Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказку"


Автор: Хоменко Мария Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №60
Населённый пункт: пгт. Инской, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60»

Консультация для воспитателей

«Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей

дошкольного возраста» .

Составитель:

Хоменко М.В.

Беловский городской округ

«Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей

дошкольного возраста» .

Сказка, как одно из средств духовно – нравственного воспитания, формирует

у ребенка психологию успеха, закладывает моральные и духовные ценности,

желание подражать смелым и справедливым героям, прививает любовь к

родному дому, отчизне, создает представление о семейных и коллективных

ценностях, о дружбе и любви.Сказка является источником воспитания любви

к Родине, сострадания и справедливости. Невозможно представить детство

без народных сказок. «Колобок», «Теремок», «Репка» — эти произведения в

первые годы жизни ребенок не только слышит от родителей и воспитателей.

В виде героев сказок выпускаются игрушки, настольные дидактические

материалы, сюжеты сказок используются в театральных постановках в ДОУ.

Сказочный мир, добрый и волшебный, наполнен яркими образами, смелыми

героями, дружелюбными животными

Знакомство детей со сказкой в садике может быть выражено в форме:

Рассказывания

Выразительного чтения

Беседы по сказке (анализ поступков персонажей),

Иллюстрированной постановкой (пальчиковый или аппликационный мини –

театр).

В средней группе дети с большим удовольствием учатся ролевым играм,

инсценированию, наряжаясь в костюмы и изображая процесс вытягивания

репки или заселения импровизированного теремка. Когда такие занятия и

игры сопровождаются смехом и весельем, когда воспитатель буквально

опускается на уровень малышей, ползая на коленях и играя вместе, а не

диктуя строгим голосом, тогда в атмосфере детской раскрепощенности и

непринужденности, на фоне положительных эмоций у детей формируется

живое образное представление о роли сказочных героев, смысле их

поступков. Закрепить восприятие сказочных образов, мотивы поведения

героев и смысловой посыл сказки помогает совместная беседа по сказке:

Кто из героев сказки вам больше понравился?

Кто совершил хороший поступок, а кто плохой?

Какое действие персонажа вам больше понравилось?

Кого можно поругать, а кого простить?

Запоминая сюжеты русских народных сказок, воспринимая яркие образы

персонажей и анализируя действия героев, дошкольники учатся выражать

свои мысли, свое отношение, проецировать поступки, учатся быть добрыми и

отзывчивыми.

Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть

вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие,

обидчивость. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно,

быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я

поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с

помощью сказок.

Сказка – прекрасное творение искусства. Из сказок дети черпают множество

познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с

природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых

важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как

оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку

впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание,

побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в

беду.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев,

закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими

людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются

желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра

и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика

событий (гуси – лебеди, колобок), причинно – следственные связи и явления

(сказка «Колобок» - хвастовство, хитрость, осторожность) , - все это делает

сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом

формирования нравственно – здоровой личности ребенка.

Перед собой я поставила задачи : посредством событий в сказке помочь

усвоить детям духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание –

непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие –

жадность), обогатить словарь, развивать способность детей отличать

хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение,

милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью

принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до

конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда,

развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания

сказки, в средней группе я предложила выполнять имитационные движения

(сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет,

уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовала разнообразные

наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки

с использованием костюмов, шапочек. В сказке «Теремок» детям можно

предложить двигательные упражнения – попрыгать как зайчик, обратить

внимание, что лисичка в теремок забралась, а волк влез. Дети очень

переживают кульминационный момент, когда, при появлении медведя,

теремок развалился. Я предлагаю построить из крупного строителя большой

теремок, где уместились все звери. Затем мы встаем вокруг теремка и

заводим хоровод, пропевая первые слова сказки с перечислением живущих в

нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут

помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем,

рассказывая, кто что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк

дом стережет. Этой сказкой воспитываются такие качества: гостеприимство,

доброжелательность, дружба. Повторяя сказку, не всегда обязательно

рассказывать ее целиком, иногда достаточно вспомнить отдельные отрывки,

те которые забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи

детей. Сказка «Гуси-лебеди» - эта сказка учит выполнять обещания,

исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство

ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными,

приветливыми. После рассказывания сказки надо провести беседу: что

понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить.

Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за

происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и

глубина эмоционального включения детей. После рассказывания сказки

«Зимовье зверей» я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила

представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что

такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится,

делится игрушками), с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские

отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают

плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в

«корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В

каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей

прямо, а рассказать сказку, например, «Два жадных медвежонка»,

«Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Олег дал свою машинку

поиграть Диме, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У

детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо.

Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить

его мысли по нужному руслу.

В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного

развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей

сказкой : усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость к

добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим

людям и самому себе, ответственность за свои дела и поступки.

Хоменко М.В



В раздел образования