Напоминание

"МИЛИМЭТРЫ"


Автор: Идрисова Фатима Таймуразовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дельфин" № 19
Населённый пункт: г.–к. Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: программа дополнительного образования по познавательному развитию (ФЭМП)
Тема: "МИЛИМЭТРЫ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Рассмотрена

на установочном

педагогическом совете

Протокол № 1 от

31.08.2020 г.

Утверждено:

Приказ № 43 АД от 31.08.2018 г.

Заведующий МБДОУ д/с

«Дельфин» № 19

_______________ И.Р.Салахова

Программа

дополнительного образования

по познавательному развитию

(формирование элементарных математических представлений)

с детьми дошкольного возраста

«

МИЛИМЭТРЫ

»

автор - составитель:

воспитатель Идрисова Ф.Т.

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых

ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая

может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К

тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим

складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с

основами счета.

Математика

это

мощный

фактор

интеллектуального

развития

ребенка,

формирования

его

познавательных

и

творческих

способностей.

Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Поэтому занятия

по

кружковой

работе

проводились

в

увлекательной

игровой

форме,

с

применением

сказочных

сюжетов.

Благодаря

играм

удаётся

сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных

детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия,

а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается

интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, занятия, проводимые

в игровой форме, помогут привить ребенку знания из области математики,

ребенок

научится

выполнять

различные

действия,

разовьет

память,

мышление, творческие способности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Основные цели и задачи программы

На основе системы увлекательных игр и упражнений способствовать

успешному развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Формирование

первичных

представлений

об

основных

свойствах

и

отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени.

Задачи

Количество и счет

Задачи:

сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а

где много, выражать это в речи;

устанавливать равенство и неравенство групп предметов;

понимать и использовать в речи слова столько, сколько, поровну,

больше, меньше;

понимать значение вопроса Сколько? и правильно отвечать на

него;

называть числительные по порядку в пределах девяти, относить

последнее ко всей группе;

согласовывать числительное с существительным в роде, числе,

падеже;

решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой

информации;

знакомить

со

стихами,

загадками,

сказками,

в

которых

присутствуют числа.

Величина

Задачи:

сравнивать предметы одного и различных размеров по величине,

высоте, длине, ширине, толщине;

использовать

в

речи

результаты

сравнения

(меньше,

ниже,

короче, уже, тоньше и др.);

выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и

объединять их по этим признакам.

Геометрические фигуры

Задачи:

обследовать объект зрительно-двигательным путем;

представлять, что фигуры могут быть разного размера;

видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Знакомить

с

геометрическими

фигурами

(круг,

квадрат,

прямоугольник, овал, треугольник) и телами (шар, куб).

Ориентировка во времени

Задача: учить различать и правильно называть части суток (утро, день,

вечер, ночь) и времена года (осень, зима, весна, лето).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Ориентировка в пространстве

Задачи:

различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный

материал правой рукой слева - направо;

обозначать

словами

положение

предмета

относительно

себя

(слева, справа, наверху, внизу);

двигаться

в

заданных

направлениях

(налево,

направо,

вперед,

назад).

Продолжительность основных видов занятий:

1 раз в неделю – среда: 15.30. – 15.55.

Ожидаемый результат воспитанников:

Занятия

по

программе

направлены

на

развитие

различных

интегративных качеств личности ребенка. Любознательный, активный:

задает вопросы взрослому;

с интересом и удовольствием самостоятельно выполняет задания;

обращается за помощью к взрослому.

Овладевший

средствами

общения

и

способами

взаимодействия

со

взрослыми и сверстниками:

выполняет задания в соответствии с поставленной целью;

понимает обращенную к нему речь;

старается соблюдать спокойный, дружелюбный тон общения;

владеет диалогической речью.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия:

соотносит действия с конкретной целью;

выстраивает поведение в соответствии с требованиями взрослого;

соблюдает простейшие правила поведения.

Способный

решать

интеллектуальные

и

личностные

задачи,

адекватные возрасту:

применяет

усвоенные

знания

для

решения

новых

задач,

предложенных взрослым;

понимает

простейшие

причинно-следственные

связи

и

отношения.

Овладевший универсальными предпосылками к учебной деятельности:

слушает взрослого и выполнять его инструкцию;

умеет работать по правилу и образцу.

Овладевший компетенциями, необходимыми для выполнения заданий

по математике:

сравнивает количество предметов, различает, где их много, а где

один, объясняет это словами;

понимает значение вопроса Сколько? и правильно отвечает на

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

него;

называет

числительные

по

порядку

в

пределах

пяти,

относит

последнее числительное ко всей группе предметов;

согласовывает

в

роде,

числе

и

падеже

числительное

с

существительным;

различает

и

называет

геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

треугольник, прямоугольник, овал);

понимает, что фигуры могут быть разного размера;

различает и называет геометрические тела (шар, куб);

видит геометрические фигуры в окружающих предметах;

сравнивает

предметы

различных

и

одинаковых

размеров

по

величине, высоте, длине, ширине, толщине;

использует

в

речи

результаты

сравнения

(большой,

меньше,

маленький, самый маленький);

выделяет признаки сходства разных и одинаковых предметов и

объединяет предметы по ним;

различает и называет части суток (утро, день, вечер, ночь);

различает и называет времена года (осень, зима, весна);

обозначает

словами

положение

предмета

относительно

себя

(слева, справа, наверху, внизу);

понимает задание и выполняет его самостоятельно.

