Автор: Веприкова Зинаида Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад Тополек" п.Демьянка - филиал МАУ ДО "Детский сад "Солнышко" п.Туртас Уватского муниципального района!
Населённый пункт: Демьянка
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Сказкотерапия в жизни детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
«Сказкотерапия в жизни детей
дошкольного возраста».
выполнил: Веприкова З.П.
Консультация для родителей:
«Сказкотерапия в жизни детей дошкольного возраста».
Современным детям доступны всевозможные развлечения. Казалось бы,
зачем тратить время на рассказывание сказок. Может, достаточно просто
грамотно выбрать мультфильмы с учетом воспитательного и развивающего
значения для малыша? Стоп, самые заботливые в мире родители!
Возвращаемся к истокам. Ничто так не заменит мультики, как живое слово.
Сказкотерапия для детей – один из самых мощных инструментов воспитания,
которым ни в коем случае не стоит пренебрегать.
Сказкотерапия - это воздействие, применяемое с целью коррекции детских
поведенческих реакций и избавляющее от страхов, а также фобий. Отличие
сказкотерапии от сказки заключается в том, что сказкотерапия – это
естественный способ сближения с ребенком, а сказка, как один из жанров
фольклора, является инструментом, помогающим нам это сделать.
«Как сказка врачевать научилась?»
Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием нескольких
видов сказок: авторские, художественные, народные, психотерапевтические,
психокоррекционные, медативные и дидактические.
Художественные сказки создавались вовсе не для
процесса психоконсультирования, но тем не менее успешно ему служат.
Сказкотерапия: когда и с кем можно работать через сказки?
Применение сказок в терапии может быть очень широким. Чаще, конечно, их
используют для работы с детьми. Но на практике можно увидеть, как
отлично работают сказки в терапии со взрослыми людьми, уставшими от
правил, норм, моралей и обыденности.
Кроме того, сказка может быть и коллективной работой. Тогда она прекрасно
показывает связи между людьми в группе, даёт им возможность увидеть и
понять взгляды друг друга и может стать объединяющим группу результатом
общего творчества.
Но если вернуться к индивидуальной работе, то стоит отметить, что сказки
отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной
ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей
текущей роли в жизни, с проблемами в общении.
Но это далеко не всё: сказка может также просто успокоить и расслабить, а
может воздействовать на личностные установки через ассоциации, которые
даже остаются неосознанными. Для детей это служит еще и отличным
механизмом для развития креативности, творческого видения.
Какие бывают сказки?
Очень многие ученые пытались как-то классифицировать сказки, выделяя из
них сказки с животными, волшебные, бытовые и прочее. Есть даже одно
очень любопытное исследование про морфологию сказок, оно как-то очень
ясно показывает из чего должна состоять каждая сказка вне зависимости от
её типа. Но для терапевтических сказок существует своя отдельная
типология. Она скорее говорит нам о том, для чего каждая конкретная сказка
может быть использована.
Можно начать с медитативной сказки. Она призвана привести человека к
состоянию покоя и расслабления. В ней может не быть морали, разделения
на добро и зло и чётких выводов. Она должна быть просто красивой,
эмоциональной, мотивирующей. Её стоит рассказывать и слушать для
расслабления, может быть перед сном или в начале сеанса. Она может
служить и для погружения в транс, в котором человек соотнесётся со своим
подсознанием и решит что-то важное для себя. Сама по себе сказка при этом
не влияет ни на какие личностные установки в отличие, например, от
психологической сказки. Узнайте ещё больше о том, как расслабиться, когда
что-то тревожит.
Психологические сказки обычно имеют автора и содержат какое-то
послание, заложенное в текст при помощи метафор. Этот метафорический
образ мягко может повлиять на личность слушателя.
Но более действенной в конкретных ситуациях может
быть психокоррекционная сказка. Она может напрямую по сюжету
перекликаться с проблемой, над которой работает клиент. Опять же, задача
заключается в очень мягком воздействии и донесении вариантов действий
или развития событий. Клиент может и не воспринять то решение, которое
предлагает сказка, тогда важно, чтобы он при помощи психолога нашел свой
успешный конец для такой сказки.
Существует и ещё более глубокий тип сказок – это как
раз психотерапевтические сказки. Они могут опираться на притчи или
религиозные мотивы, могут нести в себе глубинные архетипы. Такие сказки
как раз и дают максимальную поддержку, надежду и опору. В них много
мудрости. И это помогает справиться даже с травматическим опытом
клиентов.
Для детей также существует ещё дидактический тип сказок. Их задача
больше похожа на обучение. Мы сейчас часто можем наблюдать это в виде
коротких детских мультиков, которые рассказывают детям, как правильно
чистить зубы или переходить дорогу.
