Напоминание

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»


Автор: Малова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ Таскаевкая СОШ (дошкольная группа)
Населённый пункт: Новосибирская область,Барабинский район,село Таскаево
Наименование материала: проект по речевому развитию дошкольников
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по речевому развитию дошкольников

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

средствами устного народного творчества»

Малова Анна Викторовна

воспитатель

МКОУ Таскаевская СОШ( дошкольная группа)

Барабинского района Новосибирской области

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим

глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и

к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь,

звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая

народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к

Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской

деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти

более ценный материал для развития художественного восприятия, чем

увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы

декоративно-прикладного творчества.

Впечатления,

полученные от их

восприятия.

Отражаются

в

самостоятельном

словесном,

песенном,

изобразительном творчестве ребёнка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью

пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми

устного народного творчества создает уникальные условия для развития

речи,

мышления

детей,

мотивации

поведения,

накопления

положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает

родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к

культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.

Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям

устного

народного

творчества.

Определённо

влияние

произведений

словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей

младшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1.

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на

основе устного народного творчества.

2.

Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям

успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных

методов и приёмов.

3.

Обогащать чувства детей, воображение и речь.

4.

Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.

Обосновать значение устного народного творчества в развитии речи

детей.

2.

Знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные,

птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

3.

Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного

народного творчества используя различные методы и приёмы работы с

родителями.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - составление плана работы:

- развитие речи детей средствами устного народного творчества;

- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 этап - работа с детьми в развитии речи дошкольников средствами устного

народного творчества:

-разработать цикл занятий, мероприятий, развлечений, игр-имитаций по теме

проекта;

- разработать систему педагогических воздействий по развитию речи детей

средствами фольклора (чтение стихов, потешек, сказок).

-

осуществить

выбор

творческо-развивающих

технологий

с

учетом

особенностей образовательного учреждения.

3 этап – работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

- создание тематических папок с приобщением родителей;

- родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в

развитии речи детей »;

- анкетирование родителей по теме проекта, о значении народного творчества

в организации образовательной деятельности с детьми.

Для осуществления поставленных задач необходимо как можно шире

включать в педагогический процесс, во все виды занятий (насколько это

возможно), в жизнь детей в детском саду, произведения словесного

творчества народа. Как можно больше, в собственной речи использовать

пословицы, поговорки, загадки, песенки, потешки и т.п. Как можно чаще

рассказывать детям народные сказки, пробуждать их самостоятельный

интерес к узнаванию новой сказки, пословицы или поговорки и т.п., но не

только узнать, но и поделиться своими впечатлениями от произведений

народного творчества. Здесь очень важна работа, проводимая с родителями.

Я рекомендовала бы родителям как можно чаще использовать образцы

устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских

собраниях и индивидуальных беседах показывать, как это можно сделать.

Для

родителей

необходимо

организовать

консультации,

повышающие

уровень знаний родителей о сказках, потешках, колыбельных песенках и т.д.

и дающие практические навыки рассказывания.

Методы и приёмы, используемые на проекте:

- наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов

действий;

- словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми

старшего и среднего возраста, сочинение сказок;

- игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические

игры, настольно-печатные игры.

Средства устного народного творчества, используемые на проекте:

Потешки, песенки, прибаутки , сказки.

Используются следующие сказки: «Колобок», «Теремок», «Гуси-Лебеди»,

«Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Репка» и другие.

Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай

старших и т. д.), но в ее содержании всегда заложен урок, который они

постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок», учат детей

быть дружными трудолюбивыми; «Гуси лебеди», «Сестрица - Алёнушка и

братец Иванушка», «Сказка о глупом мышонке» учат слушать родителей.

Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

Формы работы с детьми:

- художественно-творческая деятельность: изодеятельность, аппликация,

лепка;

- художественная литература, народный фольклор;

- музыкально-театральная деятельность;

- знакомство с русскими народными инструментами

Создание условий

1.

Выставки произведений народного творчества.

2.

Иллюстрации по народной тематике.

3.

Оборудование для театрализации: маски, костюмы.

4.

Кукольные театры: би-ба-бо, пальчиковый, плоскостной.

5.

Детские музыкальные инструменты.

6.

Картотеки народных игр, песенок, потешек.

1 этап

Направление

и

содержание работы

ЦЕЛЬ

СРОК

Изучение литературы

Пополнить знания о влиянии средств

устного

народного

творчества

на

развитие

речи

детей;

составление

плана самообразования на проекте.

Июнь -

август

Работа с родителями

Донести

до

сведения

родителей

важность использования малых форм

фольклора в развитии речи детей.

В

течении

учебного

года

2 этап

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родительское собрание

на тему «Роль устного

народного творчества в

развитии речи детей»

Беседа с родителями по теме.

При помощи анкетирования выяснить

мнение

родителей,

нужно

ли

использовать

устное

народное

творчество в воспитании детей

сентя

брь

Консультации на тему

«Народное творчество

в воспитании детей»

Пополнять

знание

родителей

об

устном

народном

творчестве

для

совместной работы в воспитании детей

ноябрь

Конкурс

на

лучшую

книжку-малышку

и

папку-раскладушку

«Потешки, песенки»

Приобщать

родителей

путём

организации в условиях детского сада,

помочь

понять

родителям

их

обязанности в воспитании детей.

февраль

Консультация:

«Справиться с детским

непослушанием

помогут потешки»

март

Создание

библиотеки

красочных

книг

с

потешками для детей.

