Напоминание

уроки письма и развития речи с использованием ИКТ


Автор: Дувакина Оксана Евгеньевна
Должность: учитель русского языка, олигофренопедагог
Учебное заведение: ГОУ ЯО
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: конспекты уроков
Тема: уроки письма и развития речи с использованием ИКТ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УРОК №1

Тема урока: «Имя числительное. Разряд числительных»

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи именем числительным; с

разрядами числительных.

Образовательные задачи:

Познакомить с отличиями числительных от других частей речи.

Учить находить числительные в тексте.

Уметь различать количественные и порядковые числительные.

Коррекционные задачи:

Корригировать

память

через

повторение

изученных

частей

речи

и

совершенствование навыков самостоятельной работы.

Корригировать речь через знакомство со словарными словами.

Корригировать внимание и логическое мышление при составлении кроссворда,

дифференциации числительных на разряды.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к родному языку.

Воспитывать умение самостоятельно работать.

Учить работать в коллективе, соблюдая дисциплину.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оснащение урока: раздаточный материал, наглядность, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА:

I.

Начало урока (сообщение темы урока, запись числа, классной работы)

(см. приложение №1,слайд 1)

II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

а) Разминка «Какие вы знаете части речи» (учащиеся стоят у своих мест, учитель

задаёт вопрос, если ученик ответил верно, то он садится)

По опорным словам ученик даёт ответ.

- Какие части речи вы знаете?

- Существительное…

- Прилагательное…

- Глагол…

- Местоимение…

- Наречие…

б) Работа с текстом.

(см. приложение №1,слайд 2)

- Чтение текста учителем.

- Почему это можно назвать текстом?

- Из скольких предложений состоит текст?

- Почему этот текст можно назвать задачей?

- Запишите первое предложение, определите в нём знакомые части речи (Один

учащийся работает у доски самостоятельно, остальные в тетрадях).

в) Проверка задания.

- Назовите существительные, глаголы.

- Что такое из, в, по?

- Почему слова четырнадцать и три одни ученики отнесли к существительным,

другие – к прилагательным?

- На каком уроке чаще всего вы встречаетесь с такими словами?

- Как называются эти слова?

III. Изучение нового материала.

а) Обсуждение (в процессе обсуждения заполняется таблица).

- Что это за часть речи?

- Задайте вопрос к словам, определите, что оно обозначает.

(см. приложение №1,слайд 3)

- Учащиеся дают определение имени числительного, как части речи.

(см. приложение №1, слайд 4)

(Запись определения числительного в памятки).

б) Работа со словарным словом (данное слово найдено в процессе составления

кроссворда).

40,50,300,90,16,15,70,20,17,60,70 – одиннадцать.

(см. приложение №1, слайд 5)

- Проговаривание словарного слова, запись его в словарики:

Одиннадцать

- Сколько слогов в этом слове?

- Как мы перенесём это слово на стыке удвоенной согласной Н?

(см. приложение №1, слайд 6)

в) Первичная проверка усвоения знаний.

- Продолжите предложения – пословицы.

- Запишите их в тетради, выделите числительные:

Один ум хорошо, а (два – лучше)

Не имей сто рублей, а (имей сто друзей)

Семь раз отмерь – (один отрежь)

Проверка задания.

(см. приложение №1, слайд 7)

г) Продолжение.

(На парте карточки с числительными)

- Прочитайте числительные.

- Разделите их на две группы, задав вопрос к числительным «сколько?» и «какой?»

- На какой вопрос отвечает первая группа?

- Сколько? Эта группа или разряд числительных называется количественные

числительные, обозначают они количество предметов.

- На какой вопрос отвечает вторая группа?

- Какой? или который? Эта группа или разряд числительных называется

порядковые числительные, обозначают они порядок предметов при счёте.

Проверка задания.

(см. приложение №1, слайд 8)

Вывод:

- Имена числительные делятся на два разряда: порядковые и количественные

числительные.

- Количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на

вопрос «сколько?»

- Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте, отвечают на

вопрос «какой?» или «который?»

Схему с доски перенести в памятку.

(см. приложение №1, слайд 9)

IV. Закрепление знаний.

- Чтение отрывка из текста учителем.

(см. приложение №1, слайд 10)

- Заполнить таблицу.