Особенности работы со сказками в разном возрасте
Начинать использовать сказки можно уже с 2-х лет. Для совсем маленьких
детей это большая поддержка при адаптации к новому коллективу в саду.
Сказки помогут научиться самостоятельно справляться без родителей и с
эмоциями, и с общением. Для старших дошкольников и младших
школьников к этому добавляется ещё развитие творческих
способностей, памяти, целеполагание и прояснение причинно-следственных
связей. Дети обычно легко идут в работу со сказками, их это увлекает и
радует.
Другое дело, когда речь идёт о подростках. С одной стороны, в таком
возрасте много проблем, которые хорошо могли бы быть решены через
сказки. Но с другой стороны, подростки далеко не всегда готовы работать со
сказками. Отделение себя от мира маленьких детей может препятствовать
такой работе. Тогда можно попробовать назвать это не сказкой, а притчей
или просто историей. Но надо быть готовым и к тому, что метод работы
придётся выбрать другой.
Как работает сказкотерапия?
Остаётся всё равно вопрос, как, собственно, происходит эта работа со
сказками. Вариантов существует несколько. Можно работать с уже
имеющимися сказками. Самым простым способом взаимодействия тогда
является пересказ. Человек неосознанно максимально подробно и ярко будет
описывать именно те моменты сказки, которые тронули его больше всего.
Там и стоит искать материал для дальнейшей терапии. Кроме того, клиент
может делать иллюстрации к тем эпизодам, которые его впечатлили больше
всего. Это работает и как диагностика, и как коррекция, так как рисунок
всегда можно привести к такому состоянию, чтобы он нравился, приносил
положительные эмоции. Даже если изначально сюжет тревожил клиента.
Также по уже рассказанной сказке можно сделать кукольную постановку.
В этом задании опять же можно обратить внимание на то, какие моменты
клиент подчеркивает для себя, как наиболее яркие и значимые.
Даже чтение сказки по ролям вместе с психологом может дать немало пищи
для размышлений, ведь человек сам выбирает себе героя и сам даёт
эмоциональную окраску его поведения.
И, разумеется, ещё остается просто разговор по сюжету сказки. Сказка
подбирается в соответствии с темой запроса, и психолог задаёт вопросы,
чтобы рассмотреть эту сказочную ситуацию со всех сторон, увидеть и
плюсы, и минусы, разные причинно-следственные связи.
Остается ещё один прекрасный способ работы со сказками, когда человек
пишет сказку сам. В этот момент используется максимум творческой
энергии. Человек сам сначала описывает завязку сказки, в соответствии со
своей ситуацией, а потом придумывает решение. Прелесть в том, что в
сказке можно всё. И иногда именно этот фактор помогает преодолеть
внутренние барьеры и придумать решение. Потом сказочное решение
переносится на реалии. Это может происходить не сразу, иногда требуется
время, чтобы метафору перевернуть обратно в жизнь, но главное, что внутри
уже есть знание о том, что ситуация имеет решения.
Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.
• Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти
лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них.
Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям
жизненный опыт.
• Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой,
и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки
рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы
разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и
здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о
маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в
семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на
формирование образа семейных отношений.
• Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, чудовищ, страшилок,
и прочих. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом
детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную
ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые
способы реагирования.
• Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7
лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека
поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном
развитии человека.
Структура работы со сказкой:
1.Сочинение (чтение) сказки, рассказа, ее обсуждение.
2.Рисунок отрывка, который больше заполнился ребенку.
Или, наоборот, сделать рисунок, а затем придумать к нему историю. Что
будет сначала выполнять ребенок не принципиально, важен конечный
результат.
3.Драматизация сказки( рассказа), проигрывание по ролям.
Рекомендации для родителей "Сочиняем сказку дома"
1.Попробуйте сочинить сказку о бытовых предметах. Обязательно должны
присутствовать как положительные так и отрицательные персонажи.
2."Старая сказка по-новому". В знакомой ребенку сказке главные герои
наделяются противоположными качествами.
3."Необычная сказка". Например: Начинайте с простых вопросов: "Как ты
считаешь, зайчата храбрые или трусливые?"; "Какого цвета у них шерстка
зимой?" .А потом переходите к сочинению самой сказки: "Мне как-то
рассказали про необыкновенного зайку, у которого шерстка была черная, и
никого он не боялся...." Дальше предложите продолжить сказку ребенку.
Таким образом, в основе данного инновационного подхода лежит
моделирование педагогического процесса на основе базовых программ
обучения и воспитания дошкольников с использованием разнообразных
средств и форм сказкотерапии с целью психологического обеспечения
развития и воспитания эмоционально-благополучного, разносторонне
развитого, счастливого ребенка, гармонизации развития его личности, через
развитие способностей самовыражения и самосознания.