Напоминание

«Сказкотерапия в жизни детей дошкольного возраста».


Автор: Веприкова Зинаида Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Детский сад Тополек" п.Демьянка - филиал МАУ ДО "Детский сад "Солнышко" п.Туртас Уватского муниципального района!
Населённый пункт: Демьянка
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Сказкотерапия в жизни детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Сказкотерапия в жизни детей

дошкольного возраста».

выполнил: Веприкова З.П.

Консультация для родителей:

«Сказкотерапия в жизни детей дошкольного возраста».

Современным детям доступны всевозможные развлечения. Казалось бы,

зачем тратить время на рассказывание сказок. Может, достаточно просто

грамотно выбрать мультфильмы с учетом воспитательного и развивающего

значения для малыша? Стоп, самые заботливые в мире родители!

Возвращаемся к истокам. Ничто так не заменит мультики, как живое слово.

Сказкотерапия для детей – один из самых мощных инструментов воспитания,

которым ни в коем случае не стоит пренебрегать.

Сказкотерапия - это воздействие, применяемое с целью коррекции детских

поведенческих реакций и избавляющее от страхов, а также фобий. Отличие

сказкотерапии от сказки заключается в том, что сказкотерапия – это

естественный способ сближения с ребенком, а сказка, как один из жанров

фольклора, является инструментом, помогающим нам это сделать.

«Как сказка врачевать научилась?»

Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием нескольких

видов сказок: авторские, художественные, народные, психотерапевтические,

психокоррекционные, медативные и дидактические.

Художественные сказки создавались вовсе не для

процесса психоконсультирования, но тем не менее успешно ему служат.

Сказкотерапия: когда и с кем можно работать через сказки?

Применение сказок в терапии может быть очень широким. Чаще, конечно, их

используют для работы с детьми. Но на практике можно увидеть, как

отлично работают сказки в терапии со взрослыми людьми, уставшими от

правил, норм, моралей и обыденности.

Кроме того, сказка может быть и коллективной работой. Тогда она прекрасно

показывает связи между людьми в группе, даёт им возможность увидеть и

понять взгляды друг друга и может стать объединяющим группу результатом

общего творчества.

Но если вернуться к индивидуальной работе, то стоит отметить, что сказки

отлично подходят для работы со страхами, с поиском решения той или иной

ситуации, с созданием картины будущего, с комплексами и осознанием своей

текущей роли в жизни, с проблемами в общении.

Но это далеко не всё: сказка может также просто успокоить и расслабить, а

может воздействовать на личностные установки через ассоциации, которые

даже остаются неосознанными. Для детей это служит еще и отличным

механизмом для развития креативности, творческого видения.

Какие бывают сказки?

Очень многие ученые пытались как-то классифицировать сказки, выделяя из

них сказки с животными, волшебные, бытовые и прочее. Есть даже одно

очень любопытное исследование про морфологию сказок, оно как-то очень

ясно показывает из чего должна состоять каждая сказка вне зависимости от

её типа. Но для терапевтических сказок существует своя отдельная

типология. Она скорее говорит нам о том, для чего каждая конкретная сказка

может быть использована.

Можно начать с медитативной сказки. Она призвана привести человека к

состоянию покоя и расслабления. В ней может не быть морали, разделения

на добро и зло и чётких выводов. Она должна быть просто красивой,

эмоциональной, мотивирующей. Её стоит рассказывать и слушать для

расслабления, может быть перед сном или в начале сеанса. Она может

служить и для погружения в транс, в котором человек соотнесётся со своим

подсознанием и решит что-то важное для себя. Сама по себе сказка при этом

не влияет ни на какие личностные установки в отличие, например, от

психологической сказки. Узнайте ещё больше о том, как расслабиться, когда

что-то тревожит.

Психологические сказки обычно имеют автора и содержат какое-то

послание, заложенное в текст при помощи метафор. Этот метафорический

образ мягко может повлиять на личность слушателя.

Но более действенной в конкретных ситуациях может

быть психокоррекционная сказка. Она может напрямую по сюжету

перекликаться с проблемой, над которой работает клиент. Опять же, задача

заключается в очень мягком воздействии и донесении вариантов действий

или развития событий. Клиент может и не воспринять то решение, которое

предлагает сказка, тогда важно, чтобы он при помощи психолога нашел свой

успешный конец для такой сказки.

Существует и ещё более глубокий тип сказок – это как

раз психотерапевтические сказки. Они могут опираться на притчи или

религиозные мотивы, могут нести в себе глубинные архетипы. Такие сказки

как раз и дают максимальную поддержку, надежду и опору. В них много

мудрости. И это помогает справиться даже с травматическим опытом

клиентов.

Для детей также существует ещё дидактический тип сказок. Их задача

больше похожа на обучение. Мы сейчас часто можем наблюдать это в виде

коротких детских мультиков, которые рассказывают детям, как правильно

чистить зубы или переходить дорогу.

