Автор: Дувакина Оксана Евгеньевна
Должность: учитель русского языка, олигофренопедагог
Учебное заведение: ГОУ ЯО
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: конспекты уроков
Тема: уроки письма и развития речи с использованием ИКТ
Раздел: среднее профессиональное
УРОК №1
Тема урока: «Имя числительное. Разряд числительных»
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи именем числительным; с
разрядами числительных.
Образовательные задачи:
Познакомить с отличиями числительных от других частей речи.
Учить находить числительные в тексте.
Уметь различать количественные и порядковые числительные.
Коррекционные задачи:
Корригировать
память
через
повторение
изученных
частей
речи
и
совершенствование навыков самостоятельной работы.
Корригировать речь через знакомство со словарными словами.
Корригировать внимание и логическое мышление при составлении кроссворда,
дифференциации числительных на разряды.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к родному языку.
Воспитывать умение самостоятельно работать.
Учить работать в коллективе, соблюдая дисциплину.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оснащение урока: раздаточный материал, наглядность, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА:
I.
Начало урока (сообщение темы урока, запись числа, классной работы)
(см. приложение №1,слайд 1)
II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
а) Разминка «Какие вы знаете части речи» (учащиеся стоят у своих мест, учитель
задаёт вопрос, если ученик ответил верно, то он садится)
По опорным словам ученик даёт ответ.
- Какие части речи вы знаете?
- Существительное…
- Прилагательное…
- Глагол…
- Местоимение…
- Наречие…
б) Работа с текстом.
(см. приложение №1,слайд 2)
- Чтение текста учителем.
- Почему это можно назвать текстом?
- Из скольких предложений состоит текст?
- Почему этот текст можно назвать задачей?
- Запишите первое предложение, определите в нём знакомые части речи (Один
учащийся работает у доски самостоятельно, остальные в тетрадях).
в) Проверка задания.
- Назовите существительные, глаголы.
- Что такое из, в, по?
- Почему слова четырнадцать и три одни ученики отнесли к существительным,
другие – к прилагательным?
- На каком уроке чаще всего вы встречаетесь с такими словами?
- Как называются эти слова?
III. Изучение нового материала.
а) Обсуждение (в процессе обсуждения заполняется таблица).
- Что это за часть речи?
- Задайте вопрос к словам, определите, что оно обозначает.
(см. приложение №1,слайд 3)
- Учащиеся дают определение имени числительного, как части речи.
(см. приложение №1, слайд 4)
(Запись определения числительного в памятки).
б) Работа со словарным словом (данное слово найдено в процессе составления
кроссворда).
40,50,300,90,16,15,70,20,17,60,70 – одиннадцать.
(см. приложение №1, слайд 5)
- Проговаривание словарного слова, запись его в словарики:
Одиннадцать
- Сколько слогов в этом слове?
- Как мы перенесём это слово на стыке удвоенной согласной Н?
(см. приложение №1, слайд 6)
в) Первичная проверка усвоения знаний.
- Продолжите предложения – пословицы.
- Запишите их в тетради, выделите числительные:
Один ум хорошо, а (два – лучше)
Не имей сто рублей, а (имей сто друзей)
Семь раз отмерь – (один отрежь)
Проверка задания.
(см. приложение №1, слайд 7)
г) Продолжение.
(На парте карточки с числительными)
- Прочитайте числительные.
- Разделите их на две группы, задав вопрос к числительным «сколько?» и «какой?»
- На какой вопрос отвечает первая группа?
- Сколько? Эта группа или разряд числительных называется количественные
числительные, обозначают они количество предметов.
- На какой вопрос отвечает вторая группа?
- Какой? или который? Эта группа или разряд числительных называется
порядковые числительные, обозначают они порядок предметов при счёте.
Проверка задания.
(см. приложение №1, слайд 8)
Вывод:
- Имена числительные делятся на два разряда: порядковые и количественные
числительные.
- Количественные числительные обозначают количество предметов и отвечают на
вопрос «сколько?»
- Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте, отвечают на
вопрос «какой?» или «который?»
Схему с доски перенести в памятку.
(см. приложение №1, слайд 9)
IV. Закрепление знаний.
- Чтение отрывка из текста учителем.
(см. приложение №1, слайд 10)
- Заполнить таблицу.