Литература

1.

Петерсон Л.Г. «Игралочка», математика для для детей 3 – 4 лет,

часть 1, Москва, 2016;

2.

Колесникова Е.В. «Математика вокруг нас», 120 игровых заданий

для детей 3 – 4 лет, Москва, 2015;

3.

авт. – сост. Колесова Л.В. «Математическое развитие детей 4 – 7

лет», Волгоград, 2014;

4.

Петерсон Л.Г. «Игралочка», практический курс математики для

дошкольников, Москва, 2012;

5.

Гаврина С.Е., «Большая книга подготовки к школе для детей 3-4

лет», Ярославль, 2009;

6.

Михайлова

З.А.

«Математика

это

интересно»,

Игровые

ситуации для детей дошкольного возраста, Санкт – Петербург, 2002.

7.

Колесникова

Е.В.

«Математические

ступеньки»,

Творческий

центр, Москва 2007г.

8.

Петерсон

Л.Г.

«Игралочка»,

математика

для

детей

5-6

лет,

часть 3, Москва, 2019г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Перспективный план кружковой работы

по формированию элементарных математических представлений

«МилиМэтры»

во второй младшей группе

(первый год обучения)

Месяц,

неделя

Тема,

название

занятия

Цели, задачи

Октябрь

1

занятие

Цвет,

игры

«Дорожки», «В

гости».

уточнить представления о четырёх цветах - красном,

жёлтом, зелёном, синем, и их названия;

сформировать

умение

определять

и

называть

цвет

предметов (красный, жёлтый, зелёный, синий), распределять

предметы

в

группы

по

цвету

(на

основе

материального

образца);

тренировать

мыслительные

операции

анализ,

сравнение.

2

занятие

Цвет,

игры

«Накрой

на

стол»,

«Вкусная

конфета»

сформировать

умение

распределять

предметы

в

группы

по

цвету

(на

основе

материального

образца),

закрепить умение определять и называть цвета;

развивать

воображение,

артикуляционный

аппарат,

речь.

3

занятие

Цвет,

игры

«Рисуем

рассказ»,

«На

речке»

закрепить умение определять и называть изученные

цвета, соотносить цвета с предметами окружающего мира,

распределять предметы в группы по цвету, расширить спектр

цветов, известных детям;

тренировать

мыслительные

операции

анализ,

сравнение

и

аналогию,

развивать

пространственные

представления, воображение, речь.

4

занятие

Цвет,

игра

«Раскрась-ка!»

закрепить

представление

о

цвете

как

о

признаке,

умение

сравнивать

предметы

по

цвету

(одинаковый,

различный) и выражать результаты сравнения в речи;

тренировать

мыслительные

операции

анализ

и

сравнение, развивать воображение, зрительную память, речь,

сформировать опыт самоконтроля.

Ноябрь

1

занятие

Оттенки

цветов,

игры

«Компот»,

«Повара»

сформировать представление об оттенках цветов, опыт

их обозначения словами «светлый» и «тёмный»;

сформировать

опыт

самостоятельного

преодоления

затруднения

под

руководством

воспитателя

на

основе

рефлексивного

метода

(фиксации

затруднения,

понимания

его причины, самостоятельного построения способа выхода

из него) и опыт самоконтроля;

закрепить умение сравнивать предметы по оттенкам

цветов и выражать результаты сравнения в речи;

2

занятие

Оттенки

цветов,

игра

«Красим воду»

закрепить представления о разных оттенках цвета по

светлоте, умение выражать в речи светлые и тёмные оттенки

разных цветов;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

закрепить

умение

различать

и

называть

6

цветов,

сравнивать предметы по цвету.

3

занятие

Оттенки

цветов,

игра

«Сундучки»

закрепить

умение

различать

и

называть

цвета

и

оттенки, сравнивать предметы по цвету и оттенкам цветов;

тренировать умение группировать предметы по цвету

и оттенкам цветов (светлые и тёмные).

4

занятие

Большой

и

маленький,

игры

«Медведи»,

«Разные

коврики»

закрепить

умение

различать

и

называть

размеры

предметов - большой, поменьше, маленький;

закрепить

умение

различать

и

называть

цвета,

сравнивать предметы по цвету и размеру.

5

занятие

Большой

и

маленький,

игры

«Башенка»,

«Большой,

маленький»

тренировать

умение

различать

и

называть

размеры

предметов - большой, поменьше, маленький;

сформировать

представление

о

взаимосвязи

между

плоскими и объёмными предметами и о квадрате как плоском

изображении

кубика,

ввести

в

речевую

практику

термин

«квадрат»;

тренировать мелкую моторику рук.

Декабрь

1

занятие

Цвет и форма

сформировать

представление

о

форме

предметов

и

сравнении

предметов

по

форме

(одинаковая,

различная),

тренировать

умение

находить

предметы

одинаковые

и

различные по форме;

ввести в речевую практику названия различных форм

плоских

фигур

квадрат,

круг,

овал,

треугольник,

прямоугольник.

