Напоминание

"Работа над формированием навыков грамотного письма"


Автор: Кабак Наталья Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 136"
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над формированием навыков грамотного письма"
Раздел: начальное образование





Назад




Выполнила: Кабак Н.П.

Работа над формированием навыков грамотного письма.

Формирование у школьников прочных орфографических навыков –

одна

из важнейших задач изучения русского языка в школе,

так как

грамотное

письмо

обеспечивает

точность

выражения

мыслей,

взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, насколько полно

будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит

будущее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая

грамотность, его способности усваивать родной язык в письменной форме.

Каждого учителя волнует эта тема. Ведь мы призваны обеспечить

формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться

результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с 1 по 4 класс в

определённой системе.

Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество

в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и

безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы.

Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости.

Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот

навык формируется в деятельности и является результатом многократных

действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить

детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во

время проверки своей работы.

Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических

единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль- вот что

необходимо для выработки грамотного письма. Но трудность заключается в

том , что эту работу нужно вести не поэтапно , а одновременно.

Приёмы, позволяющие не допускать ошибок, или быстро их находить и

исправлять.

1.

В

1

классе

при

обучении

грамоте

наряду со звуко-буквенным

анализом слова целесообразно проводить и такие упражнения:

«Какая буква лишняя?»

а, о, у, е; б, в, г, д, ж.

Учащиеся должны найти лишнюю букву, объяснить, почему эта буква

лишняя и правильно прочитать эту букву.

«Найди в парах слов одинаковые буквы»

Дина – дыня, лук – люк, мал – мял, нос – нес, забыл – забил.

Учащиеся должны найти одинаковые буквы, определить, какой звук

они обозначают. В этих же словах дети находят разные буквы, которые

обозначают один и тот же звук.

«Вставь в слова букву а или я».

М…со, м…ма, шл…па, л…па, В…ля, в…лый, Д…ша, д…дя.

Учащиеся

записывают

слова,

подчеркивают

буквы

гласных,

обозначающие мягкость согласных звуков.

«Подбор слова»

Вол - …, ров - …, лук - …, воз - …, рад - …, тук - …

Дети подбирают похожие слова, которые отличаются только мягкость

ю первого согласного звука.

2.

Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На

доске записано предложение. Ученики «зажигают» огоньки под

изученными орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а затем

записывают предложение в тетрадь.

3.

Необходимо

с

1

класса

вести

такую

работу,

как,

письмо

с

проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое

слово орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя

слог и гласную в нем, во 2 и в 3 классах - по слогам, четко

проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной

частью в процессе письма.

4.

Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и

объясняет все орфограммы.

5.

Некоторые виды диктантов позволяют развить орфографическую

зоркость. Например,

диктант «Проверяю себя». Ученики пишут

предложения под диктовку, а те слова, в написании которых

появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают

учителя, как нужно правильно написать то или иное слово, т.е. слово, в

написании которого они сомневались. И только после этого вставляют

нужную орфограмму.

6.

Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с

безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать

проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е.

обосновать орфограмму.

7.

Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по

столу

в

тот

момент,

когда

произносит

слово

с

какой-либо

орфограммой. Это постукивание заставляет

ученика думать и

вспоминать орфограмму.

8.

Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и

даёт задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это

могут

быть

слова

с

проверяемой

безударной

гласной

и

с

непроизносимой согласной, и со звонкой или глухой согласной. Все

эти диктанты должны быть небольшими по объёму, состоящими из 2-3

предложений.

9.

Работая, учитель переходит к изучению все новых и новых тем. И вот

здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно

повторять ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить

5 минут на повторение. При этом руководствоваться тем, что повторять

нужно только одну изученную ранее тему. Например, повторяем

правописание

разделительных

твердого

и

мягкого

знаков.

В

понедельник учащиеся пишут 10 слов на данную тему с объяснением.

Во вторник эти же слова, но под диктовку, без объяснения. Учитель

проверяет и выписывает слова, в которых дети допустили ошибки. В

среду пишут слова, в которых были допущены ошибки, и новые слова.

В четверг пишут небольшой диктант,

насыщенный словами с

разделительными знаками. Учитель проверяет его и выписывает слова

с ошибками. Из этих слов он составляет новый диктант, который

учащиеся пишут в пятницу. Если ученики допускают снова ошибки,

значит, всю следующую неделю нужно заниматься повторением этой

же темы и не приступать к другой. Эта система работы допускает

различные варианты, которые каждый учитель может использовать по

своему усмотрению.

Все

эти

методические

приёмы

позволяют

предупредить

ошибки,

развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа,

самоконтроль.

Эта

система

работы

над

исправлением

ошибок

и

повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в

несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного

письма.



В раздел образования