апрель

3 этап

РАБОТА С ДЕТЬМИ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

сентябрь

Знакомство с потешками, применение потешек воспитателем

при адаптации детей.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных, птиц:

дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями;

имитация основных эмоций человека: выглянуло солнышко -

дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали

на месте.

Разучивание подвижной игры: «Мишка косолапый»

октябрь

Показ кукольного театра по сказке « Колобок».

Обыгрывание с детьми потешек «Водичка, водичка умой моё

личико», «Травка-муравка…».

Разучивание подвижной игры: «Курочка Хохлатка».

ноябрь

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка».

Знакомство

с

потешками

«Птичий

двор»,

«Зайчишка

трусишка».

Разучивание хороводной игры: «Заинька позоди, серенький

походи…»

декабрь

Показ настольного театра по сказке «Репка ».

Игра-имитация цепочки последовательных действий в

сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые

матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик

увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

Разучивание подвижной игры «Птичий двор»

январь

Знакомство с потешками «Как у нашего кота», «Солнышко -

колоколнышко».

Показ кукольного театра по сказке «Теремок»

Инсценирование фрагментов сказок о животных «Колобок»,

«Теремок».

февраль

Знакомство

с

песенками.

Игра-драматизация

по

сказке

«Курочка ряба»

Обыгрывание потешек воспитателя с детьми: «Как у нашего

кота», «Вот как солнышко встаёт».

Разучивание хороводной игры «Мыши водят хоровод».

март

Показ сказки «Колобок» (куклы-марионетки).

Знакомство с загадками

Разучивание подвижной игры «Птички и автомобиль»

апрель

Чтение воспитателем сказок и побуждать детей показывать как

«говорят» животные.

Игра-имитация под музыку: «Весёлый дождик», «листочки

летят по ветру и падают на дорожку».

Разучивание подвижной игры «лохматый пёс»

май

На материале потешек, учить детей понимать «Что такое

хорошо и что такое плохо».

Игра-драматизация по сказке «Лиса и заяц»

Разучивание подвижной игры «Птички в гнёздышках»

июнь

Народные и хороводные игры на свежем воздухе. Обыгрывание

песенок и потешек.

Перспективный план занятий познавательно-речевого цикла по

приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Сроки

Тема занятия

Содержание

сентябрь

«Баю,баюшки,баю…»

Знакомство с колыбельной (люлькой,

зыбкой) и колыбельными песнями.

«Поможем

бабушке

Даше»

Учить

слушать

воспитателя

и

находить картинку, соответствующую

описанию.

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка»

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом детского сада

октябрь

«Верный друг»

Продолжать

учить

отвечать

на

вопросы,

отгадывать

загадки.

Формировать

позитивное

и

внимательное

отношение

к

животным.

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором

живут загадки. Загадывание загадок

об овощах.

ноябрь

«Идет коза рогатая»

Разучивание

потешки

«Идет

коза

рогатая»

«Кисонька-

мурысонька»

Учить

составлять

рассказы

по

картинке,

отгадывать

загадки,

обыгрывать потешки. Формировать

заботливое отношение к животным.

«Волк и семеро козлят»

Знакомство

со

сказкой

«Волк

и

семеро козлят»

декабрь

«Уж

ты,

зимушка

-

зима»

Дидактическая игра «Оденем куклу

на прогулку»

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок».

«Сундучок

Деда

Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней

одежде

январь

«Гость

на

гость

хозяйке радость»

Знакомство

детей

с

медведем

мишуткой. Лепка посуды.

«Я

люблю

свою

лошадку»

Учить соотносить описание объекта с

его

изображением.

Формировать

заботливое отношение к животным.

Дидактическая

игра

«Узнай

потешку»,

«Угадай,

из

какой

потешки

прочитан

отрывок?»

Настольно-печатные игры по мотивам

потешек (разрезные картинки, лото)

февраль

«Половичку

курочка

веничком метет»

Разучивание

потешки

«Наша-то

хозяюшка сметлива была»

«Теремок»

Знакомство со сказкой «Теремок».

Настольно

печатные

игры

по

русским

народным

сказкам

(разрезные картинки, лото)

Повторение

знакомых

сказок

Дидактические игры «Угадай сказку»,

«Из какой сказки герой»

март

«Приди,

весна,

с

радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна

красная!»

«Петушок-

золотой

гребешок»

Знакомство

детей

с

новым

персонажем

Петушком.

Разучивание потешки о петушке

«Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина

избушка»

апрель

«Сорока

белобока

кашу варила»

Знакомство с предметами обихода –

глиняным горшком

«Здравствуй, солнышко

– колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко.

«Бывает - не бывает»

Закреплять

умение

правильно

называть

детёнышей

животных.

Продолжать учить использовать в

речи понятия «один» и «много»

май

«Божья коровка»

Знакомство

с

потешкой

«Божья

коровка»

«Переполох на дворе у

бабушки Даши»

Закрепить

знание

отличительных

особенностей

домашних

и

диких

животных. Формировать заботливое

отношение к животным.

«Солнышко встаёт»

Обыгрывание

потешки

«Вот

как

солнышко встаёт»

Список литературы:

1.

Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева,

М.Д. Маханева. – СПБ.: Детство – Пресс, 2000. – 304с.

2.

Постникова Н.В., «В гостях у бабушки Даши»// Ребёнок в детском саду

№ 4,2007.-стр. 34-37.



В раздел образования