Автор: Тонышева Елена Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Профессиональная компетенция педагога"
Раздел: дошкольное образование
Кемеровская область, город Ленинск-Кузнецкий
Тонышева Елена Геннадьевна,
Старший воспитатель.
Профессиональная компетенция педагога.
Современный период развития России обозначил необходимость
обновления основных приоритетов в системе профессиональной подготовки
специалистов. В новой концепции образования сформулированы требования
подготовки квалифицированных кадров, с учетом многообразных
профессиональных качеств, социальных функций и ролей в обществе.
Модернизация образования неизбежно приводит к изменению и обновлению
квалификационных требований и квалификационных характеристик
современных педагогов, центральное место в которых занимают общие и
специальные профессионально-педагогические компетентности,
выступающие основой продуктивного функционирования педагога.
Понятие профессиональной компетентности педагога предполагает
единство теоретической и практической готовности к осуществлению
педагогической деятельности. Содержание данного понятия обусловливается
конкретно-историческим характером социальной и педагогической
действительности. Профессиональная компетентность – понятие,
соответствующее требованиям времени и помогающее адекватно действовать
в постоянно меняющейся ситуации. Педагог должен быть профессионально
гибким, мобильным, способным адаптироваться к происходящим переменам.
Компетентность в области взаимодействия характеризуется
знаниями о природе социальных влияний. Наиболее важной чертой
межличностной компетентности является имиджевая компетентность, т. е.
умение устанавливать и поддерживать определенные представления о себе.
Это умение зависит от нескольких факторов: развитой эмпатии и рефлексии;
разнообразного репертуара поведения; обладания определенным
межличностным ресурсом, чтобы применять нужную тактику в
соответствующих ситуациях. Важным востребованным профессиональным
качеством, повышающим эффективность педагогической деятельности,
становится профессиональный имидж.
Профессиональный имидж — это важная компетенция каждого
педагога, формирование его — трудоёмкий процесс и результат самопознания
и саморазвития. Имидж – это инструмент, помогающий выстраивать
отношения с людьми. Имидж педагога – сложившийся стереотип образа в
представлении учащихся, коллег, социального окружения. В развитии
личностно-педагогического имиджа и индивидуального стиля
педагогической деятельности приоритетным считается становление
личностного имиджа. как условие формирования педагогического
профессионального имиджа. Специалистами разных областей науки имидж
формулируется различно. В.М. Шепель определяет имидж как визуальный
образ, А.А. Калюжный трактует имидж как представление, Е.Б. Перелыгина
рассматривает имидж как символический образ субъекта, А.Ю. Панасюк
определяет его как мнение, Е.А. Петрова как категорию, которая
универсально применима к любому объекту. Обобщая имеющиеся
определения можно констатировать, что имидж - это то впечатление, которое
производит человек на окружающих, это целостное представление об образе,
который формируется в сознании людей. Имидж связан как с внешним
обликом человека, так и с его внутренним содержанием. Для того, чтобы
сформировался имидж, недостаточно восприятия характеристик образа. К
этому образу должно возникнуть определенное отношение, мнение и
определенная оценка этого образа. Поэтому имидж можно охарактеризовать
как отношение к образу и мнение об этом образе. Имидж любого
специалиста, а в особенности педагога, должен соответствовать требованиям
времени и общества.
У преподавателя должна быть четкая дикция, грамотно поставленная
речь, приятный немонотонный голос. Внешний вид преподавателя – это
визитная карточка педагога. Таким образом, имиджевая компетентность,
становятся важным компонентом продуктивного взаимодействия, условием
эффективности педагогической деятельности. Построение имиджа - процесс
довольно сложный, специально организованный, который развивается по
определенным законам и технологиям.
Обобщая мнения исследователей по проблеме формирования имиджа
преподавателя, можно сделать вывод, что это длительный процесс, на
эффективность которого оказывает влияние ряд условий: 1) развитие у
преподавателей жизненных ценностей и установок; 2) осознание
преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа; 3)
проявление собственной активности при работе над имиджем; 4) знание
требований к личности и деятельности преподавателя; 5) выявление
начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж
преподавателя; 6) овладение педагогом приемами самопознания, а также
навыками проектирования индивидуального имиджа; 7) соблюдение
принципа систематичности при формировании имиджа; 8) соблюдение
принципа многообразия форм и методов работы по формированию и
коррекции имиджа. Значительное место в формировании имиджа педагога
уделяется его самопрезентации и позиционированию. Е.Б. Перелыгина
определяет самопрезентацию как деятельность по созданию имиджа. Такую
деятельность можно признать эффективной, если окружающие
воспринимают образ человека как притягательный. Позиционирование, по
мнению Г.Г. Почепцова, – это построение имиджа с учетом знания интересов,
потребностей, ожиданий, требований определенной группы людей; умение
отбирать и предъявлять те внешне оцениваемые характеристики, которые
способствуют оптимизации процессов взаимодействия; визуальное
моделирование, оформление и представление результатов деятельности во
внешней среде. Каким бы компетентным специалистом ни был
преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и
профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж,
образ личностного "Я". Формирование образа педагога начинается с первого
впечатления, создаваемого особенностями стиля одежды, мимики, жестов,
речи. Внешние характеристики должны подкрепляться внутренними
личностными качествами: общей эрудированностью, жизненными целями и
установками, отношением к окружающим людям и происходящим событиям.
Имидж обусловливает самореализацию личности: для педагога он служит
индикатором признания со стороны общества, оценки и отношения
окружающих. Этапы управления формированием имиджа педагога
включают: изучение общественного мнения о профессии, уточнение
предпочтений потребителей образовательных услуг (администрация,
студенты, родители); трансляция положительного образа педагога, поддержка
позитивно окрашенных, эмоционально привлекательных компонентов
имиджа. Таким образом, профессиональный имидж — это важная
компетенция каждого педагога, являющаяся результатом самопознания и
саморазвития. Профессионально-значимые личностные качества педагога,
характеризующие интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу
личности, существенно влияют на результат профессиональной
деятельности. Профессиональный имидж является инструментом
педагогического влияния и условием успешной профессиональной
деятельности.