Напоминание

Активизация речевого общения старших дошкольников


Автор: Сокурова Венера Жантемировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №2 "Солнышко" ГП Терек
Населённый пункт: г.п.Терек, Кабардино-Балкарская республика
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация речевого общения старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Активизация речевого общения старших дошкольников

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, чтобы он

пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и

взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При

нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой,

а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет

ускорить формирование речевой активности.

Если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослый не проявляет

ответной реакции, то ребенок скорее начнет делать попытки выразить

просьбу словесно, т.е. будет проявлять речевую активность, несмотря на

испытываемые при этом большие трудности.

Компонентами речевой активности, являются быстрота речевых реакций в

диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью,

быстрота и точность выбора слов, развертывания синтаксических

конструкций текста, активная реакция на поступок или высказывание других

лиц.

Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует

названным условиям. Помехами речевой активности могут стать

неразвитость вышеназванных качеств; речевые дефекты, вызывающие

насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости

носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая

память. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника,

относятся: овладение на определенном уровне системой языка, наличие

потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.

Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С

этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица:

нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.

п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание,

интерес, удивление, удовольствие, радость). С этой целью разыгрываются

несложные этюды с комментированием взрослого.

Примеры некоторых упражнений.

«Зеркало». Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду

смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?»

Используются два варианта определения мимики воспитателя: дети называют

выраженное на лице эмоциональное состояние или самостоятельно, или с

опорой на подсказку.

«Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У

него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает

его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой

выражают удовольствие, улыбаются.

«Походка и настроение». Педагог показывает движения и предлагает

изобразить их: «Попрыгаем, как воробышек (веселый клоун, кенгуру,

козлик); походим, как мишка косолапый, как маленький ребенок, который

только учится ходить; полетаем, как синичка, как орел и др.

«Делай,как я». Детям предлагается представить, что они зеркала и должны

точно отражать движения и мимику водящего-ребенка.

«День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами

дарят ему подарки, а именинник угадывает, что это за подарок.

Указанные выше упражнения и этюды не только знакомят детей с мимикой,

жестами, позами, походкой, но и корректируют некоторые черты характера, а

также самооценку детей.

Активизация речевой активности в целом невозможна без активизации ее

основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять

словесным играм, цель которых- обогащение словарного запаса,

формирование грамматической правильности речи, интонационной

выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся

средства в речевой деятельности. Ценность таких игр- в том, что дети не

только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею,

что стимулирует их собственную речевую активность.

«Кто быстрее?» Педагог произносит какое-либо слово, в ответ дети

называют слово, которое первым пришло им в голову. Например, бабочка-

красивая, дерево- сухое и т.п.

«Пара к паре». Детям предлагается закончить начатое предложение одним

словом по аналогии. Например, «огурец- овощ, а ромашка…(цветок)

«Домашние животные». Из предложенных слов дети выбирают

домашнего животного и как можно быстрее его произносят. Аналогичные

игры можно проводить по темам «Транспорт» (только воздушный), «Овощи»

( только красные), «Фрукты» (только круглые).

«Подбор прилагательных». Педагог показывает картинку, игрушку или

называет слово, а дети указывают как можно больше признаков,

соответствующих предложенному объекту.

«Игра с мячом «Скажи наоборот». Взрослый или ребенок называет слово

и бросает мяч одному из детей. Тот вспоминает слово, противоположное по

значению, и бросает мяч обратно.

«Закончи предложение». По кругу передается флажок, и тот, у кого он в

руках, должен закончить предложение ведущего.Например: «Я надела

теплую шубу, чтобы…Мы зажгли свет, чтобы….

«Сказка по кругу». Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили-

были….», следующий продолжает и так далее по кругу.

Целесообразно использовать моделирование проблемных и игровых

ситуаций, которые создаются путем использования наглядности, исполнения

детьми различных ролей. Известно: исполнение ролей в процессе игры и

общения психологически настраивает ребенка на речевые действия,

ожидаемые от него в определенной ситуации.

Изобразительная деятельность также может выступать как специфическое

средство активизации умственного и речевого развития детей. На занятиях

рисованием им предлагают наглядный материал, обозначая его словами,

рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами. Такие

занятия дают возможность создавать проблемные ситуации, способствующие

проявлению речевой активности.

Итак, организация совместных видов деятельности стимулирует активную

речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее

успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В

результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию

речевых высказываний. Целенаправленная работа по активизации речевой

деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но

и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление

собственной активности каждым ребенком.



В раздел образования