Автор: Идрисова Фатима Таймуразовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Дельфин" № 19
Населённый пункт: г.–к. Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: программа дополнительного образования по познавательному развитию (ФЭМП)
Тема: "МИЛИМЭТРЫ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Рассмотрена
на установочном
педагогическом совете
Протокол № 1 от
31.08.2020 г.
Утверждено:
Приказ № 43 АД от 31.08.2018 г.
Заведующий МБДОУ д/с
«Дельфин» № 19
_______________ И.Р.Салахова
Программа
дополнительного образования
по познавательному развитию
(формирование элементарных математических представлений)
с детьми дошкольного возраста
«
МИЛИМЭТРЫ
»
автор - составитель:
воспитатель Идрисова Ф.Т.
Пояснительная записка
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых
ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая
может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К
тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим
складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с
основами счета.
Математика
–
это
мощный
фактор
интеллектуального
развития
ребенка,
формирования
его
познавательных
и
творческих
способностей.
Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Поэтому занятия
по
кружковой
работе
проводились
в
увлекательной
игровой
форме,
с
применением
сказочных
сюжетов.
Благодаря
играм
удаётся
сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных
детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия,
а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается
интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, занятия, проводимые
в игровой форме, помогут привить ребенку знания из области математики,
ребенок
научится
выполнять
различные
действия,
разовьет
память,
мышление, творческие способности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Основные цели и задачи программы
На основе системы увлекательных игр и упражнений способствовать
успешному развитию интеллектуальных способностей ребенка.
Формирование
первичных
представлений
об
основных
свойствах
и
отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве,
числе, части и целом, пространстве и времени.
Задачи
Количество и счет
Задачи:
—
сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а
где много, выражать это в речи;
—
устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
—
понимать и использовать в речи слова столько, сколько, поровну,
больше, меньше;
—
понимать значение вопроса Сколько? и правильно отвечать на
него;
—
называть числительные по порядку в пределах девяти, относить
последнее ко всей группе;
—
согласовывать числительное с существительным в роде, числе,
падеже;
—
решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой
информации;
—
знакомить
со
стихами,
загадками,
сказками,
в
которых
присутствуют числа.
Величина
Задачи:
—
сравнивать предметы одного и различных размеров по величине,
высоте, длине, ширине, толщине;
—
использовать
в
речи
результаты
сравнения
(меньше,
ниже,
короче, уже, тоньше и др.);
—
выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и
объединять их по этим признакам.
Геометрические фигуры
Задачи:
—
обследовать объект зрительно-двигательным путем;
—
представлять, что фигуры могут быть разного размера;
—
видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Знакомить
с
геометрическими
фигурами
(круг,
квадрат,
прямоугольник, овал, треугольник) и телами (шар, куб).
Ориентировка во времени
Задача: учить различать и правильно называть части суток (утро, день,
вечер, ночь) и времена года (осень, зима, весна, лето).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Ориентировка в пространстве
Задачи:
—
различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный
материал правой рукой слева - направо;
—
обозначать
словами
положение
предмета
относительно
себя
(слева, справа, наверху, внизу);
—
двигаться
в
заданных
направлениях
(налево,
направо,
вперед,
назад).
Продолжительность основных видов занятий:
1 раз в неделю – среда: 15.30. – 15.55.
Ожидаемый результат воспитанников:
Занятия
по
программе
направлены
на
развитие
различных
интегративных качеств личности ребенка. Любознательный, активный:
—
задает вопросы взрослому;
—
с интересом и удовольствием самостоятельно выполняет задания;
—
обращается за помощью к взрослому.
Овладевший
средствами
общения
и
способами
взаимодействия
со
взрослыми и сверстниками:
—
выполняет задания в соответствии с поставленной целью;
—
понимает обращенную к нему речь;
—
старается соблюдать спокойный, дружелюбный тон общения;
—
владеет диалогической речью.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия:
—
соотносит действия с конкретной целью;
—
выстраивает поведение в соответствии с требованиями взрослого;
—
соблюдает простейшие правила поведения.
Способный
решать
интеллектуальные
и
личностные
задачи,
адекватные возрасту:
—
применяет
усвоенные
знания
для
решения
новых
задач,
предложенных взрослым;
—
понимает
простейшие
причинно-следственные
связи
и
отношения.
Овладевший универсальными предпосылками к учебной деятельности:
—
слушает взрослого и выполнять его инструкцию;
—
умеет работать по правилу и образцу.
Овладевший компетенциями, необходимыми для выполнения заданий
по математике:
—
сравнивает количество предметов, различает, где их много, а где
один, объясняет это словами;
—
понимает значение вопроса Сколько? и правильно отвечает на
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
него;
—
называет
числительные
по
порядку
в
пределах
пяти,
относит
последнее числительное ко всей группе предметов;
—
согласовывает
в
роде,
числе
и
падеже
числительное
с
существительным;
—
различает
и
называет
геометрические
фигуры
(круг,
квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал);
—
понимает, что фигуры могут быть разного размера;
—
различает и называет геометрические тела (шар, куб);
—
видит геометрические фигуры в окружающих предметах;
—
сравнивает
предметы
различных
и
одинаковых
размеров
по
величине, высоте, длине, ширине, толщине;
—
использует
в
речи
результаты
сравнения
(большой,
меньше,
маленький, самый маленький);
—
выделяет признаки сходства разных и одинаковых предметов и
объединяет предметы по ним;
—
различает и называет части суток (утро, день, вечер, ночь);
—
различает и называет времена года (осень, зима, весна);
—
обозначает
словами
положение
предмета
относительно
себя
(слева, справа, наверху, внизу);
—
понимает задание и выполняет его самостоятельно.
