Авторы: Штель Наталья Владимировна, Лосевская Екатерина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУШкола 982
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методический материал
Тема: "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ"
Раздел: дошкольное образование
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.
Н.А. Семашко
Штель Н.В
Лосевская Е.И
Виды здоровья
З
Д
О
Р
О
В
Ь
е
З
Д
О
Р
О
В
Ь
е
социальное
социальное
психическое
психическое
нравственное
нравственное
физическое
физическое
Критерии здоровья
Я хочу
Я
должен
Я могу
Психическое
здоровье
Нравственное
Физическое и
социальное
здоровье
Основные задачи по совершенствованию
работы по здоровьесбережению детей
*Формировать представления о том, что полезно и что вредно для
растущего организма
*Обучать детей правилам безопастности при выполнении
различных видов деятельности
*Понимать необходимость и роль двигательной активности
*Создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей
Здоровьесберегающие
технологии –
это целостная система
воспитательно-образовательных,
коррекционных и
профилактических мероприятий,
которые осуществляются в
процессе взаимодействия
ребенка и педагога, ребенка и
родителей
Цель здоровье сберегающих
технологий-
обеспечить дошкольнику возможность
сохранения здоровья, сформировать у
него необходимые знания, умения,
навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные
знания в повседневной жизни.
ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Здоровьесберегающие технологии применяются
в различных видах деятельности и представлены
как:
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДЕТСКОМ САДУ
Закон «Об образовании»
Концепция дошкольного воспитания от 16.06.89 №7/1
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.2660-10
Устав образовательного учреждения
Приказ Минздрава России от 30.06.09 №186/272 «О
совершенствовании системы медицинского обеспечения
детей в образовательных учреждениях»
Инструктивно-методическое письмо Минобразования
России «О гигиенических требованиях, максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения» от 14.03.00.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЯВЛЯЮТСЯ ПРОГРАММЫ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ:
В.П.Обижесвет, В.Н.Касаткина, С.М.Чечельницкая – Настольная книга
медицинской сестры детского сада
В.Ф.Яненко, Т.А.Киселёва, Е.И.Лесникова – Фельдшер
образовательных учреждений
Ю.Ф.Змановский – Программа «Здоровый дошкольник»
В.Г.Алямовская - Программа «Как воспитать здорового ребёнка»
В.Т.Кудрявцев - Программа развития двигательной активности и
оздоровительной работы с детьми 4-7 лет
М.Л.Баранова, Е.А.Агурицева, Е.В.Леонтьева – Расти малыш
здоровым
Н.Н.Ефименко – Программа «Театр физического развития и
оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»
А.Л.Венгер – Психологическое консультирование и диагностика.
Практическое пособие
определение исходных показателей состояния здоровья и психического
развития детей;
рациональная организация двигательной активности детей;
система эффективного закаливания детей;
обеспечение рационального питания;
создание условий для оздоровительных режимов детей;
комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий;
учет влияния внешних факторов среды на здоровье ребенка и
формирование начал экологических знаний;
учет психолого-педагогических аспектов сексуального развития и
здоровья детей;
формирование основ валеологических знаний;
физкультурные занятия/плавание;
интегрированные оздоровительные занятия;
занятия познавательного цикла по знакомству со строением тела
человека и безопасным поведением в быту и на природе;
сотрудничество с семьей по пропаганде валеологических знаний;
профилактика заболеваний и повышение защитных сил организма.
Основные направления
физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ
сохранение и укрепление здоровья и снижение
заболеваемости детей;
формирование у воспитанников устойчивых навыков и
привычек к здоровью;
овладение знаниями об оздоровлении;
формирование здоровьесберегающего и
здоровьеразвивающего сознания.
Воспитательно – образовательная и
оздоровительная работа в дошкольном
учреждении направлена на :
Виды здоровьесберегающих
технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Динамические паузы
(физкультминутки )
Во время занятий, 2 – 5 мин., по мере
утомляемости детей во всех возрастных
группах.
Рекомендуется для всех детей в
качестве профилактики утомления.
