Автор: Дыба Светлана Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: город Тихорецк
Наименование материала: Влияние музыки на психологическое развитие дошкольников
Тема: Влияние музыки на психологическое развитие дошкольников
Раздел: дошкольное образование
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 1
________________ Л.В.Куликова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему:
«Влияние музыки на психическое развитие детей
дошкольного возраста»
муз.руководитель: Дырул А.М.
Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так
как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая
слуховым
рецептором,
она
воздействует
на
общее
состояние
всего
организма,
человека,
вызывает
реакции,
связанные
с
изменением
кровообращения, дыхания.
Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и
этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию,
настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и
отрицательные эмоции.
Влияние музыки на ребенка в утробе матери.
Внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего
развития человека. Психологи отмечают, что у детей рано появляется
слуховая чувствительность. По данным ряда исследований, ещё до рождения
ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира.
Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное
влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Она успокаивает,
помогает физическому и умственному развитию. Когда родители поют и
разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также
общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще
всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети,
даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в
музыке. Если будущая мать слушает лирическую классическую музыку,
скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А
музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в
животе матери. Музыка является своего рода терапией. Поэтому важно,
чтобы
будущие
матери
пели
своим
детям,
особенно
мелодичные
колыбельные песни, слушали классическую музыку.
Влияние музыки на новорожденных
У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на 10-12
день жизни возникают реакции на звуки. С первых месяцев нормально
развивающийся
ребенок
отвечает
на
характер
музыки
комплексом
оживления, радуется или успокаивается.
На втором месяце ребенок
прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию
музыки. В четыре-пять месяцев ребенок начинает реагировать на источник
его интонации гулением, лепетом.
При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют ярко-
контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Ребенок
различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже
тембровую окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые
певческие интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные
слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он овладевает
простейшими движениями: хлопает в ладоши, притопывает, кружится под
звуки музыки.
Проявления
эмоциональной
отзывчивости
на
музыку,
развитие
слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное развитие с самого
раннего детства.
Влияние музыки на детей более старшего возраста.
На третий и четвертый год жизни у детей повышается чувствительность,
возможность более точного различения свойств предметов и явлений. Этот
период
развития
характеризуется
стремлением
к
самостоятельности.
Происходит
переход
от
ситуативной
речи
к
связной,
от
наглядно-
действенного
мышления
к
наглядно-образному,
заметно
укрепляется
мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься
музыкой, активно действовать. Дети могут спеть маленькую песенку,
самостоятельно сплясать, используя простые движения.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей.
Это период вопросов: "Почему?”, "Отчего?” Ребенок начинает осмысливать
связь между явлениями и событиями, может сделать обобщение. Он
наблюдателен
и
способен
определить:
музыка
веселая,
радостная,
спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие.
Старший
дошкольный
возраст
является
этапом
интенсивного
психического развития. Шестой и седьмой год жизни – период подготовки
детей к школе. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения
во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических
функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.
Говоря о гармоничном развитии личности, Л, С, Выготский, в качестве
важнейшего его условия, называл единство формирования эмоциональной и
интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта.
Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого
единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на
эмоциональное , но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет
в себе не только эмоции , но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Музыка – средство эстетического воспитания детей.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.
Эстетическое
воспитание
направлено
на
развитие
способностей
дошкольников воспринимать, чувствовать, и понимать прекрасное, замечать
хорошее и плохое.
Непосредственно воздействуя на чувства ребенка, музыка формирует
его моральный облик, влияет на общую культуру поведения, создает
необходимые условия для формирования нравственных качеств личности.
Музыка – средство активизации умственных способностей.
Восприятие музыки путем слушания является одним из самых
абстрактных
способов
мышления,
требующих
особой
психической
сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение.
Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной
тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными
движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его
содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о
чем рассказывает музыка. Творческие музыкальные задания способствуют
возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной
активности.
Музыка – средство физического воспитания
Воздействие музыки на обще функциональную деятельность ребенка
вызывает в нем двигательные реакции.
Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать
эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают
у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения,
под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.
Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными
телодвижениями, «проживая» в пластических образах, прежде всего её
ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и
объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом
используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою
очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на
слуховой и двигательный анализаторы.
Пение
является
наиболее
доступным
видом
музыкальной
и
исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс звукообразования,
в котором очень важна координация звука и голоса, взаимодействие
певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.
«Живая» музыка сопровождает человека от рождения до конца жизни.
Она учит столь необходимому, в наше время, умению расслабляться и
концентрироваться;
обладает
большим
потенциалом
эмоционального,
психологического и социального воздействия, способствует формированию
таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность
(способность
к
импровизации),
толерантность,
прививает
навыки
невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.