Автор: Салтанова Надежда Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления №10 "Орлёнок"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет через организацию кружковой деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы
учителя-логопеда
МДОУ «Детский сад присмотра и
оздоровления №10 «Орлёнок»
Салтановой Надежды Васильевны
Развитие фонематического слуха
у детей 4-5 лет
через организацию кружковой деятельности
2019
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребенок слышит
звуки окружающего мира: музыку, щебетание птиц, шелест травы, шум
ветра, журчание воды, видит артикуляционные движения губ взрослых и
пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с
многообразием звучания фонем родного языка: одни и те же звуки
совершенно по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и
женщинами.
Каждый человек имеет индивидуальные особенности произношения
звуков: один говорит тихо, другой — громко; ребенок произносит звуки
звонким, высоким голосом, а взрослый мужчина — низким и хриплым и т.д.
Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы.
Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение с взрослыми,
получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами
поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их,
ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка:
Установлено, что уже на ранних этапах развития речи ребенок
улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний
малыш, не произнося еще правильно звуки родного языка, тем не менее
способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое
явление возможно благодаря наличию фонематического слуха.
Долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая
сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика
опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие
речи
рассматривалось
через
призму
развития
моторики,
мелких
артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой
стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи
никто не уделял внимания.
Впервые
понятие «фонема» ввел Л. С. Выготский:
доказал, что
единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой
фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы
фонем, а не путем накопления отдельных звуков.
Фонема – это не просто звук, а значащий звук, т.е. восприятие фонемы
происходит только на фоне человеческой речи.
В современной педагогической, психологической и методической
литературе используются разные термины для обозначения фонематического
слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом
потоке отдельные звуки речи, обеспечивающую понимание слов и их
значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно.
Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха»
как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью
осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих
звуковую оболочку слова».
Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции:
• способность
слышать
есть
данный
звук
в
слове
или
нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы,
расположенные
в
разной
последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Понятие
«фонематический
слух»
следует
отличать
от
понятия
«фонематическое восприятие».
Несколько
позже
Д.Б.
Элькониным
был
введен
термин
«фонематическое восприятие». Ученый обратил внимание, что для овладения
навыками чтения и письма недостаточно одного фонематического слуха и
детей необходимо
специально обучать
фонематическому восприятию -
специальным
умственным
действиям
по
дифференциации
фонем
и
установлению
звуковой
структуры
слова,
которое
включает
в
себя
следующие операции:
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу,
середине или концу;
- осознание количества звуков в слове.
Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха
ребенка важно уже в дошкольном возрасте, так как недоразвитие этого слуха
является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к
дисграфии — нарушению письма, характеризующегося наличием стойких
ошибок, и дислексии — нарушению процесса чтения.
Р.Е.Левина считает, что недостатки произношения фонем могут быть
связаны с недоразвитием фонематического слуха. В то же время недостатки
произношения фонем в тех случаях, кода они выражаются в замене или
смешении в словах, могут сами затруднять формирование фонематического
слуха.
В соответствии с основной образовательной программой дошкольного
образования задачи, направленные на развитие у детей фонематического
слуха педагоги групп решают, начиная с младшего дошкольного возраста
через непрерывную образовательную деятельность по развитию речи,
совместные речевые игры. Организация кружковой деятельности позволяет
подготовить воспитанников к более успешному освоению грамотой в
старшем дошкольном возрасте, т.к. фонематический слух является важным
для формирования звуковой аналитико-синтетической активности.
В связи с этим, целью данной работы стало создание эффективных
условий коррекционно–педагогической работы, способствующих развитию
фонематического слуха
у детей 4-5 лет через организацию кружковой
деятельности.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы
следующие
задачи:
1)
Провести
теоретический
анализ педагогической
и методической
литературы, изучить методики работы по развитию фонематического слуха у
детей дошкольного возраста;
2)
Выявить уровень развития фонематического слуха у детей 4-5 лет;
3)
Разработать и апробировать систему занятий, направленную на
развитие фонематического слуха;
4)
Адаптировать, разработать игры и упражнения с учетом возрастных
особенностей детей;
5)
Сравнить и проанализировать полученные результаты.
Работа по решению поставленных задач велась поэтапно.
На
первом
подготовительном
этапе
мною
была
изучена
педагогическая и методическая литература, что позволило осуществить
отбор диагностических методик, определить условия и пути коррекционно-
педагогической работы по развитию фонематического слуха, подобрать и
адаптировать дидактический, речевой и наглядный материал с учетом
возрастных особенностей детей.