Могут включать в себя элементы
гимнастики для глаз, дыхательной
гимнастики и других в зависимости
от вида занятия.
Подвижные и спортивные
игры
Как часть физкультурного занятия, на
прогулке. Ежедневно для всех возрастных
групп.
Игры подбираются в соответствии с
возрастом ребенка, местом и
временем ее проведения.
Используются элементы спортивных
игр.
Релаксация
В зависимости от состояния детей и целей,
педагог определяет интенсивность
технологии. Для всех возрастных групп
Можно использовать спокойную
музыку, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика
С младшего возраста индивидуально, либо с
подгруппой детей ( с группой ).
Рекомендуется всем детям.
Особенно с речевыми проблемами.
Проводится в любой удобный
отрезок времени.
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин., в любое свободное
время в зависимости от интенсивности
зрительной нагрузки, с младшего возраста.
Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ педагога.
ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Дыхательная гимнастика
В различных формах физкультурно-
оздоровительной работы с младшего возраста.
Обеспечить проветривание помещения.
Педагогу дать детям инструкцию об
обязательной гигиене полости носа перед
проведением процедуры.
Бодрящая гимнастика
( гимнастика пробуждения )
Ежедневно после дневного сна, 5 – 10 минут во
всех группах.
Форма проведения различна: упражнения
на кроватях, обширное умывание, ходьба
по массажным дорожкам, легкий бег из
спальни в группу с разницей температуры
в помещениях.
Оздоровительный бег
Проводится с детьми старшего возраста в
теплый период в утренний прием на улице или
на прогулке.
Необходимость проведение бега в
физкультурной форме и спортивной обуви.
Виды здоровьесберегающих
технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Утренняя гимнастика
Ежедневно, утром , перед завтраком.
Проводится во всех группах.
Различные варианты проведения.
Физкультурные занятия
2 – 3 раза в неделю в зависимости от
возраста детей.
Ранний возраст – 10 минут.
Младший возраст – 15 – 20 минут.
Средний возраст – 20 – 25 минут.
Старший возраст – 25 – 30 минут.
Занятия проводятся в соответствии с
программой, по которой работает
ДОУ. Перед занятием необходимо
хорошо проветрить помещение.
Закаливание
Ежедневно в любое свободное время, в
разных формах образовательного процесса с
младшего возраста
Рекомендуется использовать
наглядный материал, показ педагога.
Самомассаж
Проводится в игровой форме ежедневно в
виде пятиминутного занятия или в виде
динамической паузы на занятиях с младшего
возраста.
Необходимо объяснить детям
серьезность процедуры и дать
элементарные знания о том, как не
нанести вред своему организму.
Активный отдых :
физкультурный досуг,
физкультурный праздник,
,,День здоровья,,
Все дети приобщаются к непосредственному
участию в различных соровнованиях ,
состязаниях.
Рекомендуется всем детям.
Активный отдых обязательно
сопровождается музыкой.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Виды здоровьесберегающих
технологий
Время проведения в режиме дня
Особенности методики проведения
Артикуляционная гимнастика
С младшего возраста в различных формах
образовательного процесса
Игры подбираются в соответствии с
возрастом детей.
Рекомендуется использовать
наглядный материал.
Показ педагога.
Технология музыкального
воздействия
Рекомендуется всем детям. Сопровождение
учебной деятельности:
на занятиях по познавательной и
продуктивной деятельности.
Можно использовать перед сном.
Используются в качестве
вспомогательного средства как часть
других технологий; для снятия
напряжения, повышения
эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия
Для всех возрастных групп на занятиях и в
свободной деятельности.
Сказки подбираются в соответствии с
возрастом детей.
Можно использовать наглядный
материал.
Сказки надо не только читать , но и
обсуждать с детьми, обыгрывать их.