2

занятие

Один, много

уточнить представления детей о понятиях «один» и

«много», умение определять, где много предметов, а где один

предмет;

сформировать

опыт

самостоятельного

преодоления

затруднения

под

руководством

воспитателя

на

основе

рефлексивного метода;

закрепить умение детей определять и называть цвет

предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.

3

занятие

Столько

же,

больше,

меньше,

игры

«Бабочки», «На

полянке»

сформировать

представление

об

установлении

равночисленности групп предметов с помощью составления

пар,

расширить

словарный

запас

детей

выражениями

«столько же», «больше», «меньше»;

построить

под

руководством

воспитателя

способ

сравнения

групп

предметов

по

количеству

с

помощью

составления пар;

сформировать

опыт

составления

простейшей

закономерности изменения цвета.

4

занятие

Столько

же,

больше,

меньше,

игра

«Птицы

на

заборе»

построить

под

руководством

воспитателя

способ

уравнивания групп предметов;

закрепить

умение

определять

и

называть

цвета

предметов, умение использовать понятия «один» и «много»,

сравнивать

группы

предметов

по

количеству

с

помощью

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

составления пар.

Январь

1

занятие

Столько

же,

больше,

меньше;

игры

«Покупка

продуктов

к

столу»,

«Что

изменилось?»

закрепить

умение

сравнивать

группы

предметов

по

количеству

с

помощью

составления

пар

и

уравнивать

численность групп предметов;

закрепить

умение

определять

и

называть

цвет

предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру,

использовать понятия «один» и «много».

2

занятие

Столько

же,

больше,

меньше;

игры

«Запасы

на

зиму»,

«Найди

лишнее»

закрепить

умение

сравнивать

группы

предметов

по

количеству

с

помощью

составления

пар

и

уравнивать

численность групп предметов;

закрепить умение сравнивать предметы по свойствам,

использовать понятия «один» и «много», учить преодолевать

различные препятствия.

3

занятие

Счёт до двух

сформировать

представление

о

числе

два,

умение

считать до двух;

сформировать

опыт

самостоятельного

преодоления

затруднения под руководством воспитателя;

закрепить

представления

о

числе

«один»,

использование

слов

«один»

и

«одна»

в

речи,

умение

сравнивать

и

уравнивать

численность

групп

предметов,

сравнивать предметы по свойствам.

Февраль

1

занятие

Числа

и

цифры 1 и 2

познакомить с цифрами 1 и 2, сформировать умение

соотносить цифры 1 и 2 с количеством;

закрепить счёт

до

двух,

умение сравнивать

группы

предметов по количеству, используя числа.

2

занятие

Длиннее,

короче

сформировать представление о сравнении предметов

по длине путём наложения и приложения;

закрепить счёт до двух, умение сравнивать предметы

по

свойствам,

умение

сравнивать

группы

предметов

по

количеству, используя числа.

3

занятие

Круг

сформировать представление о круге как общей форме

некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах

окружающей обстановки;

сформировать

опыт

преодоления

затруднения

способом «спросить у того, кто знает»;

закрепить счёт до двух, умение сравнивать предметы

по свойствам.

4

занятие

Шар

уточнить

представления

о

шаре,

сформировать

представления о его свойствах, умение распознавать шар в

предметах окружающей обстановки.

Март

1

занятие

Счёт до трёх

сформировать

представление

о

числе

3,

умение

считать до трёх;

закрепить представления о числах 1 и 2, умение использовать

их название в речи, сравнивать и уравнивать численность

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

групп предметов, сравнивать предметы по свойствам.

2

занятие

Треугольник

сформировать

представление

о

треугольнике

как

общей

форме

некоторых

предметов,

умение

распознавать

треугольную форму в предметах окружающей обстановки.

3

занятие

Число

и

цифра 3

познакомить

с

цифрой

3,

сформировать

умение

соотносить цифру 3 с количеством;

закрепить представления о круге и треугольнике, счёт

до трёх, умение выделять и сравнивать свойства предметов,

видеть

и

продолжать

закономерность,

умение

сравнивать

группы предметов по количеству, используя счёт.

Апрель

1

занятие

На, над, под

уточнить

представления

о

пространственных

отношениях

«на»

-

«над»

-

«под»,

тренировать

умение

понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в

речи;

актуализировать

представления

о

пространственных

отношениях

«между»,

«наверху»,

«внизу»,

тренировать

умение различать левую и правую руки.

2

занятие

Выше, ниже

уточнить

представления

о

пространственных

отношениях «выше» - «ниже», тренировать умение понимать

и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи,

сформировать

представление

о

сравнении

предметов

по

высоте.

3

занятие

Слева, справа

уточнить

пространственные

отношения

«слева»

-

«справа», сформировать представление детей о положении

предмета справа и слева от них;

закрепить

умение

выделять

и

называть

свойства

предметов.

4

занятие

Раньше, позже

уточнить представления об изменении предметов со

временем,

о

временных

отношениях

«раньше»

-

«позже»

(«сначала»

-

«потом»),

тренировать

умение

понимать

и

правильно

употреблять

в

речи

слова

«раньше»,

«позже»,

составлять

сериационный

ряд

по

данным

временным

отношениям.

Май

1

занятие

Счёт

до

четырёх.