- Записать числительные в два столбика:
1 ст. – количественные числительные, отвечающие на вопрос «сколько?»
2 ст. – порядковые числительные, отвечающие на вопрос «какой?», или «который?»
Проверка задания.
(см. приложение №1, слайд 11)
V. Подведение итогов урока.
- С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- Что такое имена числительное?
- На какие вопросы отвечают числительные?
- На какие разряды делятся числительные?
- Что обозначают порядковые числительные, на какой вопрос отвечают?
- Что обозначают количественные числительные, на какой вопрос отвечают?
VI. Домашнее задание и выставление оценок.
- Выучить определение имени числительного, знать, что такое количественные и
порядковые числительные.
- Найдите и запишите в тетради пословицы, загадки, названия фильмов, книг, где
встречаются числительные (не меньше 3 – х примеров). Определить разряд числительных.
УРОК №2
Тема урока: «Согласование числительных с именами существительными»
Цель: развивать у учащихся умение согласовывать числительные с
существительными.
Образовательные задачи:
Уметь называть числительные вместе с существительными, к которым они относятся;
выделять окончания существительных при согласовании с числительными;
Уметь согласовывать числительные с существительными на уровне словосочетания и
предложения.
Коррекционные задачи:
Коррекция памяти через повторение ранее пройденной темы (Имя числительное.
Разряд числительных);
Развитие навыков самостоятельной работы.
Развитие внимания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к родному языку.
Развивать умение самостоятельно работать.
Учить работать в коллективе, соблюдая дисциплину.
Тип урока: Комбинированный урок.
Оснащение: раздаточный материал, опорные карточки, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА:
I.
Начало урока (Запись числа, классной работы, темы урока в тетради).
II. Проверка домашнего задания:
- Что такое имя числительное?
- На какие разряды делятся имена числительные?
- На какой вопрос отвечают порядковые числительные? Приведите пример.
- На какой вопрос отвечают количественные числительные? Приведите пример.
- Приведите по одному примеру названия фильма, книги, где встречаются имена
числительные.
III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Рассмотрите картинки, которые лежат перед вами и запишите, сколько каких
предметов изображено на них.
Картинки: Одно яблоко, два яблока, пять яблок.
- Назовите в этих с/с числительное
- С какой частью речи связаны числительные в с/с?
- Тема сегодняшнего урока «Согласование числительных с именами
существительными.
IV. Изучение нового материала.
а) Картинки: четыре вороны, три снегиря, две синицы, пять воробьёв.
- Рассмотрите картинки. Посчитайте и запишите, сколько и каких птиц прилетело к
кормушке.
- Прочитайте с/с, которые вы записали
- С какой частью речи связаны или согласованы имена числительные в словосочетаниях?
б) Картинки: неваляшка, огурец, апельсин, курица, цыплёнок, мяч.
- Составьте словосочетания с числительными 1, 2, 5.
- Запишите себе их в тетрадь. Один человек работает у доски.
По образцу: одно яблоко, два яблока, пять яблок..
- Назовите существительные мужского рода (огурец, цыплёнок, апельсин, мяч).
- Назовите окончания существительных (учащиеся называют окончания, учитель по
ходу ответов выставляет на доску опорные карточки).
Опорные карточки: -А/Я; -ОВ/ЕВ; -ЕЙ; -ЯТ.
в) Картинки: 1 клетка, 2 совы, 5 ласточек, 4 велосипеда, 7 самолётов.
- Составьте словосочетания при помощи картинок и цифр.
- Назовите существительные женского рода (клетка, ласточка, сова).
- Как меняются окончания существительных женского рода, если рядом с
существительными стоит числительное.
Опорные карточки: -А/И; -А/Ы.
г) Физкульминутка (Вы услышите стихотворение, в котором встретятся
числительные. Вы должны хлопнуть в ладоши столько раз, сколько животных встречается
в стихотворении. А при чтении последней строчки хлопнуть столько раз, сколько всего
зверей упоминается в стихотворении ).
Слон, слониха, два слонёнка
Шли толпой на водопой.
А навстречу два тигрёнка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей.
(Учитель читает сначала стихотворение целиком, затем построчно).
