Автор: Селищева Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №235
Населённый пункт: г .Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: "Технологии формирования социально-коммуникативных компетентностей у старших дошкольников с нарушениями речи."
Тема: "Планирование совместной деятельности по формированию знаний правил дорожного движения и личной безопасности в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ."
Раздел: дошкольное образование
ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ И ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (в подготовительной к
школе группе для детей с ОВЗ)
Обеспечение здоровья детей - основная цель. Главная задача цивилизованного общества. Правила дорожного движения
едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны "взрослым" языком без всякого расчета на детей. Поэтому
главная задача взрослых - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл,
опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только нашими совместными усилиями,
используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со
сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно остро, так как всякая практическая
работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования
системы мероприятий должна приносить ощутимые результаты .В практику дошкольных учреждений в настоящее
время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у
ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных ,а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте. Рост
количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности
транспортных потоков .Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной
задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге
необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком,
впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно
связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности ,как внимание,
ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях. В условиях роста интенсивности движения
автомобильного транспорт а особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на доporax. Для
реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных
происшествий с их участием ,существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к
условиям безопасного дорожного движения. Поэтому мы предлагаем свою систему работы по ознакомлению старших
дошкольников с ОВЗ с правилами дорожного движения. Мы ориентировались на принципы построения развивающей
среды:
- Принцип дистанции (В игровой зоне должна быть дистанция дальнего и ближнего взаимодействия, а также место
уединения);
- Принцип активности (Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создана таким образом, чтобы вызвать у детей
познавательный интерес);
- Принцип стабильности (т.к. меняются интересы и потребности детей ,должна меняться и окружающая их среда);
другу);
- Принцип зонирования (Дети должны заниматься, играть, не мешая друг
- Принцип открытости (Родители активно участвуют в образовательном Процессе).
Использование данного планирования способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного
движения ,закреплению умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению ,развитие чувства контроля,
самоконтроля ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки
Сроки
Задачи
Совместная деятельность
Работа с
родителями
Развивающая
среда
сентябрь
Тема «Правила уличного
движения»
1.Закрепить с детьми правила
уличного движения: знать,
1.Беседа «История транспорта»
2.Чтение стихотворения
Я.Пищумов «Азбука города».
3.Составление памятки «Правила
1.Родительское
собрание «Чтобы
беда не прокралась
в ваш дом»
1.Макет
светофора
2.Оборудование к
с/ игре «Улица»
что люди ходят по тротуарам
переходят улицу по
переходам при разрешающем
сигнале светофора; детям
играть у мостовой и на
тротуаре нельзя; транспорт
ездит по правой стороне
мостовой; знать назначение и
сигналы светофора; уметь
определять по сигналу
светофора , в каком
направлении разрешено
движение транспорта и
людей.
поведения на улице, которые
должен знать каждый пешеход»
4.П/и «Светофор»
5.П/и «Самый быстрый»
6.П/и «Светофор и скорость»
7.Д/и «Викторина»
8.Д/и «Светофор»
9.Целевая прогулка «Светофор -
наш друг»
10.С/р игра «Улица»
11.Рисование «Безопасные места
для перехода улицы.»
12.Игра «Поймай мяч»
13.Чтение рассказаМ.Ильин
«Машины на нашей улице»
14.Работа со схемами «Помоги
герою перейти улицу. Дорисуй все
необходимое»
15.Игра – инсценировка «Красный,
желтый, зеленый»
2.Анкета «Я и мой
ребенок на улицах
города»
3.Памятка
«Родитель – пример
для подражания для
своего ребенка»
4.Рекомендации для
родителей:
-Сходить с
ребенком к
перекрестку.
-Отправляя ребенка
на улицу, уточнять
место игры.
-Закрепить правила
перехода через
проезжую часть .
3.Выстовка
рисунков
«Улица»
4.Памятка «Что
должны знать
ваши дети.»
Октябрь
Тема « Дорожные знаки»
1.Закрепить правила
поведения на улице;
вспомнить известные
дорожные знаки – переход;
познакомить с новыми
знаками – «зебра», внимание,
1.Беседа «Зачем нужны дорожные
знаки»
2.Н/и «Дорожные знаки»
3.Игра «Поймай мяч»
4.Чтение стихотворения А.
Дмоховский «Чудесный островок».
5.Организация выставки знаков
1.Придумать дома с
детьми свой
дорожный знак
2.Рекомендации для
родителей:
-Обращать
внимание детей на
1.Набор
дорожных знаков
2.Н/и «Дорожные
знаки»
3.Плакат
«Дорожные
знаки»,
осторожно, дети.
2.Научить понимать и
различать дорожные знаки,
предназначенные для
пешеходов и водителей.