Особенности работы со сказками в разном возрасте

Начинать использовать сказки можно уже с 2-х лет. Для совсем маленьких

детей это большая поддержка при адаптации к новому коллективу в саду.

Сказки помогут научиться самостоятельно справляться без родителей и с

эмоциями, и с общением. Для старших дошкольников и младших

школьников к этому добавляется ещё развитие творческих

способностей, памяти, целеполагание и прояснение причинно-следственных

связей. Дети обычно легко идут в работу со сказками, их это увлекает и

радует.

Другое дело, когда речь идёт о подростках. С одной стороны, в таком

возрасте много проблем, которые хорошо могли бы быть решены через

сказки. Но с другой стороны, подростки далеко не всегда готовы работать со

сказками. Отделение себя от мира маленьких детей может препятствовать

такой работе. Тогда можно попробовать назвать это не сказкой, а притчей

или просто историей. Но надо быть готовым и к тому, что метод работы

придётся выбрать другой.

Как работает сказкотерапия?

Остаётся всё равно вопрос, как, собственно, происходит эта работа со

сказками. Вариантов существует несколько. Можно работать с уже

имеющимися сказками. Самым простым способом взаимодействия тогда

является пересказ. Человек неосознанно максимально подробно и ярко будет

описывать именно те моменты сказки, которые тронули его больше всего.

Там и стоит искать материал для дальнейшей терапии. Кроме того, клиент

может делать иллюстрации к тем эпизодам, которые его впечатлили больше

всего. Это работает и как диагностика, и как коррекция, так как рисунок

всегда можно привести к такому состоянию, чтобы он нравился, приносил

положительные эмоции. Даже если изначально сюжет тревожил клиента.

Также по уже рассказанной сказке можно сделать кукольную постановку.

В этом задании опять же можно обратить внимание на то, какие моменты

клиент подчеркивает для себя, как наиболее яркие и значимые.

Даже чтение сказки по ролям вместе с психологом может дать немало пищи

для размышлений, ведь человек сам выбирает себе героя и сам даёт

эмоциональную окраску его поведения.

И, разумеется, ещё остается просто разговор по сюжету сказки. Сказка

подбирается в соответствии с темой запроса, и психолог задаёт вопросы,

чтобы рассмотреть эту сказочную ситуацию со всех сторон, увидеть и

плюсы, и минусы, разные причинно-следственные связи.

Остается ещё один прекрасный способ работы со сказками, когда человек

пишет сказку сам. В этот момент используется максимум творческой

энергии. Человек сам сначала описывает завязку сказки, в соответствии со

своей ситуацией, а потом придумывает решение. Прелесть в том, что в

сказке можно всё. И иногда именно этот фактор помогает преодолеть

внутренние барьеры и придумать решение. Потом сказочное решение

переносится на реалии. Это может происходить не сразу, иногда требуется

время, чтобы метафору перевернуть обратно в жизнь, но главное, что внутри

уже есть знание о том, что ситуация имеет решения.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

• Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти

лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них.

Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям

жизненный опыт.

• Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой,

и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки

рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы

разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и

здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о

маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в

семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на

формирование образа семейных отношений.

• Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, чудовищ, страшилок,

и прочих. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом

детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную

ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые

способы реагирования.

• Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7

лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека

поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном

развитии человека.

Структура работы со сказкой:

1.Сочинение (чтение) сказки, рассказа, ее обсуждение.

2.Рисунок отрывка, который больше заполнился ребенку.

Или, наоборот, сделать рисунок, а затем придумать к нему историю. Что

будет сначала выполнять ребенок не принципиально, важен конечный

результат.

3.Драматизация сказки( рассказа), проигрывание по ролям.

Рекомендации для родителей "Сочиняем сказку дома"

1.Попробуйте сочинить сказку о бытовых предметах. Обязательно должны

присутствовать как положительные так и отрицательные персонажи.

2."Старая сказка по-новому". В знакомой ребенку сказке главные герои

наделяются противоположными качествами.

3."Необычная сказка". Например: Начинайте с простых вопросов: "Как ты

считаешь, зайчата храбрые или трусливые?"; "Какого цвета у них шерстка

зимой?" .А потом переходите к сочинению самой сказки: "Мне как-то

рассказали про необыкновенного зайку, у которого шерстка была черная, и

никого он не боялся...." Дальше предложите продолжить сказку ребенку.

Таким образом, в основе данного инновационного подхода лежит

моделирование педагогического процесса на основе базовых программ

обучения и воспитания дошкольников с использованием разнообразных

средств и форм сказкотерапии с целью психологического обеспечения

развития и воспитания эмоционально-благополучного, разносторонне

развитого, счастливого ребенка, гармонизации развития его личности, через

развитие способностей самовыражения и самосознания.



В раздел образования