- Записать числительные в два столбика:

1 ст. – количественные числительные, отвечающие на вопрос «сколько?»

2 ст. – порядковые числительные, отвечающие на вопрос «какой?», или «который?»

Проверка задания.

(см. приложение №1, слайд 11)

V. Подведение итогов урока.

- С какой частью речи мы сегодня познакомились?

- Что такое имена числительное?

- На какие вопросы отвечают числительные?

- На какие разряды делятся числительные?

- Что обозначают порядковые числительные, на какой вопрос отвечают?

- Что обозначают количественные числительные, на какой вопрос отвечают?

VI. Домашнее задание и выставление оценок.

- Выучить определение имени числительного, знать, что такое количественные и

порядковые числительные.

- Найдите и запишите в тетради пословицы, загадки, названия фильмов, книг, где

встречаются числительные (не меньше 3 – х примеров). Определить разряд числительных.

УРОК №2

Тема урока: «Согласование числительных с именами существительными»

Цель: развивать у учащихся умение согласовывать числительные с

существительными.

Образовательные задачи:

Уметь называть числительные вместе с существительными, к которым они относятся;

выделять окончания существительных при согласовании с числительными;

Уметь согласовывать числительные с существительными на уровне словосочетания и

предложения.

Коррекционные задачи:

Коррекция памяти через повторение ранее пройденной темы (Имя числительное.

Разряд числительных);

Развитие навыков самостоятельной работы.

Развитие внимания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к родному языку.

Развивать умение самостоятельно работать.

Учить работать в коллективе, соблюдая дисциплину.

Тип урока: Комбинированный урок.

Оснащение: раздаточный материал, опорные карточки, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА:

I.

Начало урока (Запись числа, классной работы, темы урока в тетради).

II. Проверка домашнего задания:

- Что такое имя числительное?

- На какие разряды делятся имена числительные?

- На какой вопрос отвечают порядковые числительные? Приведите пример.

- На какой вопрос отвечают количественные числительные? Приведите пример.

- Приведите по одному примеру названия фильма, книги, где встречаются имена

числительные.

III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

- Рассмотрите картинки, которые лежат перед вами и запишите, сколько каких

предметов изображено на них.

Картинки: Одно яблоко, два яблока, пять яблок.

- Назовите в этих с/с числительное

- С какой частью речи связаны числительные в с/с?

- Тема сегодняшнего урока «Согласование числительных с именами

существительными.

IV. Изучение нового материала.

а) Картинки: четыре вороны, три снегиря, две синицы, пять воробьёв.

- Рассмотрите картинки. Посчитайте и запишите, сколько и каких птиц прилетело к

кормушке.

- Прочитайте с/с, которые вы записали

- С какой частью речи связаны или согласованы имена числительные в словосочетаниях?

б) Картинки: неваляшка, огурец, апельсин, курица, цыплёнок, мяч.

- Составьте словосочетания с числительными 1, 2, 5.

- Запишите себе их в тетрадь. Один человек работает у доски.

По образцу: одно яблоко, два яблока, пять яблок..

- Назовите существительные мужского рода (огурец, цыплёнок, апельсин, мяч).

- Назовите окончания существительных (учащиеся называют окончания, учитель по

ходу ответов выставляет на доску опорные карточки).

Опорные карточки: -А/Я; -ОВ/ЕВ; -ЕЙ; -ЯТ.

в) Картинки: 1 клетка, 2 совы, 5 ласточек, 4 велосипеда, 7 самолётов.

- Составьте словосочетания при помощи картинок и цифр.

- Назовите существительные женского рода (клетка, ласточка, сова).

- Как меняются окончания существительных женского рода, если рядом с

существительными стоит числительное.

Опорные карточки: -А/И; -А/Ы.

г) Физкульминутка (Вы услышите стихотворение, в котором встретятся

числительные. Вы должны хлопнуть в ладоши столько раз, сколько животных встречается

в стихотворении. А при чтении последней строчки хлопнуть столько раз, сколько всего

зверей упоминается в стихотворении ).

Слон, слониха, два слонёнка

Шли толпой на водопой.

А навстречу два тигрёнка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей.

(Учитель читает сначала стихотворение целиком, затем построчно).