Создать условия для того, чтобы дети
сами сочиняли сказки.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Комплексная система работы по здоровьесбережению
Создание
условий для
двигательной
активности
Система
двигательной
активности
Система
закаливания
Диагностика уровня
физического
развития и состояния
здоровья, физической
подготовленности,
психо-
эмоционального
состояния
гибкий режим
индивидуальный
режим пробуждения
после дневного сна
создание условий
(спортивное
оборудование
)
утренняя гимнастика
прием детей на улице
физическая культура в
помещении и на улице
подвижные игры
физкультминутки
динамические паузы
гимнастика после дневного
сна
физкультурные досуги,
праздники и развлечения
в повседненой
жизни:
прием детей на
свежем воздухе
утренняя
гимнастика
облегчённая
форма одежды
хождение по
массажным
дорожкам после
сна
сон с допуском
воздуха
воздушные и
солнечные ванны
полоскание рта
организация
рационального
питания
питьевой режим
диагностика уровня
физического развития
диспансеризация детей
врачами детской
поликлиники
диагностика физической
подготовленности
диагностика развития
ребёнка
обследование педагогом-
психологом
обследование логопедом
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
Проведение
работы о
пользе
сбалансиро-
ванного
питания
Обучение родителей
конкретным
приемам
оздоровления детей
Создание
благоприятных
условий для
физического,
психического,
социального
здоровья
Здоровый образ жизни
Наглядные
стенды, папки -
передвижки
Анкетирование
Формирова-
ние навыка
ЗОЖ у детей и
родителей
Участие родителей
в подготовке и
проведении
физкультурных
праздников, досугов
Здоровьесбережение
в режиме дня
«Поездка в зоопарк»
для детей младшего дошкольного возраста
1.
«
Машина
»
(Гимнастика проводится в кровати.)
Исходное положение: лежа, руки вдоль.
На машине едем (Руки перед собой.)
В зоопарк скорей. (Вращательные движения, имитируя руль.)
Много интересных
Там живет зверей.
2.
«
Страус
»
(Гимнастика проводится в кровати.)
Исходное положение: лежа, ноги вытянуты, руки вдоль туловища.
Страус в клетке ходит важно -
И на вид такой отважный? (Попеременно поднимают прямые ноги вверх.)
А увидев двух сорок,
Прячет голову в песок. (Закрывают лицо руками.)
3.
«
Обезьянки
»
(Гимнастика проводится в кровати.)
Исходное положение: лежа, руки и ноги подняты вверх.
Как на качелях, на лианах
Раскачиваются обезьянки: (Качают ногами и руками из стороны в сторону.)
Одни шагают грузно, (Обнимают руками стопы и шагают.)
Другие скачут дружно, (Перебирают в воздухе руками и ногами.)
И усевшись высоко, (Садятся.)
Корчат рожицы легко. (Большие пальцы рук у висков, ладонями крутят в воздухе.)
4.
«
Кенгуру
»
(Гимнастика проводится в игровой комнате.)
Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях и прижаты к груди.
А в вольере кенгуру -
Вдруг затеяли игру: (Сгибая ноги в коленях и высоко поднимая их, доходят до двери спальни.)
Друг за другом прыг да скок, (Прыгают из спальни на ковер в игровой комнате.)
Кто быстрей найдет цветок.
5.
«
Медвежонок
»
(Гимнастика проводится в игровой комнате.)
Исходное положение: стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
Очень любит мишка бурый
Заниматься физкультурой: (Переваливаются с ноги на ногу.)
Ножками он топает, (Топают ножками.)
Лапками он хлопает, (Хлопают ручками.)
Приседает, приседает
…
(Приседают.)
Потянулся. Отдыхает. (Поднимаются на носочки, руки тянут вверх, делают глубокий вдох и
возвращаются в исходное положение.)
Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.
«Путешественники»
для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Оборудование: мягкие модули, массажеры для ног, канат.
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня отправимся в поход на природу. Для этого нужно одеть
рюкзаки. (Имитация действия.)
Вот мы с вами на природе. Давайте посмотрим вокруг в бинокли,- какая здесь красота. (Поднести
кулачки к глазам, поворот головы влево - вправо.)
А какой свежий воздух. Нужно подышать (Упражнение на дыхание: сделать несколько глубоких
вдохов-выдохов.)
Наш путь не близок: идти будем лугом, полем, болотом, через густой лес. (Обычная ходьба в течение
1 мин.)