Число

и

цифра 4

сформировать

представление

о

числе

и

цифре

4,

умение

считать

до

четырёх,

соотносить

цифру

4

с

количеством;

закрепить

счётные

умения,

умение

выделять

и

сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы

предметов по количеству, используя счёт и составление пар,

умение

сравнивать

и

упорядочивать

предметы

по

высоте,

умение

видеть

и

продолжать

закономерность чередования

фигур, отличающихся цветом.

2

занятие

Квадрат

сформировать

представление

о

квадрате

как

общей

форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в

предметах окружающей обстановки и среди других фигур

(треугольников

и

кругов),

познакомить

с

некоторыми

свойствами квадрата;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

закрепить счёт до четырёх, представления о круге и

треугольнике,

умение

определять

и

называть

свойства

предметов, сравнивать предметы по длине.

3

занятие

Куб

сформировать представление о кубе и некоторых его

свойствах,

умение

распознавать

куб

в

предметах

окружающей обстановки и среди других фигур;

закрепить представления об изученных фигурах, счёт

до

четырёх,

умение

определять

и

называть

свойства

предметов, сравнивать предметы по высоте;

тренировать мыслительные операции анализ, синтез,

сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь,

воображение,

творческие способности, сформировать опыт

самоконтроля.

Перспективный план кружковой работы

по формированию элементарных математических представлений

«МилиМэтры»

в средней группе

(второй год обучения)

Месяц,

неделя

Тема, название

занятия

Цели, задачи

Октябрь

1

занятие

Раньше, позже

уточнить представления об изменении предметов со

временем, о временных отношениях «раньше» - «позже»,

тренировать умение понимать и правильно употреблять в

речи слова «раньше», «позже», составлять сериационный

ряд по данным временным отношениям;

сформировать опыт самостоятельного преодоления

затруднения под руководством воспитателя;

закрепить

умение

использовать

в

игровой

деятельности понятия «один» и «много», умение выделять,

называть

и

сравнивать

свойства

предметов,

сравнивать

численность групп предметов с помощью составления пар;

тренировать

мыслительные

операции

анализ

и

сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое

мышление, пространственную ориентацию.

2

занятие

Квадрат

сформировать представление о квадрате как общей

форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат

в

предметах

окружающей

обстановки

и

среди

других

фигур, познакомить с некоторыми свойствами квадрата;

сформировать

опыт

преодоления

затруднения

способом «спросить у того, кто знает».

3

занятие

Куб

закрепить умение определять и называть изученные

цвета, сформировать представление о кубе и некоторых

его

свойствах,

умение

распознавать

куб

в

предметах

окружающей обстановки и среди других фигур;

закрепить

представления

об

изученных

фигурах,

умение

определять

и

называть

свойства

предметов,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

сравнивать предметы по высоте.

4

занятие

Вверху, внизу

уточнить

пространственные

отношения

«вверху»,

«внизу»,

«верхний»,

«нижний»,

тренировать

умение

понимать

и

правильно

использовать

в

речи

слова,

выражающие эти отношения;

тренировать

мыслительные

операции

анализ,

сравнение, логическое мышление.

Ноябрь

1

занятие

Сравнение

по

ширине

уточнить

пространственные

отношения

«шире» -

«уже», сформировать

умение сравнивать предметы по

ширине

путём

приложения

и

наложения,

тренировать

умение понимать и правильно использовать в речи слова

«широкий», «узкий»;

закрепить

счетные

умения,

умение

определять,

называть

и

сравнивать

свойства

предметов,

видеть

и

продолжать закономерность чередования фигур по форме.

2

занятие

Счёт

до

пяти.

Число и цифра 5

сформировать представление о числе и цифре 5,

умение

считать

до

пяти,

соотносить

цифру

5

с

количеством;

закрепить

счётные

умения,

умение

выделять,

называть

и

сравнивать

свойства

предметов,

умение

сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.

3

занятие

Овал

формировать

представление

об

овале,

умение

распознавать овал в предметах окружающей обстановки,

выделять

фигуры

формы

овала

среди

фигур

разной

формы;

закрепить умение определять и называть свойства

предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.

4

занятие

Внутри, снаружи

уточнить

понимание

смысла

слов

«внутри»,

«снаружи» и грамотно употреблять их в речи;

закрепить представление об овале.

Декабрь

1

занятие

Впереди,

сзади,

между

уточнить

понимание

смысла

слов

«впереди»,

«сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи.

2

занятие

Пара

уточнить понимание детьми значения слова «пара»

как двух предметов, объединенных общим признаком;

сформировать опыт самостоятельного преодоления

затруднения под руководством воспитателя.

3

занятие

Прямоугольник

сформировать

представление

о

прямоугольнике,

умение

распознавать

прямоугольник

в

предметах

окружающей

обстановки,

выделять

фигуры

формы

прямоугольника среди фигур разной формы;

закрепить

геометрические

и

пространственные

представления, умение соотносить цифру с количеством.

4

занятие

Числовой ряд

сформировать

представление

о

числовом

ряде,

закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с

количеством, сформировать опыт обратного счёта от 5 до

1.

5

Ритм

(поиск

и

сформировать

представление

о

ритме,

умение

в

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

занятие

составление

закономерностей)

простейших случаях видеть закономерность и составлять

ряд закономерно чередующихся предметов или фигур.

Январь

1

занятие

Счёт

до

шести.

Число и цифра 6

сформировать представление о числе и цифре 6,

умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с

количеством.