Учитывая цели и задачи, поставленные в данной работе, было
проведено исследование особенностей развития фонематического слуха
детей 4-5 лет (приложение 1). В результате диагностики были получены и
проанализированы следующие данные:
- умение различать коррелирующие фонемы из групп свистящих и
шипящих(са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих(да-та, па-ба, и т. д.),
сонорных(ра-ла, ри-ли и т. д.), мягких и твердых(са-ся, ла-ля и т. д.) путем
повторения оппозиционных слогов;
-
умение различать слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
- умение слышать звук в цепочке других похожих с заданным звуком
по каким-либо признакам, затем
слогов, среди которых встречается
заданный звук, затем слов по такому же принципу.
Выявленный
результат
свидетельствовал
о
недостаточной
сформированности у детей фонематического слуха. 43 % (10 детей) от
общего
количества
участвовавших
в
эксперименте
23
детей
имеют
показатели ниже среднего уровня развития фонематического слуха.
Получив сведения о качественном развитии исследуемой функции, был
начат основной этап работы, включающего в себя:
1)
создание и последующее обогащение предметно-развивающей среды;
2)
коррекционно-развивающую работу с детьми;
3)
взаимодействие с воспитателями группы;
4)
сотрудничество с родителями.
Работа
проводилась
на
основе
разработанной
программы
дополнительной
образовательной
деятельности
с
детьми
4-5
лет
«Речевичок», педагогическая целесообразность которой состоит в создании
благоприятных условий для интенсивного развития фонематического слуха
через использование
разнообразных приемов, методов, игр и игровых
упражнений.
При
составлении
программы
были
использованы
методические
разработки Т.А.
Воробьёвой, О. И. Крупенчук, М.Ю. Картушиной, Н.В.
Нищевой, Н.В. Дуровой , Е.Н. Краузе., Е.А. Савельевой и других авторов а
также собственные методические разработки и пособия автора программы.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных
инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции
речевых нарушений у детей.
Коррекционно-развивающая работа с детьми осуществлялась один раз
в неделю во второй половине дня с воспитанниками средней
группы,
имеющих показатели развития фонематического слуха ниже среднего уровня
(10 детей).
В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
к
условиям
реализации образовательного процесса были созданы специальные условия
для игровой деятельности, способствующие активному включению детей в
данный вид деятельности (свободное и добровольное включение детей в
игру, понимание ими смысла, содержания и правил игры, положительное
влияние на все сферы личности ребенка, достаточное количество времени
для
игры
и
наличие
необходимого
материала,
осуществление
своевременного изменения игровой среды с учетом обогащающегося
жизненного и игрового опыта детей в соответствии с их интересом и
настроением).
Занятия строились в форме единой сюжетной линии. Главный герой
занятий кружка -
старичок Речевичок, который знакомил детей с
различными
художественными
произведениями:
русскими
народными
сказками («Три медведя», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь»
и
др.),
сказками
народов
мира
(«Колосок»,
«Горшок
каши»,
«Три
поросенка»), произведениями С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»,
В.И. Сутеева «Кто сказал мяу?», К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Чудо-
дерево», «Федорино горе».
Эти персонажи произведений оживляли
эмоциональное общение с детьми. Вовлечение детей в сюжет становилось
для детей эмоционально значимым, позволяло раскрыть их личностные
качества,
преодолеть
речевой
негативизм,
воспитывать
чувство
взаимопомощи.
Частая смена сюжета, персонажей
и, соответственно,
новизна заданий увеличивала степень концентрации внимания, снижала
утомляемость детей на занятиях.
В содержание занятий помимо упражнений и игр на развитие
слухового восприятия, фонематического слуха были включены следующие
виды работы:
артикуляционная гимнастика;
дыхательные упражнения;
упражнения на развитие темпа, ритма и коррекции речи и движений
с музыкальным сопровождением;
игры для развития мелкой моторики рук;
лексико-грамматические упражнения;
упражнения на расслабление (релаксация).
Для снятия мышечного и нервного напряжения использовались
нетрадиционные
методы,
такие
как
элементы
Су-джок
терапии,
самомассаж кистей рук массажными мячиками, кинезиологические
упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применялись
средства ИКТ.
Наиболее
интересным
для
детей
было
то,
что
они
являлись
непосредственными
участниками
каждой
истории,
рассказанной
старичком Речевичком.
Например, в сказке «Три медведя» дети отгадывали, за кого из
персонажей сказки говорит взрослый и сами говорили за трех медведей,
изменяя высоту голоса; в сказке «Волк и семеро козлят» помогали козлятам
услышать шорох, когда волк ходил вокруг домика и шуршал (поднимали
голову, если услышат звук [ш] из ряда звуков, слогов); вместе с главным
героем сказки «Заюшкина избушка» угадывали голоса тех животных,
которые хотели помочь выгнать лису из жилища зайца; играя в игру «Ау!»
