Напоминание

Предупреждение утомления у детей раннего возраста.


Автор: Голушко Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №71 Центрального района СПб
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Предупреждение утомления у детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предупреждение утомления у детей раннего

возраста.

Предупреждение утомления у детей раннего возраста.

При правильном воспитании у детей раннего возраста преобладает бодрое,

активное состояние. В этом состоянии они легко поддаются воздействиям

взрослых. Они очень эмоциональны: часто улыбаются, смеются, очень

подвижны, деятельны, ласковы. Такое поведение свидетельствует об

оптимальном состоянии возбудимости нервной системы. Однако анализ

поведения детей первых 3 лет обнаруживает крайнюю неустойчивость

состояния возбудимости их нервной системы. Иногда от незначительной

причины (например, небольшого изменения питания )ребенок приходит в

состояние повышенного возбуждения: он начинает громко кричать, упрямо

требует того, что дать ему нельзя. Его бодрое состояние так же легко может

смениться - вялым. Повышение и понижение возбудимости наблюдаются

у детей раннего возраста сравнительно часто. Анализ каждого изменения

возбудимости показывает, что подобные нарушения возникают главным образом

в результате ошибок воспитания.

Все нарушения возбудимости у здоровых детей являются временными.

Правильным воспитательным приемом легко нормализовать поведение детей.

Частое повышение или понижение возбудимости нервной системы вредно для

здоровья и развития детей. При воспитании надо знать причины нарушения

возбудимости нервной системы детей и уметь правильными приемами как

можно скорее выводить ребенка из этих состояний.

Прежде всего, уравновешенное поведение детей может изменяться вследствие

болезни. Даже незначительное заболевание влечет за собой те или иные

изменения в состоянии нервной системы. Предохранение детей от заболеваний

является в то же время и мерой предупреждения нарушений возбудимости их

нервной системы.

Часто причиной временных изменений бодрого уравновешенного состояния у

маленьких детей являются недостаточно полное удовлетворение их

органических потребностей и неприятные физические раздражения. Небольшое

опоздание с кормлением или укладыванием, ощущение холода, неудобная

одежда-все это может вызвать раздражительность, и даже плач ребенка. Поэтому

при воспитании детей первых 3 лет жизнь необходим тщательный уход с

выполнением всех гигиенических правил.

Существенной причиной возбужденного или вялого состояния может быть

отсутствие условий для активной деятельности, что не только задерживает

нервно-психическое развитие, но и вызывает резко отрицательные реакции

ребенка. Для поддержания бодрого уравновешенного поведения ребенка

необходимо правильно организовать различные формы его деятельности.

Причиной нарушений возбудимости может быть и неправильный подход

взрослых: отсутствие единства в подходах, резкие окрики, неровное неровное

обращение. Ребенок приходит в возбужденное состояние, если его обманывают.

Для поддержания уравновешенного поведения детей необходимо частое,

активное эмоциональное общение, участие в их деятельности взрослых.

Причиной нарушений бодрого и активного поведения ребенка может быть

также утомление. Утомление – это физиологическое состояние организма,

возникающее в результате предшествующей активности. Если

при утомлении не обеспечить своевременного отдыха и не прекратить

бодрствования или продолжать занятие после того, как появились первые

признаки утомления, то оно может перейти в патологическое

состояние переутомления, которое очень опасно для неокрепшей

формирующейся нервной системы маленького ребенка. Поэтому необходимо

внимательно следить за его состоянием и при первых признаках утомления

обеспечивать отдых. Каковы же внешние признаки утомления?

При утомлении ребенка нарушается координация движений. Действия

уставшего ребенка становятся более примитивными. Иногда в поведении

ребенка можно заметить возврат к давно угасшей привычке.

Признаками утомления на занятиях могут быть также частые и длительные

отвлечения детей, шалости, неадекватные реакции, появление каких-либо

автоматических движений.

При наступлении переутомления происходят более глубокие изменения.

Прежде всего, признаками переутомления являются изменения аппетита, сна,

повышение раздражительности, необоснованный на первый взгляд плач.

Возникающие в конце бодрствования более частые конфликты между детьми в

группе также свидетельствуют о переутомлении. Что же может привести

к утомлению и как предохранить нервную систему от

утомления? Утомление может быть вызвано: систематическим удлинением

бодрствования выше предела работоспособности; хроническим недосыпанием

или неполноценным, неглубоким сном; неправильной организацией

деятельности; предъявлением ребенку требований, непосильных для его

нервной системы. Основным условием, предохраняющим нервную систему

ребенка от переутомления, является правильный ритм работы и отдыха, т. е.

правильный режим, соответствующий возрастным и индивидуальным

особенностям.