2

занятие

Порядковый счёт

сформировать представление о порядковом счёте,

закрепить умение считать до 6, умение соотносить цифры

1-6 с количеством;

закрепить умение определять и называть свойства

предметов, умение ориентироваться в пространстве.

3

занятие

Сравнение

по

длине

уточнить понимание слов «длинный» и «короткий»,

закрепить

сравнение

по

длине,

сформировать

представление об упорядочивании по длине нескольких

предметов, развивать глазомер;

закрепить умение определять и называть свойства

предметов,

представление

о

числовом

ряде,

счёт

до

6,

порядок следования цифр 1-6.

Февраль

1

занятие

Счёт

до

семи.

Число и цифра 7

сформировать представление о числе и цифре 7,

умение считать до 7 и обратно, соотносить цифру 7 с

количеством.

2

занятие

Сравнение

по

толщине

уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий»,

сформировать умение сравнивать предметы по толщине;

закрепить

счётные

умения,

умение

определять

и

называть

свойства

предметов,

сравнивать

предметы

по

длине.

3

занятие

Сравнение

по

высоте

уточнить понимание слов «высокий» и «низкий»,

закрепить

умение

сравнивать

предметы

по

высоте,

представление об упорядочивании по высоте нескольких

предметов, развивать глазомер;

закрепить

умение

сравнивать

численность

групп

предметов двумя способами, представление о числовом

ряде, прямой и обратный счёт до семи, умение определять

и называть свойства предметов.

Март

1

занятие

План

(карта

путешествий)

сформировать

умение

ориентироваться

по

элементарному

плану,

правильно

определять

взаимное

расположение предметов в пространстве;

закрепить умение определять и называть свойства

предметов,

геометрические

и

пространственные

представления.

2

занятие

Счёт до 8. Число

и цифра 8

сформировать представление о числе и цифре 8,

умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством.

3

занятие

Сравнение

по

длине, ширине и

толщине

закрепить умение выделять, называть и сравнивать

свойства

предметов,

умение

сравнивать

предметы

по

длине, ширине и толщине;

закрепить порядковый счёт до 8, знание цифр 1-8.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

4

занятие

Цилиндр

сформировать

представление

о

цилиндре

и

некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в

предметах окружающей обстановки.

5

занятие

Конус

сформировать представление о конусе и некоторых

его

свойствах, умение распознавать

конус в

предметах

окружающей обстановки и среди других фигур;

закрепить

умение

выделять

и

называть

свойство

предметов, представления об изученных геометрических

фигурах,

умение

соотносить

плоские

геометрические

фигуры с пространственными телами.

Апрель

1

занятие

Призма

и

пирамида

сформировать представление о призме и пирамиде

и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы

формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и

среди других фигур.

2

занятие

Геометрические

тела

закрепить представления детей о пространственных

геометрических фигурах, пространственных отношениях,

умение ориентироваться на плане-карте;

порядковый счёт, представления о числах и цифрах

1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.

3

занятие

Игровое

упражнение: Три

котенка

развивать комбинаторные умения;

уточнить представления о направлениях счёта;

соотнести

предметы

по

цвету

с

ориентацией

на

сюжет игры.

4

занятие

Длиннее, короче

сформировать

представление

о

сравнении

предметов по длине путём наложения и приложения;

закрепить

счёт

до

двух,

умение

сравнивать

предметы

по

свойствам,

умение

сравнивать

группы

предметов по количеству, используя числа.

Май

1

занятие

Круг

сформировать

представление

о

круге

как

общей

форме некоторых предметов, умение распознавать круг в

предметах окружающей обстановки;

сформировать

опыт

преодоления

затруднения

способом «спросить у того, кто знает».

2

занятие

Шар

уточнить

представления

о

шаре,

сформировать

представления о его свойствах, умение распознавать шар в

предметах окружающей обстановки.

3

занятие

Путешествие

уметь сосчитывать предметы, расположенные по-

разному.

4

занятие

Цветик-

семицветик

сформировать умения воспроизводить симметрию,

составлять группы предметов по заданному условию.

Перспективный план кружковой работы

по формированию элементарных математических представлений

«МилиМэтры»

в старшей группе

(третий год обучения)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

Месяц,

неделя

Тема, название

занятия

Цели, задачи

Октябрь

1

занятие

Свойства

предметов

и

символы.

Игры

«Продавцы»,

«Покупатели»

повторить формы плоских геометрических фигур,

пространственные

отношения

«ввверху»

-

«внизу»,

«слева»-«справа»,

свойства

предметов

-

форма,

цвет,

размер, уточнить представление о цифре, как о знаке,

обозначающем число (количество предметов);

сформировать

представления

о

способах

обозначения

свойств

предметов

с

помощью

знаков

(символов), опыт придумывания и использования таких

обозначений;

сформировать

опыт

самостоятельного

преодоления затруднения под руководством воспитателя

на

основе

рефлексивного

метода,

опыт

самоконтроля,

уточнить

известные

способы

действий

в

ситуации

затруднения;

тренировать

мыслительные

операции-

анализ,

синтез,

сравнение

и

обобщение,

развивать

внимание,

память,

речь,

фантазию,

воображение,

логическое

мышление,

инициативность,

творческие

способности,

мелкую моторику рук.

