Автор: Кабак Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 136"
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над формированием навыков грамотного письма"
Раздел: начальное образование
Выполнила: Кабак Н.П.
Работа над формированием навыков грамотного письма.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков –
одна
из важнейших задач изучения русского языка в школе,
так как
грамотное
письмо
обеспечивает
точность
выражения
мыслей,
взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, насколько полно
будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит
будущее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая
грамотность, его способности усваивать родной язык в письменной форме.
Каждого учителя волнует эта тема. Ведь мы призваны обеспечить
формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться
результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в
определённой системе.
Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество
в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и
безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы.
Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости.
Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот
навык формируется в деятельности и является результатом многократных
действий.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить
детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во
время проверки своей работы.
Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических
единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль- вот что
необходимо для выработки грамотного письма. Но трудность заключается в
том , что эту работу нужно вести не поэтапно , а одновременно.
Приёмы, позволяющие не допускать ошибок, или быстро их находить и
исправлять.
1.
В
1
классе
при
обучении
грамоте
наряду со звуко-буквенным
анализом слова целесообразно проводить и такие упражнения:
«Какая буква лишняя?»
а, о, у, е; б, в, г, д, ж.
Учащиеся должны найти лишнюю букву, объяснить, почему эта буква
лишняя и правильно прочитать эту букву.
«Найди в парах слов одинаковые буквы»
Дина – дыня, лук – люк, мал – мял, нос – нес, забыл – забил.
Учащиеся должны найти одинаковые буквы, определить, какой звук
они обозначают. В этих же словах дети находят разные буквы, которые
обозначают один и тот же звук.
«Вставь в слова букву а или я».
М…со, м…ма, шл…па, л…па, В…ля, в…лый, Д…ша, д…дя.
Учащиеся
записывают
слова,
подчеркивают
буквы
гласных,
обозначающие мягкость согласных звуков.
«Подбор слова»
Вол - …, ров - …, лук - …, воз - …, рад - …, тук - …
Дети подбирают похожие слова, которые отличаются только мягкость
ю первого согласного звука.
2.
Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На
доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под
изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем
записывают предложение в тетрадь.
3.
Необходимо
с
1
класса
вести
такую
работу,
как,
письмо
с
проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое
слово орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя
слог и гласную в нем, во 2 и в 3 классах - по слогам, четко
проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной
частью в процессе письма.
4.
Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и
объясняет все орфограммы.
5.
Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую
зоркость. Например,
диктант «Проверяю себя». Ученики пишут
предложения под диктовку, а те слова, в написании которых
появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают
учителя, как нужно правильно написать то или иное слово, т.е. слово, в
написании которого они сомневались. И только после этого вставляют
нужную орфограмму.
6.
Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с
безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать
проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е.
обосновать орфограмму.
7.
Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по
столу
в
тот
момент,
когда
произносит
слово
с
какой-либо
орфограммой. Это постукивание заставляет
ученика думать и
вспоминать орфограмму.
8.
Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и
даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это
могут
быть
слова
с
проверяемой
безударной
гласной
и
с
непроизносимой согласной, и со звонкой или глухой согласной. Все
эти диктанты должны быть небольшими по объёму, состоящими из 2-3
предложений.
9.
Работая, учитель переходит к изучению все новых и новых тем. И вот
здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно
повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить
5 минут на повторение. При этом руководствоваться тем, что повторять
нужно только одну изученную ранее тему. Например, повторяем
правописание
разделительных
твердого
и
мягкого
знаков.
В
понедельник учащиеся пишут 10 слов на данную тему с объяснением.
Во вторник эти же слова, но под диктовку, без объяснения. Учитель
проверяет и выписывает слова, в которых дети допустили ошибки. В
среду пишут слова, в которых были допущены ошибки, и новые слова.
В четверг пишут небольшой диктант,
насыщенный словами с
разделительными знаками. Учитель проверяет его и выписывает слова
с ошибками. Из этих слов он составляет новый диктант, который
учащиеся пишут в пятницу. Если ученики допускают снова ошибки,
значит, всю следующую неделю нужно заниматься повторением этой
же темы и не приступать к другой. Эта система работы допускает
различные варианты, которые каждый учитель может использовать по
своему усмотрению.
Все
эти
методические
приёмы
позволяют
предупредить
ошибки,
развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа,
самоконтроль.
Эта
система
работы
над
исправлением
ошибок
и
повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в
несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного
письма.