Наряду с установлением правильной длительности бодрствования очень

большое значение имеет также достаточный по времени, полноценный, глубокий

сон. Укорочение возрастной нормы сна, особенно повторяющееся

систематически, ведет к очень вредному для нервной системы хроническому

недосыпанию. В течение укороченного дневного или ночного сна не

обеспечивается полное восстановление работоспособности. Переутомление

наступает, когда ребенок спит в неблагоприятных условиях, например с соской,

которая ночью неоднократно выпадает и вызывает пробуждение, или при ярком

свете, громких звуках радио, в комнате, где в это время играю другие дети

группы. Хроническое недосыпание детей, посещающих детское учреждение,

может иметь место также в том случае, если не учитывается фактическая

длительность ночного сна детей дома. Как хроническое недосыпание, так и

систематическое удлинение бодрствования неизбежно ведет к переутомлению и

тем самым к частым и резким нарушениям возбудимости и изменениям их

уравновешенного поведения.

Причиной утомления является также неправильная организация

деятельности. Большое значение имеют физические факторы окружающей среды

- освещение, чистота воздуха, температура. Плохое освещение, плохо

проветриваемое помещение, чрезвычайно высокая температура в детских

комнатах ведут к быстрому у томлению детей. Надо помнить, что резкие

хаотические звуки очень быстро приводят к утомлению. Не следует также

допускать чрезвычайной яркости и пестроты в окружающей обстановки.

Активное бодрое состояние на протяжении всего отрезка бодрствования может

быть лишь при условии смены разных видов деятельности детей, т. е. смены

работы разных сенсорных очагов коры головного мозга. Даже на протяжении

одного занятия следует по возможности привлекать к участию деятельность

разных анализаторов, т. е. строить занятие так, чтобы ребенок мог и посмотреть,

и послушать, и произвести какое-либо действие. И чем меньше ребенок, тем

большее значение имеет это правило. Для предохранения от

переутомления нужна правильная смена деятельности, которую должны

обеспечить взрослые. Переключение на другую деятельность является отдыхом

для ребенка. Подвижная игра должна сменяться спокойной игрой за столом.

Самостоятельная деятельность ребенка должна смениться занятием,

организованным воспитательницей, игра в комнате - игрой на площадке. Надо

следить, чтобы длительность занятия не превышало выносливости нервной

системы детей, и при первых признаках утомления прекращать занятия. К

более быстрому утомлению и возбуждению приводят шумные игры родителей с

детьми или рассказывание подряд нескольких сказок вечером дома.

Недопустимо также изобилие часто сменяющихся и сильных впечатлений.

Родители часто злоупотребляют желанием порадовать ребенка различными

подарками. Частая смена новых игрушек, книжек вредна

детям. Утомление может возникнуть в результате частых запрещений или

вынужденных длительных бездеятельных состояний.

В раннем детстве все функции организма, в том числе функции центральной

нервной системы, только начинают развиваться. Вследствие этого нервная

система и психика легко ранимы. Поэтому поддержание состояния оптимальной

возбудимости, бодрого уравновешенного поведения детей, предупреждение их

утомления являются очень серьезной задачей родителей и всех работников

детского учреждения.

В один год Основная задача физического развития в этот период –

совершенствование двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки,

лазание). Важным моментом, также, является выработка правильной осанки.

Для совершенствования всех навыков важна безопасность окружающего

пространства, которое должны обеспечить родители. Существуют основные

упражнения, направленные на отработку двигательных навыков: Для освоения

ходьбы, научите ребенка ходить по узкому пространству, так лучше развивается

координация. Почаще прогуливаться с элементами препятствий: кочки,

подъемы, ямки. Не откажите ребенку пройти по бревну, залезть на небольшой

подъем. Используйте игрушки с колёсами, где ребенку приходится толкать их

или тянуть за собой. Больше ходите по ступенькам. Ходьба по ступенькам

прекрасно укрепляет ноги. По мере возможности использовать плавание, оно

тренирует и развивает все мышцы. Научите ребенка играть с мячом. Катать в

определенном направлении, бросать, ловить. Используйте для развития малыша

музыкально-ритмические упражнения. («Ладушки», «Каравай», «Мельница» и

другие)

В два года Физическое развитие детей раннего возраста. К двум годам

ребенок уже достаточно хорошо осваивает ходьбу, его теперь увлекает бег. Он

может быстро бежать, если необходимо, резко остановиться и что-либо поднять

с пола. В это время, стоит уделить внимание и мелкой моторике, которая

отлично тренирует мозг. Для этого существует различные игры: песочница

рисование пластилином мозаика простые пазлы пальчиковое рисование

аппликация В два года ребенок учится прыгать. Поддерживайте интерес ребенка,

прыгайте и играйте вместе с ним. Так укрепятся не только мышцы но и ваши

тесные эмоциональные связи с ребенком.



В раздел образования