Литература
1.
Петерсон Л.Г. «Игралочка», математика для для детей 3 – 4 лет,
часть 1, Москва, 2016;
2.
Колесникова Е.В. «Математика вокруг нас», 120 игровых заданий
для детей 3 – 4 лет, Москва, 2015;
3.
авт. – сост. Колесова Л.В. «Математическое развитие детей 4 – 7
лет», Волгоград, 2014;
4.
Петерсон Л.Г. «Игралочка», практический курс математики для
дошкольников, Москва, 2012;
5.
Гаврина С.Е., «Большая книга подготовки к школе для детей 3-4
лет», Ярославль, 2009;
6.
Михайлова
З.А.
«Математика
–
это
интересно»,
Игровые
ситуации для детей дошкольного возраста, Санкт – Петербург, 2002.
7.
Колесникова
Е.В.
«Математические
ступеньки»,
Творческий
центр, Москва 2007г.
8.
Петерсон
Л.Г.
«Игралочка»,
математика
для
детей
5-6
лет,
часть 3, Москва, 2019г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Перспективный план кружковой работы
по формированию элементарных математических представлений
«МилиМэтры»
во второй младшей группе
(первый год обучения)
Месяц,
неделя
Тема,
название
занятия
Цели, задачи
Октябрь
1
занятие
Цвет,
игры
«Дорожки», «В
гости».
‒
уточнить представления о четырёх цветах - красном,
жёлтом, зелёном, синем, и их названия;
‒
сформировать
умение
определять
и
называть
цвет
предметов (красный, жёлтый, зелёный, синий), распределять
предметы
в
группы
по
цвету
(на
основе
материального
образца);
‒
тренировать
мыслительные
операции
анализ,
сравнение.
2
занятие
Цвет,
игры
«Накрой
на
стол»,
«Вкусная
конфета»
‒
сформировать
умение
распределять
предметы
в
группы
по
цвету
(на
основе
материального
образца),
закрепить умение определять и называть цвета;
‒
развивать
воображение,
артикуляционный
аппарат,
речь.
3
занятие
Цвет,
игры
«Рисуем
рассказ»,
«На
речке»
‒
закрепить умение определять и называть изученные
цвета, соотносить цвета с предметами окружающего мира,
распределять предметы в группы по цвету, расширить спектр
цветов, известных детям;
‒
тренировать
мыслительные
операции
анализ,
сравнение
и
аналогию,
развивать
пространственные
представления, воображение, речь.
4
занятие
Цвет,
игра
«Раскрась-ка!»
‒
закрепить
представление
о
цвете
как
о
признаке,
умение
сравнивать
предметы
по
цвету
(одинаковый,
различный) и выражать результаты сравнения в речи;
‒
тренировать
мыслительные
операции
анализ
и
сравнение, развивать воображение, зрительную память, речь,
сформировать опыт самоконтроля.
Ноябрь
1
занятие
Оттенки
цветов,
игры
«Компот»,
«Повара»
‒
сформировать представление об оттенках цветов, опыт
их обозначения словами «светлый» и «тёмный»;
‒
сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления
затруднения
под
руководством
воспитателя
на
основе
рефлексивного
метода
(фиксации
затруднения,
понимания
его причины, самостоятельного построения способа выхода
из него) и опыт самоконтроля;
‒
закрепить умение сравнивать предметы по оттенкам
цветов и выражать результаты сравнения в речи;
2
занятие
Оттенки
цветов,
игра
«Красим воду»
‒
закрепить представления о разных оттенках цвета по
светлоте, умение выражать в речи светлые и тёмные оттенки
разных цветов;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
‒
закрепить
умение
различать
и
называть
6
цветов,
сравнивать предметы по цвету.
3
занятие
Оттенки
цветов,
игра
«Сундучки»
‒
закрепить
умение
различать
и
называть
цвета
и
оттенки, сравнивать предметы по цвету и оттенкам цветов;
‒
тренировать умение группировать предметы по цвету
и оттенкам цветов (светлые и тёмные).
4
занятие
Большой
и
маленький,
игры
«Медведи»,
«Разные
коврики»
‒
закрепить
умение
различать
и
называть
размеры
предметов - большой, поменьше, маленький;
‒
закрепить
умение
различать
и
называть
цвета,
сравнивать предметы по цвету и размеру.
5
занятие
Большой
и
маленький,
игры
«Башенка»,
«Большой,
маленький»
‒
тренировать
умение
различать
и
называть
размеры
предметов - большой, поменьше, маленький;
‒
сформировать
представление
о
взаимосвязи
между
плоскими и объёмными предметами и о квадрате как плоском
изображении
кубика,
ввести
в
речевую
практику
термин
«квадрат»;
‒
тренировать мелкую моторику рук.
Декабрь
1
занятие
Цвет и форма
‒
сформировать
представление
о
форме
предметов
и
сравнении
предметов
по
форме
(одинаковая,
различная),
тренировать
умение
находить
предметы
одинаковые
и
различные по форме;
‒
ввести в речевую практику названия различных форм
плоских
фигур
–
квадрат,
круг,
овал,
треугольник,
прямоугольник.
2
занятие
Один, много
‒
уточнить представления детей о понятиях «один» и
«много», умение определять, где много предметов, а где один
предмет;
‒
сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления
затруднения
под
руководством
воспитателя
на
основе
рефлексивного метода;
‒
закрепить умение детей определять и называть цвет
предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.