2

занятие

Свойства

предметов

и

символы.

Игры

«Не

забудь»,

«Новоселье»

тренировать

умение

понимать

и

использовать

символы,

сформировать

представление

о

том,

как

обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания;

повторить

счет

до

8,

форму

плоских

геометрических

фигур,

пространственные

отношения

«вверху» - «внизу», «слева» - «справа»;

закрепить способ действий «если что-то не знаю,

придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику.

3

занятие

Таблицы.

Игры

«Деление

на

пары», «Ремонт»

сформировать представление о таблице, строке и

столбце, первичный опыт определения и выражения в

речи места фигуры в таблице.

тренировать счетные умения, умение определять и

называть форму, цвет и размер плоских геометрических

фигур

4

занятие

Число 9. Цифра 9.

Игры

«Садовники»,

«Письмо»

познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9,

сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством;

тренировать умение сравнивать численность двух

групп

предметов

путем

пересчета

и

составления

пар,

различать

изученные

геометрические

фигуры,

умение

ориентироваться в пространстве относительно себя.

Ноябрь

1

занятие

Число 0. Цифра 0.

Игры

«Билеты»,

«Грибы»

сформировать

представление

о

числе

0,

познакомить

с

цифрой

0,

сформировать

умение

соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;

тренировать

умение

узнавать

и

называть

геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить

цифры 1-9 с количеством.

2

Число

10.

Запись

сформировать

умение считать

до

10,

различать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

занятие

числа

10.

Игры

«Напиши

число»,

«Яблонька»

запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами;

тренировать умение сравнивать количество путем

пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-

9 с количеством, прямой и обратный счет до 10, умение

составлять числовой ряд.

3

занятие

Сравнение

групп

предметов. Знак =.

Игры «Поездка на

трамвае»,

«Помоги другу»

сформировать

представление

о

равных

группах

предметов,

умение

устанавливать

их

равенство

путем

составления идентичных пар, познакомить со знаком =;

тренировать умение выделять и называть свойства

предметов, умение сравнивать предметы по длине путем

наложения и приложения, закрепить счет до 10, умение

соотносить запись чисел с количеством.

Декабрь

1

занятие

Сравнение

групп

предметов. Знак =

и ≠

сформировать представление о равных и неравных

группах предметов, умение устанавливать равенство и

неравенство

групп

предметов

путем

составления

идентичных пар и фиксировать результат сравнения с

помощью знаков «=» и ≠;

сформировать

опыт

самостоятельного

преодоления затруднения под руководством воспитателя

на

основе

рефлексивного

метода,

опыт

самоконтроля,

закрепить

способ

действий

«если

что-то

не

знаю,

придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику;

тренировать умение выделять и называть свойства

предметов,

умение

сравнивать

предметы

по

высоте,

закрепить счёт в пределах 10;

2

занятие

Сложение.

Игры

«Посадка

в

самолёт», «Сок на

завтрак»

сформировать

представление

о

сложении

как

объединении

групп

предметов,

о

записи

сложения

с

помощью знака «+»;

тренировать умение выделять и называть свойства

предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;

тренировать

мыслительные

операции-

анализ,

синтез,

сравнение

и

обобщение,

развивать

внимание,

память,

речь,

фантазию,

воображение,

логическое

мышление,

инициативность,

творческие

способности,

мелкую моторику рук.

3

занятие

Переместительное

свойство

сложения.

Игры

«Фрукты»,

«Деление

на

пары»

сформировать представление о переместительном

свойстве сложения;

закрепить

представления

о

смысле

сложения

групп предметов и записи сложения с помощью знака

«+», тренировать умение выполнять действие сложения,

счётные умения в пределах 10

4

занятие

Сложение.

Игры

«Билеты

на

автобус», Рецепт»

сформировать

представление

о

соответствии

между сложением мешков и сложением чисел;

закрепить

представления

о

смысле

сложения

групп предметов, записи сложения с помощью знака «+»,

взаимосвязи между частью и целым, тренировать умение

выполнять действие сложения, счётные умения;

сформировать

опыт

самостоятельного

преодоления затруднения под руководством воспитателя

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

на

основе

рефлексивного

метода,

опыт

самоконтроля,

закрепить

способ

действий

«если

что-то

не

знаю,

придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику

5

занятие

Вычитание.

Игры

«Покупка

подарков»,

«Распределение

подарков»

сформировать представление о вычитании как об

удалении

части

из

целого,

о

записи

вычитания

с

помощью знака «-»;

тренировать умение выделять и называть свойства

предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;

тренировать

мыслительные

операции

-

анализ,

синтез,

сравнение

и

обобщение,

развивать

внимание,

память,

речь,

фантазию,

воображение,

логическое

мышление,

инициативность,

творческие

способности,

мелкую моторику рук

Январь

1

занятие

Вычитание.

Игры

«Деление

на

пары»,

«Разложи

по местам»

закрепить

представление

о

смысле

вычитания,

умение выполнять действие вычитания групп предметов

и чисел и записывать его с помощью знака «-»;

сформировать представление о взаимосвязи между

целым и частью;

сформировать

опыт

составления

задач

на

вычитание

по

картинкам

и

их

решения,

тренировать

счётные

умения,

закрепить

представление

о

числовом

ряде,

счёт

до

10,

символьное

обозначение

свойств

предметов «большой» и «маленький»

2

занятие

Сложение

и

вычитание.

