Напоминание

Речевая разминка – средство обогащения речи школьников начальных классов


Автор: Смирнова Наталья Андреевна
Должность: студентка 6 курса
Учебное заведение: Филиал ГБОУ ВО
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: Речевая разминка – средство обогащения речи школьников начальных классов
Раздел: среднее образование





Назад




«Речевая разминка – средство обогащения речи школьников

начальных классов»

Работа по развитию речи учащихся привлекала внимание методистов и

учителей русского языка еще в дореволюционной школе. Так, Ф.И. Буслаев

(1844)

рекомендовал

учителям

родного

языка

«развивать

в

дитяти

врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям

обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться

того, чтобы «не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам»

слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное

внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно

«через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».

Речь

основа

всякой

умственной

деятельности,

средство

коммуникации.

Умения

учеников

сравнивать,

систематизировать,

классифицировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями

через речь, и проявляется так же в речевой деятельности. Логическая четкая,

доказательная, образная письменная и устная речь ученика- показатель его

умственного развития.

Речевая разминка (речевая зарядка) представляет собой набор коротких

динамических упражнений.

Можно выделить несколько типов речевых разминок, в зависимости от

цели упражнений различают:

1) вопрос-ответ;

2) игровой диалог;

3) воображаемая ситуация.

Структура речевой разминки: постановка учебной задачи педагогом;

проведение

инструктажа

(или

показ

образца);

решение

учащимися

поставленной речевой задачи; анализ и оценка.

При

подготовке

и

проведении

речевых

разминок

необходимо

выполнять следующие методические рекомендации: принимать во внимание

психолого-педагогические особенности класса, степень предшествующей

подготовленности учащихся; тщательно отбирать языковой материал для

проведения упражнений; упражнения должны быть ориентированы на

пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие

общего кругозора детей; соблюдать системность (в проведении речевых

разминок). Постепенно увеличивать сложность заданий: от простой загадки к

шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу. Расширять общий круг

знаний детей. Использовать межпредметные связи. Знакомить с устаревшей

и экспрессивной лексикой, с которой можно столкнуться в художественных

произведениях. Упражнения обязаны развивать у школьников мышление,

связную речь, внимание, фантазию и находчивость — они должны носить

развивающий характер.



В раздел образования