3
занятие
Столько
же,
больше,
меньше,
игры
«Бабочки», «На
полянке»
‒
сформировать
представление
об
установлении
равночисленности групп предметов с помощью составления
пар,
расширить
словарный
запас
детей
выражениями
«столько же», «больше», «меньше»;
‒
построить
под
руководством
воспитателя
способ
сравнения
групп
предметов
по
количеству
с
помощью
составления пар;
‒
сформировать
опыт
составления
простейшей
закономерности изменения цвета.
4
занятие
Столько
же,
больше,
меньше,
игра
«Птицы
на
заборе»
‒
построить
под
руководством
воспитателя
способ
уравнивания групп предметов;
‒
закрепить
умение
определять
и
называть
цвета
предметов, умение использовать понятия «один» и «много»,
сравнивать
группы
предметов
по
количеству
с
помощью
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
составления пар.
Январь
1
занятие
Столько
же,
больше,
меньше;
игры
«Покупка
продуктов
к
столу»,
«Что
изменилось?»
‒
закрепить
умение
сравнивать
группы
предметов
по
количеству
с
помощью
составления
пар
и
уравнивать
численность групп предметов;
‒
закрепить
умение
определять
и
называть
цвет
предметов, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру,
использовать понятия «один» и «много».
2
занятие
Столько
же,
больше,
меньше;
игры
«Запасы
на
зиму»,
«Найди
лишнее»
‒
закрепить
умение
сравнивать
группы
предметов
по
количеству
с
помощью
составления
пар
и
уравнивать
численность групп предметов;
‒
закрепить умение сравнивать предметы по свойствам,
использовать понятия «один» и «много», учить преодолевать
различные препятствия.
3
занятие
Счёт до двух
‒
сформировать
представление
о
числе
два,
умение
считать до двух;
‒
сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления
затруднения под руководством воспитателя;
‒
закрепить
представления
о
числе
«один»,
использование
слов
«один»
и
«одна»
в
речи,
умение
сравнивать
и
уравнивать
численность
групп
предметов,
сравнивать предметы по свойствам.
Февраль
1
занятие
Числа
и
цифры 1 и 2
‒
познакомить с цифрами 1 и 2, сформировать умение
соотносить цифры 1 и 2 с количеством;
‒
закрепить счёт
до
двух,
умение сравнивать
группы
предметов по количеству, используя числа.
2
занятие
Длиннее,
короче
‒
сформировать представление о сравнении предметов
по длине путём наложения и приложения;
‒
закрепить счёт до двух, умение сравнивать предметы
по
свойствам,
умение
сравнивать
группы
предметов
по
количеству, используя числа.
3
занятие
Круг
‒
сформировать представление о круге как общей форме
некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах
окружающей обстановки;
‒
сформировать
опыт
преодоления
затруднения
способом «спросить у того, кто знает»;
‒
закрепить счёт до двух, умение сравнивать предметы
по свойствам.
4
занятие
Шар
‒
уточнить
представления
о
шаре,
сформировать
представления о его свойствах, умение распознавать шар в
предметах окружающей обстановки.
Март
1
занятие
Счёт до трёх
‒
сформировать
представление
о
числе
3,
умение
считать до трёх;
закрепить представления о числах 1 и 2, умение использовать
их название в речи, сравнивать и уравнивать численность
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
групп предметов, сравнивать предметы по свойствам.
2
занятие
Треугольник
‒
сформировать
представление
о
треугольнике
как
общей
форме
некоторых
предметов,
умение
распознавать
треугольную форму в предметах окружающей обстановки.
3
занятие
Число
и
цифра 3
‒
познакомить
с
цифрой
3,
сформировать
умение
соотносить цифру 3 с количеством;
‒
закрепить представления о круге и треугольнике, счёт
до трёх, умение выделять и сравнивать свойства предметов,
видеть
и
продолжать
закономерность,
умение
сравнивать
группы предметов по количеству, используя счёт.
Апрель
1
занятие
На, над, под
‒
уточнить
представления
о
пространственных
отношениях
«на»
-
«над»
-
«под»,
тренировать
умение
понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в
речи;
‒
актуализировать
представления
о
пространственных
отношениях
«между»,
«наверху»,
«внизу»,
тренировать
умение различать левую и правую руки.
2
занятие
Выше, ниже
‒
уточнить
представления
о
пространственных
отношениях «выше» - «ниже», тренировать умение понимать
и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи,
сформировать
представление
о
сравнении
предметов
по
высоте.
3
занятие
Слева, справа
‒
уточнить
пространственные
отношения
«слева»
-
«справа», сформировать представление детей о положении
предмета справа и слева от них;
‒
закрепить
умение
выделять
и
называть
свойства
предметов.
4
занятие
Раньше, позже
‒
уточнить представления об изменении предметов со
временем,
о
временных
отношениях
«раньше»
-
«позже»
(«сначала»
-
«потом»),
тренировать
умение
понимать
и
правильно
употреблять
в
речи
слова
«раньше»,
«позже»,
составлять
сериационный
ряд
по
данным
временным
отношениям.
Май
1
занятие
Счёт
до
четырёх.
Число
и
цифра 4
‒
сформировать
представление
о
числе
и
цифре
4,
умение
считать
до
четырёх,
соотносить
цифру
4
с
количеством;
‒
закрепить
счётные
умения,
умение
выделять
и
сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы
предметов по количеству, используя счёт и составление пар,
умение
сравнивать
и
упорядочивать
предметы
по
высоте,
умение
видеть
и
продолжать
закономерность чередования
фигур, отличающихся цветом.
