Напоминание

Влияние музыки на психологическое развитие дошкольников


Автор: Дыба Светлана Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №8
Населённый пункт: город Тихорецк
Наименование материала: Влияние музыки на психологическое развитие дошкольников
Тема: Влияние музыки на психологическое развитие дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 1

________________ Л.В.Куликова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

КОНСУЛЬТАЦИЯ

на тему:

«Влияние музыки на психическое развитие детей

дошкольного возраста»

муз.руководитель: Дырул А.М.

Музыка в сообществе всех искусств занимает почетное место, так

как всесторонне и комплексно воздействует на человека. Воспринимаемая

слуховым

рецептором,

она

воздействует

на

общее

состояние

всего

организма,

человека,

вызывает

реакции,

связанные

с

изменением

кровообращения, дыхания.

Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и

этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию,

настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и

отрицательные эмоции.

Влияние музыки на ребенка в утробе матери.

Внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего

развития человека. Психологи отмечают, что у детей рано появляется

слуховая чувствительность. По данным ряда исследований, ещё до рождения

ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира.

Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное

влияние на самочувствие развивающегося ребенка. Она успокаивает,

помогает физическому и умственному развитию. Когда родители поют и

разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также

общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще

всего в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети,

даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в

музыке. Если будущая мать слушает лирическую классическую музыку,

скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А

музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в

животе матери. Музыка является своего рода терапией. Поэтому важно,

чтобы

будущие

матери

пели

своим

детям,

особенно

мелодичные

колыбельные песни, слушали классическую музыку.

Влияние музыки на новорожденных

У новорожденного малыша (по данным А. А. Люблинской), на 10-12

день жизни возникают реакции на звуки. С первых месяцев нормально

развивающийся

ребенок

отвечает

на

характер

музыки

комплексом

оживления, радуется или успокаивается.

На втором месяце ребенок

прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию

музыки. В четыре-пять месяцев ребенок начинает реагировать на источник

его интонации гулением, лепетом.

При восприятии музыки дети второго года жизни проявляют ярко-

контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Ребенок

различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже

тембровую окраску. Рождаются первые, сознательно воспроизводимые

певческие интонации, подпевая взрослому, ребенок повторяет отдельные

слоги, окончания музыкальных фраз песни. В этот период он овладевает

простейшими движениями: хлопает в ладоши, притопывает, кружится под

звуки музыки.

Проявления

эмоциональной

отзывчивости

на

музыку,

развитие

слуховых ощущений позволяет осуществлять музыкальное развитие с самого

раннего детства.

Влияние музыки на детей более старшего возраста.

На третий и четвертый год жизни у детей повышается чувствительность,

возможность более точного различения свойств предметов и явлений. Этот

период

развития

характеризуется

стремлением

к

самостоятельности.

Происходит

переход

от

ситуативной

речи

к

связной,

от

наглядно-

действенного

мышления

к

наглядно-образному,

заметно

укрепляется

мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься

музыкой, активно действовать. Дети могут спеть маленькую песенку,

самостоятельно сплясать, используя простые движения.

Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей.

Это период вопросов: "Почему?”, "Отчего?” Ребенок начинает осмысливать

связь между явлениями и событиями, может сделать обобщение. Он

наблюдателен

и

способен

определить:

музыка

веселая,

радостная,

спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие.

Старший

дошкольный

возраст

является

этапом

интенсивного

психического развития. Шестой и седьмой год жизни – период подготовки

детей к школе. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения

во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических

функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Говоря о гармоничном развитии личности, Л, С, Выготский, в качестве

важнейшего его условия, называл единство формирования эмоциональной и

интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого

единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на

эмоциональное , но и познавательное развитие ребенка, так как музыка несет

в себе не только эмоции , но и огромный мир идей, мыслей, образов.

Музыка – средство эстетического воспитания детей.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.

Эстетическое

воспитание

направлено

на

развитие

способностей

дошкольников воспринимать, чувствовать, и понимать прекрасное, замечать

хорошее и плохое.

Непосредственно воздействуя на чувства ребенка, музыка формирует

его моральный облик, влияет на общую культуру поведения, создает

необходимые условия для формирования нравственных качеств личности.

Музыка – средство активизации умственных способностей.

Восприятие музыки путем слушания является одним из самых

абстрактных

способов

мышления,

требующих

особой

психической

сосредоточенности, умение держать внимание и эмоциональное напряжение.

Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной

тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными

движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его

содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о

чем рассказывает музыка. Творческие музыкальные задания способствуют

возникновению поисковой деятельности ребенка, требующей умственной

активности.

Музыка – средство физического воспитания

Воздействие музыки на обще функциональную деятельность ребенка

вызывает в нем двигательные реакции.

Жест, движение, пластика обладают особенным свойством обобщать

эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают

у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения,

под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.

Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными

телодвижениями, «проживая» в пластических образах, прежде всего её

ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и

объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом

используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою

очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на

слуховой и двигательный анализаторы.

Пение

является

наиболее

доступным

видом

музыкальной

и

исполнительской деятельности. Пение – сложный процесс звукообразования,

в котором очень важна координация звука и голоса, взаимодействие

певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

«Живая» музыка сопровождает человека от рождения до конца жизни.

Она учит столь необходимому, в наше время, умению расслабляться и

концентрироваться;

обладает

большим

потенциалом

эмоционального,

психологического и социального воздействия, способствует формированию

таких личностных качеств, как гибкость, экспрессивность, спонтанность

(способность

к

импровизации),

толерантность,

прививает

навыки

невербального общения, взаимодействия и сотрудничества.



В раздел образования