Автор: Смирнова Наталья Андреевна
Должность: студентка 6 курса
Учебное заведение: Филиал ГБОУ ВО
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: Речевая разминка – средство обогащения речи школьников начальных классов
Раздел: среднее образование
«Речевая разминка – средство обогащения речи школьников
начальных классов»
Работа по развитию речи учащихся привлекала внимание методистов и
учителей русского языка еще в дореволюционной школе. Так, Ф.И. Буслаев
(1844)
рекомендовал
учителям
родного
языка
«развивать
в
дитяти
врожденный дар слова». И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям
обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться
того, чтобы «не осталось неизвестных их памяти и непонятных их умам»
слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное
внимание на значение слов и выражений. К.Д. Ушинский писал, что нужно
«через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
Речь
–
основа
всякой
умственной
деятельности,
средство
коммуникации.
Умения
учеников
сравнивать,
систематизировать,
классифицировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями
через речь, и проявляется так же в речевой деятельности. Логическая четкая,
доказательная, образная письменная и устная речь ученика- показатель его
умственного развития.
Речевая разминка (речевая зарядка) представляет собой набор коротких
динамических упражнений.
Можно выделить несколько типов речевых разминок, в зависимости от
цели упражнений различают:
1) вопрос-ответ;
2) игровой диалог;
3) воображаемая ситуация.
Структура речевой разминки: постановка учебной задачи педагогом;
проведение
инструктажа
(или
показ
образца);
решение
учащимися
поставленной речевой задачи; анализ и оценка.
При
подготовке
и
проведении
речевых
разминок
необходимо
выполнять следующие методические рекомендации: принимать во внимание
психолого-педагогические особенности класса, степень предшествующей
подготовленности учащихся; тщательно отбирать языковой материал для
проведения упражнений; упражнения должны быть ориентированы на
пополнение активного словаря учащихся новой лексикой, на развитие
общего кругозора детей; соблюдать системность (в проведении речевых
разминок). Постепенно увеличивать сложность заданий: от простой загадки к
шараде, от слова к фразе, от пословицы к рассказу. Расширять общий круг
знаний детей. Использовать межпредметные связи. Знакомить с устаревшей
и экспрессивной лексикой, с которой можно столкнуться в художественных
произведениях. Упражнения обязаны развивать у школьников мышление,
связную речь, внимание, фантазию и находчивость — они должны носить
развивающий характер.