2
занятие
Квадрат
‒
сформировать
представление
о
квадрате
как
общей
форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат в
предметах окружающей обстановки и среди других фигур
(треугольников
и
кругов),
познакомить
с
некоторыми
свойствами квадрата;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
‒
закрепить счёт до четырёх, представления о круге и
треугольнике,
умение
определять
и
называть
свойства
предметов, сравнивать предметы по длине.
3
занятие
Куб
‒
сформировать представление о кубе и некоторых его
свойствах,
умение
распознавать
куб
в
предметах
окружающей обстановки и среди других фигур;
‒
закрепить представления об изученных фигурах, счёт
до
четырёх,
умение
определять
и
называть
свойства
предметов, сравнивать предметы по высоте;
‒
тренировать мыслительные операции анализ, синтез,
сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь,
воображение,
творческие способности, сформировать опыт
самоконтроля.
Перспективный план кружковой работы
по формированию элементарных математических представлений
«МилиМэтры»
в средней группе
(второй год обучения)
Месяц,
неделя
Тема, название
занятия
Цели, задачи
Октябрь
1
занятие
Раньше, позже
‒
уточнить представления об изменении предметов со
временем, о временных отношениях «раньше» - «позже»,
тренировать умение понимать и правильно употреблять в
речи слова «раньше», «позже», составлять сериационный
ряд по данным временным отношениям;
‒
сформировать опыт самостоятельного преодоления
затруднения под руководством воспитателя;
‒
закрепить
умение
использовать
в
игровой
деятельности понятия «один» и «много», умение выделять,
называть
и
сравнивать
свойства
предметов,
сравнивать
численность групп предметов с помощью составления пар;
‒
тренировать
мыслительные
операции
анализ
и
сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое
мышление, пространственную ориентацию.
2
занятие
Квадрат
‒
сформировать представление о квадрате как общей
форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат
в
предметах
окружающей
обстановки
и
среди
других
фигур, познакомить с некоторыми свойствами квадрата;
‒
сформировать
опыт
преодоления
затруднения
способом «спросить у того, кто знает».
3
занятие
Куб
‒
закрепить умение определять и называть изученные
цвета, сформировать представление о кубе и некоторых
его
свойствах,
умение
распознавать
куб
в
предметах
окружающей обстановки и среди других фигур;
‒
закрепить
представления
об
изученных
фигурах,
умение
определять
и
называть
свойства
предметов,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
сравнивать предметы по высоте.
4
занятие
Вверху, внизу
‒
уточнить
пространственные
отношения
«вверху»,
«внизу»,
«верхний»,
«нижний»,
тренировать
умение
понимать
и
правильно
использовать
в
речи
слова,
выражающие эти отношения;
‒
тренировать
мыслительные
операции
анализ,
сравнение, логическое мышление.
Ноябрь
1
занятие
Сравнение
по
ширине
‒
уточнить
пространственные
отношения
«шире» -
«уже», сформировать
умение сравнивать предметы по
ширине
путём
приложения
и
наложения,
тренировать
умение понимать и правильно использовать в речи слова
«широкий», «узкий»;
‒
закрепить
счетные
умения,
умение
определять,
называть
и
сравнивать
свойства
предметов,
видеть
и
продолжать закономерность чередования фигур по форме.
2
занятие
Счёт
до
пяти.
Число и цифра 5
‒
сформировать представление о числе и цифре 5,
умение
считать
до
пяти,
соотносить
цифру
5
с
количеством;
‒
закрепить
счётные
умения,
умение
выделять,
называть
и
сравнивать
свойства
предметов,
умение
сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству.
3
занятие
Овал
‒
формировать
представление
об
овале,
умение
распознавать овал в предметах окружающей обстановки,
выделять
фигуры
формы
овала
среди
фигур
разной
формы;
‒
закрепить умение определять и называть свойства
предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам.
4
занятие
Внутри, снаружи
‒
уточнить
понимание
смысла
слов
«внутри»,
«снаружи» и грамотно употреблять их в речи;
‒
закрепить представление об овале.
Декабрь
1
занятие
Впереди,
сзади,
между
‒
уточнить
понимание
смысла
слов
«впереди»,
«сзади», «между» и грамотно употреблять их в речи.
2
занятие
Пара
‒
уточнить понимание детьми значения слова «пара»
как двух предметов, объединенных общим признаком;
‒
сформировать опыт самостоятельного преодоления
затруднения под руководством воспитателя.
3
занятие
Прямоугольник
‒
сформировать
представление
о
прямоугольнике,
умение
распознавать
прямоугольник
в
предметах
окружающей
обстановки,
выделять
фигуры
формы
прямоугольника среди фигур разной формы;
‒
закрепить
геометрические
и
пространственные
представления, умение соотносить цифру с количеством.
4
занятие
Числовой ряд
‒
сформировать
представление
о
числовом
ряде,
закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с
количеством, сформировать опыт обратного счёта от 5 до
1.
5
Ритм
(поиск
и
‒
сформировать
представление
о
ритме,
умение
в
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
занятие
составление
закономерностей)
простейших случаях видеть закономерность и составлять
ряд закономерно чередующихся предметов или фигур.
Январь
1
занятие
Счёт
до
шести.
Число и цифра 6
‒
сформировать представление о числе и цифре 6,
умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с
количеством.