Вот дорога идет через луг со скошенной травой. Нужно пройти его, чтобы добраться до леса.
(Ходьба попеременно то на носках, то на пятках.)
Ребята, смотрите, а здесь еще не успели скосить траву, и она очень высокая. (Ходьба на носках с
вытянутыми вверх руками.)
Мы почти добрались до места, но на нашем пути выросли огромные кусты. Нам нужно их
перешагнуть, и мы окажемся в лесу. (Ходьба широкими шагами по мягким модулям.)
А вот и ручеек, через который переброшен узкий мостик. Нам с вами необходимо перебраться на
другой берег и собрать драгоценные камушки, они лежат на другом берегу. (Ходьба приставными шагами
по канату.)
Теперь мы все сумели перебраться, и собираем камни для своей коллекции. (Массаж
–
ходьба по
беговым дорожкам - массажерам, наклоны вперед.)
Наконец, камни собраны и нужно возвращаться домой. (Обычная ходьба.)
«Полоса препятствий»
для детей старшего дошкольного возраста
Упражнение 1
Ходьба по массажной дорожке с шипами.
(Идем по скошенной траве.)
Упражнение 2
Пролезть под палочкой, затем перешагнуть ее сверху.
(Пробираемся через чащу.)
Упражнение 3
Шаги по кочкам.
(Идем по болоту, по кочкам, кругом трясина, надо не упасть.)
Упражнение 4
Ходьба по канату – сохрани равновесие.
(Идем по веревочному мосту через пропасть.)
Упражнение 5
Ходьба по массажным дорожкам с пуговицами.
(Идем по горам, по камням.)
Упражнение 6
Пролезть под 2-3 банкетками (на животе проползти).
(Увидели в горе пещеру, влезаем в нее, вход очень узкий и потолок низкий.)
«Просыпающиеся котята»
( игра с элементами самомассажа)
Воспитатель: Вы – маленькие, пушистые котята.
Кот решил котят учить, как же нужно лапки мыть?
Мы недалеко сидели, все движенья подглядели.
Выполняют движения по тексту.
Лапку правую потрем,
А потом ее встряхнем.
Вот и левой лапке тоже
Правой лапкой мы поможем.
Ушко левое свое
Левой лапкой достаем,
Правое не забываем,
Лапкой правой умываем.
Проведем по шерстке лапкой,
Будет лобик чистый, гладкий.
Дальше глазки закрываем,
Каждый гладим, умываем
Чистим носик осторожно.
Грудку нам разгладить можно.
Вот и чистые котята,
Вот и выспались ребята!
«Поднимайся, детвора!»
( гимнастика пробуждения )
Завершился тихий час,
Свет дневной встречает нас.
Мы проснулись, потянулись. (потягивания)
Приподняли мы головку, (приподняли голову, повороты)
Кулачки сжимаем ловко. (сжимание-разжимание кистей)
Ножки начали плясать, (движения стопами направлениях)
Не желаем больше спать.
Обопремся мы на ножки, (упражнение ,,мостик,, - приподнимание таза)
Приподнимемся немножко.
Все прогнулись, округлились,
Мостики получились.
Ну, теперь вставать пора,
Поднимайся, детвора!
Все по полу босиком,
А потом легко бегом.
Сделай вдох и улыбайся,
На носочки поднимайся.
Опускайся, выдыхай
И еще раз повторяй.
Стопу разминай- (ходьба на носках, пятках, внешней стоп.)
Ходьбу выполняй.
Вот теперь совсем проснулись,
И к делам своим вернулись.
Гимнастика после сна
1.
«
Удержись
»
: стояние на носках, руки вверх; на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой или в
сторону, руки на поясе.
2.
«
Кто дольше
»
: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впередистоящей, сохраняя
равновесие.
3.
«
С кочки на кочку
»
: прыжки с одного предмета на другой (резиновые кольца, массажные коврики и т.
д.).
4.
«
Не закружись!
»
: кружение поочередно в одну и другую сторону, руки на поясе, руки в стороны.
5.
«
Ласточка
»
: стойка на одной ноге, другая отведена назад. Наклоны вперед, руки в стороны.
