Автор: Никулина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мкдоу детский сад 24
Населённый пункт: п.Верхние Серги Свердловская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьезберегающие технологии в доу
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в
ДОУ по ФГОС. Формы и методы
работы здоровьесбережению
64
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих
образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных
стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений
деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в
том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Суть здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий,
которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного
процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
формирование
у
дошкольников
основ
валеологической
культуры,
т.е.
научить
их
самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на
здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными
формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления
оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
проведение профилактической оздоровительной работы;
ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
мотивация детей на здоровый образ жизни;
формирование полезных привычек;
формирование валеологических навыков;
формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников,
требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих
технологий:
медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей,
противоэпидемиологическая работа, организация специализированных коррекционных групп,
профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества
организации питания и т.д.);
физкультурно-оздоровительные (проведение
подвижных
игр,
спортивные мероприятия,
валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа
жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них
валеологической культуры);
валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными
здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому
образу
жизни,
расширение
знаний
о
возрастных
и
психологических
особенностях
дошкольников);
здоровьесберегающее
образование
детей
(формирование
валеологических
знаний
и
навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного
взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Картотека здоровьесберегающих технологий
Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий,
которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные
перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют
несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
смене вида деятельности;
предупреждении утомляемости;
снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
активизации кровообращения;
активизации мышления;
повышении интереса детей к ходу занятия;
создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения
в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.).
Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под
музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все
дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения
выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может
включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым
популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика.
Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс
коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
улучшить работу внутренних органов;
активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
тренировать дыхательный аппарата;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повысить защитные механизмы организма;
восстановить душевное равновесие, успокоиться;
развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее
рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть
ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая
форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.
В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов
и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а
выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на
задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого
дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не
только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и
письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика
способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью
пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В
ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения
пальцами. Используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить,
чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс
пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия
можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она
подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику
нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:
снятия напряжения;
предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики
состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии
(кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним.
Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с
предметами, специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые
используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его
психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
проведение психофизической разрядки;
развитие познавательных психических процессов;
нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в
игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое
занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:
этюдов с использованием мимики и пантомимы;
этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка
шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими
под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель
ритмопластики:
восполнение «двигательного дефицита»;
развитие двигательной сферы детей;
укрепление мышечного корсета;
совершенствование познавательных процессов;
формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические
упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно
проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не
раньше, чем через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому
обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта
технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у
них будет возможность:
проявить эмоции, переживания, фантазию;
самовыразиться;
снять психоэмоциональное напряжение;
избавиться от страхов;
стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.
Ароматерапия
Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных
предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на
здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут
заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары.
Таким образом происходит:
улучшение самочувствия и настроения детей;
профилактика простудных заболеваний;
решение проблем со сном.
Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза
ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с
родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или
индивидуальные аромамедальоны.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их
виды:
фитотерапию;
цветотерапию;
музыкотерапию;
витаминотерапию;
физиотерапию;
гелиотерапию;
песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования
здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья
детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного
процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.