2
занятие
Порядковый счёт
‒
сформировать представление о порядковом счёте,
закрепить умение считать до 6, умение соотносить цифры
1-6 с количеством;
‒
закрепить умение определять и называть свойства
предметов, умение ориентироваться в пространстве.
3
занятие
Сравнение
по
длине
‒
уточнить понимание слов «длинный» и «короткий»,
закрепить
сравнение
по
длине,
сформировать
представление об упорядочивании по длине нескольких
предметов, развивать глазомер;
‒
закрепить умение определять и называть свойства
предметов,
представление
о
числовом
ряде,
счёт
до
6,
порядок следования цифр 1-6.
Февраль
1
занятие
Счёт
до
семи.
Число и цифра 7
‒
сформировать представление о числе и цифре 7,
умение считать до 7 и обратно, соотносить цифру 7 с
количеством.
2
занятие
Сравнение
по
толщине
‒
уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий»,
сформировать умение сравнивать предметы по толщине;
‒
закрепить
счётные
умения,
умение
определять
и
называть
свойства
предметов,
сравнивать
предметы
по
длине.
3
занятие
Сравнение
по
высоте
‒
уточнить понимание слов «высокий» и «низкий»,
закрепить
умение
сравнивать
предметы
по
высоте,
представление об упорядочивании по высоте нескольких
предметов, развивать глазомер;
‒
закрепить
умение
сравнивать
численность
групп
предметов двумя способами, представление о числовом
ряде, прямой и обратный счёт до семи, умение определять
и называть свойства предметов.
Март
1
занятие
План
(карта
путешествий)
‒
сформировать
умение
ориентироваться
по
элементарному
плану,
правильно
определять
взаимное
расположение предметов в пространстве;
‒
закрепить умение определять и называть свойства
предметов,
геометрические
и
пространственные
представления.
2
занятие
Счёт до 8. Число
и цифра 8
‒
сформировать представление о числе и цифре 8,
умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством.
3
занятие
Сравнение
по
длине, ширине и
толщине
‒
закрепить умение выделять, называть и сравнивать
свойства
предметов,
умение
сравнивать
предметы
по
длине, ширине и толщине;
‒
закрепить порядковый счёт до 8, знание цифр 1-8.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
4
занятие
Цилиндр
‒
сформировать
представление
о
цилиндре
и
некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в
предметах окружающей обстановки.
5
занятие
Конус
‒
сформировать представление о конусе и некоторых
его
свойствах, умение распознавать
конус в
предметах
окружающей обстановки и среди других фигур;
‒
закрепить
умение
выделять
и
называть
свойство
предметов, представления об изученных геометрических
фигурах,
умение
соотносить
плоские
геометрические
фигуры с пространственными телами.
Апрель
1
занятие
Призма
и
пирамида
‒
сформировать представление о призме и пирамиде
и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы
формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и
среди других фигур.
2
занятие
Геометрические
тела
‒
закрепить представления детей о пространственных
геометрических фигурах, пространственных отношениях,
умение ориентироваться на плане-карте;
‒
порядковый счёт, представления о числах и цифрах
1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.
3
занятие
Игровое
упражнение: Три
котенка
‒
развивать комбинаторные умения;
‒
уточнить представления о направлениях счёта;
‒
соотнести
предметы
по
цвету
с
ориентацией
на
сюжет игры.
4
занятие
Длиннее, короче
‒
сформировать
представление
о
сравнении
предметов по длине путём наложения и приложения;
‒
закрепить
счёт
до
двух,
умение
сравнивать
предметы
по
свойствам,
умение
сравнивать
группы
предметов по количеству, используя числа.
Май
1
занятие
Круг
‒
сформировать
представление
о
круге
как
общей
форме некоторых предметов, умение распознавать круг в
предметах окружающей обстановки;
‒
сформировать
опыт
преодоления
затруднения
способом «спросить у того, кто знает».
2
занятие
Шар
‒
уточнить
представления
о
шаре,
сформировать
представления о его свойствах, умение распознавать шар в
предметах окружающей обстановки.
3
занятие
Путешествие
‒
уметь сосчитывать предметы, расположенные по-
разному.
4
занятие
Цветик-
семицветик
‒
сформировать умения воспроизводить симметрию,
составлять группы предметов по заданному условию.
Перспективный план кружковой работы
по формированию элементарных математических представлений
«МилиМэтры»
в старшей группе
(третий год обучения)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
Месяц,
неделя
Тема, название
занятия
Цели, задачи
Октябрь
1
занятие
Свойства
предметов
и
символы.
Игры
«Продавцы»,
«Покупатели»
‒
повторить формы плоских геометрических фигур,
пространственные
отношения
«ввверху»
-
«внизу»,
«слева»-«справа»,
свойства
предметов
-
форма,
цвет,
размер, уточнить представление о цифре, как о знаке,
обозначающем число (количество предметов);
‒
сформировать
представления
о
способах
обозначения
свойств
предметов
с
помощью
знаков
(символов), опыт придумывания и использования таких
обозначений;
‒
сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления затруднения под руководством воспитателя
на
основе
рефлексивного
метода,
опыт
самоконтроля,
уточнить
известные
способы
действий
в
ситуации
затруднения;
‒
тренировать
мыслительные
операции-
анализ,
синтез,
сравнение
и
обобщение,
развивать
внимание,
память,
речь,
фантазию,
воображение,
логическое
мышление,
инициативность,
творческие
способности,
мелкую моторику рук.
2
занятие
Свойства
предметов
и
символы.