6.
«
Ежики
»
: ходьба на четвереньках, опираясь на стопы и ладони, на спине предмет (мешочек с грузом,
массажный мячик и др.).
Гимнастика после сна "Бегемотик"
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит
рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Массаж
спины
«
Паровоз
»
Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине
Стоять на месте не хочу! ладонями.
Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу! Поворот на 180,
Стоять на мете не хочу! поколачивание кулачками.
Колёсами стучу, стучу, Поворот на 180,
Колёсами стучу, стучу, постукивание пальцами.
Колёсами стучу, стучу, Поворот на 180,
Садись скорее, прокачу! поглаживание ладонями.
Чу, чу, чу! Лёгкое поглаживание
пальцами.
Гимнастика
для
глаз
«
Лиса
»
Ходит рыжая лиса, Крепко зажмурить и открыть глаза.
Щурит хитрые глаза.
Смотрит хитрая лисица, Вытянуть вперёд правую руку, на которой все пальцы, кроме указа-
Ищет, где бы поживиться. тельного,сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за
движением указательного пальца, не поворачивая головы.
Пошла лиска на базар, Поднять руку и опустить,
Посмотрела на товар. прослеживая взглядом.
Себе купила сайку, Описать рукой круг по часовой стрелке и
Лисятам балалайку. против неё.
Массаж
спины
«
Дождик
»
Дождик бегает по крыше - Встать друг за другом
Бом! Бом! Бом! «паровозиком» и похлопывать друг
По весёлой звонкой крыше - другу по спине.
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите - Постукивание пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите –
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте - Поколачивание кулачками.
Бом! Бом! Бом!
А уйду – тогда гуляйте …
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше - Поглаживание ладошками.
Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
Массаж ног
Божьей коровки папа идёт Сидя, поглаживать ноги сверху донизу,
Следом за папой мама идёт, разминать их,
За мамой следом детишки идут, похлопывать ладошками.
Вслед за ними самые малыши бредут. «Шагать» пальчиками.
Красные юбочки носят они, Поколачивать кулаками.
Юбочки с точками чёрненькими. Постукивать пальцами.
На солнышко они похожи, Поднять руки вверх и
Встречают дружно скрестить кисти, широко
Новый день раздвинув пальцы.
А если будет жарко им, Поглаживать ноги ладонями.
То спрячутся все вместе в тень. И спрятать руки за спину.
Массаж
лица
«
Белый
мельник
»
Белый-белый мельник Провести пальцами по лбу
Сел на облака. от середины к вискам.
Из мешка посыпалась Легко постучать пальцами
Белая мука. по щекам.
Радуются дети, Сжав руки в кулаки, возвышениями
Лепят колобки. больших пальцев быстро растереть крылья носа.
Заплясали сани Раздвинув указательный и средний пальцы,
Лыжи и коньки. массировать точки перед собой и за ушными ракови –
нами.
.
Массаж
ушей
«
Часовой
»
На далёкой на границе Загнуть руками уши вперёд.
И в холод, и в зной,
В зелёной фуражке стоит часовой.
На дальней границе Потянуть руками мочки ушей
И ночью, и днём в стороны, вверх, вниз, опустить.
Он зорко, он зорко следит за врагом.
И если лазутчик захочет пройти, Указательным
Его остановит солдат на пути! пальцем помассировать
слуховые отвороты.
Самомассаж
рук
«
Плотник
»
Мастер в руки взял фуганок, Поглаживать левую руку
Остро наточил рубанок, от плеча к кисти 4р., другую.
Доски гладко остругал, Разминать левую руку.
Взял сверло, шурупы взял, Разминать руки
Доски ловко просверлил, круговые двумя пальцами
Их шурупами свинтил, от плеча к кисти.
Поработал долотом, Поколачивание по левой руке
Сколотил всё молотком по правой.
Получилась рама - Быстро перебирая пальцами
Загляденье прямо! пройти по рукам.
Прекрасный тот работник Погладить руки.
Зовётся просто: плотник.
