Автор: Хоменко Мария Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №60
Населённый пункт: пгт. Инской, Кемеровская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказку"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60»
Консультация для воспитателей
«Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей
дошкольного возраста» .
Составитель:
Хоменко М.В.
Беловский городской округ
«Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей
дошкольного возраста» .
Сказка, как одно из средств духовно – нравственного воспитания, формирует
у ребенка психологию успеха, закладывает моральные и духовные ценности,
желание подражать смелым и справедливым героям, прививает любовь к
родному дому, отчизне, создает представление о семейных и коллективных
ценностях, о дружбе и любви.Сказка является источником воспитания любви
к Родине, сострадания и справедливости. Невозможно представить детство
без народных сказок. «Колобок», «Теремок», «Репка» — эти произведения в
первые годы жизни ребенок не только слышит от родителей и воспитателей.
В виде героев сказок выпускаются игрушки, настольные дидактические
материалы, сюжеты сказок используются в театральных постановках в ДОУ.
Сказочный мир, добрый и волшебный, наполнен яркими образами, смелыми
героями, дружелюбными животными
Знакомство детей со сказкой в садике может быть выражено в форме:
Рассказывания
Выразительного чтения
Беседы по сказке (анализ поступков персонажей),
Иллюстрированной постановкой (пальчиковый или аппликационный мини –
театр).
В средней группе дети с большим удовольствием учатся ролевым играм,
инсценированию, наряжаясь в костюмы и изображая процесс вытягивания
репки или заселения импровизированного теремка. Когда такие занятия и
игры сопровождаются смехом и весельем, когда воспитатель буквально
опускается на уровень малышей, ползая на коленях и играя вместе, а не
диктуя строгим голосом, тогда в атмосфере детской раскрепощенности и
непринужденности, на фоне положительных эмоций у детей формируется
живое образное представление о роли сказочных героев, смысле их
поступков. Закрепить восприятие сказочных образов, мотивы поведения
героев и смысловой посыл сказки помогает совместная беседа по сказке:
Кто из героев сказки вам больше понравился?
Кто совершил хороший поступок, а кто плохой?
Какое действие персонажа вам больше понравилось?
Кого можно поругать, а кого простить?
Запоминая сюжеты русских народных сказок, воспринимая яркие образы
персонажей и анализируя действия героев, дошкольники учатся выражать
свои мысли, свое отношение, проецировать поступки, учатся быть добрыми и
отзывчивыми.
Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть
вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие,
обидчивость. Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно,
быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я
поняла, что духовно – нравственные качества личности можно развить с
помощью сказок.
Сказка – прекрасное творение искусства. Из сказок дети черпают множество
познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с
природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых
важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как
оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку
впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание,
побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в
беду.
Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев,
закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими
людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются
желания и поступки ребенка. Композиция, яркое противопоставление добра
и зла, выразительный язык (наливное яблочко, речка – матушка), динамика
событий (гуси – лебеди, колобок), причинно – следственные связи и явления
(сказка «Колобок» - хвастовство, хитрость, осторожность) , - все это делает
сказку интересной, волнующей для детей, незаменимым инструментом
формирования нравственно – здоровой личности ребенка.
Перед собой я поставила задачи : посредством событий в сказке помочь
усвоить детям духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание –
непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие –
жадность), обогатить словарь, развивать способность детей отличать
хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение,
милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью
принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до
конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда,
развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания
сказки, в средней группе я предложила выполнять имитационные движения
(сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет,
уговаривает, жалеет бабушку и деда), использовала разнообразные
наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование сказки
с использованием костюмов, шапочек. В сказке «Теремок» детям можно
предложить двигательные упражнения – попрыгать как зайчик, обратить
внимание, что лисичка в теремок забралась, а волк влез. Дети очень
переживают кульминационный момент, когда, при появлении медведя,
теремок развалился. Я предлагаю построить из крупного строителя большой
теремок, где уместились все звери. Затем мы встаем вокруг теремка и
заводим хоровод, пропевая первые слова сказки с перечислением живущих в
нем зверят. Дети радостные, глаза у них веселые, ведь если все вместе будут
помогать друг другу, то жить будет интереснее. Сказку мы продолжаем,
рассказывая, кто что делает: лисичка пироги печет, зайка воду носит, волк
дом стережет. Этой сказкой воспитываются такие качества: гостеприимство,
доброжелательность, дружба. Повторяя сказку, не всегда обязательно
рассказывать ее целиком, иногда достаточно вспомнить отдельные отрывки,
те которые забываются или наиболее интересные в плане обогащения речи
детей. Сказка «Гуси-лебеди» - эта сказка учит выполнять обещания,
исправлять ошибки в поведении, преодолевать трудности, развивает чувство
ответственности за свои поступки, учит детей быть послушными,
приветливыми. После рассказывания сказки надо провести беседу: что
понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить.
Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за
происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и
глубина эмоционального включения детей. После рассказывания сказки
«Зимовье зверей» я провела с группой детей беседу о дружбе, в ней выяснила
представления ребенка о дружбе. Расскажи, пожалуйста, как по-твоему, что
такое хорошая дружба (помогать друг другу, вместе играть, не ссорится,
делится игрушками), с кем ты хочешь дружить? Есть факты, когда дружеские
отношения строятся на отрицательном содержании: дети придумывают
плохую игру, произносят грубые слова, хохочут, сближаются друг с другом в
«корыстных целях», чтобы взамен игрушки получить другую вещь. В
каждом случае надо постараться, не указывая на плохое поведение детей
прямо, а рассказать сказку, например, «Два жадных медвежонка»,
«Волшебные слова», рассказать о том, как недавно Олег дал свою машинку
поиграть Диме, а сам строил гараж для машины, так они вместе играли. У
детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо.
Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить
его мысли по нужному руслу.
В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного
развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей
сказкой : усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость к
добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим
людям и самому себе, ответственность за свои дела и поступки.
Хоменко М.В