Игры
«Не
забудь»,
«Новоселье»
‒
тренировать
умение
понимать
и
использовать
символы,
сформировать
представление
о
том,
как
обозначить отрицание «не» с помощью зачеркивания;
‒
повторить
счет
до
8,
форму
плоских
геометрических
фигур,
пространственные
отношения
«вверху» - «внизу», «слева» - «справа»;
‒
закрепить способ действий «если что-то не знаю,
придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику.
3
занятие
Таблицы.
Игры
«Деление
на
пары», «Ремонт»
‒
сформировать представление о таблице, строке и
столбце, первичный опыт определения и выражения в
речи места фигуры в таблице.
‒
тренировать счетные умения, умение определять и
называть форму, цвет и размер плоских геометрических
фигур
4
занятие
Число 9. Цифра 9.
Игры
«Садовники»,
«Письмо»
‒
познакомить с цифрой 9, порядковым счетом до 9,
сформировать умение соотносить цифру 9 с количеством;
‒
тренировать умение сравнивать численность двух
групп
предметов
путем
пересчета
и
составления
пар,
различать
изученные
геометрические
фигуры,
умение
ориентироваться в пространстве относительно себя.
Ноябрь
1
занятие
Число 0. Цифра 0.
Игры
«Билеты»,
«Грибы»
‒
сформировать
представление
о
числе
0,
познакомить
с
цифрой
0,
сформировать
умение
соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
‒
тренировать
умение
узнавать
и
называть
геометрические тела, умение считать до 9 и соотносить
цифры 1-9 с количеством.
2
Число
10.
Запись
‒
сформировать
умение считать
до
10,
различать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
занятие
числа
10.
Игры
«Напиши
число»,
«Яблонька»
запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами;
‒
тренировать умение сравнивать количество путем
пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-
9 с количеством, прямой и обратный счет до 10, умение
составлять числовой ряд.
3
занятие
Сравнение
групп
предметов. Знак =.
Игры «Поездка на
трамвае»,
«Помоги другу»
‒
сформировать
представление
о
равных
группах
предметов,
умение
устанавливать
их
равенство
путем
составления идентичных пар, познакомить со знаком =;
‒
тренировать умение выделять и называть свойства
предметов, умение сравнивать предметы по длине путем
наложения и приложения, закрепить счет до 10, умение
соотносить запись чисел с количеством.
Декабрь
1
занятие
Сравнение
групп
предметов. Знак =
и ≠
‒
сформировать представление о равных и неравных
группах предметов, умение устанавливать равенство и
неравенство
групп
предметов
путем
составления
идентичных пар и фиксировать результат сравнения с
помощью знаков «=» и ≠;
‒
сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления затруднения под руководством воспитателя
на
основе
рефлексивного
метода,
опыт
самоконтроля,
закрепить
способ
действий
«если
что-то
не
знаю,
придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику;
‒
тренировать умение выделять и называть свойства
предметов,
умение
сравнивать
предметы
по
высоте,
закрепить счёт в пределах 10;
2
занятие
Сложение.
Игры
«Посадка
в
самолёт», «Сок на
завтрак»
‒
сформировать
представление
о
сложении
как
объединении
групп
предметов,
о
записи
сложения
с
помощью знака «+»;
‒
тренировать умение выделять и называть свойства
предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
‒
тренировать
мыслительные
операции-
анализ,
синтез,
сравнение
и
обобщение,
развивать
внимание,
память,
речь,
фантазию,
воображение,
логическое
мышление,
инициативность,
творческие
способности,
мелкую моторику рук.
3
занятие
Переместительное
свойство
сложения.
Игры
«Фрукты»,
«Деление
на
пары»
‒
сформировать представление о переместительном
свойстве сложения;
‒
закрепить
представления
о
смысле
сложения
групп предметов и записи сложения с помощью знака
«+», тренировать умение выполнять действие сложения,
счётные умения в пределах 10
4
занятие
Сложение.
Игры
«Билеты
на
автобус», Рецепт»
‒
сформировать
представление
о
соответствии
между сложением мешков и сложением чисел;
‒
закрепить
представления
о
смысле
сложения
групп предметов, записи сложения с помощью знака «+»,
взаимосвязи между частью и целым, тренировать умение
выполнять действие сложения, счётные умения;
‒
сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления затруднения под руководством воспитателя
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
на
основе
рефлексивного
метода,
опыт
самоконтроля,
закрепить
способ
действий
«если
что-то
не
знаю,
придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику
5
занятие
Вычитание.
Игры
«Покупка
подарков»,
«Распределение
подарков»
‒
сформировать представление о вычитании как об
удалении
части
из
целого,
о
записи
вычитания
с
помощью знака «-»;
‒
тренировать умение выделять и называть свойства
предметов, умение сравнивать предметы по свойствам;
‒
тренировать
мыслительные
операции
-
анализ,
синтез,
сравнение
и
обобщение,
развивать
внимание,
память,
речь,
фантазию,
воображение,
логическое
мышление,
инициативность,
творческие
способности,
мелкую моторику рук
Январь
1
занятие
Вычитание.
Игры
«Деление
на
пары»,
«Разложи
по местам»
‒
закрепить
представление
о
смысле
вычитания,
умение выполнять действие вычитания групп предметов
и чисел и записывать его с помощью знака «-»;
‒
сформировать представление о взаимосвязи между
целым и частью;
‒
сформировать
опыт
составления
задач
на
вычитание
по
картинкам
и
их
решения,
тренировать
счётные
умения,
закрепить
представление
о
числовом
ряде,
счёт
до
10,
символьное
обозначение
свойств
предметов «большой» и «маленький»
2
занятие
Сложение
и
вычитание.