Игры

«Найди

свою

группу»,

«Переменка»

закрепить представления о сложении и вычитании,

умение их выполнять на основе предметных действий,

тренировать умение записывать сложение и вычитание с

помощью знаков + и -, сформировать представление о

взаимосвязи между сложением и вычитанием;

тренировать умение выделять и называть свойства

предметов, умение сравнивать предметы по свойствам,

разбивать

группу

предметов

на

части

по

свойствам,

закрепить знание записи чисел 1-10, порядковый счёт в

пределах 10, умение составлять числовой ряд;

тренировать

мыслительные

операции

-

анализ,

синтез,

сравнение

и

обобщение,

развивать

внимание,

память,

речь,

фантазию,

воображение,

логическое

мышление,

инициативность,

творческие

способности,

мелкую моторику рук.

3

занятие

Столько

же,

больше,

меньше.

Игры «Команды»,

«В школу»

уточнить представления детей о сравнении групп

предметов по количеству с помощью составления пар,

сформировать

умение

записывать

результат

этого

сравнения

с

помощью знаков = и

≠ и определять

на

предметной основе, в какой группе количество предметов

больше (меньше) и на сколько;

сформировать

опыт

самостоятельного

преодоления затруднения под руководством воспитателя

на

основе

рефлексивного

метода,

опыт

самоконтроля,

закрепить

способ

действий

«если

что-то

не

знаю,

придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

закрепить

представления

детей

о

сложении

и

вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между

частью

и

целым,

умение

записывать

сложение

и

вычитание групп предметов и чисел с помощью знаков +

и ≠, тренировать счётные умения

Февраль

1

занятие

Знаки «больше» и

«меньше».

Игры

«За

картошкой»,

«Столбики»

сформировать представление о знаках «больше» и

«меньше», умение использовать их для записи результата

сравнения по количеству групп предметов с помощью

составления

пар,

закрепить

умение

определять

на

предметной основе, в какой группе количество предметов

больше (меньше) и на сколько;

закрепить

представления

детей

о

сложении

и

вычитании групп предметов и чисел, умение составлять и

решать простейшие задачи на сложение и вычитание по

картинке,

записывать

сложение

и

вычитание

групп

предметов и чисел с помощью знаков + и -, тренировать

счётные умения;

тренировать

мыслительные

операции-

анализ,

синтез,

сравнение

и

обобщение,

развивать

внимание,

память,

речь,

фантазию,

воображение,

логическое

мышление,

инициативность,

творческие

способности,

мелкую моторику рук

2

занятие

На

сколько

больше?

Игры

«Прятки

с

числами»,

«Переучёт»

сформировать представление о сравнении чисел на

основе

их

расположения

в

числовом

ряду,

умение

с

помощью предметных действий отвечать на вопрос «На

сколько одно число больше другого?»

закрепить

представления

детей

о

сложении

и

вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между

частью и целым, тренировать счётные умения

3

занятие

На

сколько

меньше? Игры «В

школу»,

«На

сколько меньше»

сформировать представление о сравнении чисел на

основе

их

расположения

в

числовом

ряду,

умение

с

помощью предметных действий отвечать на вопрос «На

сколько одно число меньше другого?»;

закрепить умения детей с помощью предметных

действий отвечать на вопрос «На сколько одно число

больше

другого?»,

представления

о

сложении

и

вычитании

4

занятие

На

сколько

длиннее

(выше)?

Игры «Сравни по

высоте

и

длине»,

«Покупка».

уточнить

представления

о

сравнении

по

длине

(высоте)

и

сформировать

умение

определять

на

предметной основе, на сколько одна полоска длиннее

(выше) или короче (ниже), чем другая;

закрепить представления детей о числовом ряде,

форме

геометрических

фигур,

символах,

сложении

и

вычитании

групп

предметов

и

чисел,

тренировать

счётные умения;

тренировать навыки самоконтроля, мыслительные

операции

анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

аналогию,

развивать

внимание,

память,

речь,

воображение, логическое мышление, мелкую моторику

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

рук,

инициативность,

творческие

способности,

коммуникативные качества

Март

1

занятие

Измерение длины.

Игры

«Шарф»,

«Дорога»

сформировать представления об измерении длины

предметов с помощью мерки;

закрепить

представления

детей

о

сложении

и

вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между

частью и целым, тренировать счётные умения;

сформировать

опыт

самостоятельного

преодоления затруднения под руководством воспитателя

на

основе

рефлексивного

метода,

опыт

самоконтроля,

закрепить

способ

действий

«если

что-то

не

знаю,

придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»

2

занятие

Измерение длины.

Игры

«Разные

шаги», «Поводок»

закрепить

умение

измерять

длину

предметов

с

помощью

мерки,

сформировать

представления

о

зависимости результата измерения длины от величины

мерки;

закрепить представления детей о числовом ряде,

сложении и вычитании групп предметов и чисел, умение

составлять

и

решать задачи по

картинке, тренировать

счётные умения;

тренировать

мыслительные

операции-

анализ,

синтез,

сравнение

и

обобщение,

развивать

внимание,

память,

речь,

фантазию,

воображение,

логическое

мышление,

инициативность,

творческие

способности,

мелкую моторику рук

3

занятие

Измерение длины.

