Автор: Скрыпник Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 135
Населённый пункт: город Тверь, Тверская область
Наименование материала: Конспект экспериментального занятия в подготовительной группе
Тема: Вода.Свойства воды.Круговорот воды в природе.
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 135
Конспект экспериментального занятия в
подготовительной группе
«Вода. Свойства воды. Круговорот воды в
природе»
Подготовила: Скрыпник Ольга Николаевна
воспитатель группы «Рябинки»
г.Тверь, 2021 год
Конспект экспериментального занятия в подготовительной
группе
«Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Подготовила: Скрыпник Ольга Николаевна
воспитатель группы «Рябинки», детский сад № 135
Форма обучения: Занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей : подготовительная подгруппа.
Цель:
Совершенствовать
представления
детей
о
разнообразных
свойствах воды
Задачи:
Активизировать их знания о различных природных явлениях
(дождь, роса , снег, лед , пар)
Показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений
о свойствах воды: без цвета, без запаха, без вкуса, без формы .
Дать представление о круговороте воды в природе, закрепить
знания детей о значении воды в жизни человека.
Развивать речь, мышление, наблюдательность. Вовлекать детей в
общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе;
формировать у детей умение вести диалог с воспитателем:
слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос,
слушать пояснения воспитателя;
Активизировать и обогащать словарь детей существительными,
прилагательными, глаголами по теме занятия.
Обогащать словарный запас детей новыми словами: круговорот,
испарение, растворение, вывод, пульверизатор, ингредиент.
Предварительная работа:
1.
Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.
Проведение экспериментов с водой .
3.
Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»
4.
Просмотр видео урока «Круговорот воды в природе»
5.
Чтение художественной литературы по теме «Вода»
Материал для занятия:
1.
Картинки для интерактивной игры «Круговорот воды в природе»
2.
Кроссворд
3.
Прозрачные стаканчики, ложки, пульверизатор, молоко, вода, краска
гуашь, сахар, соль, лед, термос.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 ЧАСТЬ
ВВОДНАЯ (информационно-познавательная)
-
Ребята,
сегодня
мы
с
вами
отправимся
в
волшебную
страну
Исследователей, но сначала нам надо отгадать кроссворд и найти ключевое
Слово, которое откроет нам вход в эту страну. Отгадывать кроссворд мы
будем с помощью загадок.
1.
За окошком снег идёт
Вьюга и метель метет,
А речушка не течёт
Ведь сковал речушку …
Ответ: Лед
2.
Покружилась звездочка
,
В воздухе немножко
Села и растаяла
.
На моей ладошке
Ответ: Снежинка
3.
С неба облако спустилось
И у речки поселилось.
Как причудливо, красиво
Бело-сказочное диво.
Этот утренний обман
Называется….
Ответ: туман
4.
Утром капельки воды
На траве увидишь ты,
В каплях лепестки цветов,
В каплях листики кустов.
Пьёт из капельки оса.
Эти капельки…
Ответ: Роса
5.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
Ответ: Дождь
- А теперь посмотрите на наш кроссворд, у нас осталось не отгаданным одно
слово. Скажите, что объединяет снег , дождь, лед , туман и росу?
Дети: это все ВОДА.
- Верно, получилось слово ВОДА.
Мы оказались в волшебной стране Исследователей, и сейчас мы узнаем
много нового и интересного!
- Кто скажет, в каком состоянии бывает вода?
Дети: в жидком, твердом, газообразным.
- Сегодня мы поговорим о воде, ее СВОЙСТВАХ и ЗНАЧЕНИИ.
- Какая бывает вода?
Дети: теплая, горячая холодная, соленая , пресная, прозрачная, газированная..
- Для чего нужна вода человеку?
Дети: пить, мыться, готовить еду, стирать, поливать растения…
-Молодцы ребята, вы верно ответили на мои вопросы, а теперь мои юные
исследователи давайте начнем наши эксперименты!
2 ЧАСТЬ
ПРАКТИЧЕСКАЯ (Опытно-экспериментальная)
-Ребята, скажите, что находиться перед вами (стаканчики, ложки, молоко,
вода, сахар , краска).
ОПЫТ 1:
Какой формы ВОДА?
- Ребята, как вы думаете , имеет ли ВОДА форму?