Игры
«Найди
свою
группу»,
«Переменка»
‒
закрепить представления о сложении и вычитании,
умение их выполнять на основе предметных действий,
тренировать умение записывать сложение и вычитание с
помощью знаков + и -, сформировать представление о
взаимосвязи между сложением и вычитанием;
‒
тренировать умение выделять и называть свойства
предметов, умение сравнивать предметы по свойствам,
разбивать
группу
предметов
на
части
по
свойствам,
закрепить знание записи чисел 1-10, порядковый счёт в
пределах 10, умение составлять числовой ряд;
‒
тренировать
мыслительные
операции
-
анализ,
синтез,
сравнение
и
обобщение,
развивать
внимание,
память,
речь,
фантазию,
воображение,
логическое
мышление,
инициативность,
творческие
способности,
мелкую моторику рук.
3
занятие
Столько
же,
больше,
меньше.
Игры «Команды»,
«В школу»
‒
уточнить представления детей о сравнении групп
предметов по количеству с помощью составления пар,
сформировать
умение
записывать
результат
этого
сравнения
с
помощью знаков = и
≠ и определять
на
предметной основе, в какой группе количество предметов
больше (меньше) и на сколько;
‒
сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления затруднения под руководством воспитателя
на
основе
рефлексивного
метода,
опыт
самоконтроля,
закрепить
способ
действий
«если
что-то
не
знаю,
придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
‒
закрепить
представления
детей
о
сложении
и
вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между
частью
и
целым,
умение
записывать
сложение
и
вычитание групп предметов и чисел с помощью знаков +
и ≠, тренировать счётные умения
Февраль
1
занятие
Знаки «больше» и
«меньше».
Игры
«За
картошкой»,
«Столбики»
‒
сформировать представление о знаках «больше» и
«меньше», умение использовать их для записи результата
сравнения по количеству групп предметов с помощью
составления
пар,
закрепить
умение
определять
на
предметной основе, в какой группе количество предметов
больше (меньше) и на сколько;
‒
закрепить
представления
детей
о
сложении
и
вычитании групп предметов и чисел, умение составлять и
решать простейшие задачи на сложение и вычитание по
картинке,
записывать
сложение
и
вычитание
групп
предметов и чисел с помощью знаков + и -, тренировать
счётные умения;
‒
тренировать
мыслительные
операции-
анализ,
синтез,
сравнение
и
обобщение,
развивать
внимание,
память,
речь,
фантазию,
воображение,
логическое
мышление,
инициативность,
творческие
способности,
мелкую моторику рук
2
занятие
На
сколько
больше?
Игры
«Прятки
с
числами»,
«Переучёт»
‒
сформировать представление о сравнении чисел на
основе
их
расположения
в
числовом
ряду,
умение
с
помощью предметных действий отвечать на вопрос «На
сколько одно число больше другого?»
‒
закрепить
представления
детей
о
сложении
и
вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между
частью и целым, тренировать счётные умения
3
занятие
На
сколько
меньше? Игры «В
школу»,
«На
сколько меньше»
‒
сформировать представление о сравнении чисел на
основе
их
расположения
в
числовом
ряду,
умение
с
помощью предметных действий отвечать на вопрос «На
сколько одно число меньше другого?»;
‒
закрепить умения детей с помощью предметных
действий отвечать на вопрос «На сколько одно число
больше
другого?»,
представления
о
сложении
и
вычитании
4
занятие
На
сколько
длиннее
(выше)?
Игры «Сравни по
высоте
и
длине»,
«Покупка».
‒
уточнить
представления
о
сравнении
по
длине
(высоте)
и
сформировать
умение
определять
на
предметной основе, на сколько одна полоска длиннее
(выше) или короче (ниже), чем другая;
‒
закрепить представления детей о числовом ряде,
форме
геометрических
фигур,
символах,
сложении
и
вычитании
групп
предметов
и
чисел,
тренировать
счётные умения;
‒
тренировать навыки самоконтроля, мыслительные
операции
–
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
аналогию,
развивать
внимание,
память,
речь,
воображение, логическое мышление, мелкую моторику
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
рук,
инициативность,
творческие
способности,
коммуникативные качества
Март
1
занятие
Измерение длины.
Игры
«Шарф»,
«Дорога»
‒
сформировать представления об измерении длины
предметов с помощью мерки;
‒
закрепить
представления
детей
о
сложении
и
вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между
частью и целым, тренировать счётные умения;
‒
сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления затруднения под руководством воспитателя
на
основе
рефлексивного
метода,
опыт
самоконтроля,
закрепить
способ
действий
«если
что-то
не
знаю,
придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»
2
занятие
Измерение длины.
Игры
«Разные
шаги», «Поводок»
‒
закрепить
умение
измерять
длину
предметов
с
помощью
мерки,
сформировать
представления
о
зависимости результата измерения длины от величины
мерки;
‒
закрепить представления детей о числовом ряде,
сложении и вычитании групп предметов и чисел, умение
составлять
и
решать задачи по
картинке, тренировать
счётные умения;
‒
тренировать
мыслительные
операции-
анализ,
синтез,
сравнение
и
обобщение,
развивать
внимание,
память,
речь,
фантазию,
воображение,
логическое
мышление,
инициативность,
творческие
способности,
мелкую моторику рук
3
занятие
Измерение длины.