Массаж спины «Дятел»
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (дети похлопывают ладонями по спине впереди стоящего)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Долбит дятел крепкий сук. (поколачивают пальцами)
Клювом, клювом он стучит,
дятел ствол уже долбит. (постукивают кулачками)
Дятел в дуб всё тук да тук...
Дуб скрипит:"что там за стук? ( постукивают рёбрами ладоней)
Дятел клювом постучал,
Постучал и замолчал,
Потому что он устал. (поглаживают ладонями)
Капуста
Тук, тук, тук, тук-
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили-
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке. (движения по замыслу)
Две лягушки
На лужайке две подружки –
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Две зеленые лягушки –
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Ква,
Хором песни распевают –
Ква-ква-ква,
Ква-ква-ква,
И спокойно спать мешают –
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Ква.
Похлопать по коленям
Похлопать в ладоши
Похлопать по коленям
Похлопать в ладоши
Притопнуть одной ногой
Сложить ладони и чуть-чуть
приоткрыть их потом
Похлопать в ладоши
Несколько раз притопнуть
ногой
Погрозить пальцем
Похлопать в ладоши
Притопнуть одной ногой
Смешные человечки
(Дети делятся на пары)
Бежали мимо речки
Смешные человечки,
Прыгали, скакали,
Солнышко встречали.
Забрались на мостик
И забили гвоздик.
И потом бултых в речку.
Пальчики бегут по рукам детей,
стоящих друг против друга
Пальчиками попрыгать по плечам
друг друга
Ласково положить руки на щеки друг
друга
Сложить мостик из рук
Постучать кулачками
Наклониться и свободно покачать
руками
Компот
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот:
Угостим честной народ. (движения по тексту на спине товарища)
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки
подушечками пальцев другой руки «Паук»
Диво дивное – паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
В. Суслов
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца
противоположной руки «Улитка»
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони
противоположной руки.
Пилит, пилит пила,
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает.
В. Сокол
«
Нос
»
Цель: профилактика ринита, простудных заболеваний.
Указательным и большим пальцами подергать кончик носа.
«
Уши
»
Цель: массаж ушей, профилактика простудных заболеваний, укрепление иммунитета.
Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами «примазывать, чтобы не отклеились».
«
Ноготь
»
Цель: массаж рук, укрепление иммунитета.
Указательным и большим пальцами надавливать на каждый ноготь другой руки.
«
Мячик
»
Цель: массаж живота, координация движений, дыхательная гимнастика.
Стоя или лежа на полу, руки и ноги произвольно, положить руку на живот. Вдох- «надуваем»
живот, выдох – «сдуваем» живот.
«
Моем
голову
»
Цель: улучшение мозгового кровообращения путем воздействия на активные точки головы.
Сидя по-турецки, представим, что мы моем голову. Сильно нажимая пальцами на кожу головы,
ведем ими, словно граблями, от затылка, а затем от висков и ото лба к макушке, как будто сгребаем
сено в стог. Теперь подушечками пальцев потираем кожу головы в направлении от висков к
затылку. Пальчики обеих рук «бегают» по поверхности головы и «играют в догонялки». А сейчас,
словно расческой, ласково «расчесываем» волосы пальцами.
Массаж спины «Свинки»
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки (дети легко похлопывают по спине)
Всё постукивают, всё похрюкивают:
Туки-туки-туки-тук! (поколачивать кулачками, постукивают пальчиками.)
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюу! (поглаживают ладонями.)
Массаж биологически активных точек.
«Солнышко»
Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)
Всех детишек приласкало. (Делают руками фонарики.)
Гладит грудку, (Массируют «дорожку» на груди снизу вверх.)
Гладит шейку, (Поглаживают шею большими пальцами сверху вниз.)
Гладит носик, (Кулачками растирают крылья носа.)
Гладит лоб, (Проводить пальцами от середины к вискам.)
Гладит ушки, (Растирают ладонями уши.)
Гладит ручки, (Растирают ладони.)
Загорают дети – вот ! (Поднимают руки вверх.)