3.Формировать умение
правильно реагировать на
дорожные знаки.
4.Вырабатывать навык
осознанного поведения на
дороге.
5.Развивать внимание и
наблюдательность.
дорожного движения
6.Беседа «История появления в
России дорожных знаков
7.П/и – эстафета «Остановка
общественного транспорта»
8.Игра «Исправь ошибку» (в
стихотворении)
9. П/и «К своим знакам»
10.Д/и «Слушайся регулировщика»
11.Беседа «Правила поведения в
общественном транспорте»
12.Целевая прогулка
«Перекресток»
13.Чтение стихотворения С
Михалкова «Скверная история.»
14.Игра – тренинг «Расставь
правильно дорожные знаки »
15.Конструирование «Мосты».
дорожные знаки на
улице
-Закрепить
дорожный знак
«переход»
3.Памятка
«Обучение детей
наблюдательности
на улице.»
«Дорожная
азбука»
4.Выставка
дорожных знаков,
изготовленных
детьми
Ноябрь
Тема «Запрещающие
знаки»
1.Закрепить у детей знания
правил дорожного движения;
познакомить детей со
знаками, обозначающими
пешеходные переходы.
1.Беседа «Запрещающие знаки»
2.Загадывание загадок о
запрещающих знаках.
3.Беседа «История развития
города»
4.П/и «Мы выходим со двора»
5.С/р игра «Журналисты» -
.1 Рекомендации
для родителей:
-Учить переходить
проезжую часть
только там, где
хорошо
просматривается
Оборудование для
обыгрывания
проблемных
ситуаций
2. Выставка
рисунков «Свой –
чужой»
2.Расширять знания о
правилах поведения детей на
улице.
3.Довести до сознания детей,
к чему может привести
нарушение правил
дорожного движения.
4.Воспитывать у детей
внимание,
сосредоточенность, чуткость,
отзывчивость, умение
оказывать помощь другому.
«Интервью – что я знаю о своем
городе»
6.Организация фотовыставки «Что
я знаю о своем городе»
7.Изготовление карты-схемы «Мой
микрорайон»
8.Чтение рассказа В.Клименко
«Кто важнее всех на улице»
9.Чтение стихотворения
«Улица,где все спешат»
И.Серякова.
10.Д/и «Собери дорожный знак.»
11.Рисование запрещающих
знаков.
12.П/и «Умелый пешеход»
13.П/и «Бегущий светофор»
14.Рисование «Моя улица»
15.Сюжетно-ролевая игра «Гараж»
16.Тренинг «Оказание первой
помощи при травме»
17.Коллективное решение
кроссвордов.
обе стороны дороги
-Объяснить ребенку,
что если произошла
травма, то следует
обратиться за
помощью к
взрослому
-Учить ребенка
оказывать первую
помощь себе и
окружающим,
соблюдая правила
санитарии и
гигиены.
2.Рисование с
детьми
иллюстраций к
ленте времени
«Город древний –
город молодой»
Декабрь
Тема «Предписывающие
знаки»
1.Дать представление о
транспорте разного вида
(грузовом, пассажирском,
воздушном, водном).
1.Беседа «Предписывающие знаки
на дорогах»
2. «В гостях у Бабушки-
Загадушки» (загадки о транспорте)
3.Игра «Найди ошибку на рисунке
транспорта с недостающими
Рекомендации для
родителей:
-Не разрешайте
детям кататься на
санках с горки,
спуск с которой
1.Оборудование к
с/р игре
«Журналисты»
2.Выставка книг о
родном городе.
2.Закрепить правила
поведения на улицах города.
3.Закрепить знания об
основных видах наземного
транспорта (автобус,
троллейбус, трамвай,
легковой автомобиль,
грузовик)
4.Закрепить знания об
основных частях автомобиля
(кабина, кузов, колеса, руль)
5.Познакомить детей с
правилами поведения на
остановке пассажирского
транспорта.
6.Способствовать
формированию культуры
поведения в общественном
месте.
7.Способствовать развитию
координации движений
элементами»
4.Чтение стихотворения
С.Михалкова «Бездельник
светофор»
5.Тренинг «Дорога в школу»
6.С/р игра «Автобус»
7.Создание коллажа – памятки
«Кто из пассажиров больше всего
нуждается, чтобы ему уступили
место»
8.Игра «Поймай мяч»
9.Игра «Превратись в машину»
10.Развитие речи. Тема.
Составление рассказов по серии
картинок «Автобус»
11.Целевая прогулка к остановке
12.Видиофильм «Уроки за рулем»
13.Конструирование. Тема.
Транспорт.