Игры
«Покупки»,
«Живые числа»
‒
сформировать
представление
о
том,
что
сравнивать
по
длине
можно
только
тогда,
когда
измерения
ведутся
одинаковой
меркой,
тренировать
умение
измерять
длину
предметов
помощью
мерки,
пользуясь
алгоритмом,
закрепить
представления
о
зависимости результата измерения длины от величины
мерки;
‒
закрепить представления детей о числовом ряде,
сравнении чисел
4
занятие
Объемные
и
плоскостные
фигуры.
Игры
«На что похоже?»,
«Прятки»
‒
сформировать
представление
о
том,
чем
отличаются
плоские
и
пространственные
(объёмные)
фигуры,
и
о
том,
из
каких
элементов
состоят
пространственные фигуры;
‒
повторить
названия
изученных
геометрических
фигур, умение распознавать и называть их;
‒
закрепить умение сравнивать группы предметов
по количеству с помощью составления пар, тренировать
счётные умения, умение решать простейшие задачи на
сложение и вычитание.
5
занятие
Сравнение
по
объёму.
Игры
«Столько
же»,
«Найди чашку»
‒
сформировать представление о непосредственном
сравнении сосудов по объёму (вместимости), умение с
помощью переливания (пересыпания) определять, какой
сосуд больше по объёму, а какой меньше;
‒
закрепить непосредственное сравнение предметов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
по высоте, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь
между
частью
и
целым,
умение
составлять
и
решать
простейшие
задачи
на
сложение
и
вычитание,
тренировать счётные умения
Апрель
1
занятие
Измерение объёма.
Игры
«Разные
кастрюли»,
«Яблоки»
‒
закрепить
представления
о
непосредственном
сравнении сосудов по объёму с помощью переливания,
сформировать
представления
об
измерении
объёма
сосудов с помощью мерки;
‒
сформировать
опыт
самостоятельного
преодоления затруднения под руководством воспитателя
на
основе
рефлексивного
метода,
опыт
самоконтроля,
закрепить
способ
действий
«если
что-то
не
знаю,
придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
‒
закрепить пространственные отношения «слева» -
«справа»-«между»,
смысл
сложения
и
вычитания,
взаимосвязь
между
частью
и
целым,
умение
решать
простейшие
задачи
на
сложение
и
вычитание,
тренировать счётные умения
2
занятие
Способы
измерения.
Игра
«Математический
лабиринт»
‒
закрепить
счётные
умения,
представления
о
числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.
‒
упражнять детей в составлении и решении задач
на сложение и вычитание, в умении выделять в задаче
части.
3
занятие
Классификация.
Игра
«Раздели
фигуры»
‒
упражнять
детей
в
последовательном
анализе
каждой
группы
фигур,
выделении
и
обобщении
признаков, свойственных фигурам и каждой из групп,
сопоставлении их, обосновании найденного решения;
‒
формировать
понятие
об
отрицании
некоторого
свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей.
‒
тренировать
мыслительные
операции
-
анализ,
синтез,
сравнение
и
обобщение,
развивать
внимание,
память,
речь,
фантазию,
воображение,
логическое
мышление,
инициативность,
творческие
способности,
мелкую моторику рук
4
занятие
Математические
задачки.
Игры
«Цвет
и
число»,
«Число и цвет»
‒
закрепить
навыки
ориентировки
в
пространстве
(справа, слева);
‒
развивать логическое мышление;
‒
закрепить навыки количественного и порядкового
счёта, сложения и вычитания в пределах 10
Май
1
занятие
В
стране
геометрических
фигур.
Игра
«Найди фигуру»
‒
познакомить
с
понятием
таблицы
(строка,
столбец), учить пользоваться простейшими таблицами;
‒
закреплять
представление
о
геометрических
фигурах,
умение
сравнивать
фигуры
по
свойствам
и
находить закономерность в их расположении;
‒
тренировать навыки самоконтроля, мыслительные
операции
–
анализ,
синтез,
сравнение,
обобщение,
аналогию,
развивать
внимание,
память,
речь,
воображение, логическое мышление, мелкую моторику
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Дельфин» № 19
города-курорта Кисловодска
рук,
инициативность,
творческие
способности,
коммуникативные качества
2
занятие
Математические
задачи
в
стихах.
Логическая задача
«Детская железная
дорога»
‒
закрепить
навыки
ориентировки
в
пространстве
(справа, слева);
‒
научить
решать
логические
задачи
на
основе
зрительного восприятия;
‒
учить понимать предложенную задачу и решать её
самостоятельно
3
занятие
Решение примеров
в
тетради
в
клетку.
Игра
«Рассеянный
художник».
Интеллектуальная
игра
«Близкие
по
значению»
‒
развивать наблюдательность и счёт в пределах 10;
‒
закрепить понятия: первый, последний, сложение,
вычитание;
‒
с
помощью
игры
помочь
детям
овладеть
грамотностью речи, значением противоположных слов,
употреблением их в речи;
‒
развить
внимание,
воображение,
логическое
мышление, речь, мелкую моторику
4
занятие
Я
–
математик!
Игра
«Путешествие
на
поезде»
‒
закрепить
умения
устанавливать
соответствие
между количеством предметов и цифрой;
‒
закрепить
умения
конструирования
из
простых
геометрических фигур;
‒
совершенствовать
навыки
прямого
и
обратного
счёта;
‒
закрепить
умения
составлять
числа
из
двух
меньших;
‒
создать
условия
для
логического
мышления,
сообразительности, внимания