать обучать детей описанию

растения, отмечая изменения в его внешнем виде. Активизировать речевое

развитие. Воспитывать трудовые навыки и качества.

Экспериментальная деятельность летом на участке.

Эксперименты с песком и водой.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со свойствами воды, ее значением в нашей жизни,

для кого она нужна и для чего. Выявить свойства воды (прозрачная, без

запаха, льется, может принимать цвет, имеет вес. Продолжать знакомить со

свойствами песка (сухой песок –сыпучий, из влажного можно лепить.)

Экскурсия на водоем

Задачи: 1.продолжать учить детей замечать те изменения, которые

произошли на водоеме осенью Формировать у детей представления о

водоеме, как о сообществе водных и наземных растений и животных.

2.Рассказать о типичных представителях фауны пруда.

3.Формироватьэстетическое восприятие- учить детей видеть красоту

водоема( много воды, вода блестит на солнце, по берегам растут травы и

цветы).

4.Формировать связанную речь, активизировать словарный запас за счет

слов: водомерка, камыш, головастик; пополнить его новыми названиями

растений.

В течении года проводились проекты.

ПРОЕКТ: «ЗИМУШКА ЗИМА».

Цель: Расширять представление детей о зиме. Формировать у детей

представление о зимних природных явлениях, забавах.

Задачи: образовательные

- расширять представления детей о сезонных изменениях в

природе( изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).

-формировать представления детей о безопасном поведении зимой во время

прогулки.

Развивающие:

-формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года.

-повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные

формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

-развивать речь, память, творческие способности дошкольников.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту

зимней природы;

-воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

Практические:

-развивать познавательный интерес;

-повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу.

-показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе

реализации проекта.

-вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Проек

т: « Дикие животные наших лесов».

Цель :Создать условия для развития познавательных и творческих

способностей детей в процессе проекта.

Задачи:

1.Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни,

питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.

2.Обоготить словарь за счет имен существительных( дупло ,берлога, логово,

нора),имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый ,злой,

голодный) ,глаголов(прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать).

3.Развивать связанную речь через составление описательного рассказа о

животных.

4.Воспитывать желание оказывать помощь животным.

Проект: «Мы творили Новый год».

Цель пректа:1.Развитие творчества, креативности в ходе создания

собственной новогодней игрушки.

2.Создание особого положительного эмоционального настроя при

изготовлении собственной новогодней игрушки.

ЗАДАЧИ:

1Расширять представление детей о новогоднем празднике. Закреплять в речи

существительные: «хоровод», «карнавал», «гирлянда», «украшение», «Дед

Мороз», «Снегурочка».

2.Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и

оттенках, о свойствах разнообразных материалов.

3.Воспитывать интерес к ручному труду, усложняя его содержание и

расширяя возможности создания разнообразных изображений.

4.Способствовать развитию доброжелательных внутрисемейных отношений.

Проект: «Звенит капель в весенний день».

Цель:дать детям представление о времени года «Весна».Воспитывать

бережное отношение к пробуждению природы, к ее отдельным

явлениям.Создавать у детей праздничное настроение посредствам

привлечения к праздничным мероприятиям.

Задачи:

Конкритизировать и углублять представление детей о первых признаках

весны (состояние погоды, неба, растительности, характерных осадках);

особенностях жизни диких животных и птиц в период наступления весны.

Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего

весеннего времи года и поведением животных, состоянием

растительности.Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе

игровой деятельности. Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на

вопросы по прочитанному, вести диалог, развивать познавательную

активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки,

продуктивную деятельность детей, совершенсвовать навыки и умения в

рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности.

Формироватьпотребности в чтении, как источнике новых знаний об

окружающем.Укреплять здоровье детей осуществлением закаливающей

процедуры, приобщать детей к здоровому оброзу жизни.

Прогулка.

Так же проводятся наблюдения на прогулке, за птицами, небом,

деревьями и т.д. Проводятся экскурсии, где дети наблюдают за сезонными

изменениями в природе.

Цель:

Совершенствовать двигательные навыки и умения. Развивать бег, прыжки,

метание. Развивать психофизические качества: ловкость, быстроту, смелость,

выносливость. Ориентировку в пространстве. Стимулировать детей к

включению в процесс двигательной активности. Дать знания о помощи

людей птицам в зимних условиях. Закреплять умение находить, узнавать и

сравнивать следы птиц. Формировать у детей желание заботиться о

зимующих птицах. Закрепить свойства снега, скользить самостоятельно по

ледяной дорожке, скатываться на санках с горки. Расширять словарь детей

(ледяная, скользкая, гладкая, липкий)Создать положительный

эмоциональный комфорт у детей. Воспитывать эстетическое видение

природы.

.

Уровень экологического развития детей во многом определяется

степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное

значение имеет просвещение в области экологии. С этой целью мы

оформляем соответствующие стенды ««Берегите природу». « Помоги

птицам» Родители активно, помогают нам, они отзываются на любые

просьбы. Так, например, приняли участие в изготовлении кормушек для

птиц, которые мы с детьми развешивали в зимний период на территории

детского сада, и в создании «Огорода на подоконнике». С родителями и

детьми проведено открытое мероприятие КВН по экологии «Друзья

природы».

Так же в группе проведены экологические акции «Поделки из бросового

материала» и «Покормите птиц зимой» в которых родители приняли

непосредственное участие. В дальнейшем планируется экологическая акция

«Вторая жизнь пластиковой бутылке» и создание «Экологической тропы» на

территории детского сада.

Планирую на следующий год:

1.

Продолжать работать над экологическим проектом «Огород наш, огород,

все на нем всегда растет!».

2.

Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность,

активность для их дальнейших достижений и успехов.

3.

Продолжать совместную работу с родителями.

Вскоре пойдут в широкий мир мои выпускники, но я все - таки верю, что

зерна доброты, посеянные в их душах, не погибнут. Дети должны сажать

деревья, разводить и ухаживать за цветами, радоваться мохнатой пчелке,

звонким голосам птиц, оберегать и любить все, что просит помощи.

Пусть наполняются детские маленькие сердечки лаской и добром,

щедростью и человечностью. Пусть никогда не жалуется на них искренняя и

богатая матушка - природа. И все же верится: придут времена, когда люди

станут другом и защитником природы.

Берегите землю!

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)



В раздел образования