помогали Машеньке из сказки «Маша и медведь» выйти из леса.
Также детям предоставлялась возможность изменять содержание
сказки. Так,
являясь участниками игровых действий сказки «Зимовье
зверей», детям было предложено обыграть не только взрослых зверей
зимовья, но и их детенышей
в игре «Карнавал» (детям раздавались
нагрудные знаки с изображением животного и их детенышей). Пара
животных (мама - детеныш), которых назовет педагог, выходят в центр
круга, имитируя голоса животных, разные по тональности и громкости.
Дальнейший интерес к игре поддерживался изменяемой игровой
ситуацией, когда необходимо по голосу узнать своего детеныша или свою
маму.
Играя в игру «Пчелы», имитируя полет пчел и произнося звук [з],
дети по очереди перемещались из одной стороны зала - «улья» на
противоположную - «поляну с цветами» - так изменялось содержание сказки
«Три медведя», когда главные герои возвращались домой с пасеки.
С целью поддержания активности детей, для решения поставленных
задач на занятиях использовался созданный мною наглядный материал
«Театр зверей», пособие «шумовые бутылочки», картотека авторских
артикуляционных сказок.
Между тем, в процессе реализации задач занятий, затруднения у детей
вызывали такие задания как выполнение кинезиологических упражнений,
саморегуляция речевого выдоха при выполнении дыхательных упражнений,
соотнесение речи с движением.
Нельзя оставить без внимания то, что изучив в процессе кружковой
работы
с детьми новые игры и упражнения,
необходимо было
систематически их повторять и закреплять на протяжении всего периода
работы.
Этот
вопрос
был
решен
через
осуществление
тесного
взаимодействия с воспитателями группы и с родителями воспитанников.
Для более успешного решения задач по развитию фонематического
слуха воспитателям была предложена разработанная мною картотека игр и
упражнений, даны рекомендации по использованию игр в организованной
образовательной деятельности, по созданию разнообразной развивающей
предметно- пространственной среды (насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, учитывающей
возрастные особенности детей).
Большое значение в работе над развитием фонематического слуха
уделялось сотрудничеству с родителями.
Были выбраны традиционные формы работы:
- письменные консультации «Главное - слушать», «Фонематический
слух - почему это важно?», «Сказка ложь, да в ней намек», «Дыхательные
упражнения и игры», «Кинезиологические упражнения …в чем польза?»;
- родительское собрание «Фонематический слух – это важно», целью
которого было раскрыть родителям значение фонематический слуха
в
речевом развитии детей, познакомить с программой кружка и основными
направлениями работы;
-
индивидуальное
консультирование
родителей
воспитанников,
имеющих сниженный фонематический слух.
С
целью
выявления
результатов
работы
по
развитию
фонематического слуха детей была проведена итоговая диагностика,
аналогичная предыдущей на заключительном этапе работы.
По результатам проведенной диагностики были сделаны выводы об
увеличении количества детей, имеющих показатели выше среднего уровня
развития фонематического слуха, на 70%.
Таким образом, на основании полученных диагностических данных
можно говорить о значительной динамике развития фонематического слуха
детей
через
организацию
кружковой
деятельности,
что
доказывает
положительный результат проведенной работы, доступность материала
освоению детьми.
Следовательно, разработанная система мероприятий явилась условием
эффективного
развития
фонематического
слуха
детей
4-5
лет:
дети
различают на слух и называют слова с определённым звуком, различают
слова, близкие по звучанию, выделяют заданный звук в звуковом потоке.
Представленный опыт работы может использоваться
в работе
педагогами
ДОУ
в
группах
общеразвивающей
и
компенсирующей
направленности.
приложение 1
Исследование особенностей развития фонематического слуха детей.
Задание №1.
Ребенку предлагается повторить цепочки слогов с оппозиционными
звуками:
групп свистящих и шипящих - са-ша, за-жа, са-за, ца-ча, ца-ща;
групп звонких и глухих - да-та, па-ба ,га-ка, са-за, фа-ва;
групп сонорных - ра-ла, ри-ли;
групп мягких и твердых - са-ся, ла-ля, за-зя.
Задание №2.
Показать ребенку похожие по звуковому наполнению картинки,
названия которых должны различаться только одним проверяемым звуком
(слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу):
коза — коса
мишка – миска
кошка – кочка
ложки – рожки
лак – рак
дочка – точка
почка - бочка
Задание №3.
Попросить ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный
звук – Послушай, где шипит змея?
Ш - с - ч - с – ш – ш – щ – с - ш; ша – са – чу – су – шу – шо – со – шо;
шутки – сутки – щетки – мяч – нос – нож[ш].