14Чтение рассказа И. Серякова
Машина,которую рисовать
научили»
15.Рисование «Автобус будущего»
выходит на
проезжую часть
двора или улицы
-При проезде в
транспорте
покажите детям, как
лучше принять
устойчивое
положение (ноги
слегка расставлены,
правой рукой
держаться за
поручень)
-Познакомить детей
с указателем
«Аварийный выход»
3.Карта – схема
«Мой
микрорайон»
4. Выставка
старинного
транспорта.
5. Конкурс
рисунков
«Транспорт
будущего»
Март
Тема «Работа сотрудника
ГИБДД»
1.Дать начальные
представления о работе
полицейского –
1.Целевая прогулка «Наблюдение
за работой сотрудника ГИБДД»
2.Встреча с сотрудником ГИБДД
3.С/р игра «Полицейский на посту»
4.Чтение С. Михалкова «Дядя
1.Рекомендации для
родителей:
- Понаблюдать с
ребенком за работой
сотрудника ГИБДД
1.Н/и «Найди
ошибку»
2.Памятка
«Правила
поведения на
регулировщика.
2.Объяснить, в каких
условиях нужна его работа, а
так же значение жезла и
жестов регулировщика.
3.Разучить движение
регулировщика.
4. Формировать умение
самостоятельно вести
поисково-исследовательскую
деятельность, презентовать
ее результаты
Степа – милиционер»
5.Беседа «Из истории светофора и
появления на улицах городов
регулировщиков»
6.П/и «Жесты регулировщика»
7.Разучивание стихотворения
С.Михалкова «Моя улица»
8.Беседа «Кто регулирует
движение транспорта»
9.Д/и «Автотрасса»
10.Игровые ситуации «Кому и что
говорят сигналы»
11.Чтение Н.Носова
«Милиционер»
12.Развитие речи. Тема.
Составление рассказов по опорным
словам (дорога, пешеход, знак,
машина)
13.Рисование «Дядя Степа –
милиционер»
14. Подготовка лит.монтажа
«Дядя Степа и Авария» - его
презентация для малышей
15. Мини –проект «Колесо истории
службы ГАИ»
2.Консультация
«Безопасность
малыша на дороге»
Конкурс
«Презентация для
детей «В гости к
светофорику»
3. Привлечь
родителей к
реализации проекта
остановке
маршрутного
транспорта»
3.Оборудование к
с/р игре
«Автобус»
4.Коллаж «Кто из
пассажиров
больше всего
нуждается, чтобы
ему уступили
место»
Январь
Тема «Информационно-
указательные знаки »
1.Продолжать знакомить
детей с информационно-
указательными знаками.
1.Беседа «Об информационно-
указательных знаках»
2.Игра – тренинг»Объясни…»
3Рассказы детей по плану – схеме
«Безопасный маршрут от дома до
1.Составить план -
схему «Безопасный
маршрут от дома до
детского сада»
1.Оборудование к
с/р игре
«Полицейский на
посту»
2. Коллаж «Игры
2.Формировать умение
свободной ориентировки в
пределах ближайшей к
детскому саду местности.
детского сада»
4.Кукольный театр «Безопасные
ситуации во дворе»
5Игровая ситуация «Где играете в
хоккей, ответьте, дети, поскорей»
6.Чтение рассказа
Б.Житкова«Светофор .»
7Заучивание стихотворения
О.Бедарева «Азбука безопасности
движения »
8 П/и «К своим флажкам»
9 .П/и «Мяч в корзину»
9 .Д/и «Пешеходы и водители», Я
иду через дорогу ,Умелый пешеход
10 Конструирование «Автобус »
11 Чтение осторожной сказки
«Волшебный мяч»
12.Составление памятки «Учись
быть осторожным»
13Беседа на тему: Правила
пешеходов и пассажиров.
14Изготовление из
картона(бумаги) информационно-
указательных знаков.
Совместно с детьмию
2.Памятка для
родителей:
Обучение
дошкольников
безопасному
поведению на
улице.
детей во дворе»
Февраль
Тема «Знаки сервиса в
черте города»
1.Познакомить детей со
знаками сервиса.
2.Научить детей правилам
1.Веселые старты
2.Чтение стихотворения
В.Кожевникова И. Лешкевич
Гололёд»
3.Проблемные ситуации,
1. Рекомендации
для родителей:
-Расскажите о
сигналах, которые
подает
1.Планы – схемы
детских дворов.
2.Планы – схемы
«Безопасные
маршруты от
поведения в разных опасных
ситуациях, которые могут
возникнуть в городских
условиях .
3. Пропаганда знаний по
правилам поведения на
дорогах
4. Формировать умение
самостоятельно вести
поисково-исследовательскую
деятельность, презентовать
ее результаты
возникающие при катании на
велосипеде.