V. Закрепление знаний.

а) Задание на карточках:

Три сороки – пять…

Одно ведро – пять…

Четыре коровы – шесть…

Один трамвай – два…

(САМОПРОВЕРКА)

(см. приложение №2, слайд 2)

- Измените словосочетания по образцу. Образец: пять ворон – две вороны.

- Какая часть слова изменяется у существительных в зависимости от числительных

(см. приложение №2, слайд 1)

б) Картинки: репа, морковь, мишка, щенки, лимон, одуванчик.

- Вставьте в предложения названия предметов, которые изображены на картинках.

-Запишите предложения и укажите, к каким словам относятся числительные.

(ВЗАИМОПРОВЕРКА).

На грядке выросло шесть…………

Мама купила на рынке два………..

В вазе стояло три………

Ване подарили одного……….

Кролик сгрыз три…….

У собаки есть два………….

(см. приложение №2, слайд 3)

VI. Подведение итогов урока.

- Найдите в предложениях числительные с существительными, к которым они

относятся?

- Что такое имя числительное?

- С какой частью речи согласовано или связано числительное в предложении или

словосочетании?

- Какая часть слова изменяется в существительных, если оно связано с

числительным?

VII. Домашнее задание (упр.№246, с.178) и выставление оценок учащимся.

УРОК №3

Тема урока:

Повторение по теме «Имя числительное. Порядковые и

количественные числительные».

Цель – повторить всё пройденное ранее по теме «Имя числительное».

Образовательные задачи:

Знать определение имени числительного;

Знать с чем связано имя числительное в предложениях или с/с;

Уметь различать количественные числительные и порядковые числительные.

Коррекционные задачи:

Коррекция памяти через повторение пройденных ранее тем;

Коррекция внимания при делении числительных на два разряда;

Коррекция речи через толкование словарных слов и составление пословиц.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к предмету;

Воспитывать

умение

работать

индивидуально

и

в

коллективе,

соблюдая

дисциплину.

Тип урока: Урок повторение.

Оснащение: раздаточный материал, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА:

I. Начало урока (запись числа, классной работы и темы урока в тетради).

II. Обобщение и систематизация знаний.

а) Проверка домашнего задания по цепочке.

б) Словарная работа (Разделить с/с числительное + существительное в два столбика

в зависимости от того, каким является числительное, порядковым или количественным.

Один паспорт, шесть учеников, пятый отряд, восемь термометров, первые

каникулы, седьмой класс, пятнадцатый номер.

- Записать своими словами, что означают слова (задание по рядам):

первый ряд – паспорт;

второй ряд – каникулы;

третий ряд – термометр.

- На какой вопрос отвечают и что обозначают количественные числительные?

- На какой вопрос отвечают и что обозначают порядковые числительные?

в) Задание №1 на карточках.

- Вставьте подходящие по смыслу существительные вместо точек

Наша квартира находится на четвёртом ….. Входят семь ….., семь румяных

усачей. Сказка С. Маршака «Двенадцать….». На уроке чтения мы читали книгу «

Белоснежка и семь….». При …… тридцать восемь ты лежишь в постели.

- Назовите числительные вместе с существительными.

Проверка задания.

г) Физкультминутка.

Шли десять старичков,

Несли восемь рюкзачков.

В каждом рюкзачке шесть узелков,

В каждом узелке четыре пирога,

В каждом пироге три воробья,

У каждого воробья два хвоста.

10 - повороты в сторону.

8 - кивки головой.

6 - взмахи согнутыми руками.

4 - хлопки в ладоши перед собой.

3 - взмахи прямыми руками.

2 - хлопки в ладоши за спиной.

д) Задание №2.

- Прочитай поговорки, соедини их части по смыслу.

(см. приложение №3, слайд 1)

(САМОПРОВЕРКА)

(см. приложение №3, слайд 2)

1. Один раз солгал - ……

а язык один.

2.Лучше десять виновных простить,

…..

а узнавай в три года.

3. Бог дал два уха,….

навек лгуном стал.

4. Не узнавай друга в три дня,….

да оба попали.

5. Два вора воровали,…..

чем невиновного казнить.

- Назовите числительные.

- К какому разряду можно отнести вышеперечисленные числительные?

- Докажите (все числительные отвечают на вопрос сколько? ).

III. Подведение итогов урока.

(ТЕСТИРОВАНИЕ).

(см. приложение к уроку №3)



В раздел образования