Автор: Михаляк Марина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОО ЦРР д/с № 17
Населённый пункт: г. Лобня
Наименование материала: Организованная образовательная деятельность в старшей группе с использованием познавательно-исследовательской технологии
Тема: "Приключения Капельки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Василёк»
Организованная образовательная деятельность
в старшей группе
с использованием познавательно-
исследовательской технологии
на тему: «Приключения Капельки»
Подготовила
Воспитатель: Михаляк М.Б.
г. Лобня
2020г.
Цель: расширять представление детей о твердом, жидком, газообразном
состоянии воды в процессе экспериментирования.
Задачи.
Образовательные.
1.
Закрепить и систематизировать знания детей о свойствах воды.
2.
Познакомить детей со способом очистки воды с помощью фильтрования.
3.
Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
4.
Активизировать речь детей, обогащать словарный запас словами экспедиция,
ученые, эксперимент.
Развивающие.
1.
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей;
2.
умения сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы;
3.
развивать познавательный интерес через знакомство с техникой проведения
опытов с водой;
4. наблюдательность, интеллектуальную деятельность и поисковую
инициативу;
5.
прививать бережное отношение к воде.
Воспитательные.
1. Воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую
деятельность, аккуратность в работе с водой.
2.
Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному
ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от
окружающей среды (чистая вода).
3.
Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время
проведения экспериментов.
Интеграция образовательных областей.
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»
Материал.
Пластиковые стаканы по количеству детей, емкость с кубиками льда, зеркало,
утюг, воронки, салфетки, хлопчатобумажная ткань, вата, емкость с почвой,
контурные фигурки капелек, синие фломастеры по количеству детей.
Предварительная работа:
1.
Проведение бесед
: «Если б не было воды», «Загрязнение водоёмов».
2.
Чтение художественной литературы: Л. Лопатина, М. Скребцова
«Приключение маленькой капельки воды», Б. Заходер «Что случилось с рекой»;
3.
рассматривание
иллюстраций
различных
водоемов,
схемы «Круговорот воды в природе»;
4.
работа с родителями (наблюдения за лужами, дождем и др.)
5.
наблюдение
: «Где в группе вода? Всегда ли закрыт кран?»;
6.
Отгадывание загадок о воде
Методы и приёмы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания
мотивации, игра на развитие логического мышления, творческие задания, вопросы к
детям, использование наглядного материала, динамическая пауза, технические
средства, использование художественного слова.
Оборудование:
Мультимедийная установка, экран, презентация к занятию, стол с
соответствующим оборудованием для проведения опытов.
Ход ООД.
(Звучит запись журчания ручейка)
-Ребята, что вы услышали?
(Шум прибоя)
-А сейчас что слышали?
(Звуки водопада)
Какой шум прозвучал теперь?
Что объединяет эти звуки? Назовите одним словом (вода).
Ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане И в
водопроводном кране, Как
сосулька, замерзает,
В
лес туманом заползает,
На плите у нас кипит, Паром
чайника шипит. Без нее нам не
умыться, Не наесться, не
напиться! Смею вам я
доложить: Без нее нам не
прожить. (Слайд)
На экране появляется Капитошка (капелька воды)
Капелька:
- Здравствуйте! Я – Капелька. Меня зовут Капитошка. Помогите, пожалуйста,
ребята!
Воспитатель. Что случилось?
(Слайд)
Капелька:
-
Я жил в прекрасной солнечной стране Капелии с моими друзьями
капитошками. Но однажды на нашу страну налетел злой ветер Злодей Суховей. Он
разбросал моих друзей по всей Земле, а нашу страну Капелию превратил в
бесплодную пустыню. Цветы и травы там вянут, деревья засыхают, звери и птицы
убегают и улетают. Надо найти капитошек и вернуть их в Капелию, тогда вся
природа там оживет и расцветет, звери и птицы вернутся. Ребята, помогите мне
найти моих друзей капитошек!
Воспитатель:
-
Ребята, хотите помочь Капитошке найти его друзей капелек? (да). -
Что произошло в Капелии?
-Где сейчас находятся друзья?
-Как можно помочь ему отыскать Капитошек? (ответы
детей). Воспитатель:
-
Мы должны превратиться в ученых и отправиться в экспедицию.
Что такое экспедиция? Кто такие ученые?
Игра «Что нужно для экспедиции»
-
Давайте отправимся на Северный Полюс и поищем там Капитошкиных
друзей
. Слайд
(Идет снег)
Воспитатель:
-
Вокруг только снег и лед! Ребята, как вы думаете, здесь могут находиться
капельки воды - капитошки? (ответы детей).
-Это можно проверить, мы ведь ученые.
-
Приступим к нашему исследованию, ведь все необходимое для этого мы взяли
с собой в экспедицию.
-Что мы должны сделать? (ответы детей).
Опыт.
Нагревание снега или льда, превращение его в
воду Слайд Капитошка:
-
Вот они мои друзья! Летите скорей ко мне в Капельку!
Воспитатель:
-А сейчас мы отправимся на юг, где жарко.
(На слайде солнышко и облачко)
-Странно, здесь никого нет, только тучка! Ребята, могут здесь находиться
капельки? (ответы детей: тучка- это вода).
-Как это можно проверить?
Опыт
Нагревание воды и превращение ее в пар. Охлаждение пара, превращение его
в воду. Слайд
Капитошка:
-Ура, мои друзья в тучке! Они нашлись! Летите скорей ко мне!
Капитошка любит веселиться и предлагает детям ненадолго превратиться
в капельки.
Музыкальная пауза с движениями «Грустная тучка»
Слайд
Грязная лужа. Слышится плач.
Капитошка:
-Ребята, там, в грязной луже, мои друзья, они грязные! Это Злодей Суховей их
туда забросил. Если они прилетят в Капелию, все вокруг тоже будет грязным. Что
же мне делать?
Воспитатель:
-Ребята, мы же с вами ученые! Мы должны помочь Капитошке и его друзьям!
Можно помыть капитошек?
Опыт
(Воспитатель предлагает детям очистить воду и рассказывает, как это
сделать).
Слайд
Радостный Капитошка встречает своих друзей капелек.
Воспитатель:
-
Ребята, давайте подарим Капитошке тучку. Вот вам капельки. Отразите в них
свое настроение как в зеркале.
Пальчиковая игра «Облака»
Маленькое облако округлить руки, пальцы сцепить в «замок»
По небу плывет. качать руками влево и вправо Маленькое
облако Ветерок несет.
Поднимает облако поднять сцепленные руки и потянуться вверх
На утес могучий, Превращает облако развести руки в стороны, и
хлопнуть в ладоши В грозовую тучу.
(Дети рисуют на капельках глазки и ротик и раскладывают их виде тучки).
-Какая тучка у нас получилась, веселая или грустная?
Слайд
Цветущая Капелия
Слад Капитошка:
-Спасибо вам, ребята! Моя страна Капелия опять расцвела: птицы и
насекомые вернулись, трава зазеленела. Это вы помогли вернуть моих друзей
капитошек.
Воспитатель:
-Мы были очень рады помочь тебе, Капитошка! Мы дарим тебе веселую тучку
на память, чтобы она напоминала тебе о нас.
Капитошка:
Спасибо вам, ребята! До свидания!
Воспитатель:
-
Кому же нужна вода?
-
А может ли человек прожить без воды?
-
Какая нужна человеку вода?
-
Как люди должны беречь воду.