Автор: Сороколетова Наталья Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности традиционных методов оценки результатов обучения"
Раздел: среднее образование
Особенности традиционных методов оценки результатов обучения.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять,
как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся
овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и
нравственно-эстетическими
идеями,
а
также
способами
творческой
деятельности.
Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной
учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением
постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость
применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.
1.Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.
Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут
себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый
материал,
какая
у
них
память,
в
какой
мере
они
проявляют
сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
2.Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный.
Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся
вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам.
Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке
знаний, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения.
Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки
знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.
При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на
отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает
учащимся вопросы.
По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением
учениками устных и письменных упражнений.
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и
оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты.
С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 учащихся.
Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и,
в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также «поурочный балл».
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет
изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем
проверить знания большего числа учащихся.
При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко
выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает
возможности определить качество и полноту поставленного вопроса.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает
одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти учащимся предлагает
дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных
листках (карточках).
Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо
выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные
ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е.
экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
3.Письменная проверка.
Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики
письменной проверки знаний.
Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на
отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в
течение 10-12 мин дают письменные ответы.
Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех
учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
4.Поурочный балл.
Известной модификацией устного опроса является также выставление
отдельным учащимся так называемого поурочного балла.
Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики
проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять
или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу.
Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы
учителя при изложении нового материала
Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную
активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более
систематической проверку их знаний.
5. Контрольные работы.
Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и
навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого
метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов
учебной программы учитель проводит в письменной или практической
форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При
проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических
требований.
6. Проверка домашних работ .
Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе,
качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а
также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
В своей педогичеческой практике чаще всего используется метод
оценивания письменных работ, исходя из работы учеников можно сделать
выводы об успешном усвоение учебного материала, посмотреть и направить
учащихся на исправление грамматический и орфографических ошибок в
написании иностранных слов, предложений , а также текста.