«Чебурашка»
Дети сидят по-турецки. Воспитатель обращается к детям:
,,Представим, что мы превратились в доброго, забавного Чебурашку. Нежно поглаживаем ушные
раковины по краям, снаружи, а затем по бороздкам внутри. Растираем пальчиками за ушами.
Ласково оттягиваем ушки вверх и вниз, а затем в стороны. А теперь поглаживаем пальчиками вокруг
основания ушек.,,
«
Умывалочка
»
Кран откройся, (Правой рукой показать, как открыть кран.)
Нос умойся, (Указательными пальцами массировать крылья носа.)
Мойтесь сразу оба глаза . (Указательными пальцами массировать веки.)
Мойтесь ушки, (Ладошками массировать уши.)
Мойся шейка. (Поглаживание шеи сверху вниз ладошками.)
Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся. (Ладошками массируют щеки.)
Грязь смывайся, (Трут ладошку об ладошку.)
Грязь смывайся.
«
Умывальная
песенка
»
Хуже наказанья – Качают головой из стороны в сторону.
Жить без умыванья. Все ребячьи лица Мягкими движениями
Обожают мыться. Проводят ладонями по лицу сверху вниз.
Без воды, без мыла – Растирают ладонями нос.
Всех бы грязь покрыла.
Чудно, чудно – вымыться не трудно! Растирают ладонями уши.
Чистым быть чудесно! Потирают ладони друг о друга.
Теперь нос чистый, Прикасаются указательным пальцем к носу.
Теперь рот чистый. Показывают пальчиком на рот.
И подбородок чистый. Прикасаются пальцем к подбородку.
И глазки блестят - Прикасаются к внешним уголкам глаз.
Весело глядят. Протягивают ладошки вперёд.
«Ленивая восьмерка» (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)
Упражнение снимает напряжение с глаз и плечевого пояса, включает связь
«
рука
–
глаз
»
, т.е. глаз видит, что делает рука. Работают оба полушария головного
мозга, вследствие чего происходит улучшение концентрации внимания.
(Выполняется стоя или сидя.)
Рука вытягивается вперед и чуть сгибается в локте. Пальцы сжимаются в
кулак, большой выпрямляется. Прямо перед собой этой рукой в воздухе рисуется
знак
«
бесконечность
»
, который похож на цифру 8, лежащую на боку. Глазами мы
следим за вытянутым большим пальцем. Делаем 4
«
восьмерки
»
одной рукой.
То же самое другой рукой.
Дальше обе руки вытягиваются вперед, пальцы обеих рук перекрещиваются
между собой, большие пальцы подняты. Снова 4 раза рисуем ленивую восьмерку и
следим глазами за пальцами.
Мы используем так же и другие варианты этого упражнения:
«
восьмерку
»
можно рисовать на столе перед собой пальцами или воспитатель рисует ее мелом
на доске, а дети на стульчиках обводят ее контур в воздухе перед собой.
«Думающий колпак»
Упражнение способствует лучшему усвоению информации на слух.
(Выполняется стоя или сидя.)
Берем оба уха руками таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а
остальные спереди. Мягко массируем край уха сверху вниз, чуть выворачивая
назад. Затем разминаем мочку уха. Повторяем 4 раза.
«Двойные рисунки»
Упражнение способствует расширению зрительного поля, движения глаз
становятся более плавными. Это улучшает навык письма, понимающего чтения.
Через активизацию обоих полушарий способствует лучшему выполнению любых
творческих заданий.
(Выполняется стоя или сидя.)
Представьте, что у вас в каждой руке по карандашу, а перед вами доска.
Одновременно двумя руками начинайте рисовать на воображаемой доске рисунки.
Они должны быть зеркальными, т.е. две руки рисуют одно и то же. Глаза следят за
рисунком. Руки вытянуты и чуть согнуты в локтях.
«Перекрестные шаги»
Упражнение активизирует работу обоих полушарий мозга, способствует более
быстрому включению в ситуацию, усвоению информации, развитию способности
активного понимающего чтения и слушания.
(Выполняется стоя или сидя.)
Локтем левой руки нужно тянуться к колену правой ноги, потом локтем правой
руки тянуться к поднимающемуся навстречу колену левой ноги.