Автор: Козырева Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Парус"
Населённый пункт: Нижегородская область, город Урень
Наименование материала: конспект
Тема: Конспект занятия по развитию речи Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи Чтение стихотворений о зиме.
Разучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Цель: приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь
запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство»
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова
«Детство» с опорой на картинки.
2. Активизировать словарный запас детей о зиме.
4. Упражнять в подборе прилагательных к слову зима, в подборе рифмы к
слову.
Развивающие:
1. Активизировать речевую и познавательную деятельность детей.
2. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать стихотворный
текст.
3. Развивать память. внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе
через восприятие картин художников и музыки композитора П. И.
Чайковского:
2. Формировать взаимопонимание и доброжелательность.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог,
рассматривание картинок, загадка, чтение стихотворений, игры «Какая
зима», «Подбери рифму», «Собери картинки», рассказывание стихотворения
с использованием мнемотехники (с опорой на картинки схемы
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте
поздороваемся с ними.
Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем
сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не
бояться и не стесняться.
У меня в руках снежинка. Она необычная, а волшебная. Догадываетесь, от
кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете,
наверняка. Слушайте внимательно:
«Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила»
- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)
-Как догадались, что это зима? (слова из загадки)
- Молодцы!
Воспитатель: Да, эту снежинку подарила зима. Зима – не только красивое
время года, но и волшебное…
Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая
зима, называть.
«Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»
Воспитатель: - Спасибо, Зимушка! Ребята, давайте поиграем со
снежинкой!
Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная,
холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая,
нарядная)
Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют
музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в
стихах, рассказах и сказках, а художники рисуют картины зимней природы.
А вы хотите попасть в зимний лес и увидеть красоту зимней природы,
которую изображают художники в своих картинах? Что-то мне
подсказывает, что с волшебной снежинкой всё можно.
«Снежинку в руки я возьму,
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В зимний лес нас унесет».
(дети закрывают глаза, а воспитатель расстилает на полу «зимний
ковёр» и ставит рядом с ним ёлочку в снежном уборе)
Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на этот волшебный лёгкий
пушистый зимний ковёр. (Дети рассаживаются полукругом перед
телевизором)
Воспитатель: Красоту зимнего леса нам помогут увидеть картины
художников: - Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели
оделись в белоснежные одеяния на картине И. Шишкин «Зима». - На картине
Васнецова А. М. «Зимний сон (Зима)» стройные березы стоят как невесты. -
На зимних пейзажах Алексей Адамова, воздух морозный и холодный в лесу.
И кажется, будто иголочками колет щеки. Торжественно светло и тихо. Вся
земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом. - На картине
художника Эдуарда Панова природа зимой в лесу удивительно красива,
чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой. Зима -
волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами. Ни одно
время года так ни волшебно как - зима.
Композиторы тоже восхищались Зимой и передавали это в своей музыке!
Вот посмотрите эти картины ещё раз и послушайте музыку Петра Ильича
Чайковского из альбома «Времена года» «Зима» и вы убедитесь, как же эта
музыка подходит к описанию этих картин и к вашим словам – определениям,
которые вы сегодня назвали о зиме.
(после прослушивания спросить детей, подходит ли музыка для
времени года)
Воспитатель: О чём вы думали, когда слушали музыку и смотрели
картины о зиме?
Воспитатель: Мы посмотрели, как художники изображают красоту
зимней природы в картинах, послушали, какую музыку о зиме сочиняли
композиторы. А ещё красоту зимней природы воспевали в стихах.
Воспитатель: Я, хочу прочесть для вас небольшое стихотворение о зиме,
с которым мы с вами когда- то уже знакомились. Автор этого стихотворения
Иван Захарович Суриков «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать
зимой?
Давайте расскажем об этом в нашей пальчиковой гимнастике:
Что зимой мы любим делать? (сжимаем и разжимаем пальчики на обеих
руках)
В снежки играть, (начинаем на каждую зимнюю забаву загибать по
одному пальчику)
И снежный ком катать.
На лыжах бегать,
На коньках кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Да ещё в снегу валяться! (переворачивать ладони, показывая, как в снегу
валяешься)
О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось
познакомить вас с одним стихотворением. Сейчас мы попросим волшебную
снежинку перенести нас в нашу литературную гостиную.
Снежинку в руки я возьму,
Волшебство я позову.
Ты на помощь к нам приди,
В группу нас скорей веди.
(воспитатель убирает ковёр. В это время кто-то раскладывает
снежинки дорожкой, которая ведёт в ту часть группы, которая оформлена
как «литературная гостиная»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, эта дорожка приведёт нас в нашу
литературную гостиную. Но вход туда по билетикам. Билетик можно
получить у кассира, но не просто так, а выполнив одно непростое задание.
Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа?
(в нём есть рифма)
Вот и сейчас я буду задавать вам задание – подобрать рифму. Подскажу,
что все слова - рифмы зимние, относятся к зиме и зимним забавам.