4.Беседа «Маленькие
велосипедисты»
5.Чтение рассказа «Зайка –
велосипедист»
6.Разучивание стихотворения
С.Михалкова «Велосипедист»
7.Коллективная работа – коллаж
«Я еду, еду, еду…»
8.Д\и «Теремок»
9.П/и «Цветные автомобили»
10. С/и «В гости к Айболиту»
11. С/р игра «Мы – пешеходы»
12.Викторина «Что? Где? Когда?»
13. Беседа по ситуациям, опасным ,
связанные с падением, травмами
.
14.
Чтение «Про этот страшный
случай с Петей пускай узнают все
на свете»
15.Чтение стихотворения О.
Бедарева «Санки»
велосипедист при
повороте
-Если вы купили
ребенку велосипед,
покажите ему, как с
ним обращаться
-Объясните, где
можно кататься,
определите
наиболее
безопасное место
для катания
-Объясните, как
показать
направление
движения на
велосипеде.
-Учите объезжать
препятствия.
2. Предложить
принять участие в
реализации проекта
дома до детского
сада»
3.Куклы
кукольного театра
4. Выставка
рисунков
«Безопасный
добрый друг»
5.Памятка Если
ребёнок
потерялся на
улице,научите
его,как себя
вести…»
Май
Тема «Внешность человека
может быть обманчива»
1.Объяснить, что приятная
1.Проблемные ситуации «Глазами
ребенка»
2.Беседа «Человек приятной
1.Рекомендации для
родителей:
-Выучите с
1.Коллаж «Я еду,
еду, еду…»
2.Оборудование к
внешность незнакомого
человека не всегда означает
его добрые намерения
2.Рассмотреть и обсудить
типичные опасные ситуации
возможных контактов с
незнакомыми людьми на
улице
3.Научить ребенка правильно
вести себя в опасных
ситуациях
4. Формировать умение
самостоятельно вести
поисково-исследовательскую
деятельность, презентовать
ее результаты
внешности…»
3. «Узнай сюжет сказок и их
персонажей» - опиши характер
героев сказок
4.Рисование «Раскрась героев
сказки»
5.Беседа «Свой – чужой»
6.Творческое задание: рисование
«Свой – чужой»
7.Игра «Знакомый, свой, чужой»
8.Чтение стихотворения
К.Чуковского «Котауси и Мауси»
9.Чтение С.Маршака «Сказка о
глупом мышонке»
10.Тренинг - работа в парах «Свой,
чужой»
11.Чтение осторожной сказки
«Марта и Чичи в парке»
12.Игра «Похитители и
находчивые ребята»
13.Игра «Куда бежать, если за
тобой гонятся»
14.Проблемные ситуации «Чужой в
машине»
15. Мини-проект «Колесо истории
ПДД»
ребенком домашний
адрес, телефон,
имена родителей.
-Объясните ребенку,
кого можно назвать
чужим, а кого
своим.
2. Создание
проблемной
ситуации для детей
«Чужой в машине»
3. Привлечь
родителей в помощь
к реализации
проекта
с/р игре «Мы –
пешеходы»
3. Проект «Как
научить ребёнка
не попадать в
типичные
дорожные
«ловушки.»
Апрель
Тема: Виды перекрестков
1.Закрепить понятия
«пешеход», «тротуар»,
1.Беседа на тему «Перекресток»
2.Игра «Поймай мяч»
3.Чтение стихотворения «Если
1.Составить дома с
детьми памятку
«Лучший способ
1.Карточки с
изображением
перекрестков
«проезжая часть»,
«пешеходный переход»
2.Закрепить правила
перехода улицы по
пешеходному переходу
3.Формировать
представления о перекрестке
4.Отрабатывать навыки
движения через проезжую
часть в соответствии с
сигналами светофора
5.Учить правильно
переходить перекресток
6.Формировать модель
безопасного поведения на
перекрестке
видишь перекресток…»
4.П/и «Пешеходный переход»
5.Разгадывание кроссворда с
ключевым словом «перекресток»
6.Экскурсия к перекресткам
разного вида
7.Игра – тренинг «Перейди
перекресток»
8.Рисование «Мой знакомый
перекресток»
9.Инсценировка «Лесной
перекресток»
10.Игра «Нарушители»
11.Д/и «Наша улица»
12.Д/и «Логические дорожки»
13. Беседа по ситуациям, опасным
для самих детей, если они катаются
на велосипеде, роликах по
проезжей части улицы или двора.
сохранить свою
жизнь на дорогах –
соблюдать Правила
дорожного
движения»
разного вида
2.Костюмы и
оборудование к
инсценировке
3.Выставка
рисунков «Мой
знакомый
перекресток»
4.Кроссворд о
перекрестке
5. Конспект
«Правила
дорожные знать
обязаны».