Авторы: Косарева Екатерина Николаевна, Томилова Дарья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 387"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: Конспект занятия для детей средней группы
Тема: « Гостеприимство. Вежливые слова – наши лучшие друзья».
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по этикету для детей средне группы
« Гостеприимство. Вежливые слова – наши лучшие друзья».
Воспитатель: Е.Н. Косарева, Т.А. Томилова
Цель: Продолжать формирование представлений о правилах этикета.
Задачи:
- Закреплять знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной
ситуации.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей.
- Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в обществе,
любознательность, дружбу, взаимопомощь.
Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете.
Материал: воздушный шарик, гостья девочка Наташа, атрибуты для
сценки с девочкой (блюдце, кружка, ложка, чайник, сахарница, пирожное,
салфетки, стул, стол.)
Ход занятий:
В.: Приветствие гостей в зале (дети приветствуют вместе с воспитателем)
Сели на стульчики (дети)
В.: Ребята, вы любите встречать гостей? (ответы детей)
В.: Я, к нам пригласила очень хорошую девочку Наташу, которая тоже
любит встречать гостей, но к сожалению, она не знает как правильно их
встречать. (стук в двери входит девочка Наташа)
В.: А вот и наша гостья зовут ее Наташа, дети что мы должны сказать, когда
встречаем гостей? (ответы детей)- Здравствуй, добрый день, добрый вечер,
рады вас видеть и т.д.
Д.Н.: Здравствуйте дети я очень рада, что вы меня пригласили в гости. Я
очень хочу научиться «Как правильно встречать гостей»
В.: А, давайте вспомним правила гостеприимства, что и как мы будем
делать, и с чего начнем:
Вопрос: Хозяин должен быть каким?
Ответы детей: приветлив, равнодушно встречать гостя, помочь раздеться,
пригласить в лучшую комнату, усадить по удобнее, развлечь, он должен быть
внимательным видеть всех своих гостей, уделять каждому внимание, быть
предупредительным – значит заранее подумать не только о том, чем угостить
гостей, но и чем занять их, надо быть щедрым – не жалеть для гостей
угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы все остались довольными,
накрыть стол, поставить угощения и т.д.
В.: Показывает им скатерть и спрашивает «Что у меня в руках»?
Дети: Скатерть.
В.: Какая она?
Дети: Чистая, отглаженная, красивая, розовая.
В.: Для чего нужна скатерть?
Дети: Ею накрывают стол.
В.: Накрыли стол скатертью. Каким стал стол?
Дети: Нарядным, уютным, праздничным, красивым.
В.: Что будем делать дальше?
Дети: Расставлять чашки.
В.: Чтобы чай было удобно пить, что еще нужно?
Дети: Блюдца, чайные ложечки.
В.: Для чего нужна чашка?
Дети: Наливать в нее чай.
В.: Для чего нужно блюдце?
Дети: Ставить чашку, чтобы не испачкать скатерть, класть на него ложку.
В.: Для чего нужна ложка?
Дети: Размешивать сахар, остужать чай.
В.: В чем мы поставим на стол сахар?
Дети: В сахарнице.
В.: В чем мы завариваем чай?
Дети: В чайнике.
В.: В чем мы поставим на стол хлеб?
Дети: В хлебнице.
В.: Ребята, мы еще что-то забыли поставить на стол. Чтобы быть
аккуратными, что нам нужно?
Дети: Салфетки.
В.: В чем мы поставим салфетки?
Дети: В салфетнице.
В.: Теперь приступим к работе.
Дети: Накрывают на стол. (играет легкая музыка)
В.: Молодцы, ребята. Красивый у нас стол получился.
Дети: садятся на стулья.
В.: Наташа тебе нравится?
Д.Н.: Да, девчонки и мальчишки я так не умела. Вы так это хорошо сделали.
Теперь я всегда буду приглашать гостей к себе, и накрывать им на стол.
Обращение к детям Д.Н.: А скажите, когда гости уйдут, что делать надо
дальше так и оставить все на столе?
Дети: Убирать со стола мыть, сушить посуду.
Д.Н.: Что мы будем делать с грязной скатертью?
Дети: Стирать, гладить.
Д.Н.: Ой, какие вы все молодцы!
Ага, если вы такие гостеприимные и умеете накрывать на стол, значит вы
знаете «волшебные слова» (ответы детей)
Д.Н.: А не хотите ли вы со мной поиграть в интересную игру которая,
называется: « Волшебный шарик» (ответы детей)
Игра: «Волшебный шарик»
Встаем в круг. Каждое вежливое слово можно заменить на подобное слово. В
игре мы с вами будем передавать шарик и при этом говорить «вежливые
слова», (здравствуйте -доброе утро - привет, до свидание - пока, добрый
вечер - здравствуйте, доброго здоровья –добрый день, приветствую тебя –
салют ,пока – до встречи.) , но при этом мы будем ходить по кругу и
говорить следующие слова:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова
Приходите к нам, друзья,
Рады видеть вас всегда!
(После игры дети садятся на стульчики)
В.: Каждый вежливый поступок сопровождается вежливыми словами. Мы
часто используем эти слова в своей жизни. Давайте их вспомним в игре
«Подбери слово». Я буду зачитывать четверостишие, а вы дополняйте слово,
которого не хватает.
Игра « Подбери слово»
1.
Встретив зайку , еж сосед говорит ему ( Привет)
2.
А его сосед ушатый отвечает: Ёжик (Здравствуй)
3.
К осьминожке камбала
В понедельник заплыла
А во вторник на прощанье
Ей сказала (До свиданья)
4.
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик
Поругались бы они
Но сказал он (Извини)
5.
Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощения рыба
Ей пробулькала (спасибо)
6.
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула
Чтобы не чихала снова
Мы ей скажем (Будь здорова)
7.
Говорит Лиса Матрена:
« Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала
Всем скажу , что не дала!»
Ты лиса не жалуйся
А скажи (Пожалуйста)
8.
Дал Иван царь Гундей
За спасенье пять гвоздей
А Иванушке царю
Говорит (Благодарю)
9.
Бык ромашек накосил
И барана пригласил
Тот один съел угощенье
Но сказал (Прошу прощенья)
Д. Н.: Молодцы!!! Ответили Вы хорошо, сразу видно, что вы воспитанные и
гостеприимные дети.
В.: Наше занятие подходит к концу. В заключении я хочу прочитать Вам
стихотворение И. Сыроваткиной.
Чтоб воспитанными стать
Надо многое понять.
Старшим место уступать,
Малышей не обижать.
Всем « Спасибо» говорить,
На пороге не сорить,
Взрослых не перебивать -
Никого не обзывать.
Научись прилежно слушать,
Научись опрятно кушать,
Будь всегда воспитан, вежлив,
Чтоб не звался ты НЕВЕЖЕЙ.