На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)
2. С неба все летят пушинки - серебристые. (снежинки)
3. Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)
4. Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)
5. Купили девочке Оксанке с горы кататься… (санки)
6. Настали зимние деньки, скорее надевай (коньки)
7. Вот свернули санки – хлоп, все попадали в. (сугроб)
8. Колючие иголочки у новогодней ….(ёлочки)
9. На деревьях, посмотри, с красной грудкой. (снегири)
10. Помчимся с горки мы не на подушке, нам для этого нужна …
(ватрушка) (Если дети затрудняются, то кассир показывает билетик, на
котором нарисована картинка – отгадка)
Воспитатель: найдите место в гостиной, на которое указывает ваш
билетик и присаживайтесь. (на спинке стула нарисована картинка такая же,
как на билетике)
Дети рассаживаются.
Воспитатель: Вот вы и на месте, в нашей уютной литературной гостиной.
Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Суриковым. Вот перед вами его
портрет. Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской
губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную
литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С.
Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное
стихотворение, и у него это получилось. С одним из его стихотворений вы
уже знакомы. Это стихотворение «Зима», которое я сегодня вам читала. Все
свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков,
кататься на санках с горы (тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы
катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и
яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под
названием «Детство».
Вот моя деревня, вот мой дом родной!
Вот качусь я в санках по горе крутой.
Вот свернули санки, и я на бок_- хлоп!
Кубарем качусь я под гору в сугроб.
И друзья мальчишки, стоя надо мной,
Весело хохочут над моей бедой.
- Всё лицо и руки залепил мне снег,
- Мне в сугробе горе, а ребятам смех
Воспитатель: Стихотворение называется «Детство», потому что поэт
Иван Суриков вспоминает своё детство. О чём именно вспоминает поэт? (как
он катался с горки)
Я предлагаю вам, ребята, сегодня не просто так уйти из литературной
гостиной, а выучить это стихотворение наизусть. Помогут нам в этом
картинки – подсказки.
Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию
стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.
Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение? Где жил поэт? (в
деревне)- Вот моя деревня, Вот мой дом родной (зачитать строчку из
стихотворения и поставить картинку на доску) - Что делает мальчик? -
Катается на санках с горки. (картинку) - Что случилось с мальчиком? Какими
словами говорит автор? - Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем
качуся Под гору, в сугроб. - Что делают друзья мальчишки? - Весело
хохочут. - Какая беда случилась с мальчиком - Все лицо и руки залепил мне
снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Как вы думаете серьезное ли
горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это
внимание детей). Выслушивает мнения детей - Ребята, а Вы падали в сугроб?
Вам было больно, или весело.
Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на
мольберте воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг
другу (рассказывая по одной картинке)
Воспитатель: Я принесла с собой эту красивую снежинку, которую дала
нам Зимушка- зима. Она волшебная, будет помогать вам запомнить строки из
стихотворения. Вы будете передавать снежинку из рук в руки по цепочке и
воспроизводить по картинке строчку из стихотворения, затем передавать
другу, а он будет проговаривать следующую строчку. И так до конца
стихотворения. Давайте попробуем.
Рассказывание стихотворения по цепочке с использованием
мнемотаблиц.
- В этом стихотворении дети катались на санках, и я вас приглашаю на
весёлую прогулку! (Фонограмма)
Наши детки в санки сели
Громко песенку запели,
Покатились далеко,
Не догонит их никто.
За веревочку взялись
Помчались с горки вниз.
И вдруг салазки на бок - хлоп!
— Все попадали в сугроб.
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,
Все попадали в сугроб.
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй,
Все попадали в сугроб.
Вставай, дружок,
Отряхивай снежок.
И снова в саночки садись,
С горки весело катись.
Воспитатель: - Ох, весело нам всем было! Садимся на места,
ребята Воспитатель: Ребята, пока мы с вами были на весёлой прогулке,
налетел зимний ветерок и все картинки наши, которые помогали нам
выучить стихотворение рассыпал. Нужно собрать его. А вы помните немного
его содержание? Поможете мне собрать все картинки в определённой
последовательности? (да)
Дети собирают картинки схемы и возвращают их на место на мольберт
вспоминают и проговаривают по ней строчки из стихотворения
Воспитатель: - Молодцы! Кто хочет рассказать стихотворение сам от
начала до конца?
[b]Итог[/b]:
Воспитатель: - Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?
- О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее
воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)
Воспитатель: -С каким произведением мы познакомились (Произведение
называется-«Детство»)
- Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)
- Где мы с вами сегодня побывали? (в гостях у Зимы, в лесу, в
литературной гостиной)
Что помогло нам запомнить стихотворение? (мнемотаблица,
мнемоквадраты)
Рефлексия.
Воспитатель: Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли
вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -
то грустное солнышко (подносит 2 тарелочки с солнышками или
снежинками)