Автор: Новикова Надежда Александровна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12 комбинированного вида
Населённый пункт: г.Одинцово,пос ВНИИССОК,Московская область
Наименование материала: проект
Тема: "Мы играем с песком"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №12 комбинированного вида
Летний проект 2 младшей группы «Капелька»
«Мы играем с песком»
Подготовила воспитатель
первой категории
Новикова Н.А.
ВНИИССОК 2017 г
Проект: «Мы играем с песком»
Автор проекта: воспитатель первой категории
Новикова Н.А.
Продолжительность: среднесрочный (с июня по
август)
Тип проекта: познавательный, творческий
групповой.
Участники проекта: дети 2 младшей группы,
воспитатели, родители.
Возраст: 3-4 года
Проблема: не сформированность у детей знаний о
свойствах песка, однообразие игровых действий
детей с песком.
Актуальность проекта: реализация данного проекта
позволит сформировать у детей знания о свойствах
песка, о различных играх с песком.
Цель проекта: дать детям новые знания о свойствах песка и его
использовании.
Задачи проекта:
-
расширить у детей представления о свойствах сухого и влажного песка;
-
способствовать развитию познавательно-исследовательской и
конструктивной деятельности детей;
-
тренировка мелкой моторики рук;
-
способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор
на совместную деятельность дома, в детском саду.
-
продолжать учить определять пригодность песка для игры на ощупь, по
цвету;
-
продолжать учить пользоваться формочками, совочками, подсобным
материалом.
-
воспитывать желание играть с песком.
Предполагаемый результат проекта:
-Сформированное понятие у детей «Игры с песком »,
понимание его смысла.
-Разнообразие игровых действий детей с песком.
-Развитие творческого подхода к играм с песком.
-Ощущение ребенком эмоционального комфорта;
-Самостоятельные игры детей с песком;
-Проявление интереса к экспериментированию с различными
игрушками;
-Овладение знаниями о свойствах, качествах песка;
-Повышение речевой активности;
-Обогащение родительского опыта приемами практического
взаимодействия с ребенком в семье.
Этапы реализации проекта:
I этап — подготовительный
Выявление первоначальных знаний детей о свойствах песка.
-Вопросы для обсуждения: Что такое песок? Откуда его берут?
-Информация для родителей о предстоящей деятельности.
-Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов по теме проекта.
II этап — основной
Проведение организованной работы с детьми в соответствии с планом:
1.Беседа на тему: - «Как можно играть с песком?».
2.Чтение детям стихотворений:
-Б. Заходер «Строители»;
-Л. Герасимовой «Играем с песком», «Мы печем».
3.Проведение опытов:
- «Песок сыпучий»
- «Из какого песка лучше лепить»
- Занятие «Сыплем-лепим»
- опыт «Песок состоит из песчинок»
- игра-занятие «Ладошки на песке»
- рисование на песке.
4.Рассматривание иллюстраций, атрибутов необходимых для игры.
5.Организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр:
-Подвижные: «Меткий стрелок», «Кто быстрее?»
-Сюжетно-ролевая игра: «Приходите в гости»
-Дидактические игры: «Веселые раскопки», «Ползут змейки
6. Развитие продуктивной деятельности песка, рассматривание, обсуждение
ее результатов. Развитие способов исследовательской деятельности,
связанной с изучением песка. Формирование целостного представления о
свойствах песка, расширение кругозора. Развитие любознательности,
усидчивости.
7. Работа с родителями по заданной теме:
-
знакомство родителей с темой проекта.
-
задание на лето (фотоотчёты об отдыхе на песке)
III этап — заключительный
Создание детьми постройки из песка на тему: «Песочные фантазии».
Подведение итогов по реализации проекта.
Замок строим из песка,
Будет башня высока.
И ворота будут тоже,
Ну а жить там будет... ежик!
Постройки из песка
Большая настоящая
Кипит работа тут.
И люди работящие
В песочнице растут.
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Игры - эксперименты
Рисуем песком
Рисуем на песке
.
Отдыхаем на песке
Выводы:
В ходе реализации проекта: Ребенок осознанно выполняет
действия с сухим и влажным песком, проявляет интереса к
результату своей деятельности; испытывает чувство
удовлетворения от продукта деятельности; родители активно
включаются в практическую, экспериментальную и игровую
деятельность с детьми.
У детей появился положительный эмоциональный настрой. В
играх с песком они стали гораздо спокойнее, дружелюбнее,
отзывчивее друг к другу.
Дети стали проявлять больше фантазии, воображения и
творческого мышления. Сами придумывают сказки, обыгрывают
свои постройки.
Малыши с удовольствием идут по утрам в детский сад, зная,
что их там ждёт песочница с забавными и интересными играми
с песком.
Картотека
игр
с
песком
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, развитие
навыков взаимодействия со сверстниками. Содержание. «Идут медвежата»
— ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают
зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,
двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок
расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка
волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок
двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью
погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом —
«жучки здороваются»). «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые
разнообразные следы, придумывают название для фантастического
животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное
можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление
закономерностей, развитие навыков взаимодействия со взрослыми.
Содержание. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части
песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с
возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и
волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой
же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый
рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный
узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной
последовательности предметов, например камешков, желудей, больших
пуговиц и пр. Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный
дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я.
Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из
кругов, а внизу — из треугольников.
Игра «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его
мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Содержание. Взрослый показывает способы построения в песочнице
разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река,
озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить
самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные
сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в
группе.
Игра «Детские секретики»
Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление,
воображение, развивать навыки взаимодействия. Содержание. Дети вместе
со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки,
гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка
просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных
участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики,
ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя
карте-схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и
отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
Игра «Отпечатки»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения. Содержание.
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно
делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие
животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и
т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке.
Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым
плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких
играх можно использовать задания на классификацию предметов,
например — только геометрические формы, только животные.
Игра «Цветные заборчики»
Цель: развитие мышления, моторики, навыков взаимодействия со взрослым.
Содержание. На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов.
Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить
заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик
красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор,
чередуя палочки по цвету.
Игра «Что я закопала в песок?»
Цель : Развитие внимания, памяти, наблюдательности, навыков
доброжелательного общения со взрослым и сверстниками. Содержание.
Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как
называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к
песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! »,
«Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок.
Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается.
Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши. Игра
повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек. Эту игру
можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все
смотрят и слушают ответы. Если ребенок правильно отгадал, то выбирает
другого, а сам закапывает игрушку.
Спасибо
за
внимание
!