V. Закрепление знаний.
а) Задание на карточках:
Три сороки – пять…
Одно ведро – пять…
Четыре коровы – шесть…
Один трамвай – два…
(САМОПРОВЕРКА)
(см. приложение №2, слайд 2)
- Измените словосочетания по образцу. Образец: пять ворон – две вороны.
- Какая часть слова изменяется у существительных в зависимости от числительных
(см. приложение №2, слайд 1)
б) Картинки: репа, морковь, мишка, щенки, лимон, одуванчик.
- Вставьте в предложения названия предметов, которые изображены на картинках.
-Запишите предложения и укажите, к каким словам относятся числительные.
(ВЗАИМОПРОВЕРКА).
На грядке выросло шесть…………
Мама купила на рынке два………..
В вазе стояло три………
Ване подарили одного……….
Кролик сгрыз три…….
У собаки есть два………….
(см. приложение №2, слайд 3)
VI. Подведение итогов урока.
- Найдите в предложениях числительные с существительными, к которым они
относятся?
- Что такое имя числительное?
- С какой частью речи согласовано или связано числительное в предложении или
словосочетании?
- Какая часть слова изменяется в существительных, если оно связано с
числительным?
VII. Домашнее задание (упр.№246, с.178) и выставление оценок учащимся.
УРОК №3
Тема урока:
Повторение по теме «Имя числительное. Порядковые и
количественные числительные».
Цель – повторить всё пройденное ранее по теме «Имя числительное».
Образовательные задачи:
Знать определение имени числительного;
Знать с чем связано имя числительное в предложениях или с/с;
Уметь различать количественные числительные и порядковые числительные.
Коррекционные задачи:
Коррекция памяти через повторение пройденных ранее тем;
Коррекция внимания при делении числительных на два разряда;
Коррекция речи через толкование словарных слов и составление пословиц.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к предмету;
Воспитывать
умение
работать
индивидуально
и
в
коллективе,
соблюдая
дисциплину.
Тип урока: Урок повторение.
Оснащение: раздаточный материал, компьютерная презентация.
ХОД УРОКА:
I. Начало урока (запись числа, классной работы и темы урока в тетради).
II. Обобщение и систематизация знаний.
а) Проверка домашнего задания по цепочке.
б) Словарная работа (Разделить с/с числительное + существительное в два столбика
в зависимости от того, каким является числительное, порядковым или количественным.
Один паспорт, шесть учеников, пятый отряд, восемь термометров, первые
каникулы, седьмой класс, пятнадцатый номер.
- Записать своими словами, что означают слова (задание по рядам):
первый ряд – паспорт;
второй ряд – каникулы;
третий ряд – термометр.
- На какой вопрос отвечают и что обозначают количественные числительные?
- На какой вопрос отвечают и что обозначают порядковые числительные?
в) Задание №1 на карточках.
- Вставьте подходящие по смыслу существительные вместо точек
Наша квартира находится на четвёртом ….. Входят семь ….., семь румяных
усачей. Сказка С. Маршака «Двенадцать….». На уроке чтения мы читали книгу «
Белоснежка и семь….». При …… тридцать восемь ты лежишь в постели.
- Назовите числительные вместе с существительными.
Проверка задания.
г) Физкультминутка.
Шли десять старичков,
Несли восемь рюкзачков.
В каждом рюкзачке шесть узелков,
В каждом узелке четыре пирога,
В каждом пироге три воробья,
У каждого воробья два хвоста.
10 - повороты в сторону.
8 - кивки головой.
6 - взмахи согнутыми руками.
4 - хлопки в ладоши перед собой.
3 - взмахи прямыми руками.
2 - хлопки в ладоши за спиной.
д) Задание №2.
- Прочитай поговорки, соедини их части по смыслу.
(см. приложение №3, слайд 1)
(САМОПРОВЕРКА)
(см. приложение №3, слайд 2)
1. Один раз солгал - ……
а язык один.
2.Лучше десять виновных простить,
…..
а узнавай в три года.
3. Бог дал два уха,….
навек лгуном стал.
4. Не узнавай друга в три дня,….
да оба попали.
5. Два вора воровали,…..
чем невиновного казнить.
- Назовите числительные.
- К какому разряду можно отнести вышеперечисленные числительные?
- Докажите (все числительные отвечают на вопрос сколько? ).
III. Подведение итогов урока.
(ТЕСТИРОВАНИЕ).
(см. приложение к уроку №3)