Дети: да, нет..
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезы, воспитатель
предлагает взять узкую баночку и наполнить ее водой, а потом перелить воду
из узкой в широкую баночку. Форма, которую принимает вода , все время
изменяется.
- Вывод: ВОДА не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором
находится. ВОДА- жидкость.
-Вспомните лужи после дождя, на асфальте они растекаются, в ямках
собираются, и впитываются в землю. Итак , ВОДА не имеет формы.
ОПЫТ 2: Какого цвета ВОДА
- Обратите внимание, у меня в руках два стаканчика, скажите, что в них
находится (молоко, вода)
- Чем они отличаются друг от друга (цвет и вкус)
Дети : молоко белого цвета и имеет вкус, а вода бесцветная
- Скажите, если мы добавим в воду краску, она изменит цвет или нет
Дети: да, нет..
- Давайте проведем опыт , и узнаем ответ. (Воспитатель предлагает детям
смешать краску с водой. )
- Теперь скажите, изменила вода цвет? (ответы детей)
-Вывод: ВОДА прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать
непрозрачной.
ОПЫТ 3: ВОДА – растворитель.
- Сейчас мы поделимся на группы – одна группа будет работать с сахаром,
другая группа с солью, и я обращаю ваше внимание – перед вами стоят
пустые стаканы, сахар и соль, которые надо положить в стаканчик.
Дети насыпают соль и сахар в стаканы.
- Теперь каждый добавляет воду в свой стакан и размешивает.
- Какой результат мы получили?
Дети: все вещества растворились.
- Попробуйте, что стало со вкусом воды?
Дети: вода стала сладкая/соленая.
Вывод: на свойства ВОДЫ влияют компоненты/ингредиенты, которые в нее
попадают, и ВОДА может изменить вкус. (назовите, что еще меняет вкус
воды? Ответы: чай, кофе, какао…)
-Молодцы , а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «ДОЖДИК»
Капля первая упала – кап, кап, кап (три раза хлопаем в ладоши )
И другая прибежала – кап, кап, кап, (три раза хлопаем в ладоши)
Мы на небо посмотрели - высоко (руки тянем вверх)
Наши капельки запели – далеко, (руки тянем вперед)
Наши ножки намокли – прыг, прыг, прыг... (прыжки)
Мы плечами потрясем, все, все капельки стряхнем… (двигаем плечами)
От дождя мы убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим . (приседаем , руки над домиком )
3 ЧАСТЬ
Интерактивная игра «Путешествие капельки». (Круговорот воды в
природе)
-Ребята, а помните, мы все смотрели фильм «Круговорот воды в природе»?
Дети: да..
- Ребята , давайте вспомним как капелька путешествует в природе. Возьмите
каждый по одной картинке, и начнем игру!
(Ребятам раздаются картинки с изображениями капельки,солнца, горы, моря,
облака, дождливой тучки, реки ). Дети встают в определенном порядке.
Ребенок – Капелька передвигается от одного ребенка к другому, с начала
путешествия Капельки.
1 пункт «ГОРА» Ребенок: Я – ГОРА, капли воды , собираются в ручьи и
стекают с моих склонов ..
2 пункт «РЕКА» Ребенок: Я – РЕКА, вода собирается в реку и течет к морю.
3 пункт «МОРЕ » Ребенок: Я – МОРЕ, собираю много воды.
4 пункт «СОЛНЦЕ» Ребенок: Я – СОЛНЦЕ, я нагреваю воду, и вода
испаряется с поверхности моря.
5 пункт «ОБЛАКО» Ребенок: Я- ОБЛАКО, я состою из миллиона капелек и
плыву по небу.
6 пункт «ДОЖДЛИВАЯ ТУЧКА» Ребенок: Я –ТУЧКА, я собираю облака и
малюсенькие капельки воды собираются внутри меня в большие капли и
падают на землю дождиком или снегом.
- И все начинается сначала. Это и есть круговорот воды в природе.
Молодцы ребята! Вы верно прошли путь капельки в нашей игре, и теперь
знаете , как происходит круговорот воды в природе.
А теперь, я хочу всем подарить памятные сувениры, которые будут
напоминать вам о Воде, о бережном отношении к ней ! (воспитатель раздает
колокольчики , похожие по звучанию на капель).