Игры

«Покупки»,

«Живые числа»

сформировать

представление

о

том,

что

сравнивать

по

длине

можно

только

тогда,

когда

измерения

ведутся

одинаковой

меркой,

тренировать

умение

измерять

длину

предметов

помощью

мерки,

пользуясь

алгоритмом,

закрепить

представления

о

зависимости результата измерения длины от величины

мерки;

закрепить представления детей о числовом ряде,

сравнении чисел

4

занятие

Объемные

и

плоскостные

фигуры.

Игры

«На что похоже?»,

«Прятки»

сформировать

представление

о

том,

чем

отличаются

плоские

и

пространственные

(объёмные)

фигуры,

и

о

том,

из

каких

элементов

состоят

пространственные фигуры;

повторить

названия

изученных

геометрических

фигур, умение распознавать и называть их;

закрепить умение сравнивать группы предметов

по количеству с помощью составления пар, тренировать

счётные умения, умение решать простейшие задачи на

сложение и вычитание.

5

занятие

Сравнение

по

объёму.

Игры

«Столько

же»,

«Найди чашку»

сформировать представление о непосредственном

сравнении сосудов по объёму (вместимости), умение с

помощью переливания (пересыпания) определять, какой

сосуд больше по объёму, а какой меньше;

закрепить непосредственное сравнение предметов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

по высоте, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь

между

частью

и

целым,

умение

составлять

и

решать

простейшие

задачи

на

сложение

и

вычитание,

тренировать счётные умения

Апрель

1

занятие

Измерение объёма.

Игры

«Разные

кастрюли»,

«Яблоки»

закрепить

представления

о

непосредственном

сравнении сосудов по объёму с помощью переливания,

сформировать

представления

об

измерении

объёма

сосудов с помощью мерки;

сформировать

опыт

самостоятельного

преодоления затруднения под руководством воспитателя

на

основе

рефлексивного

метода,

опыт

самоконтроля,

закрепить

способ

действий

«если

что-то

не

знаю,

придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

закрепить пространственные отношения «слева» -

«справа»-«между»,

смысл

сложения

и

вычитания,

взаимосвязь

между

частью

и

целым,

умение

решать

простейшие

задачи

на

сложение

и

вычитание,

тренировать счётные умения

2

занятие

Способы

измерения.

Игра

«Математический

лабиринт»

закрепить

счётные

умения,

представления

о

числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

упражнять детей в составлении и решении задач

на сложение и вычитание, в умении выделять в задаче

части.

3

занятие

Классификация.

Игра

«Раздели

фигуры»

упражнять

детей

в

последовательном

анализе

каждой

группы

фигур,

выделении

и

обобщении

признаков, свойственных фигурам и каждой из групп,

сопоставлении их, обосновании найденного решения;

формировать

понятие

об

отрицании

некоторого

свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.

тренировать

мыслительные

операции

-

анализ,

синтез,

сравнение

и

обобщение,

развивать

внимание,

память,

речь,

фантазию,

воображение,

логическое

мышление,

инициативность,

творческие

способности,

мелкую моторику рук

4

занятие

Математические

задачки.

Игры

«Цвет

и

число»,

«Число и цвет»

закрепить

навыки

ориентировки

в

пространстве

(справа, слева);

развивать логическое мышление;

закрепить навыки количественного и порядкового

счёта, сложения и вычитания в пределах 10

Май

1

занятие

В

стране

геометрических

фигур.

Игра

«Найди фигуру»

познакомить

с

понятием

таблицы

(строка,

столбец), учить пользоваться простейшими таблицами;

закреплять

представление

о

геометрических

фигурах,

умение

сравнивать

фигуры

по

свойствам

и

находить закономерность в их расположении;

тренировать навыки самоконтроля, мыслительные

операции

анализ,

синтез,

сравнение,

обобщение,

аналогию,

развивать

внимание,

память,

речь,

воображение, логическое мышление, мелкую моторику

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19

города-курорта Кисловодска

рук,

инициативность,

творческие

способности,

коммуникативные качества

2

занятие

Математические

задачи

в

стихах.

Логическая задача

«Детская железная

дорога»

закрепить

навыки

ориентировки

в

пространстве

(справа, слева);

научить

решать

логические

задачи

на

основе

зрительного восприятия;

учить понимать предложенную задачу и решать её

самостоятельно

3

занятие

Решение примеров

в

тетради

в

клетку.

Игра

«Рассеянный

художник».

Интеллектуальная

игра

«Близкие

по

значению»

развивать наблюдательность и счёт в пределах 10;

закрепить понятия: первый, последний, сложение,

вычитание;

с

помощью

игры

помочь

детям

овладеть

грамотностью речи, значением противоположных слов,

употреблением их в речи;

развить

внимание,

воображение,

логическое

мышление, речь, мелкую моторику

4

занятие

Я

математик!

Игра

«Путешествие

на

поезде»

закрепить

умения

устанавливать

соответствие

между количеством предметов и цифрой;

закрепить

умения

конструирования

из

простых

геометрических фигур;

совершенствовать

навыки

прямого

и

обратного

счёта;

закрепить

умения

составлять

числа

из

двух

меньших;

создать

условия

для

логического

мышления,

сообразительности, внимания



В раздел образования